Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (старший дошкольный возраст)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Ознакомление с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. Воспитание патриатических чувств у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
star.-gorenka.docx | 331.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка — детский сад № 15 «Семицветик»
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством.
(старший дошкольный возраст)
Составил: воспитатель высшей квалификационной категории Л.А.Демидова
г. Озёрск, 2019г.
Сентябрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Вот и лето прошло» Содержание: Беседа о труде взрослых и детей на огороде в детском саду летом. Загадывание загадок об овощах. Задачи: Обучающие: Расширять знания о труде взрослых. Развивающие: Развивать связную речь, память, сообразительность, мышление. Воспитывающие: Воспитывать уважение к труду взрослых, желание помогать взрослым. | Тема: «Откуда хлеб пришёл» Содержание: Знакомство с серпом. Чтение рассказа И. Шуртакова «Зерно упало в землю». Задачи: Обучающие: Расширять знания о предметах быта деревенской избы. Развивающие: Развивать память, связную речь, мышление, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к хлебу. | Тема: «Хлеб всему голова» Содержание: Продолжать знакомить с назначением и действием жерновов. Продолжать знакомить с пословицами и поговорками о хлебе. Задачи: Обучающие: Расширять знания о предметах быта деревенской избы. Развивающие: Развивать память, связную речь, мышление, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к хлебу. | Тема: «Душистый хлебушек» Содержание: Д/и «Найди предмет для просеивания муки». Чтение рассказа В.Дацкевича «От зерна до каравая» Задачи: Обучающие: Закреплять знания о предметах быта деревенской избы. Развивающие: Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление. Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к хлебу. | Привлечь родителей к подбору пословиц о хлебе. Закрепление пословиц о хлебе. Загадывание загадок об овощах в семье. Сюжетная игра «Хлеб да соль». Рисование «Колоски злаковых культур». |
Октябрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Что нам осень подарила» Содержание: Беседа об осени с использованием народных примет, загадок, пословиц. Д/и «Угадай на вкус». Задачи: Обучающие: Закреплять знания о приметах осени. Развивающие: Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Осень — дивная пора» Содержание: Беседа о диких животных, о том, как они готовятся к зиме». Заучивание потешки «Тень- тень, потетень». Задачи: Обучающие: Закреплять знания о диких животных. Развивающие: Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Чудесные предметы». Содержание: Продолжать знакомить со Скопинской керамикой. Драматизация русской народной сказки «Лиса и журавль». Задачи: Обучающие: Расширять знания о народных промыслах. Развивающие: Развивать связную речь, память; желание участвовать в драматизации. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Гончарные мастерские» Содержание: Рассказ о гончарном промысле, рассматривание иллюстраций. Чтение русской народной сказки «Лиса и кувшин». Задачи: Обучающие: Расширять знания о народных промыслах. Развивающие: Развивать связную речь, память, мышление, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Вместе с детьми оформить выставку «Дикие животные». Загадывание загадок о диких животных. Конкурс совместных рисунков по сказкам «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин». Драматизация русской народной сказки «Лиса и журавль». |
Ноябрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Старинные игрушки» Содержание: Беседа на тему: «Из чего изготовляли игрушки». Рассматривание иллюстраций предметов. Задачи: Обучающие: Познакомить с изготовлением игрушек в старину. Развивающие: Развивать связную речь, память, мышление, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к предметам старины. | Тема: «Самовар кипит, уходить не велит» Содержание: Закрепление знаний о самоварах. Загадывание загадок. Чаепитие с пряниками. Задачи: Обучающие: Закреплять знания о самоварах, их назначении. Развивающие: Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к предметам старины. | Тема: «Прялка – чудесница» Содержание: Беседа о прялках, веретене, мотовиле». Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить с предметами деревенской избы. Развивающие: Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к предметам старины. | Тема: «А за ним такая гладь — ни морщинки не видать» Содержание: Д/и «Найди предмет для глажения белья». Загадывание загадок о предметах быта. Задачи: Обучающие: Закреплять знания о предметах быта деревенской избы. Развивающие: Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Консультация для родителей «Из чего изготовляли игрушки». Домашнее чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Загадывание загадок о предметах деревенской избы. Привлечь родителей к чаепитию. |
