РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для одаренных детей «Каждый ребенок-художник» на 2015-2018г.г
рабочая программа по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Данная ПРОГРАММА создана для работы с художественно-одаренными детьми. Но материал можно использовать при проведении НОД по теме "Знакомство с пейзажем", "Сюжетное рисование по литературным произведениям" с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №79» протокол № 1 от 28.08.2015г.
| Утверждаю: Заведующая МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №79» В.М.Люкова _________________ Приказ №122 от 28.08.2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для одаренных детей
«Каждый ребенок-художник»
на 2015-2018г.г.
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №79»
Левобережного района г. Воронежа.
воспитатель ВКК Г.В. Пидусова.
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………… 2
2.Теоритеческое обоснование разработки Программы……………… 3
3.Цель и задачи Программы…………………………………………… 5
4.Перспективно-тематический план работы…………………………… 5
5.Материально-техническое и методическое обеспечение Программы 10
6.Список литературы…………………………………………………….. 12
7.Приложения ……………………………………………………………. 14
1. Пояснительная записка.
Эстетическое чувство, получаемое человеком от природы,
должно возвыситься на ступень эстетического вкуса,
приобретаемого воспитанием и развитием.
В. Г. Белинский
Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.
Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности.
Работа по эстетическому воспитанию дошкольников имеет различные формы, основными из них являются занятия по изобразительной и художественно-речевой деятельности, экскурсии и беседы, в процессе которых дети приобщаются к искусству, художественной литературе, а также организованная самостоятельная деятельность, где каждый ребенок может проявить творческую инициативу, реализовать воображение.
Рабочая Программа для одаренных детей «Каждый ребенок-художник» по изобразительной деятельности (далее – Программа) относится к программам художественной направленности, так как ею целью является развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного возраста. Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ программы «Детство» и «Из детства в отрочество» под редакцией Т.Н. Дороновой и программы «Природа и художник» под редакцией Т . А . Копцевой.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста. Работа с детьми строиться на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.
Важный аспект в обучении – индивидуальные подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая художественно-эстетическое и познавательное развитие ребѐнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания.
Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155);
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г.;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013№1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);
- Иными законодательными и нормативными правовыми актами РФ и Воронежской области, муниципальными правовыми актами города Воронежа, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями и приказами Учредителя и соответствующего государственного органа, осуществляющего управление в сфере образования.
2.Теоритеческое обоснование разработки Программы.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к приобщению детей к искусству, к созданию условий, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.
Эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.
Природа раскрывается в поэзии в цветовой, композиционной, колористической характеристике образов. Различные краски становятся более понятными детям благодаря тому, что поэт очень тонко и выразительно выделяет их в произведении с помощью эпитетов-прилагательных, прямо или косвенно указывающих на цвет предмета.
Выразительные средства языка повышают и эмоциональное настроение маленького художника. Так, Ф. Тютчев называет зиму "чародейкою", А. Пушкин-"волшебницей", подмечая сказочное очарование этого времени года. Такое называние зимы возбуждает у ребенка желание необычно, волшебно нарисовать зимнюю картину.
Уровень психического развития ребенка четырех - шести лет позволяет ему наглядно представить те конкретные предметы, факты, явления, которые описываются в стихах, эстетически их оценить.
Но самостоятельно это сделать он иногда затрудняется, и здесь, в процессе восприятия поэтического произведения, большую роль играет руководство педагога, который уточняет и систематизирует детские впечатления, побуждает искать четкие, меткие определения для выражения эстетических эмоций, чувств.
Дети, начиная понимать красоту родной природы, бережно относятся к растениям и животным т. е. у них воспитываются не только эстетические, но и нравственные, гражданские чувства.
Программа может быть использована для организации кружковой работы с художественно одаренными детьми, для организации НОД в разделе Сюжетное рисование.
2.Цель и задачи Программы.
Цель:
формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности каждого ребенка в самовыражении.
развитие умственной активности и творческого воображения детей.
Задачи:
-развитие умственной деятельности и обогащение духовно-эмоциональной сферы дошкольников;
-развитие творческих способностей детей: чувство цвета, формы, композиции;
-овладение дошкольниками изобразительной грамотой, т. е. элементарными навыками, умениями в области реалистического рисования;
-поддержка стремления самостоятельно сочетать знакомые техники изображения;
-воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
4. Перспективно-тематический план работы
Средняя группа.
Осень.
1.Выявление уровня подготовленности детей.
