Программа для одаренных детей по использованию технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) Средняя группа (4-5лет).
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Цели и задачи программы.
Цель: формирование диалектического мышления воспитанников путём использования элементов теории решения изобретательских задач и методов развития воображения.
Задачи:
- Развивать познавательные и творческие способности воспитанников путём экспериментов, предположений, сопоставлений и рассуждений;
- Развивать произвольное воображение методами эмпатии, типовыми приёмами фантазирования;
- Формировать независимость мышления (умение находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы);
- Активизировать словарь, развивать диалогическую и связную речь;
- Развивать целеустремленность и настойчивость при поиске решения проблемы, стремление доводить начатое дело до конца;
- Развивать умение сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, предметам, которые нас окружают, умение сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные трудности и неудачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_s_odarennymi_detmi._guseynova_20-21_os.docx | 142.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Северный детский сад «Сказка»
Программа для одаренных детей по использованию технологии ТРИЗ
(Теория решения изобретательских задач)
Старшая группа (5-6лет).
Составила: воспитатель Гусейнова Ольга Семёновна
2020-21 год
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Цели и задачи программы.
- Возрастная характеристика детей 5-6 лет.
- Планируемые результаты освоения программы.
- Содержательный раздел
- Особенности организации образовательного процесса с использованием инновационных методик и технологий. Интеграция образовательных областей.
- Взаимодействия с родителями воспитанников. Перспективно – тематический план работы с родителями.
- Особенности организации мониторинга.
- Перспективно – тематический план работы с детьми.
- Организационный раздел
- Организация предметно - развивающей среды для реализации программы.
- Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания.
1.Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
Одним из современных и интереснейших методов обучения остается технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Придумал ее изобретатель и писатель - фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Он считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи. ТРИЗ - педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. Она ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Применение элементов теории решения изобретательских задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решения проблем. Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить и решать проблему. По мнению психологов, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации этих процессов. Исходя из этого, в своей работе следует ориентироваться на следующие основные направления:
- Развития воображения;
- Развития мышления;
- Формирование качеств творческой личности;
- Формирование культуры общения.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель: формирование диалектического мышления воспитанников путём использования элементов теории решения изобретательских задач и методов развития воображения.
Задачи:
- Развивать познавательные и творческие способности воспитанников путём экспериментов, предположений, сопоставлений и рассуждений;
- Развивать произвольное воображение методами эмпатии, типовыми приёмами фантазирования;
- Формировать независимость мышления (умение находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы);
- Активизировать словарь, развивать диалогическую и связную речь;
- Развивать целеустремленность и настойчивость при поиске решения проблемы, стремление доводить начатое дело до конца;
- Развивать умение сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, предметам, которые нас окружают, умение сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные трудности и неудачи.
1.3. Возрастная характеристика детей 5-6 лет.
Возрастные особенности детей 5 - 6 лет
Возрастные особенности психофизического развития детей
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
- Находят и называют противоречивые свойства разных объектов и явлений;
- Имеют представление о веществах, из которых состоят некоторые предметы;
- Проявляют интерес к составлению загадок, рифмованных текстов;
- Имеют представление объекта как системы;
- Сравнивают объекты по разным признакам;
- Строят классифицированные структуры в зависимости от назначения признаков;
- Описывают объект по его основному назначению и находят его скрытые возможности;
- Проявляют навыки в области культуры общения и коммуникативные качества.
II.Содержательный раздел
2.1.Особенности организации образовательного процесса с использованием инновационных методик и технологий. Интеграция образовательных областей.
Система занятий по формированию целостной картины мира у детей разработана на концептуальной основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера, особенностью которой является направленность на формирование развитого воображения, нестереотипного мышления и нешаблонного мышления у детей, побуждения мыслить диалектитечески, системно, функционально. Занятия составлены в соответствии с принципами и подходами ФГОС ДО:
- обогащение детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий у детей;
- соответствие условий, требований, методов по возрасту и особенностями развития.
Программа ТРИЗ включает в себя следующие формы работы. На занятиях детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: "Я и природа", "Я и Я", "Я и другой человек", "Я и предмет". Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира. Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом. Взаимодействие между воспитателем и ребенком во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников), общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам. При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей. Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка. Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход". Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны. Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
Ведущими методами и приёмами являются:
синектика (превращение непривычного в привычное и, наоборот, - привычного в непривычное);
моделирование маленькими человечками (согласно которому все окружающие состоит из множества маленьких человечков);
системный подход к окружающему миру (любой предмет, каким бы он ни был, большим или маленьким, твердым или жидким, является частью какой-то системы и сам из чего-то состоит);
метод мозгового штурма (преодоление психологической инерции, создание условий для прорыва сил, бушующих в подсознании).
метод эмпатии (постижение эмоционального состояния, проникновения – в чувствование в переживание другого человека.)
приём фантазирования (воображение – психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти)
морфотаблицы и мнемотаблицы (система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций)
При использовании этих методов запрещается любая критика и поощряется любая идея.