Декабрь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Тканые полотна» Содержание: Рассказ об изготовлении тканых полотен. Рассматривание образцов ткани. Чтение сказки «Хаврошечка». Задачи: Обучающие: Познакомить с изготовлением тканых полотен. Развивающие: Развивать связную речь, память, мышление, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Здравствуй зимушка – зима» Содержание: Закрепление знаний о народных приметах зимы. Заучивание отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер». Задачи: Обучающие: Закреплять знания о народных приметах зимы. Развивающие: Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к сказкам А.С.Пушкина. | Тема: «Проказы матушки – зимы» Содержание: Загадывание загадок на зимнюю тематику. Чтение сказки В.Одоевского «Мороз Иванович». Задачи: Обучающие: Закреплять знания о временах года. Развивающие: Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к художественной литературе. | Тема: «Празднуем Новый год» Содержание: Рассказ о традициях празднования Нового года. Разучивание народной календарной игры «Бабка – Ёжка». Задачи: Обучающие: Расширять знания о традициях празднования Нового года. Развивающие: Развивать связную речь, память, мышление, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к русским народным календарным играм. | Драматизация отрывка из сказки «Хаврошечка» (разговор Хаврошечки с коровой). Закрепление отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер». Народная календарная игра «Бабка – Ёжка». Привлечь родителей к пополнению коллекции «Образцы тканей». |
Январь
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
каникулы | каникулы | Тема: «Пришла Коляда — отворяй ворота» Содержание: Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок. Задачи: Обучающие: Познакомить со старинным обрядовым праздником. Развивающие: Развивать связную речь, память, мышление, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры. | Тема: «Золотая Хохлома» Содержание: Продолжать знакомить с предметами хохломской росписи. Рисование элементов хохломской росписи. Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить с предметами хохломской росписи. Развивающие: Развивать связную речь, память, мелкую моторику рук. Воспитывающие: Воспитывать интерес к народным промыслам, аккуратность в работе. | Консультация для родителей «Что такое традиционная культура?». Разучивание колядок. Привлечь родителей к приобретению раскрасок «Хохломская роспись». |
Февраль
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Пуганая ворона и куста боится» Содержание: Знакомство с пословицами и поговорками о трусости. Чтение сказки «У страха глаза велики». Задачи: Обучающие: Познакомить с пословицами и поговорками о трусости. Развивающие: Развивать связную речь, память, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Лисичка – сестричка» Содержание: Викторина по сказкам (с участием лисы). Драматизация сказки «Лисичка со скалочкой». Задачи: Обучающие: Закрепить знания о русских народных сказках. Развивающие: Развивать связную, диалогическую речь, память, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Наши защитники» Содержание: Рассказ о защитниках Отечества. Чтение сказки «Каша из топора». Задачи: Обучающие: Расширять знания о защитниках Отечества. Развивающие: Развивать связную речь, память, мышление. Воспитывающие: Воспитывать уважение к защитникам Отечества. | Тема: «Деревянные мастеровые» Содержание: Знакомство с резьбой по дереву. Чтение отрывка из сказки А.Толстого «Буратино». Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить с предметами из дерева. Развивающие: Развивать связную речь, память, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к народным промыслам. | Драматизация сказки «У страха глаза велики». Конкурс рисунков среди родителей «Забавный Буратино». Разучивание стихов посвящённых защитникам Отечества. Загадывание загадок о диких животных. |
Март
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Мамин день» Содержание: Составление рассказа о любимой маме. Пение песен о маме. Задачи: Обучающие: Продолжать формировать уважительные отношения к своей семье. Развивающие: Развивать связную речь, мышление, память. Воспитывающие: Воспитывать любовь и уважение к матери. | Тема: «Масленица наша гостья дорогая» Содержание: Рассказ о празднике «Масленица». Разучивание обрядовых песен. Задачи: Обучающие: Познакомить со старинным обрядовым праздником. Развивающие: Развивать связную речь, память, мышление, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры. | Тема: «Домотканые половики» Содержание: Рассматривание половиков. Знакомство с атрибутами от ткацкого станка. Повторение потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была». Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить с предметами деревенской избы. Развивающие: Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к предметам старины. | Тема: «Мудрёному и счастье к лицу» Содержание: Знакомство с образным словом, пословицами о мудрости, учении. Чтение сказки «Семилетка». Задачи: Обучающие: Познакомить с пословицами и поговорками о трусости. Развивающие: Развивать связную речь, память, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Разучивание стихов о маме, бабушке. Привлечь родителей к чаепитию. Оформление папки – передвижки «Масленица». Сюжетная игра «Милости просим». Драматизация сказки «Семилетка». |
Апрель
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Апрельские ручьи землю будят» Содержание: Знакомство с народными приметами о весне. Рассказ о весенних полевых работах. Посев детьми семян цветов. Задачи: Обучающие: Познакомить с народными приметами весны. Развивающие: Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Весна – как пава: всему свету краса и слава» Содержание: Знакомство с пословицами о труде, образным словом о природе. Разучивание потешки «Весна – красна». Задачи: Обучающие: Познакомить с пословицами о труде и образным словом о природе. Развивающие: Развивать связную речь, память, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Три братца пошли купаться» Содержание: Загадывание загадок о предметах старины (деревянные вёдра, коромысло). Чтение сказки «По щучьему велению». Задачи: Обучающие: Закреплять знания о предметах деревенской избы. Развивающие: Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Бабушкин сундук» Содержание: Закрепление знаний о старинном сундуке. Знакомство с лаптями, русскими народными костюмами. Задачи: Обучающие: Закреплять знания о предметах деревенской избы. Развивающие: Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к предметам старины. | Загадывание загадок о предметах старины (деревянные вёдра, коромысло). Привлечь родителей к подбору иллюстраций, фотографий на тему: «Предметы быта старины». Разучивание стихов о весне. Игры в уголке ряженья. |