2. Рисование цветными карандашами по стихотворению В.Авдиенко «Осень».
Предварительная работа:
Наблюдение за изменениями, происходящими в природе: первые желтые листья, моросящий дождь.
3. Рисование красками (гуашь) по стихотворению В.Мирович «Все деревья облетели…».
Предварительная работа.
В конце октября экскурсия по территории детского сада. Рассматривание
Лиственных и хвойных деревьев. Выявление сезонных изменений.
Зима.
1.Рисование красками (гуашь) по стихотворению З.Александровой «Снежок».
Предварительная работа.
Экскурсия по зимнему участку. Наблюдение за снегопадом.
2. Рисование красками (гуашь) по стихотворению Е.Трутневой (Елка). Предварительная работа:
Рассматривание елки в снегу.
3. Рисование красками(гуашь) по стихотворению С.Маршака «Времена года».
Предварительная работа.
Рассматривание зимних пейзажей.
Весна.
1.Рисование цветными карандашами по стихотворению А.Плещеева «Сельская песня».
Предварительная работа.
Целевая прогулка. Рассматривание первой весенней травки, наблюдение за птицами.
2. Рисование красками (гуашь) по стихотворению О.Высотской «Одуванчик».
Предварительная работа.
Целевая прогулка. Рассматривание цветущих одуванчиков.
3. Рисование по стихотворению И.Токмаковой «Дождик» (восковые мелки).
Предварительная работа.
Наблюдение за дождем.
Лето.
Рисование цветов: «Ромашка», «Ландыш», «Лютик», «Гвоздика».
Целевая прогулка к клумбе с цветами. Рассматривание цветущих растений,
рассматривание иллюстраций к стихотворному сборнику Е.Серова «Лужайка».
Итоговое мероприятие: участие работ воспитанников в сезонных выставках и конкурсах/
Старшая группа.
Осень.
1. Рисование красками по стихотворению З. Феодоровской «Осень».
Предварительная работа.
Знакомство с репродукциями картин: Л.Бродская «Золотая осень»,
Б. Щербаков «Золотая осень», И.Левитан «Осень.
Заучивание стихотворения З.Феодоровской «Осень».
Прогулка по осенней аллее. Рассматривание деревьев в осеннем
наряде.
2. Рисование по стихотворениям: А.Толстой «Осень», О.Выготская «Улетели птицы разные» (2 занятия).
Предварительная работа.
Знакомство с репродукцией картины И.Грабаря «Рябина», рассматривание иллюстраций из серии «Русский лес» «Рябина».
Рассматривание рябины на участке д/с.
Индивидуальная работа по технике рисования дерева.
3. Рисование по стихотворению Е.Трутневой «Первый снег» (2 части).
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций, изображающих снегопад.
Наблюдение за снегопадом.
Зима.
1. Рисование красками (гуашь, акварель) по стихотворению Е.Авдиенко «Зима».
Предварительная работа.
Рассматривание деревьев в снежном убранстве, наблюдение за метелью.
Индивидуальная работа: техника и рисования и особенности строения березы.
2. Рисование по стихотворению А.Пушкина «Зимнее утро» (2 части).
Предварительная работа.
Рассматривание снежного покрова в солнечный день.
Рассматривание репродукции картины К.Юон «Зимнее утро», рассматривание иллюстраций в книге «Лебедушка», стр. 5.
3. Создание зимних композиций на окнах «Зимняя фантазия», «Рождественская сказка».
Весна.
1. Рисование по стихотворению С.Маршака «Стихи о весне» (2части).
Предварительная работа.
Наблюдение весенних явлений в природе: таяние снега, проталины, изменение качества и цвета снега.
Рассматривание иллюстраций к книгам «Зеленый шум», «Лисичкин хлеб».
Рассматривание репродукции картины И.Грабаря «Мартовский снег».
2. Рисование по стихотворениям С.Есенина «Черемуха», А.Плещеева «Мой садик» (акварель), (2части).
Предварительная работа.
Рассматривание цветущих кустов во время прогулки.
Рассматривание иллюстраций к сборнику стихов С.Есенина, стр. 10,
Индивидуальная работа по рисованию кроны дерева.
Итоговое мероприятие.
Участие детей в сезонных выставках и конкурсах.
Подготовительная группа.
Осень.
1.Рисование по мотивам стихотворения И.Бунина «Листопад».
Предварительная работа.
Рассматривание осенних деревьев, наблюдение за листопадом.
Знакомство с репродукциями картин: В.Поленов «Золотая осень, И.Остроухов «Золотая осень».
