Программа для одаренных детей по ИЗО в подготовительной группе.
рабочая программа на тему
Программа по изобразительной деятельности с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_odarennyh_detey.docx | 277.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учереждение «Детский сад «Колокольчик» р.п.Духовницкое Саратовской обл.
Программа
Автор:
О.А.Орехова –воспитатель .
Муниципальное дошкольное образовательное учереждение «Детский сад «Колокольчик» р.п Духовницкое Саратовской обл.
Программа разработана для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Программа «Палитра» содержит занятия по специально разработанным индивидуальным маршрутам. Составление индивидуального маршрута на каждого ребёнка предполагает раскрытие его индивидуальных способностей, интересов и возможностей.
В Программе изложены задачи, содержание, схема построение индивидуального маршрута, критерии психолого-педагогической диагностики. А также прилагается практический материал в виде конспектов игр, технологий применяемых в работе, разработки детского проекта.
Программа «Палитра» адресована широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, преподавателям изостудий, студентам, а так же всем кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста.
р.п Духовницкое
- Пояснительная записка.
«Детская художественная одарённость – не прерогатива редких гениев,
а весьма распространённое явление, практически всегда возникающее
в благоприятной среде обучения и воспитания».
Мелик – Пашаев А,
Нолявская З.Н.
- Цель программы:
Обеспечить возможность самореализации одарённой личности в различных изобразительных видах деятельности.
- Задачи:
- Создать систему работы вне занятий, дополнительного образования дошкольников.
- Дать детям дополнительные, более глубокие сведения изобразительной грамоты.
- Создать условия для дальнейшего личностного роста детей, реализации их творческих способностей.
- Актуальность.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Образование обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ребёнка. Жизнь требует от системы образования подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”. Новая политика в образовании России выдвигает задачу демократизации образования и воспитания. Стратегией образовательного пространства является создание образовательного процесса, направленного на гармоническое развитие личности, создание обогащенной Среды для развития каждого ребенка. Необходима "перестройка системы обучения, которая позволила бы одаренному ребенку свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности". Эти тезисы, произнесенные более десяти лет назад, актуальны и в настоящее время, когда с новой силой выдвигается проблема одаренности, которая рассматривается с позиций процессов образования, воспитания и развития.
Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети". На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми должна сложиться в концепцию, охватывающую все виды одаренности, в непрерывные педагогические процессы, пронизывающие все ступени роста ребенка от дошкольного детства до высшего образования.
В Федеральной программе развития образования выдвигается цель - «Развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического прогресса общества ...». В программе основным направлением является - развитие возможностей для образования одаренных детей с учетом их индивидуальности.
Одаренность многогранна и проявляется индивидуально у каждого ребенка. Раскрытие потенциала одаренного ребенка актуально для системы художественного воспитания. В настоящий момент растет количество специализированных школ, студий как государственных, так и частных для одаренных детей. Реализация названных задач требует совершенствования системы художественного воспитания учащихся в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования. Все это подчеркивает важность данной программы.
Волна возрастной одарённости в течении нескольких лет несёт нас своём гребне маленьких художников. Но она уйдёт, и большинство взрослеющих детей найдёт другие предпочтительные для них области деятельности, где проявятся их способности. Однако приобретённый опыт художественного творчества останется их личностным достоянием и возможно, поможет творчески проявить себя в той или иной сфере деятельности.
Возраст 5-7 лет ( т.е.старший дошкольный возраст) можно назвать сенситивным для художественного развития. Применительно к этому возрасту формула «каждый ребёнок – художник» звучит наиболее убедительно.
Для педагогов, работающих со старшими дошкольниками, сфера художественного развития должна быть приоритетной.
Прежде всего, надо увлечь ребёнка творческой природой искусства, а потом давать ему технические средства, чтобы он мог воплощать замыслы, которые сам порождает и хочет воплотить. Нужно развивать руку маленького художника и знакомить его с приёмами изображениями. Для этого эффективнее и психологически вернее будет прибегнуть в непроизвольному обучению в игровой форме и во вне урочное время. Программа «Палитра» направлена на такое обучение, когда ребёнок овладевает знаниями, развивает качество, не в результате специальных усилий, а в результате деятельности, направленной на цель, незаметно для самого себя.
- Новизна.
Программа «Палитра» разработана для удовлетворения социального заказа общества в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста и с целью пропедевтической работы в рамках муниципального проекта «Одаренные дети». Программа позволит, развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход. Одаренные дети с художественными наклонностями смогут в полной мере реализовать свои возможности и способности, проявляя активность, инициативу, творчество. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 января 2014 г.
- Концепция.
В качестве научно - теоретической основы программы «Палитра» является Концепция межрегиональной программы «Одаренные дети».
В психологии и педагогике проблема детского изобразительного творчества становится одной из центральных. Рисунок как продукт изобразительной деятельности несет в себе отпечаток личности ребенка, его настроения, чувств и состояний. Изобразительная деятельность, возникающая на ранних ступенях онтогенеза, позволяет проследить тесную взаимосвязь изобразительной деятельности с различными сферами психического и личностного развития ребенка.
Но вместе с тем, вопрос одаренности в изобразительной деятельности мало изучен, по отношению к другим видам одаренности, несмотря на экспериментальные исследования различных сторон одаренности в работах Н.С. Лейтеса, A.M. Матюшкина, Л.А. Венгера, А.А. Мелик-Пашаева, B.C. Юркевич, Н.В. Гросул, О.И. Чехониной, О.М. Дьяченко. Доказано, что одаренность ребенка в изобразительной деятельности проявляется на ранних этапах развития, и детский рисунок может рассматриваться как показатель развития художественной одаренности.
Изобразительная деятельность детей привлекает внимание педагогов и психологов. Исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, В. Вунд, Г. Кершенштейнер, Ф.И. Шмит, B.C. Мухина, Т.Н. Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, Е.А.Флёрина, Н.Б.Халезова, Б.П.Юсов, С.Г.Якобсон, Н.П.Сакулина.
Программа индивидуального сопровождения по изобразительной деятельности поможет одаренному ребенку раскрыть свои способности и таланты в данном виде деятельности.
В основу Программы положены следующие концептуальны положения:
- возможность существования разрыва между потенциальными возможностями (способностями) ребёнка и тем конкретным, актуальным уровнем развития его способностей, который достигается к определённому моменту времени.
- существование некоторого (возможно, весьма длительного) временного интервала, по истечении которого одарённый ребёнок начинает обнаруживать и проявлять свои способности.
