Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (средний дошкольный возраст)
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Воспитание интереса к истокам русской народной культуры, устному народному творчеству.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка — детский сад № 15 «Семицветик»
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством.
(средний дошкольный возраст)
Составил: воспитатель высшей квалификационной категории Л.А.Демидова
г. Озёрск, 2019г.
Сентябрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Здравствуй, милая избушка». Содержание: Рассматривание иллюстраций об осени. Закрепить приметы осени. Заучивание стихотворения Плещеева «Осень наступила». Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить детей с явлениями природы. Развивающие: Развивать память, речь, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к малым формам фольклора, художественной литературе. | Тема: «Откуда хлеб пришел?». Содержание: Знакомство с пословицами о хлебе. Рассматривание колосков пшеницы, ржи, овса. Рассматривание серии картин «Откуда хлеб пришел». Задачи: Обучающие: Расширять знания детей о труде взрослых. Развивающие: Развивать память, связную речь, Воспитывающие: Воспитывать интерес к малым формам фольклора. Воспитывать бережное отношение к хлебу. | Тема: «Хлеб всему голова». Содержание: Знакомство с пшеницей, жерновами. Чтение стихотворения А. Кулешова «Колос» Задачи: Обучающие: Познакомить с предметом обихода (жерновами). Развивающие: Развивать связную речь, мышление, память. Воспитывающие: Воспитывать интерес к художественной литературе. | Тема: «Душистый хлебушек». Содержание: Познакомить с деревянным ситом, мукой, замешиванием теста. Рассматривание муляжей «Хлебобулочные изделия». Чтение рассказа В. Дацкевича «От зерна до каравая». Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить детей с домашней утварью (ситом). Развивающие: Развивать связную речь, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к хлебу. Воспитывать уважение к труду взрослых. | Разучивание стихотворений об осени. Привлечь родителей к подбору пословиц о хлебе. Закрепление пословиц о хлебе. Д/и «Расскажи о хлебе». Лепка хлебобулочных изделий из солёного теста для игры «Магазин». |
Октябрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Светит свет в окошке». Содержание: Знакомство с лучиной, свечой, керосиновой лампой. Чтение рассказа Б. В. Зубкова «Как солнце в дом пришло». Задачи: Обучающие: Формировать первичные представления об объектах окружающего мира. Развивающие: Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы. Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к предметам старины. | Тема: «Котик, котик – киска». Содержание: Закрепление знаний о домашних животных. Заучивание потешки «Пошел котик на торжок». Задачи: Обучающие: Расширять знания о домашних животных. Развивающие: Развивать связную речь, память; умение отвечать на вопросы. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Чудесный кувшин». Содержание: Знакомство со Скопинской керамикой. Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль». Задачи: Обучающие: Познакомить с предметами Скопинской керамики. Развивающие: Развивать связную речь, любознательность, умение отвечать на вопросы. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Корзинка с пирогами». Содержание: Знакомство с берестяной корзинкой. Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка». Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить с домашней утварью. Развивающие: Развивать связную речь, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к сказкам Ш.Перро. | Привлечь родителей к пополнению музея экспонатами. Подбор иллюстраций «Скопинская керамика». Драматизация сказки «Лиса и журавль». Повторение потешек про кота. |
Ноябрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Вкусный пирожок». Содержание: Настольный театр «Красная шапочка». Чаепитие с пирожками. Задачи: Обучающие: Расширять знания о предметах старины. Развивающие: Развивать связную, диалогическую речь, память. Воспитывающие: Воспитывать усидчивость у детей. Воспитывать культуру поведения за столом. | Тема: «Как, на белой табуреточке, самовар стоит». Содержание: Знакомство с самоваром. Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе». Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить с домашней утварью. Развивающие: Развивать речь, память, желание повторять вместе с воспитателем отдельные словосочетания. Воспитывающие: Воспитывать интерес к сказкам К.