Индивидуальная работа по технике рисования.
2.Рисование по мотивам стихотворения А.Пушкина «Скучная картина».
Предварительная работа.
Рассматривание деревьев в ненастную погоду.
3.Рисование на темы стихотворений И.Бунина «Первый снег», Е.Трутневой «Первый снег».
Предварительная работа.
Наблюдение за снегопадом, рассматривание деревьев в снегу.
Зима.
1.Рисование на темы стихотворений А.Пушкина «Идет волшебница зима», С.Есенина «Пороша».
Предварительная работа.
Рассматривание картин Д.Александрова «Зимняя сказка», И.Грабаря «Зимний пейзаж»
2. Рисование на темы стихов о зиме «Где гуляет зима». (По желанию детей).
Предварительная работа.
Заучивание стихов о зиме. Рассматривание зимних пейзажей во время прогулки в снегопад, в солнечную погоду, в пасмурную погоду, вечером.
Работа по смешиванию красок: «оттенки».
3.Коллективная работа «Проводы зимы».
Предварительная работа.
Участие в народном празднике «Масленица», рассматривание иллюстраций народных костюмов.
4.Участие детей в украшение помещений ДУ к зимним праздникам.
Весна.
1.Рисование на темы стихов И.Токмаковой «Весна», Я.Колас «Песнь о весне».
Предварительная работа.
Рассматривание природных пейзажей в яркий солнечный день, наблюдение за капелью и ручейками, наблюдение за поведением птиц.
2.Рисование по стихотворению Л.Квитко «К солнцу».
Предварительная работа.
Зарисовки деревьев с натуры (на улице), рассматривание теней от растений, наблюдение за небом.
3.Рисование на темы стихов С.Есенина «Черемуха», А Плещеева «Мой садик» (на улице).
Предварительная работа.
Рассматривание цветущих растений. Работа с цветом «сиреневая загадка».
Итоговые мероприятия.
Участие детей в сезонных выставках и конкурсах;
организация персональных выставок детей.
5.Материально-техническое и методическое обеспечение Программы.
Методика работы по развитию эстетического восприятия пейзажной лирики о природе с детьми разного возраста.
На пятом году жизни дошкольник уже имеет некоторый опыт восприятия образов живой природы, ему понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции. Воспитатель знакомит детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый детям образ или несложная картина природы, и одновременно демонстрирует яркую иллюстрацию к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.
С детьми старшего возраста работа по развитию эстетического понимания пейзажной лирики усложняется. Воспитатель продолжает опираться на опыт ребенка, который значительно обогащается к шестому году жизни, и на новые впечатления, получаемые в результате активных наблюдений. Педагог использует иллюстрации к тексту и репродукции с картин, помогающие осмыслить литературное произведение, его выразительные и изобразительные средства. В результате целенаправленной работы дети самостоятельно накапливают чувственный опыт, на основе которого сопоставляют несложные поэтические и художественные образы.
Дети должны быть обучены изображению отдельных объектов природы. Это целесообразно осуществлять на индивидуальных занятиях.
Работа по развитию эстетического восприятия стихов о природе продолжается и с детьми седьмого года жизни. Им доступно рассматривание двух-трех иллюстраций или репродукций, которые отражают лишь сходный пейзаж, причем описание его может быть представлено в двух-трех стихотворениях.
Со старшими детьми чаще проводятся экскурсии в природу, подготавливающие детское восприятие к опосредованному знакомству с пейзажами. Педагог стремится сформировать у каждого ребенка теплое, трепетное, любовное отношение к образам природы, умение чувствовать ее красоту и совершенство.
Организуя с детьми шестого и седьмого года жизни восприятие двух разных картин или иллюстраций к одному поэтическому произведению, воспитатель развивает у них умение сравнивать художественные произведения между собой и сопоставлять их с уже имеющимися у ребят представлениями о каком-либо природном явлении, видеть неповторимый колорит живописных пейзажей и те средства выразительности, которые используют художники и поэты.
Планируемые результаты.
Формировать умение воспринимать художественные произведения на основе образного мышления.
Овладение навыками передачи пространства на плоскости.
Развитие цветовосприятия, умения создавать цветовые оттенки.
Итоговые результаты освоения Программы раскрывают динамику
формирования примерных интегративных качеств -компетентностей по всем направлениям развития детей при выходе в школу.
Формы и методы используемые на занятиях:
1.Эмоциональный настрой – использование природных явлений, звуковое сопровождение.