- необходимость специальных форм работы с одарёнными детьми и помощи им, выходящие за рамки традиционного обучения.
- Содержание.
Программа «Палитра» адресована воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, педагогам дополнительного образования.
Программа предполагает составление индивидуальных маршрутов на каждого ребёнка, с учётом его способностей, возможностей и интересов. Обучение художественно одаренных дошкольников строится на четырех основных направлениях: развитие креативности, формирование изобразительных умений, обогащение представлений о мире и развитие познавательных процессов, развитие эмпатии.
Содержание программы «Палитра» содержит тематический план, критерии диагностики, разработки, конспекты игр и упражнений. А также правила техники безопасности и особенности работы с художественными материалами. (Приложение).
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка№1
Наименование учреждения Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» р.п Духовницкое Саратовской обл.
- Сведения о ребёнке
- Ф.И.О. Князюкова Арина
- Дата рождения 28.03.2010г
- Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка
Девочка хорошо развита всесторонне, активна , самостоятельна, любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения. Любимые темы в изобразительной деятельности: «Пейзажи», «Животные». Хорошо изображает различные сюжеты, чётко и правильно прорисовывает человека, людей в движении. Правильно передаёт пропорции в изображении, рисунок изображает по всему листу, соблюдая пропорции. Адекватно реагирует на замечания взрослого, старается исправить ошибки.
- Цель сопровождения
1.Развитие изобразительных способностей.
2.Повышение самооценки, уверенности в своих силах.
- Координатор (Ф.И.О)
Воспитатель Орехова О.А
- Срок реализации индивидуальной программы развития
2015– 2016уч.год
План работы:
Месяц Неделя | Содержание работы |
Октябрь 1 неделя | «Нарисуй картинку про лето» Цель: Учить отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать различные деревья, кусты, цветы; оценивать свои рисунки и рисунки товарищей; закреплять умение располагать изображение на полосе внизу листа и по всему листу: ближе к нижней части листа и дальше от нее. |
2 неделя | «»Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду Цель: Учить создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев; - изображать много «золотых» яблок; располагать изображения на листе. Закреплять умение рисовать красками (хорошо промакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске). Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции. Учить красиво располагать изображение на листе. |
3 неделя |
«Гроздь винограда» Цель: Учить передавать форму грозди винограда в рисунке; формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод винограда (светло – зеленый или фиолетовый); закрепить способы рисования округлых форм. |
4 неделя | «Что ты больше всего любишь рисовать» Цель: Учить задумывать содержание своего рисунка; вспоминать необходимые способы изображения. Воспитывать стремление доводить замысел до конца. Развивать изобразительное творчество. Учить анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки товарищей. |
Ноябрь 1 неделя | «Осенний лес» Цель: Учить отражать в рисунке осенние впечатления; отражать в рисунке осенние впечатления; рисовать разнообразные деревья; по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приемы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам |
2 неделя | «Укрась платочек ромашками» Цель: Учить отражать в рисунке осенние впечатления; отражать в рисунке осенние впечатления; рисовать разнообразные деревья; по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приемы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам. |
3 неделя | «Идет дождь» Цель: Учить образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни; пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке. Закреплять умение строить композицию рисунка; упражнять в рисовании простым графитным или цветными карандашами. |
4 неделя | «Осенние листья»Цель: Учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита). Познакомить с новым способом получения изображения – наносить краску на листья, стараясь передать окраску, и «печатать» ими на бумаге. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать творческие проявления. |
Декабрь 1 неделя | «Снежинка» Цель: Учить рисовать узор на бумаге в форме розетты; располагать в соответствии с данной формой; придумывать детали узора по желанию. Закреплять умение рисовать концом кисти. Воспитывать самостоятельность. Развивать образные представления, воображение. вызвать радость от создания тонкого, изящного рисунка. |
2 неделя | «Дымковская слобода (деревня)»Цель: . Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания о дымковских игрушках, о дымковской росписи; эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Продолжать развивать навыки коллективной работы. |
3 неделя | «Девочка в нарядном платье» Цель: Учить детей рисовать фигуру человека; передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. Развивать оценивать умение свои рисунки и рисунки других детей, сопоставляя полученные результаты с изображаемым предметом, отмечать интересные решения. |
4 неделя | «Автобус, украшенный флажками, едет по улице города»Цель: Учить изображать отдельные виды транспорта: передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение; красиво размещать изображение на листе, рисовать крупно; закрашивать рисунки, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цвета; закреплять умение рисовать карандашами; развивать умение оценивать рисунки. |
Январь 3 неделя | «Зима» Цель: Учить передавать в рисунке картину зимы в поле, лесу, поселке; рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила (гуашь); закреплять умение рисовать разные дома и деревья; развивать образное восприятие, образные представления, творчество. |
4 неделя | «Рисование по замыслу» Цель: Развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Продолжать учить рисовать акварелью. Развивать творчество, образные представления. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, выделять интересные по замыслу изображения, оценивать работы |
Февраль 1 неделя | «Белая береза под моим окном…» Цель: Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лирического стихотворения; учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроны (аппликация) и стройного ствола с тонкими гибкими ветками (рисование); совершенствовать технические умения (умело пользоваться кистью: рисовать широкие линии всем ворсом кисти и тонкие – концом); развивать чувство цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков в зависимости от фона) |
2 неделя | «Сказочные домики» Цель: . Учить создавать образ сказочного домика; передавать в рисунке его форму, строение, части; закреплять умение рисовать разными знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию; формировать желание рассматривать свои рисунки, оценивать их; стремление дополнять изображения. |
3 неделя | «Еловые веточки» Цель: Учить детей рисовать с натуры еловую веточку, передавая особенности ее строения, окраски и размещение в пространстве; показать способы обследования натуры; пояснить необходимость соблюдения общих условий при выполнении коллективной работы; развивать координацию в системе «глаз – рука»; воспитывать интерес к народному искусству (бумажному фольклору). |
4 неделя | « Птицы синие и красные» Цель: Учить передавать в рисунке поэтический образ, подбирать соответствующую цветовую гамму; закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью, красками; развивать образное, эстетическое восприятие; образные представления. |