И.Чуковского. | Тема: «Баю, баю, баю куколку качаю». Содержание: Рассматривание Урало – Сибирской росписи на «колыбельке» (зыбке). Заучивание колыбельной песенки «Баю, баю, баю куколку качаю». Задачи: Обучающие: Познакомить с Урало – Сибирской росписью. Развивающие: Развивать память, речь, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Вот так дивные предметы». Содержание: Знакомство с народными промыслами (лукошко, кукла из соломы). Рассматривание соломы; ее назначение, действия с соломой. Задачи: Обучающие: Расширять знания о народных промыслах. Развивающие: Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя. Развивать речь, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать усидчивость у детей. Воспитывать бережное отношение к предметам. | Предложить родителям приобрести солому для поделок. Настольный театр «Красная шапочка». Театральные этюды: «Бабушка Федора радуется», «Бабушка Федора плачет». Привлечь родителей к чаепитию. Народная игра «Золотые ворота». |
Декабрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Будем, будем гладить мы белье». Содержание: Знакомство с набором для глажения белья (каток, валек). Закрепление знаний об элементах Урало – Сибирской росписи. Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Развивающие: Развивать связную речь, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к предметам старины. | Тема: «Гладим мы свои вещички». Содержание: Знакомство с утюгом на углях, с нагревающим утюгом; с качеством утюгов и действий с ними. Чтение отрывка из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе». Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Развивающие: Развивать связную речь, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к предметам старины. | Тема: «Уж ты, зимушка - зима». Содержание: Рассматривание иллюстраций о зиме. Знакомство с русскими народными приметами о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима». Задачи: Обучающие: Расширять знания о временах года. Развивающие: Развивать связную речь, воображение, память. Воспитывающие: Воспитывать усидчивость, эстетические чувства. | Тема: «Возле печки мы сидим, сказочки читаем». Содержание: Закрепление знаний о наличии печи в избе. Драматизация сказки «Гуси-лебеди». Задачи: Обучающие: Закреплять знания о деревенской избе, назначении печи в избе. Развивающие: Развивать связную, диалогическую речь, воображение, память. Воспитывающие: Воспитывать интерес к русским народным сказкам. | Рассматривание иллюстраций на тему: «Зима». Разучивание стихотворений о зиме. Драматизация сказки «Гуси-лебеди». Рисование элементов Урало – Сибирской росписи. Народная игра «Два мороза». |
Январь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Каникулы | Каникулы | Тема: «Чудо – прялка». Содержание: Знакомство с овечьей шерстью, с изготовлением и назначением прялки, с «мотовилом». Рассматривание иллюстраций «Прялки». Задачи: Обучающие: Познакомить с предметами обихода (прялкой, мотовилом). Развивающие: Развивать связную речь, мышление, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к предметам старины. | Тема: «Прялка – чудесница». Содержание: Знакомство с изготовлением шерстяной нити, клубка, мотка. Закрепление знаний о предметах быта (прялка, веретено, мотовило). Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить с предметами обихода (прялкой, мотовилом). Развивающие: Развивать связную речь, мышление, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к предметам старины. | Привлечь родителей к подбору иллюстраций на тему: «Прялки». Пальчиковая игра «Клубочки». Новогодние игры: «В углы», «Бабка Ёжка». |
Февраль
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Золотая Хохлома». Содержание: Знакомство с предметами хохломской росписи. Рассматривание иллюстраций об изготовлении деревянной посуды и ее росписи. Задачи: Обучающие: Расширять знания о народных промыслах. Развивающие: Развивать речь, любознательность, внимание. Воспитывающие: Воспитывать эстетические чувства. | Тема: «Коровушка - кормилица». Содержание: Закрепление знаний о домашних животных. Заучивание песенки «Бурёнушка». Задачи: Обучающие: Расширять знания о домашних животных. Развивающие: Развивать речь, память; умение отвечать на вопросы. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Бабушкины помощники». Содержание: Закрепление знаний о деревянном корыте, стиральной доске. Знакомство с древесной золой. Чтение: «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Задачи: Обучающие: Закреплять знания о предметах обихода (деревянном корыте, стиральной доске). Развивающие: Развивать связную речь, мышление, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к сказкам А.С.Пушкина. | Тема: «Бабушкин сундук». Содержание: Знакомство с деревянным сундуком, с предметами одежды русского народного костюма. Д/и «Примерь вещицу». Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить с предметами обихода. Развивающие: Развивать связную речь, мышление, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к предметам старины. | Привлечь родителей к пополнению уголка «Ряженья» русскими нарядами. Закрепление потешки «Бурёнушка». Рисование «Раскрась ложку» — хохлома. Этюды: «Первая встреча старика с золотой рыбкой», «Последняя встреча старика с золотой рыбкой». |
Март
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Милая мама». Содержание: Этическая беседа «Моя любимая мама». Заучивание стихотворения Е. Благининой «Огонек». Задачи: Обучающие: Продолжать формировать уважительные отношения к своей семье. Развивающие: Развивать связную речь, мышление, память. Воспитывающие: Воспитывать любовь и уважение к матери. | Тема: «Дивные кувшины». Содержание: Закрепление знаний о глиняных изделиях (крынка, корчага, кувшин, кружка). Знакомство с изготовлением глиняных изделий. Задачи: Обучающие: Закреплять знания о предметах обихода. Развивающие: Развивать связную речь, мышление, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к предметам старины. | Тема: «Половичку веничком курочка метет». Содержание: Знакомство с изготовлением половиков. Повторение потешки «Наша – то хозяюшка сметлива была». Задачи: Обучающие: Закреплять знания о предметах обихода. Развивающие: Развивать связную речь, мышление, память. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Масленица – наша гостья дорогая». Содержание: Закрепление знаний о празднике «Масленица». Чаепитие с блинами в «избе». Задачи: Обучающие: Расширять знания о народных праздниках. Развивающие: Развивать речь, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры. | Разучивание стихов на тему: «Моя любимая мама». Изготовление подарков к празднику 8 Марта. Пение песен о маме, бабушке. Привлечь родителей к чаепитию. |
Апрель
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Трень – брень, гусельки». Содержание: Закрепление знаний о русском народном инструменте – гуслях. Драматизация сказки «Кот, петух и лиса». Задачи: Обучающие: Расширять знания о музыкальных инструментах. Развивающие: Развивать речь, память, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Чашки, ложки, поварешки». Содержание: Знакомство с алюминиевыми чашками, ложками, поварешкой. Д/и «Чья это чашка?» по сказке «Три медведя». Задачи: Обучающие: Расширять знания о предметах посуды. Развивающие: Развивать связную речь, память, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к русским народным сказкам. | Тема: «Избушка, избушка». Содержание: Закрепление знаний о деревенской избе. Настольный театр «Заюшкина избушка». Задачи: Обучающие: Уточнить знания о деревенской избе. Развивающие: Развивать связную, диалогическую речь, мышление, память. Воспитывающие: Воспитывать интерес к русским народным сказкам. | Тема: «Небо голубое, голубой рассвет, Это Гжели ласковый букет». Содержание: Знакомство с элементами гжельской росписи. Рассматривание иллюстраций гжельской росписи, посуды. Задачи: Обучающие: Расширять знания о народных промыслах. Развивающие: Развивать речь, любознательность, внимание. Воспитывающие: Воспитывать эстетические чувства. | Драматизация сказки «Кот, петух и лиса». Д/и «Чья это чашка?» по сказке «Три медведя». Настольный театр «Заюшкина избушка». Рисование элементов гжельской росписи. Народная игра «Гори, гори ясно», «Ручеёк». |
Май