2.Практические – упражнения, игровые методы.
3.Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснения, пояснение.
4.Наглядные приемы и методы – наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все вышеперечисленные методы используются в комплексе.
Взаимодействие с семьей:
1.Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач.
2.Создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества ДУ и родителей (законных представителей) воспитанников.
3.Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области).
4.Поощрение родителей (законных представителей) за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
5.Использование интернет ресурсов для индивидуального общения и консультаций с родителями (законных представителей) воспитанников.
Список материалов и оборудования, необходимого для занятий с детьми:
1.Бумага для акварели формата А3.
2.Альбом для рисования.
3.Палитра, стаканчики (баночки) пластмассовые.
4.Точилка для карандашей
5.Кисточка беличья № 3, 5, 7, 8.
6.Карандаши цветные.
7.Набор фломастеров.
8.Краски гуашь.
9.Краски акварель.
10.Ватман формата А1 для составления коллективных работ.
Занятия организуются 1 раз в месяц с учетом сезонности :
по 25 минут в средней группе,
по 30 минут в старшей группе,
по 35 минут в подготовительной группе.
Список литературы.
Т.А.Копцева «Природа и художник» программа по изобразительному искусству,
Москва 2006г.
Т.С.Комарова «Красота. Радость. Творчество» программа эстетического воспитания; Москва 2002г.
Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в де
тском саду», программа и методические
рекомендации, Москва Мозаика-Синтез 2010г.
Т.С.Комарова «Школа эстетического воспитания», Москва Мозаика-Синтез 2009г.
Компанцева Л.В. 'Поэтический образ природы в детском рисунке' - Москва: Просвещение, 1985 - с.96г.
Лейбсон В. И. Чему учат стихи? М., Просвещение, 1965.
Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М., Педагогика, 1983.
Е.В.Баранова, А.М.Савельева «От навыков к творчеству» обучение детей 2-7 лет технике
рисования, Москва Мозаика-Синтез 2009г.
Т.С.Комарова «Детское художественное творчество» методическое пособие для воспитателей и педагогов, Москва Мозаика-Синтез 2008г
Н.А.Курочкина «Знакомим с книжной графикой», Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2001г.
Приложение.
Произведения для детей четырех лет
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
С. Маршак
Снежок
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки.
На ветках снегири.
З. Александрова
Елка
(отрывок)
Вырастала елка
В лесу на горе,
У нее иголки
Зимой в серебре,
У нее на шишках
Ледышки стучат,
Снежное пальтишко
Лежит на плечах...
Е. Трутнева
Сельская песенка
(отрывок)
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
А. Плещеев
Одуванчик
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик -
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
О. Высотская
Одуванчик
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице:
Легкое,
воздушное,
Ветерку послушное.
Е. Серова
Одуванчик
Одуванчик серебристый,
Как чудесно создан он:
Круглый-круглый и пушистый,
Солнцем теплым напоен.
На своей высокой ножке
Подымаясь к синеве,
Он растет и на дорожке,
И в ложбинке, и в траве.
Л. Квитко
Дождь
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный дождь стучит.
С. Маршак
Дождик
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал -
Не разрезал,
И устал,
И перестал.
И. Токмакова
Ромашки
Разметались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто-то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав.
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки - хитрые девчонки -
Только улыбаются в ответ.
Г. Новицкая
Ромашки
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки -
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.
Е. Серова
* * *
Все деревья
Облетели,
Зеленеют
Только ели,
Стали голыми
Леса.
Днем и ночью
Дождик льет,
Грязь и лужи
У ворот.
В. Мирович
Елочка
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она!
О. Высотская
Произведения для детей пяти лет
Зима
(отрывок)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Стали дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы -
И зима настала.
И. Суриков
Зима
Осенью над лесом и болотом
Туча пролетела самолетом.
Пролетела туча низко-низко...
Прыгнула с нее парашютистка,
А за ней сейчас же и другая,
И уже летит за стаей стая.
Спрыгивали легкие снежинки
На пустые нивы, на тропинки,
На высокий берег у реки,
В темные лесные уголки.
И тогда в притихшие дома
Через окна глянула зима.
Е. Трутнева
Зима
Вышел на просторы
Погулять мороз.
Белые узоры
В косах у берез.
Снежные тропинки,
Голые кусты,
Падают снежинки
Тихо с высоты.
В белые метели,
Утром до зари,
В рощу прилетели
Стайкой снегири.