Март 1 неделя | «Городецкая роспись деревянной доски» Цель: Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи, их композиционное расположение, колорит. Развивать чувство ритма, цвета, композиции. |
2 неделя | «Рисование по замыслу» Цель: .Учить детей самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги, краски, карандаши или другие материалы. Развивать умение выделять интересные рисунки, объяснять свой выбор. |
3 неделя | «Усатый-полосатый» Цель: Учить передавать в рисунке образ котенка; видеть разнообразие изображений, выразительность образа; закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками. |
4 неделя | «Большие и маленькие ели» Цель: Учить располагать изображение на широкой полосе; передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение; развивать эстетические чувства, образные представления. |
Апрель 1 неделя | «Знакомство с городецкой росписью.» Цель: Познакомить детей с городецкой росписью. Учить выделять ее яркий, нарядный колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы), композицию узора (в середине большой красивый цветок – розан, с боков его бутоны и листья), мазки, точки, черточки – оживки (черные и белые). Учить рисовать эти элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. Вызывать желание создавать красивый узор. |
2 неделя | «Ткань на юбку дымковской кукле» Цель: . Формировать умение различать несколько видов дымковских кукол: водоносок, нянек, барынь, замечать различия в одежде, в характерных деталях; познакомить с тремя композициями узоров на юбках кукол: полосатым, клетчатым и узором из колец; учить видеть выразительность образов: важность барынь, веселость, статность водоносок и др. |
3 неделя | « Фартук для дымковской куклы» Цель: . Учить самостоятельно составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой фартука – округлой или прямой, чередовать в узоре три – четыре элемента разной величины и формы, выполнять узор в определенной последовательности – сначала рисовать крупные элементы, затем мелкие. |
4 неделя | «Веселые игрушки» Цель: . Развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей. Познакомить с деревянной резной вологодской игрушкой. Учить выделять выразительные средства этого вида игрушек. воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Развивать фантазию. Учить выбирать материал для рисования по своему желанию. |
Май 1 неделя | «Грузовая машина» Цель: . Учить изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямо угольной и круглой формы; передавать форму каждой части, ее характерные особенности, правильно располагать части при их изображении. Закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов |
2 неделя | «Машины нашего города» Цель: Учить детей изображать разные автомобили, сельскохозяйственные машины. Развивать творчество. Закреплять умение рисовать предметы и их части прямолинейной формы, передавать пропорции частей, характерные особенности машин, их детали. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков карандашами. |
3 неделя | «Городецкий цветок» (закладка для книги) Цель: . Продолжать обогащать представления детей о народном искусстве. Расширять знания о городецкой росписи. Обратить внимание детей на яркость, нарядность росписи; составные элементы; цвет, композицию, приемы их создания. Учить располагать узор на полосе, составлять оттенки цветов пр рисовании гуашью. Развивать художественный вкус, чувство ритма. Вызывать чувство удовлетворения от умения сделать полезную вещь. |
4 неделя | «Нарисуй своих любимых животных» Цель: . Продолжать развивать детское изобразительное творчество, представление о выразительных возможностях выбранного материала; учить выразительно передавать в рисунке образы животных; выбирать материал для рисования по своему желанию; рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей; закреплять технические навыки и умения в рисовании.. |
Ожидаемый результат: программы к концу учебного года, воспитанник должен знать:
Проявлять эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; уметь строить композицию рисунка, закрашивать рисунки карандашами, рисовать различный транспорт, фигуру человека выражать положительные эмоции, создавая сказочные образы.
Результаты действия маршрута
Проявляет эстетические чувства , интерес к искусству, чувство композиции; рисует различные деревья, цветы, кусты, располагает изображения на листе.
Может создавать изображения по мотивам городецкой росписи, умеет выразительно изображать животных, создавать поэтические образы птиц, рисовать разными знакомыми материалами; выражает положительные эмоции, создавая свои рисунки .
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка№2
ФИО ребенка: Колмыкова Алиса
- Дата рождения 2 .05.2010г
- Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка
Девочка хорошо развита всесторонне, активна . Самостоятельно находит в окружающей жизни простые сюжеты для изображения; видит и оценивает красоту изображения, при решении личностных задач может самостоятельно ставить цели и достигать их, охотно делится информацией со сверстниками и взрослыми; эмоционально реагирует на окружающую действительность, владеет диалоговой речью и конструктивными способами взаимодействия; обладает навыками самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, способны к самооценке результатов своего труда, испытывает удовлетворение от результатов собственной деятельности; эмоционально откликается на произведения изобразительного искусства; проявляет положительные эмоции от сотрудничества и познавательную активность в совместной и самостоятельной деятельности.
- Цель сопровождения
• Подводить ребенка к пониманию особенностей жанровой живописи как сюжетно-тематической картины, где есть определенная тема и конкретный сюжет;
• Учить внимательно рассматривать картину, устанавливать логические связи в содержании и средствах выразительности с целью установления замысла художника;
• Дать представление о жанровой живописи как особом виде;
• Развивать умение высказывать развернутые оценки и суждения об увиденных произведениях, используя образные выражения, эпитеты, сравнения;
- Координатор (Ф.И.О)
Воспитатель Орехова О.А
- Срок реализации индивидуальной программы развития
2015– 2016уч.год
План работы:
Месяц Неделя | Содержание работы |
Октябрь 1 неделя | «Золотая осень» Цель: Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит; закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов (темно – коричневый, темно – серый, черный, зеленовато – серый)и приемы работы кистью(всем ворсом и концом); учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее; развивать творчество. |
2 неделя | «Ветка рябины» Цель: Формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании акварелью. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и концом). Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения. |
3 неделя | «Нарисуй свою любимую игрушку» Цель: Учить рисовать по памяти любимую игрушку, передавая отчетливо форму основных частей и характерные детали; закреплять умение рисовать и закрашивать рисунок, красиво располагать изображение на листе; учить оценивать свой рисунок в соответствии с замыслом; развивать воображение, творчество. |
4 неделя | «Комнатное растение» Цель: Учить передавать в рисунке характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Формировать умение видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки, умение удачно располагать изображение на листе. |
Ноябрь 1 неделя | «Родная улица моя» Цель: Закреплять умение рисовать поезд, передавая форму и пропорции вагонов; продолжать закреплять навыки и умения в рисовании; развивать пространственные представления, умение продумывать расположение на листе; развивать воображение. |
2 неделя | «Декоративное рисование на квадрате» Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру. |
