Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (младший дошкольный возраст)
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание патриатических чувств. Развитие интереса к устному народному творчеству. Воспитывать уважение и гордость за народное искусство своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 323.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка — детский сад № 15 «Семицветик»
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством.
(младший дошкольный возраст)
Составил: воспитатель высшей квалификационной категории Л.А.Демидова
г. Озёрск, 2019г.
Сентябрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Деток ждёт изба» Содержание: Первое посещение избы. Знакомство с предметами избы: печь, стол, лавки, полки, колыбелька. Задачи: Обучающие: Расширять знания об окружающем. Дать понятие о свойствах и назначении предмета. Развивающие: Развивать речь, любознательность, внимание. Воспитывающие: Воспитывать интерес к предметам деревенской «избы». | Тема: «Урожай собирай» Содержание: Знакомство с деревянным корытцем, сечкой. Загадывание загадок об овощах. Задачи: Обучающие: Познакомить с предметами обихода (корытцем, сечкой). Развивающие: Развивать речь, мышление, сообразительность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Во саду – ли, в огороде» Содержание: Драматизация сказки «Репка». Знакомство с предметами одежды деда, бабки, внучки. Задачи: Обучающие: Познакомить с цветным платком, фартуком, шапкой – ушанкой, веночком. Развивающие: Развивать речь, память, воображение. Воспитывающие: Воспитывать желание участвовать в драматизации сказки. | Тема: «Чугунок стоит – в нём картошечка дымит» Содержание: Знакомство с чугунком, с его качеством и назначением. Закрепление знаний об овощах. Задачи: Обучающие: Познакомить с предметом «избы» чугунком. Развивающие: Развивать память, речь, мышление. Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к предметам старины. | Выставка детских работ «Золотая осень». Конкурс среди родителей «Самый интересный овощ». Д/и «Вершки и корешки». Драматизация сказки «Репка». Русские народные игры: «Репка», «Огородник». Совместная выставка работ на тему: «Домашняя утварь». Хоровод «Мы на луг ходили». Пополнение уголка «Ряженья» русскими нарядами. |
Октябрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Котик – котик – киска» Содержание: Знакомство детей с обитателем «избы» - котом. Заучивание потешки «Как у нашего кота». Задачи: Обучающие: Расширять знания о домашних животных. Развивающие: Развивать речь, память; умение отвечать на вопросы. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Стоит чудо – сундучок» Содержание: Знакомство с сундучком. Загадывание загадок о домашних животных. Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить с интерьером избы. Развивающие: Развивать речь, сообразительность, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к малым формам фольклора. | Тема: «Уж ты, котенька – коток» Содержание: Знакомство детей с глиняным горшком (крынкой). Заучивание потешки «Уж ты, котенька – коток». Задачи: Обучающие: Познакомить детей с предметом избы (крынкой). Развивающие: Развивать речь, любознательность, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству, усидчивость. | Тема: «Сорока – белобока кашу варила» Содержание: Знакомство с предметом обихода (корчагой) глиняным горшком. Разучивание потешки «Сорока – белобока». Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Развивающие: Развивать память, речь, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к малым формам фольклора. | Оформление с детьми уголка «Домашнее подворье». Привлечь родителей к подбору загадок о домашних животных. Закрепление потешек «Как у нашего кота», «Уж ты, котенька – коток», «Сорока – белобока». Народная п/и «Кот и мыши». |
Ноябрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Да на вышитой салфеточке самовар стоит, словно жар горит» Содержание: Знакомство детей с самоваром, его назначением. Чтение отрывка из сказки К. Чуковского «Федорино горе». Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Развивающие: Развивать любознательность у детей. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывающие: Воспитывать интерес к сказкам К.Чуковского. | Тема: «Спи младенец мой прекрасный» Содержание: Знакомство с колыбелькой (люлькой). Разучивание потешки «Баю, бай, ты собаченька не лай». Задачи: Обучающие: Познакомить с предметом обихода – колыбелькой. Развивающие: Развивать интерес к русской народной культуре. Развивать память, речь. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Весёлые ложки» Содержание: Знакомство детей с деревянными ложками. Д/и «Чья это ложка?» по сюжету сказки «Три медведя». Чтение сказки «Три медведя». Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить с домашней утварью. Развивающие: Развивать речь, внимание, память. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Мишкин коробок» Содержание: Знакомство детей с берестяным коробком. Чтение сказки «Маша и медведь». Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить с народными промыслами. Развивающие: Развивать речь, память, внимание. Воспитывающие: Воспитывать усидчивость, интерес к устному народному творчеству. | Рассматривание иллюстраций: «Дикие животные и их детёныши». Дидактическая игра «Рассели животных по хаткам». Кукольный театр «Маша и медведь». Русские народные игры: «Волк в лесу», «Медведь». Совместная выставка рисунков по мотивам сказки «Три медведя». |
Декабрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Скачет сито по полям» Содержание: Знакомство детей с ситом, с его назначением. Рассматривание иллюстраций по сказке «Федорино горе». Чтение отрывка из сказки. Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить с домашней утварью. Развивающие: Развивать речь, внимание, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к сказкам К.Чуковского. | Тема: «Уж ты, белая березонька» Содержание: Знакомство с дровами из березы. Закрепление знаний у детей о деревьях (берёза, тополь, клён). Задачи: Обучающие: Расширять знания о деревьях. Развивающие: Развивать речь, внимание, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать усидчивость у детей. | Тема: «Зимушка-зима» Содержание: Рассматривание иллюстраций о зиме. Заучивание стихотворения о зиме «Белый снег пушистый». Задачи: Обучающие: Расширять знания о временах года. Развивающие: Развивать речь, воображение, память. Воспитывающие: Воспитывать усидчивость у детей. | Тема: «Уж ты, лисонька - лиса» Содержание: Знакомство детей со скалкой. Рассматривание иллюстраций и чтение сказки «Лисичка со скалочкой». Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить с домашней утварью. Развивающие: Развивать речь, любознательность, память. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Рассматривание иллюстраций на тему: «Зима». Разучивание стихотворений о зиме. Словесная игра: «Какими словами называют зимушку?» Новогодние игры: «В углы», «Бабка Ёжка». Драматизация сказки «Лисичка со скалочкой». Рисование «Роспись посуды». |
Январь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Каникулы | Каникулы | Тема: «Чудо - помощники» Содержание: Знакомство с коромыслом, деревянными вёдрами. Рассматривание иллюстраций по сказке «По щучьему велению». Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить с предметами деревенской избы. Развивающие: Развивать речь, любознательность, память. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Бабушкины помощники» Содержание: Знакомство с деревянным корытом и стиральной доской. Рассматривание иллюстраций по сказке «Федорино горе» К.И. Чуковского. Чтение отрывка из сказки «Федорино горе» К.И. Чуковского. Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить с предметами деревенской избы. Развивающие: Развивать речь, любознательность, память. Воспитывающие: Воспитывать интерес к сказкам К.Чуковского. Воспитывать усидчивость у детей. | Театральные этюды: «Бабушка Федора радуется», «Бабушка Федора плачет». Русские народные игры «Два мороза», «Царь горы». Конкурс рисунков среди родителей «Предметы быта деревенской избы». Лепка «посуда». Подбор иллюстраций по сказке «Федорино горе». |
Февраль
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Печка, печка, матушка» Содержание: Знакомство с заслонкой, ухватом, кочергой. Чтение сказки «Гуси – лебеди». Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить с домашней утварью. Развивающие: Развивать речь, память, внимание, желание повторять вместе с воспитателем отдельные словосочетания. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Половичку веничком собачка метет» Содержание: Знакомство с берёзовым веником, половиками. Заучивание потешки «Наша – то хозяюшка сметлива была». Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить с предметами деревенской избы. Развивающие: Развивать память, речь, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Стой мой козлик» Содержание: Знакомство с обитателем избы – козликом. Заучивание потешки «Привяжу я козлика». Задачи: Обучающие: Закреплять знания о домашних животных. Развивающие: Развивать речь, внимание, память. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Прялка - чудесница» Содержание: Знакомство с прялкой, веретеном. Чтение отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Задачи: Обучающие: Расширять знания о предметах старины. Развивающие: Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя. Развивать речь, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать усидчивость у детей. Воспитывать бережное отношение к предметам. | Драматизация сказки «Гуси-лебеди». Этюды на тему «Встреча девочки с печкой, яблоней, речкой». Заучивание потешек. Народная игра «Гуси – гуси». Привлечь родителей к приобретению раскрасок по сказке «Гуси – лебеди». |
Март
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Тёплые вещички» Содержание: Знакомство с шерстью, пряжей, клубком. Закрепление знаний об одежде. Задачи: Обучающие: Закреплять знания о домашних животных. Развивающие: Развивать речь, память, мышление. Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к предметам. | Тема: «Вот какая мама» Содержание: Этическая беседа «Моя любимая мама». Чтение стихотворения Е. Благининой «Вот какая мама». Задачи: Обучающие: Расширять знания о членах семьи. Развивающие: Развивать память, речь, мышление, умение составлять небольшой описательный рассказ о маме. Воспитывающие: Воспитывать любовь и уважение к матери. | Тема: «Масленица – наша гостья дорогая» Содержание: Знакомство детей с праздником «Масленица». Чаепитие с блинами в «избе». Задачи: Обучающие: Расширять знания о народных праздниках. Развивающие: Развивать речь, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры. | Тема: «Ой! Вы лапти мои» Содержание: Знакомство с лаптями. Слушание песенки «Ой, вы лапти мои». Закрепление знаний об обуви. Задачи: Обучающие: Расширять знания о предметах старины. Развивающие: Развивать речь, память, музыкальный слух. Воспитывающие: Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры, к музыкальным произведениям. | Разучивание стихов на тему: «Моя любимая мама». Изготовление подарков к празднику 8 Марта. Пение песен о маме, бабушке. Привлечь родителей к чаепитию. Рисование «Раскрась варежку». |
Апрель