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Цветы на платке». Содержание: Знакомство с цветами на платках. Д/и «Бабушкин платок». Задачи: Обучающие: Расширять знания о народных промыслах. Развивающие: Развивать связную речь, внимание любознательность. Воспитывающие: Воспитывать эстетические чувства. | Тема: «Дивные игрушки». Содержание: Знакомство детей с элементами дымковской росписи. Рассматривание иллюстраций, игрушек дымковской росписи. Задачи: Обучающие: Расширять знания о народных промыслах. Развивающие: Развивать связную речь, внимание любознательность. Воспитывающие: Воспитывать эстетические чувства. | Тема: «Деревянный мастер приглашает вас». Содержание: Знакомство детей с предметами из дерева. Рассматривание иллюстраций, предметов. Задачи: Обучающие: Расширять знания о народных промыслах. Развивающие: Развивать связную речь, внимание любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к предметам старины. | Тема: «Пришла весна - красна». Содержание: Закрепление знаний о приметах весны. Заучивание стихотворения Е. Баратынского «Весна». Задачи: Обучающие: Закреплять знания о временах года. Развивающие: Развивать связную речь, воображение, память. Воспитывающие: Воспитывать усидчивость, эстетические чувства. | Привлечь родителей к пополнению уголка «Ряженья» русскими нарядами. Подбор иллюстраций, игрушек дымковской росписи. Подбор стихотворений о весне. Народная игра «Третий лишний». |
Устное народное творчество, художественная литература
Вид | Название | Задачи |
Сказки | «Лиса и журавль», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» | Обучающие: Продолжать знакомить с русскими народными сказками. Развивающие: Развивать связную, диалогическую речь, мышление, сообразительность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
Потешки Песенка | «Пошёл котик на торжок» «Наша-то хозяюшка сметлива была» «Бурёнушка». «Баю, баю, баю куколку качаю» | Обучающие: Приобщать детей к малым формам фольклора. Развивающие: Развивать память, речь у детей. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
Сказка А.С.Пушкина Сказка К.И.Чуковского Сказка Ш. Перро Рассказ Б. В. Зубкова Рассказ В. Дацкевича Стихотворение Плещеева Стихотворение А. Кулешова Стихотворение Е. Баратынского Стихотворение Е.Благининой Стихотворение И.Суриков | «Сказка о рыбаке и рыбке» «Федорино горе» «Красная шапочка» «Как солнце в дом пришло». «От зерна до каравая» «Осень наступила». «Колос» «Весна» «Огонек». «Зима» | Обучающие: Познакомить со сказкой А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, Ш.Перро. Развивающие: Развивать умение отвечать на вопросы. Развивать связную речь, память, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к художественной литературе. Воспитывать любовь и уважение к матери. |
ЛИТЕРАТУРА:
Е.С.Бабунова программа «Наш дом — Южный Урал» 2004г.
Детская литература. «Русские народные загадки и сказки» 1989г.
Детская литература. « Делу время, потехе час» 1988г.
В.Дацкевич «От зерна до каравая» Москва «Детская литература 1985г.
Жигулёв А. «Где труд — там счастье» 1959г.
Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» Москва 2008г
Б.В.Зубков издательство «Малыш» 1979г. «Как солнце в дом пришло»
Ивановская А. « День работой весел» 1986г.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Знакомство детей с устным народным творчеством» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
Науменко М.Г. «Ласковое слово, что солнышко в ненастье» 1979г.
Садовников Д.Н. «Загадки русского народа» 1960г.
Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. «Воспитание ребёнка в русских народных традициях» 2003г.
Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой» Москва «Торговый центр - Сфера» 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по приобщению детей к истокам русской национальной культуры
Перспективный план по приобщению детей к истокам русской национальной культуры для детей старшей группы....
Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе
Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в средней группе...
Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе
Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в старшей группе...
Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в подготовительной группе
Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в подготовительной группе...
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (подготовительная к школе группа)
Цель:1. Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.2. Развитие интереса к устному народному творчеству.Задачи:Обучающие:1.Познакомить детей с интерьер...
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (младший дошкольный возраст)
Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание патриатических чувств. Развитие интереса к устному народному творчеству. Воспитывать уважение и гордость за народное искусство своего н...
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (старший дошкольный возраст)
Ознакомление с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. Воспитание патриатических чувств у детей....