3 неделя | «Назови свой автобус» Цель: .Закреплять умение детей оформлять декоративную композицию на квадрате, используя цветы, листья, дуги; упражнять в рисовании кистью разными способами (концом, плашмя и т.д.); учить использовать удачно сочетающиеся цвета, составлять на палитре оттенки цвета; развивать эстетические чувства, воображение; воспитывать инициативу, самостоятельность, активность |
4 неделя | «Сказочный дворец» Цель: Учить детей создавать в рисунках сказочные образы. Закреплять умение рисовать основу здания и придумывать украшающие детали. Учить делать набросок простым карандашом, а затем оформлять изображение в цвете, доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения. |
Декабрь 1 неделя | «Зимний пейзаж» Цель: Учить передавать в рисунке образы знакомых песен, стихотворений; выбирать изобразительное содержание и отражать наиболее характерные особенности. Закреплять приемы работы красками, умение красиво располагать изображение на листе. Развивать воображение. |
2 неделя | «Сказка о царе Салтане» Цель: Воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина, стимулировать желание нарисовать иллюстрации к его сказке. Учить выбирать эпизоды сказки, передавать волшебный колорит. |
3 неделя | «Цветы гжели (коллективная работа)» Цель: Углубить и закрепить знание о гжельской росписи в сине-голубой гамме; развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов; формировать умение передавать элементы росписи; воспитывать интерес к народному декоративному искусству; закреплять умение рисовать акварелью; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное. |
4 неделя | «Морозные узоры» Цель: Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения; расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и пр.); совершенствовать технику рисования концом кисти; развивать чувство формы и композиции. |
Январь 3 неделя | «Новогодний праздник в детском саду» Цель: Учить передавать в рисунке настроение праздника; воспитывать положительные эмоции к окружающей обстановке и людям, которые находятся рядом; формировать умение оценивать свои работы. |
4 неделя | «Пир на весь мир» Цель: Учить детей рисовать посуду по мотивам «гжели», дополнять изображение сказочных яств и составлять из индивидуальных работ коллективную ленточную композицию (праздничный стол); развивать чувство формы и композиции; воспитывать интерес к народному искусству. |
Февраль 1 неделя | «Снежная королева (создание обложки)» Цель: Закреплять знания о роли и особенностях обложки для книги; совершенствовать стремление создавать в рисунке образы сказочных героев, используя определенную цветовую гамму; добиваться соответствия сюжета рисунка определенному моменту литературного произведения |
2 неделя | «.Букет в холодных тонах» Цель: Закреплять знание детьми холодной гаммы цветов. Учить создавать декоративную композицию, используя ограниченную гамму. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности. Совершенствовать плавные, слитные движения. |
3 неделя | «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи» Цель: .Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма; умение передавать колорит хохломы. |
4 неделя | «Уголок групповой комнаты» Цель: Развивать наблюдательность, умение отражать увиденное в рисунке, передавать относительную величину предметов и их расположение в пространстве (выше, ниже, правее, левее, посередине), характерный цвет, форму и строение, детали обстановки. Учить контролировать свою работу, добиваться большей точности. Закреплять умение оценивать свои рисунки и рисунки товарищей в соответствии с задачей передать реальную обстановку. |
Март 1 неделя | «Нарисуй, что ты хочешь красивое» Цель: Продолжать формировать умение детей видеть и оценивать красоту окружающего мира, стремление передавать красивые предметы, явления в своей творческой деятельности. Формировать умение объяснять свой выбор. Развивать способность оценивать свой выбор содержания изображения, выбор и оценку выразительного решения темы другими детьми. Закреплять умение использовать выразительные средства разных изобразительных материалов |
2 неделя | «Кем ты хочешь быть?» Цель: Учить передавать в рисунке представления о труде взрослых, изображать людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с атрибутами. Закреплять умение рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки. Оценивать свои рисунки в соответствии с заданием. |
3 неделя | «Коняшки гуляют (коллективная композиция)» Цель: Продолжать учить рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора; упражнять в способе рисования фигуры слитной линией |
4 неделя | «Олешки – золотые рожки» Цель: Закреплять умение рисовать контур игрушки слитной линией; учить создавать декоративную композицию. |
Апрель 1 неделя | «Декоративная композиция «Боярышни» Цель: Продолжать учить внимательно рассматривать игрушки; развивать умение составлять узор на юбке боярышни из знакомых элементов, чувство цвета, ритма в узоре; учить самостоятельно выбирать цвета для узора. |
2 неделя | ««В синем небе голосок, будто крошечный звонок…»Цель: Учить рисовать жаворонка, выстраивая изображение из составных частей; воспроизводить в рисунке птицу в движении; развивать навыки рисования цветными карандашами. |
3 неделя | «Пожарная машина спешит на пожар» Цель: Уметь отражать в рисунке эпизод из жизни города – изображать пожарную машину возле здания, охваченного огнем; познакомить детей с расположением цветов в спектре, учить выделять теплые цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, использовать их для изображения пламени; закреплять умение закрашивать небо в цвета вечернего заката акварельными красками «по-мокрому»; учить передавать пропорции между зданием и автомобилем |
4 неделя | «Мой любимый сказочный герой» Цель: Учить детей передавать в рисунке образы сказок, характерные черты полюбившегося персонажа. Закреплять умение рисовать акварельными красками. Развивать образные представления, воображение.. |
Май 1 неделя | «Весна» Цель: Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Учить создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме(теплой или холодной). Закреплять умении работать всей кистью и ее концом, передавать оттенки цвета. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного. |
2 неделя | «Перо Жар-птицы» Цель: .Учить сочетать в одном художественном образе аппликативных, графических и каллиграфических элементов; освоение приемов штриховки цветными карандашами 2.Рисование сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Развитие воображения, чувства цвета, формы и композиции. |
3 неделя | «Золотой петушок» (по мотивам литературного произведения)» Цель: .Рисование сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Развитие воображения, чувства цвета, формы и композиции. |
4 неделя | «Сирень в вазе» Цель: Учить понимать жанровые особенности натюрморта и пейзажа, рассматривать картину, передавать характерные особенности цветов сирени, используя прием накладывания краски несколькими слоями; развивать навыки смешивания краски для получения нужного оттенка. |
Ожидаемый результат: программе к концу учебного года, воспитанница должна знать:
Продолжать проявлять устойчивый интерес к произведениям народного, декоративно – прикладного и изобразительного искусства, истории их создания; испытывать чувство гордости и уважения к труду народных мастеров; использовать способы различного наложения цветового пятна и цвет для передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного, доброжелательно и конструктивно анализировать и оценивать продукты деятельности других, эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства, проявлять познавательную активность как в совместной деятельности со взрослыми, так и в самостоятельной деятельности, оценивают свою работу.