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Да, здравствует мыло душистое!» Содержание: Знакомство с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка». Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить с предметами старины. Развивающие: Развивать речь, память, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры, устному народному творчеству. | Тема: «Петя, Петя - петушок» Содержание: Знакомство с новым персонажем «избы» - петушком. Разучивание потешки «Петушок, петушок – золотой гребешок». Задачи: Обучающие: Расширять знания о домашних птицах. Развивающие: Развивать память, речь у детей. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Петина семья» Содержание: Знакомство с семьёй петушка. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Задачи: Обучающие: Закреплять знания о домашних птицах. Развивающие: Развивать речь, память, умение отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывающие: Воспитать интерес к художественной литературе. | Тема: «Трень – брень, гусельки» Содержание: Знакомство с музыкальным народным инструментом – гуслями. Чтение сказки «Кот, петух и лиса». Задачи: Обучающие: Расширять знания о музыкальных инструментах. Развивающие: Развивать речь, память, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Народные игры: «Гори, гори ясно», «Золотые ворота». Драматизация сказки «Кот, петух и лиса». Закрепление потешек «Водичка, водичка», «Петушок, петушок – золотой гребешок». Подбор мелких игрушек «Домашние птицы». Лепка «Птичка». |
Май
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Пришла весна - красна» Содержание: Рассматривание иллюстраций о весне. Разучивание потешки «Весна». Задачи: Обучающие: Расширять знания о временах года. Развивающие: Развивать речь, память, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Избушка, избушка» Содержание: Рассматривание иллюстраций деревенской избы. Чтение сказки «Заюшкина избушка». Задачи: Обучающие: Расширять знания о деревенской избе. Развивающие: Развивать память, речь, мышление, сообразительность Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Здравствуй ясно солнышко» Содержание: Закрепление знаниё о приметах весны. Разучивание потешки «Солнышко – ведрышко». Задачи: Обучающие: Закреплять знания о приметах весны. Развивающие: Развивать речь, мышление, сообразительность, память. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «До свидания, милая избушка» Содержание: Закрепление знаний о предметах обихода «избы». Д/и «Назови предмет» Прощальное чаепитие в «избе». Задачи: Обучающие: Уточнить знания о предметах деревенской избы. Развивающие: Развивать речь, мышление, сообразительность, память. Воспитывающие: Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры. | Сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке». Драматизация сказки «Заюшкина избушка». Народные игры: «Чепуха», «Краски». Закрепление потешек «Весна», «Солнышко – вёдрышко». Привлечь родителей к чаепитию. |
Устное народное творчество, художественная литература
Вид | Название | Задачи |
Сказки | «Репка», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Лисичка со скалочкой», «По щучьему велению». | Обучающие: Продолжать знакомить с русскими народными сказками. Развивающие: Развивать связную речь, мышление, память, сообразительность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
Потешки | «Как у нашего кота» «Наша-то хозяюшка сметлива была» «Солнышко-вёдрышко» «Весна» «Водичка-водичка» «Петушок, петушок-золотой гребешок» «Сорока - белобока» «Уж ты котенька-коток» «Привяжу я козлика» «Баю, бай, ты собаченька не лай» | Обучающие: Приобщать детей к малым формам фольклора. Развивающие: Развивать память, мышление, речь. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
Сказка А.С.Пушкина Сказка К.И.Чуковского Рассказ К.Д.Ушинского Стихотворение Е.Благининой Стихотворение И.Суриков | «Сказка о царе Салтане» «Федорино горе» «Петушок с семьёй» «Вот какая мама» «Белый снег пушистый» | Обучающие: Познакомить со сказкой А.С.Пушкина, К.И.Чуковского. Развивающие: Развивать умение отвечать на вопросы. Развивать связную речь, память, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к художественной литературе. Воспитывать любовь и уважение к матери. |
ЛИТЕРАТУРА:
Е.С.Бабунова программа «Наш дом — Южный Урал» 2004г.
Детская литература. «Русские народные загадки и сказки» 1989г.
Детская литература. « Делу время, потехе час» 1988г.
В.Дацкевич «От зерна до каравая» Москва «Детская литература 1985г.
Жигулёв А. «Где труд — там счастье» 1959г.
Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» Москва 2008г
Б.В.Зубков издательство «Малыш» 1979г. «Как солнце в дом пришло»
Ивановская А. « День работой весел» 1986г.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Знакомство детей с устным народным творчеством» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
Науменко М.Г. «Ласковое слово, что солнышко в ненастье» 1979г.
Садовников Д.Н. «Загадки русского народа» 1960г.
Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. «Воспитание ребёнка в русских народных традициях» 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской национальной культуры
Перспективный план по приобщению детей к истокам русской национальной культуры для детей старшей группы....

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе
Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в средней группе...

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе
Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в старшей группе...

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в младшей группе
Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в младшей группе...
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (подготовительная к школе группа)
Цель:1. Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.2. Развитие интереса к устному народному творчеству.Задачи:Обучающие:1.Познакомить детей с интерьер...
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (старший дошкольный возраст)
Ознакомление с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. Воспитание патриатических чувств у детей....
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (средний дошкольный возраст)
Воспитание интереса к истокам русской народной культуры, устному народному творчеству....