Е. Авдиенко
Стихи о весне
Снег теперь уже не тот -
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
С. Маршак
Весна
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...
А. Плещеев
* * *
...Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...
И. Никитин
Черемуха
(отрывки)
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила...
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей...
С. Есенин
Мой садик
(отрывки)
Как мой садик свеж и зелен!
Распустилась в нем сирень;
От черемухи душистой
И от лип кудрявых тень...
И весь день, в траве высокой,
Лежа, слушать бы я рад,
Как заботливые пчелы
Вкруг черемухи жужжат...
А. Плещеев
Ели
Ели на опушке -
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки,
Тонкие иголочки -
У лесных ворот
Водят хоровод.
И. Токмакова
Колокольчик
(отрывок)
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь - цветы вокруг
Да по колено травы.
И колокольчик луговой
На тоненькой былинке,
Качаясь, гнется над травой
У солнечной тропинки.
Е. Трутнева
Березка
Склонясь к реке, зеленою рукой
Спешит береза стройная умыться:
Ей хочется в семье своей большой
Быть самой лучшей, самой белолицей.
Г. Новицкая
Осень
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!
З. Федоровская
...Ходит-бродит осень
(отрывки)
По лесным тропинкам
Ходит-бродит осень.
Сколько свежих шишек
У зеленых сосен!..
И листок с березы
Золотистой пчелкой
Вьется и летает
Над колючей елкой!
Е. Трутнева
Осень
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. Толстой
* * *
(отрывок)
Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
О. Высотская
* * *
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора...
А. Пушкин
Репродукции картин и соответствующие им литературные произведения
А. Саврасов. "Первый снег" | И. Суриков. "Первый снег" |
A. Пластов. "Первый снег" | Е. Трутнева. "Первый снег", "Зима" |
И. Шишкин. "Зима" | А. Пушкин. "Идет волшебница-зима" |
И. Грабарь. "Зимний пейзаж", "Роскошный иней", "Февральская лазурь" | А. Фет. "Чародейкою-зимою околдован..." |
Л. Бродская. "Морозное утро" | А. Пушкин. "Зимнее утро" |
Д. Александров. "Зимняя сказка" | С. Есенин. "Пороша" |
К. Юон. "Конец зимы. Полдень" | С. Маршак. "Стихи о весне" |
Е. Зверьков. "Весна. Последний снег" | А. Плещеев. "Уж тает снег, бегут ручьи..." |
B. Баляницкий-Бируля. "Весенний пейзаж" | |
К. Юон. "Мартовское солнце" | И. Токмакова. "Весна" |
И. Левитан. "Весна - большая вода" | А. Пушкин. "Гонимы вешними лучами..." |
И. Шишкин. "Рожь" | Я. Дягутите. "Лето" |
И. Левитан. "Золотая осень" | А. Пушкин. "Уж небо осенью дышало" |
B. Поленов. "Золотая осень" | И. Бунин. "Листопад" |
Л. Бродская. "Золотая осень" | З. Федоровская. "Осень на опушке краски разводила" |
И. Грабарь. "Ясный осенний вечер", "Рябина" | О. Высотская. "Улетели птицы разные" |
Учебно-методический комплект постеров на тему «Времена года».
Новогодние открытки.
Пейзаж (времена года).
Цветовые схемы (палитры теплые и холодные цвета, радуга).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе по программе для одаренный детей "УТРО В ЛЕСУ"
Развивитие умения видеть единство содержания и средств выразительности живописи.Формирование восприятия единства поэтического, изобразительного и музыкального образа.(автор-составитель Хорольская Свет...
Программа для одаренных детей "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"
В этой программе отражена деятельность педагогов по выявлению детей с одаренными математическими способностями. Разраработаны цели, задачи, перспективный план работы с одаренными детьми на один учебны...
Методическое пособие "Каждый ребенок - художник"
В материалах пособия представлен перспективный план работы изостудии «Академия художеств» на учебный год для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник художественного ...
Мастер класс для воспитателей «техника рисования человека» с детьми 4 - 7лет «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Пабло Пикассо
Мастер класс для воспитателей «техника рисования человека» с детьми 4 - 7лет«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».Пабло ...
КАЖДЫЙ РЕБЕНОК - ХУДОЖНИК
laquo;Каждый ребенок – художник.Трудность в том,чтобы остаться художником,выйдя из детского возраста».Пабло Пикассо...
Программа Каждый ребенок художник
Рабочая программа...
- Мне нравится (1)