Результаты действия маршрута
Ребенок самостоятельно находит сюжеты для изображения в окружающей жизни; эмоционально откликается на состояние природы, воспринимает и понимает средства выразительности, с помощью которых можно добиться создание образа; подчиняет свое воображение заранее намеченному плану; способна к самоанализу и самооценке результатов; создает теплые и холодные цветовые тона и оттенки, смешивая краски; испытывает удовольствие от достигнутых результатов в самостоятельной деятельности. Подводит к пониманию особенностей жанровой живописи как сюжетно-тематической картины, где есть определенная тема и конкретный сюжет.
Общие показатели развития детского творчества:
- Компетентность (эстетическая).
- Творческая активность.
- Эмоциональность (возникновение «умных эмоций»).
- Креативность (творческость).
- Произвольность и свобода поведения.
- Инициативность.
- Самостоятельность и ответственность.
- Способность к самооценке.
Специфические показатели развития детского творчества
в продуктивных видах деятельности
- Субъективная новизна, оригинальность и вариативность результата (продукта) детского творчества.
- Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
- Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами.
- Индивидуальный «подчерк» детской продукции.
- Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
- Способность к инерпритации художественных образов.
- Общая ручная умелость.
Признаки творческого продукта.
- Содержание изображения: оригинальность, неожиданное, нереальное фантастическое, непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины переживания ребёнка.
- Особенности изображения: сложность и передача формы, перспективность изображения, многоплановость, узнаваемость предметов и об, оригинальность изображения, особый творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания.
- Композиционное решение: хорошая заполняемость листа, ритмичность в расположении предметов, разнообразие размеров рисованных объектов, зоркость, наблюдательность ребёнка и достаточное владение изобразительными навыками.
- Пластика: выразительность в передаче движений и мимики, собственный почерк в передаче движений.
- Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение. возможно темпераментное, эмоциональное, лаконичное обращение с цветом и наоборот, богатство сближённых оттенков или пастельность. Цвет звучит и поёт, эмоционально действует на зрителя.
- Работа производит художественное впечатление и не нуждается в существенных скидках на возраст.
- Ожидаемые результаты программы.
- Активное участие в конкурсах детского художественного творчества.
- Участие в кружках по изобразительной деятельности.
- Оформление выставок творческих работ.
- Методический инструментарий.
- Основной формой работы с одаренными детьми являются занятия по индивидуальным маршрутам.
Составление индивидуального маршрута на каждого ребёнка предполагает раскрытие его индивидуальных способностей, интересов и возможностей.
Мотивационное обеспечение индивидуального сопровождения.
- Постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха.
- Способствовать развитию творческого потенциала, сохранить веру в свои силы, давать толчок к саморазвитию и самореализации.
Схема построения индивидуального образовательного
маршрута для одаренных детей художественного плана.
Программой предполагается использование разнообразных методов, приёмов и технологий.
- Методы и приёмы:
- Игровые: Игры и упражнения на развитие воображения, фантазии, творческого мышления.
- Практические: Практические задания, с применением нетрадиционных техник изображения (в рисовании, лепке, аппликации).
- Совестные: Беседы с детьми о жанрах, видах изобразительного искусства.
- Технология сотрудничества. Сотворчество с педагогом, сверстником, народным мастером.
- Технология ТРИЗ. На занятиях используется метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности, метод эвристических и поисковых ситуаций.
Программа опирается на принципы наглядности, игровой подачи материала, индивидуального подхода к каждому.
Для реализации программы сопровождения художественно одаренных детей предусмотрено создание «уголка творчества», где должны быть в наличии самые разнообразные материалы для занятий художественной деятельностью, развивающей творческую активность детей.
- Средства обучения.
Художественные средства:
- Художественные инструменты и различный художественный материал.
- Бросовый и природный материал.
Наглядные средства:
- Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
- Образцы работ, фотографии.
- Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений. (слайд-шоу, презентации.
Технические средства:
- музыка,
- видеофильм,
- слайд – шоу, презентации.
Применение этих средств в работе позволит повысить активность и внимание детей на занятиях, развить воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
- Методический аппарат.
- Рекомендации.
Программа рецензирована заслуженным учителем РФ Шауховой Н.К., рассмотрена экспертным советом, утверждена директором прогимназии и рекомендована к реализации.
- Инструкции.
Программа будет выполнена при условии чёткого взаимодействия формы работы, методов, средств обучения и тематическим планированием. Содержание работы может корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей детей и от творчества педагога.
- Заключение.
- Литература.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 120с.ю: цв.вкл.
- Топалова Е.П. Художники с пелёнок. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 128с. + цв. Вклейка 8с. – Как развивать художественные способности у детей.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под. ред. П.И.Педкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608с.
- Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике коллажа: Методическое пособие. – СПб.: «Детство – пресс», 2002. – 128 с.
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 192 с.
- Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: как способствовать художественному развитию детей. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.: ил. Серия «Дошкольное образование».
- М.Г. Дрезнина О.А. Куревина Навстречу друг другу (программа совместно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста) – М., ЛИНКА_ПРЕСС, 2007 – 248с.
Словарь.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Скрининг (от англ. screening «просеивание») — общее название методов специальных проверок, обследований.
Творческие способности - это способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи.
Креативность (от англ. create — создавать) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
Приложение
к программе
«Палитра»
Диагностические задания.
Тест «Незаконченные рисунки» Я.Л. Коломенского и Е.А. Панько
Цель: выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных способностей, активность процесса воображения.
Материалы: лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция: « Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок.
Давайте поможем ему дорисовать, когда закончите,
придумаете cвоему рисунку название, я его подпишу.»
Оценивание: задание оценивается по следующим показателям:
Беглость - количество задействованных элементов.
Разработанность - количество значимых деталей
Оригинальность :
0 б. - ребенок не дорисовывает шаблон, а рисует рядом что-то свое.
1 б. - Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение
отдельного предмета, но изображение контурное, лишено деталей.
2 б. - изображен объект, но с разнообразными деталями.
3 б. - изображен отдельный объект, но включен в воображаемый сюжет.
4 б. - изображается несколько объектов по воображаемому образцу.
5 б. - на основе шаблона рисуется картина и эта фигура, как один из
второстепенных элементов включается в воплощаемый ребенком образ.
Диагностическое задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса.
Цель: выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных способностей.
Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с клейким слоем, лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция: « Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки, которую вы приклеете в любую часть листа, а потом дорисуете ее цветными карандашами. Полученную картинку обязательно назовите и я ее подпишу.»
Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям:
Оригинальность: 0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.
1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.
2 б. - нос, остров.
3 б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.
4 б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.
5 б. - остальные рисунки.
Разработанность: один балл за каждую значимую деталь.
Название: 0 - обычное название.
1 - простое описание.
2 - описательное название.
3 - релевантное название.
Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры» (методика П. Торренса).
Цель: проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций, оригинальность мышления.
Материалы: лист А4 с нарисованными 25 парами параллельных линий. Карандаши цветные и простой. Ластик.
Инструкция: За 10 минут придумайте и нарисуете как можно больше предметов из каждой пары параллельных линий, которые должны составлять основную часть вашей картинки, остальное дорисуйте карандашом и придумайте название к рисункам.
Оценивание: Выполненное задание оценивается по следующим показателям:
Беглость - количество заполненных пар параллельных линий.
Разработанность - количество деталей.
Название - Ход: назовите мне как можно больше слов, близких по значению данны- хороший – сильный, здоровый – легкий, чистый – черный, пустой – чужой, далеко – смелый.
Оригинальность - по 3-бальной системе.
Конспекты игр и практических заданий направленные на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Задание 1.
«Трудная дорога».
Цель: развивать координацию руки, согласовывать движение руки с глазом.
Материал: рисунок с изображением дороги, по бокам от неё – обрывы. Цветные карандаши.
Ход:
- Заболели все звери в зоопарке. Нужно пройти по опасной горной дороге за доктором Айболитом, затем вернуться обратно.
Надо поставить остриё карандаша у начала дороги и пройти по ней, «Не сорвавшись» ни вправо, ни влево, т.е. провести линию, ни разу не выскочив за очерченные края тропы. «Пройти» из одного конца в другой и обратно, правой рукой и левой. Если ребёнок не испытывает трудности на этом маршруте – дать более усложнённое задание, дорогу узкую и более изогнутую (второй вариант). (Приложение)
Задание 2..
Тема «Зимушка-Зима»
Цель: учить детей создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать силуэт женщины в длинной шубе; учить изображать мех и хвою елки штрихами.
Предварительная работа: тонирование бумаги в голубые, фиолетовые тона; рассматривание иллюстраций с аллегорическим изображением Зимы; чтение стихов и рассказов о зиме.
Ход : педагог предлагает детям угадать, что за девица прискакала на тройке белых лошадей (Художественное слово) и нарисовать снежную красавицу. Помогает вспомнить как рисуется женщина в длинной шубке. По окончании рисунки обсуждаются.
Задание 3.
Тема «Наш добрый друг - художник круг».
Цель: привить детям навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона- заготовки развить зрительную наблюдательность и изобразительную фантазию.
Ход з: детям раздаются листы с заготовленным шаблоном. Педагог загадывает загадку про неваляшку и предлагает его нарисовать из шаблона. Затем тоже самое с медведем, зайцем, кошкой. При этом показывает, как из одного схематического изображения можно получить много рисунков.
Далее педагог раздает детям лист с произвольно расположенными кругами разного диаметра и предлагает поиграть в игру кто быстрее отгадает загадку и нарисует ответ.
1. Ожил наш знакомый круг,
Посмотрел лукаво вдруг.
«Я из сказки колобок,
У меня румяный бок».
4. Носят их все на носу,
Дома, в городе, в лесу.
2. Если круг постился вскачь,
Значит он веселый мяч.
3. Яблоко прекрасное -
Сладкое и красное.
5. Круга этого лучи,
Все мы знаем, горячи
Молодежь и старички. По утрам глядит в оконце,
Эти два кружка …(очки) Дети, кто к нам? Это …(Солнце)
6. Сверху шар зеленый, 7. Несут на длинных нитках
Красный он внутри, С веселою улыбкой
Сладкий, сахарный на вкус, Ребята во дворы
Называется …(Арбуз). Воздушные …(Шары).
Задание 4.
Тема «Зимовье зверей»
Цель: развитие мышления, фантазии, умение работать в коллективе.
Ход: отгадывание загадок:
молоко пьет, песенки поет, чисто умывается, с водой не знается (кошка)
с хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком ( собака)
спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спинке - щетинка (свинья)
с бородой, а не мужик, с рогами, а не бык (козел)
зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)
кто зимой холодной ходит злой, голодный (волк)
комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (заяц)
не портной, а всю жизнь с иголками ходит (еж)
вопросы:
как можно назвать всех, о ком мы загадки отгадывали?
Как можно назвать первых животных, а вторых?
Где живут?
А как и где живет корова(кролики, куры, поросята и др.)?
С кем она живет, как спит, что ест
Задание: давайте придумаем такое жилье всем этим животным, что бы им там было тепло и уютно, и чтобы они друг другу не мешали. Предположительно педагог подводит детей к тому, что каждый должен нарисовать уголок для одного из животных, дети вместе договариваются, что, кто и как рисует. После этого все рисунки объединяются в один коллаж «домик для зверей».
Задание 5.
Тема «Говорящие рисунки»
Цель: развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные отличительные черты.
Предварительное чтение рассказа «Говорящие рисунки». Предложить выполнить задание: детям поочередно показывают картинку с неким схематическим изображением и просят назвать, на какие предметы это похоже. После, можно раздать каждому ребенку по одной схеме и попросить дорисовать картинку.
Ход занятия: педагог рассказывает историю: «Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией и им пользовались в древних странах - в Египте и Ассирии, Японии и Китае. Хотите и мы с вами поиграем в нарисованные истории». Объясните, что рисунки должны быть совсем простые и в тоже время понятные, только тогда они станут «говорящими». Для начала педагог показывает нарисованное начало истории (например, сказку о Красной Шапочке), а дети устно предлагают, что можно нарисовать дальше. Затем воспитатель просит нарисовать любую историю так, чтобы другие дети рассказали о чем она.
Вечером педагог может предложить детям поиграть в игру «Разведчики», суть которой заключается в том, чтобы нарисовать планы и расположение противника и передать зашифрованный рисунок в свой штаб, но так, чтобы рисунок поняли «свои» и не разгадали противники.
Задание 6.
Тема « Юные мультипликаторы ».
Цель: развивать словесное творчество, учить передавать его в изображении; развивать воображение; учить детей договариваться между собой, согласовывать свои действия.