Май
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Совместная деятельность |
Тема: «Весёлые подружки» Содержание: Рассказ об изготовлении матрёшек. Рассматривание росписей матрёшек. Разучивание песенки «Мы матрёшки». Задачи: Обучающие: Расширять знания о народных промыслах. Развивающие: Развивать связную речь, память, мышление, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Ситцевое царство» Содержание: Рассказ о работе мастеров «ситцевого царства». Рассматривание образцов ситца. Чтение рассказа Л.Куклина «Ромашки на кармашках». Задачи: Обучающие: Расширять знания о народных промыслах. Развивающие: Развивать связную речь, память, мышление, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к художественной литературе. | Тема: «Весенний хоровод» Содержание: Закрепление знаний о цветах. Разучивание стихов о цветах. Задачи: Обучающие: Закреплять знания о садовых и полевых цветах. Развивающие: Развивать связную речь, память, мышление, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Тема: «Каслинское литьё» Содержание: Рассказ о народном промысле — Каслинское литьё. Прощальное чаепитие. Задачи: Обучающие: Расширять знания о народных промыслах. Развивающие: Развивать связную речь, память, мышление, любознательность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к предметам Каслинского литья. | Привлечь родителей к пополнению музея экспонатами. Разучивание стихов о цветах. Рисование «Раскрась матрёшку» — раскраски. |
Устное народное творчество, художественная литература:
Вид | Название | Задачи |
Сказки | «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «У страха глаза велики», «Хаврошечка», «Лисичка со скалочкой», «Каша из топора», «Семилетка», «По щучьему велению» | Обучающие: Продолжать знакомить с русскими народными сказками. Развивающие: Развивать связную, диалогическую речь, мышление, сообразительность. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
Потешки | «Пошёл котик на торжок» «Наша-то хозяюшка сметлива была» «Тень – тень, потетень» «Весна – красна» | Обучающие: Приобщать детей к малым формам фольклора. Развивающие: Развивать память, речь, внимание. Воспитывающие: Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
Сказка А.С.Пушкина Сказка В.Одоевского
Сказка А.Толстой Рассказ Б. В. Зубкова Рассказ В. Дацкевича Рассказ С,Шуртакова Рассказ Л.Куклина Стихотворение А.С.Пушкина | «Сказка о царе Салтане» «Мороз Иванович» «Буратино» «Как солнце в дом пришло». «От зерна до каравая» «Зерно упало в землю» «Ромашки на кармашках» «Зимний вечер» | Обучающие: Познакомить со сказкой А.С.Пушкина, В.Одоевского. Развивающие: Развивать умение отвечать на вопросы. Развивать связную, диалогическую речь, память, мышление. Воспитывающие: Воспитывать интерес к художественной литературе, устному народному творчеству. Воспитывать любовь и уважение к матери. |
ЛИТЕРАТУРА:
- П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка» Москва «Просвещение» 1985г.
- П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка»
Издательство «Ташкент Укитувчи» 1985г
3. Е.С.Бабунова программа «Наш дом — Южный Урал» 2004г.
4. Детская литература. «Русские народные загадки и сказки» 1989г.
5. Детская литература. « Делу время, потехе час» 1988г.
6. В.Дацкевич «От зерна до каравая» Москва «Детская литература 1985г.
7. Жигулёв А. «Где труд — там счастье» 1959г.
8. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» Москва 2008г
9. Б.В.Зубков издательство «Малыш» 1979г. «Как солнце в дом пришло»
10. Ивановская А. « День работой весел» 1986г.
11. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
12. Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Знакомство детей с устным народным творчеством» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
13. Лазарева А.И. «Народоведение. Южно-Уральское книжное общество» 1997г.
14. Науменко М.Г. «Ласковое слово, что солнышко в ненастье» 1979г.
15. Садовников Д.Н. «Загадки русского народа» 1960г.
16. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. «Воспитание ребёнка в русских народных традициях» 2003г.
17.Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой» Москва «Торговый центр - Сфера» 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по приобщению детей к истокам русской национальной культуры
Перспективный план по приобщению детей к истокам русской национальной культуры для детей старшей группы....
Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе
Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в средней группе...
Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе
Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в старшей группе...
Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в подготовительной группе
Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в подготовительной группе...
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (подготовительная к школе группа)
Цель:1. Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.2. Развитие интереса к устному народному творчеству.Задачи:Обучающие:1.Познакомить детей с интерьер...
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (младший дошкольный возраст)
Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание патриатических чувств. Развитие интереса к устному народному творчеству. Воспитывать уважение и гордость за народное искусство своего н...
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (средний дошкольный возраст)
Воспитание интереса к истокам русской народной культуры, устному народному творчеству....