Предварительный просмотр диафильма. Обсуждение того, как он сделан (последовательная цепочка картинок). Ход : педагог показывает сюжетную картинку, предлагает детям рассмотреть ее и придумать рассказ, что было до и после того, что изображено. Дети предлагают свои варианты рассказа, затем обобщают в общей истории. Педагог наводит детей на мысль о создании своего диафильма и спрашивает, что для этого необходимо (нарисовать много рисунков с действиями, дети должны определиться, что именно они будут изображать и договориться, кто какую картинку рисует). После окончания работы педагог вместе с детьми составляют общий ряд, дают название - получился диафильм.
Определение творческого потенциала ребенка
Анкета для Родителей
(по опроснику Дж. Гилфорда)
Цель: определение родителями творческого потенциала ребенка.
1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
2. Меняет ли он свои наклонности?
3. Любит ли рисовать абстрактные картинки?
4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
5. Любит ли фантастические истории?
6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
7. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?
8. Сделал ли когда-нибудь то чего не знал, или то, чего не существует?
9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
10. Боится ли темноты?
11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?
13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
14. Был ли удачен этот замысел?
15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
16. Мог ли ваш ребенок будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
17. Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?
18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?
19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?
23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?
Результаты:
- От 20 до 23 очков - ребенок очень сообразителен, способен творчески относиться к окружающему и следует помогать ему в этом.
- От 15 до 19 - ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-либо заинтересован.
- От 9 до 14 - большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи, однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.
- От 4 до 8 - ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении для него важной цели.
- Менее 4 очков - ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.
Технологии, применяемые в работе.
Нетрадиционные техники рисования.
Монотипия
«В стране близнецов». Это необычная страна. Все предметы в ней существуют по два, имеют своих «близнецов». Смотрите, я рисую рожицу, сложу лист пополам, разверну — их две.
«Летите, бабочки!». На одной половине сложенного пополам листа бумаги красками рисуем бабочку со сложенными крылышками. Пока краски еще не высохли, плотно сложим половинки листа, а затем снова развернем: бабочка полетела! Можно рисовать на половинке листа нескольких бабочек. Тогда в результате получим картину, заполненную порхающими существами с разноцветными крылышками.
«Город на реке». Лист бумаги располагаем вертикально, складываем пополам, а затем снова разворачиваем. В верхней части листа красками рисуем город. Нижняя часть — озеро. Сложим две половины листа, пока город еще не высох, — и он «отразится» в воде. Как сказочный Китеж.
«Осенний парк». Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.
Рисование по восковому подмалевку
Для работы необходимы: восковые мелки или свеча, акварель.Этот способ рисования издавна использовался мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска накладывается на поверхность, на которую до этого нанесли «рисунок» воском. Краска скатывается с восковой поверхности и оседает в пустотах между восковыми линиями и пятнами, образуя затейливый узор.
Возьмем тонированный лист или лист с заранее заготовленным подмалевком, нанесем сверху линии восковым мелком или свечой. Затем возьмем кисть или большой тампон с краской и проведем по листу: на цветном фоне появляется рисунок.
«Утренняя зарядка». С помощью воскового мелка нарисуем, как мы выполняем упражнения
под музыку: голова похожа на круг, футболка — на прямоугольник, шорты
как два квадрата. А теперь раскрасим картинку красками. Вот и ожил рисунок. ' «Заиндевелое дерево». Стоит в зимнем лесу дерево — не шелохнется. (Рисуем дерево восковым мелком.) В утренние часы дерево окутано голубой дымкой (красим рисунок нежно-голубой краской), солнечным днем залито светом (красим рисунок желтой краской), а ночью погружено в таинственный полумрак (работаем фиолетовой краской).
«Что мы видели в лесу». Восковым мелком нарисуем веточку с ягодами, гриб под листочком, пугливого ежика. Затем раскрасим рисунок красками.
Рисование по сырой бумаге
Для работы необходимы: емкость с водой, салфетка. Намочим бумагу и поместим ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмем акварель и нарисуем все, что душе угодно.
«И плывут по небу облака». Рисуем облака по сырой бумаге. Затем обсуждаем, на что же похожи облака на рисунках.
«Аквариумные рыбки». Встретились две дуги... А получилась рыбка. Подрисуем глаз, рот, чешуйки.
«Летний дождик». Мокрые дорожки, блестящие от капель деревья, мелькает чей-то зонтик.
«Воробушки зимой». Холодно птахам, нахохлились они, распушили перышки.
«Мой добрый маленький друг». Я люблю своего мохнатого друга. Он все понимает и радуется, когда я с ним играю. А как приятно прижиматься к его пушистой мордочке!
«На дне морском». Покажем, как в зависимости от погоды меняется море.
«Последний лист». Поздняя осень. Пронизывающий ветер гонит по земле пожухлые листья, клонит стволы деревьев.
«В метель». Порыв ветра, еще один, еще... Снег колет лицо. Он то вьется змейкой, то мчится в бешеном хороводе.
«Радуга-дуга». Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга.
Рисование и оттиск на стекле
Первый вариант. Для работы необходимы: стекло, мыло, губка, салфетка, гуашь, широкая кисть. С помощью губки покрываем поверхность стекла мыльным раствором, кистью наносим на стекло цветовые пятна, прикладываем к стеклу лист бумаги и крутим в любом направлении.
Второй вариант. Для работы необходимы: густая гуашь, плотная бумага, стекло. Широкими мазками закрасить лист бумаги густой гуашью, затем на сырой слой краски наложить стекло.Образовавшийся рельефный слой высушивается. Красочный рельеф дает дополнительную оригинальность рисунку. После высыхания получившийся оттиск дополняется и прорисовывается тушью, пастелью и т.д.
В этой технике ребенок может работать только в паре со взрослым: этого требует техника безопасности. Картины в технике «оттиск на стекле» можно использовать на занятиях с участием родителей.
Витраж.
Выполнение витражных рисунков в аппликативной технике. Рисование витражными красками на стекле и на пластике.
Рисование солью
Для работы необходимы: соль, вода, гуашь, плотная бумага.
Рисование солью — несложный прием, но он открывает интересные возможности для создания декоративных работ.
Предварительно на бумаге делается набросок. С помощью кисти набросок нужно смочить водой, а затем посыпать солью. Когда соль вберет в себя воду, лишние крупинки нужно ссыпать с листа.
По подсохшему подмалевку рисуют недостающие элементы и раскрашивают.
Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, снег, птичек, медуз, бабочек.
Граттаж
Для работы необходимы: плотная бумага, парафин или воск, гуашь, шампунь, перо или заостренная палочка.
Суть этой техники — в процарапывании воскового слоя, покрытого сверху краской.
Акварелью нанесем на бумагу цветной фон и подсушим лист бумаги. Затем весь фон затрем воском, парафином или просто свечой. Нальем в розетку черной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно их перемешаем. Покроем этой смесью парафиновый лист.
После этого нужно взять заостренную палочку и процарапать на полученной основе рисунок. Результат напоминает настоящую гравюру.
Темы для рисования в технике «граттаж»
«В рождественскую ночь». На небе зажглись яркие звезды. Тонкий месяц выглянул из-за туч.
«Что за звездочки резные на пальто и на платке?». Ни одна снежинка на другую не похожа.
«Ночной мотылек». Яркий фонарь показался мотыльку солнцем.
«Салфетка для мамы» . Салфетка может быть круглой, квадратной, прямоугольной. Украсить ее можно любым узором.
«Волшебная поляна». Кто-то недобрый закрасил лесную поляну черной краской. Ничего страшного. Вот появилась нарядная бабочка, а вот и цветок поднял головку.
«Дворец для Снегурочки». Рисуем сказочный дворец царя Берендея.
«Полет в космос». Космонавтов приветствуют холодные звезды, незнакомые планеты, звездные корабли.
«Вечерний город». Как он красив, когда зажигаются окна в домах и уличные фонари! Только не забудь, что дома на той стороне улицы меньше тех, что стоят на этой.
«У сечи гномов». Гномы — добрый и трудолюбивый народ! Представьте, что вы пришли к ним в гости.
«Ветер по морю гуляет». Летит кораблик на всех парусах по безбрежной водной глади.
Цветные ниточки
Для работы необходимы: толстые нитки, лист бумаги, гуашь.
Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в разные цвета, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист — получили интересный узор.
Темы для работы с использованием окрашенных ниток
«Морозные узоры». Окрасим нитки в белый цвет и выложим их на тонированную бумагу.
«Страна цветных снов». Нитки окрашены в краски теплых и холодных тонов.
«Вологодские кружева». Выложим нитки на вырезанные из бумаги воротники или кокошники.
Нетрадиционная технология работы с пластилином.
«Пластилинография»
Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Темы могут быть различными, в зависимости от желания и интересов детей.
Правила поведения и техника безопасности на занятиях.
- На перемене не бегай и не прыгай , чтобы не сбросить со стола чью-нибудь работу, не сломать ее.
- На занятии соблюдай тишину. Не отвлекай товарища и не мешай слушать воспитателя. Работай руками, а не языком.
- Не бросайся художественными материалами и инструментами.
- Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола пластилин и зубочистки. Не бери пластилин, острые предметы, клей в рот.
- Не касайся грязными руками лица, глаз, одежды.
- Люби рабочий материал и цени его. Содержи в чистоте, оберегай от пыли и грязи.
- Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую работу без разрешения автора или учителя. Не ломай чужих изделий, даже если они плохо сделаны.
- Не касайся руками представленных на выставке работ, в том числе и своих.
- Научился сам – помоги товарищу. Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную форму или исправить ошибку. Покажи это на своей работе. Исправляй работу товарища или делай за него только с его согласия.
- В совместной с товарищем работе над композицией будь сговорчив и уступчив в выборе темы и персонажей. Исполняй изделия честно. Уступи товарищу более простые изделия. При неудаче не обвиняй товарища, а помоги исправить ошибки.
Правила подготовки рабочего места перед началом и после занятия:
- Достань принадлежности, нужный материал.
- Надень рабочую одежду.
- Положи на парту рабочую доску, клеёнку, коробки с принадлежностями и открой их. Положи коробку для изделий.
- Тряпку для рук держи всегда при себе.
- Положи готовое или неготовое изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
- Тщательно вытри руки тряпкой и вымой их с мылом.
- Сними рабочую одежду.
- Все принадлежности убери.
Наши результаты
работы
по программе индивидуального сопровождения
в изобразительной деятельности
«Палитра»
Воспитатель:Орехова Ольга Анатольевна
Программа «Палитра» разработана для удовлетворения социального заказа общества в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
Работа по данной программе позволяет добиваться главной цели: развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход, используя различные виды изобразительной деятельности.
Для достижения данной цели были решены задачи программы:
- Создана система работы вне занятий.
- Детям даны дополнительные знания, умения и навыки в различных изобразительных видах деятельности, а также более глубокие сведения изобразительной грамоты.
- Созданы условия для дальнейшего личностного роста детей, реализации их творческих способностей.
Реализуя данную программу, были достигнуты следующие результаты:
- Дети активно участвуют в конкурсном движении и достигают высоких результатов.
- Дети посещают различные творческие кружки.
- Работы детей участвуют в творческих выставках, украшают стены деского сада .
- Творческая работа проводится совместно с родителями.
- Проводится совместная работа с педагогами по дополнительному образованию.
- Оформлены «портфолио» одарённых детей, которые в будущем будут пополняться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе по программе для одаренный детей "УТРО В ЛЕСУ"
Развивитие умения видеть единство содержания и средств выразительности живописи.Формирование восприятия единства поэтического, изобразительного и музыкального образа.(автор-составитель Хорольская Свет...
Перспективный план по разделу «Здоровье ребенка» программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» в подготовительной группе
Задачи: - Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, его организм.- Познакомить с анатомией и физиологией, основных систем и органов человека (опорно-двигательной, мышечно...
Программа для одаренных детей "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"
В этой программе отражена деятельность педагогов по выявлению детей с одаренными математическими способностями. Разраработаны цели, задачи, перспективный план работы с одаренными детьми на один учебны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для одаренных детей «Каждый ребенок-художник» на 2015-2018г.г
Данная ПРОГРАММА создана для работы с художественно-одаренными детьми. Но материал можно использовать при проведении НОД по теме "Знакомство с пейзажем", "Сюжетное рисование по литературным произведен...
Программа для одаренных детей в ДОУ( Воспитатель-хореограф Бесаева М.Ю.)
Программа «Мир танца» работы с одарёнными детьмипо хореографии в ДОУВоспитатель-хореограф Бесаева М.Ю. Пояснительная записка Одарённые дети – это дет...
Программа Клякса одаренные дети
Цель программы: создать условия для выявления, поддержки и развития художественно-творческих способностей одаренных детей старшего дошкольного возраста с учетом их индивидуальных возможнос...
Программа для одаренных детей по использованию технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) Средняя группа (4-5лет).
Цели и задачи программы.Цель: формирование диалектического мышления воспитанников путём использования элементов теории решения изобретательских задач и методов развития воображения. Задачи:- Разв...