Дети придумывают, предлагают, спорят, корректируют высказанные идеи. Эти ситуации зачастую возникают незапланированно, при решении какой – нибудь стихийно возникшей бытовой или сказочной задачи, во время игры - занятия, при обсуждении какого - либо поступка, случая или художественного произведения.
Интеграция образовательных областей.
1.Познавательное развитие
Задачи: Формировать у детей исследовательские навыки: умения наблюдать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов, учить самостоятельно, добывать информацию через поисковую деятельность, организованное коллективное рассуждение, игры; развивать предпосылки диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости). Воспитывать у детей интерес к процессу познания.
2.Социально - коммуникативное развитие
Задачи: Усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развивать навыки общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада, позитивные установки к различным видам труда и творчества, основы безопасности в быту, социуме, природе.
3.Речевое развитие
Задачи: Создать условия для развития образной стороны речи детей (обогащать словарный запас оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами). Повышать эффективность овладения всеми языковыми средствами, формировать осознанность в построении лексико-грамматических конструкций. Развить гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
4.Художественно-эстетическое развитие
Задачи: Развивать воображение путём использования нестандартных и стандартных приемов рисования. Научить детей экспериментировать с различными материалами, обучить различной технике изображения с целью последующего применения в самостоятельной деятельности. Вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности.
Примерная структура занятий:
1.Приветствие и организационный момент.
2.Создание мотивации и постановка проблемы.
3.Совместный поиск путей решения проблемы в ходе групповой дискуссии.
4.Обсуждение результатов и закрепление впечатлений в изобразительной деятельности.
5.Рефлексия.
Формы организации деятельности по использованию ТРИЗ – технологии:
- НОД
- Проблемные ситуации;
- Чтение художественной литературы;
- Вопросы и ответы;
- Наблюдения на прогулках;
- Беседа;
- Сюжетно-ролевая игра;
- Дидактическая игра;
- Прослушивание музыки;
- Инсценирование и моделирование ситуаций;
- Выполнение практических работ
2.2. Взаимодействия с родителями воспитанников. Перспективный план взаимодействия с родителями.
В последнее время родители стали больше внимания уделять развитию детей. Они пытаются научить ребенка читать и считать, записывают его во всевозможные кружки – рисования, танца, музыки и т.д. В тоже время, они не всегда понимают важность творческого развития ребенка, чаще всего загружая его память и обучая навыкам по показу и образцу. Данная программа предполагает ведение разъяснительной работы среди родителей, привлечение их к развитию творческих способностей детей в процессе совместной творческой деятельности в условиях семьи, знакомство их с основами приемов творческой педагогики. Одной из форм сотрудничества являются творческие домашние задания, которые чаще всего выполняются всей семьей. Минуты творчества сближают детей и взрослых, приносят им удовлетворение от результатов совместной творческой деятельности. Без взаимодействия с семьей невозможно добиться положительных результатов в формировании интеллекта, культуры ребенка. Тесные контакты с родителями через родительские собрания, индивидуальные беседы, совместное проведение занятий, домашнее задания расширят возможности развития дошкольников.
Перспективный план взаимодействия с родителями на 2020-2021 учебный год
Месяц | Наглядная информация (консультации, памятки) | Активные формы работы |
Сентябрь | Анкетирование | |
Октябрь | Консультация «Что такое ТРИЗ?» | |
Ноябрь | Консультация «Умные дети» | |
Декабрь | Памятка «ТРИЗ – игры для развития познавательной активности» | |
Январь | родительское собрание «Развиваем познавательную и речевую активность детей с помощью ТРИЗ-игр» | |
Февраль | Памятка «ТРИЗ – игры для развития речи» | |
Март | «Это наша игра» - презентация видеоматериалов | |
Апрель - май | Итоговое занятие |
2.3. Особенности организации мониторинга.
Диагностика осуществляется по диагностическому инструментарию данной программы.
Данные диагностики фиксируют следующие параметры:
- мышление
- внимание
- чувствование
- восприятие
- речевое развитие
- творческое и комбинированное воображение
Вопрос о методах диагностики и критериях оценки воображения детей поднимается в работах многих исследователей. Экспериментальные исследования детского воображения и творчества в современной психологии опираются преимущественно на метод количественных оценок результатов специально разработанных тестов. Методологической основой большинства этих работ является теория творческого интеллекта, разработанная в 50-е годы Дж. Гилфордом, П. Торренсом и их последователями. Суть ее состоит в том, что на основе факторного анализа были выделены отдельные компоненты творческого мышления (факторы креативности, которые характеризуют формы продуктивной деятельности): гибкость, оригинальность, беглость. На основе этой теории были созданы тесты, в которых данные факторы являются показателем творческих способностей ребенка.
Оригинальность
Методика «Дорисовывание фигур». Разработана О. М. Дьяченко, представляет собой вариант методики Е. П. Торренса, направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
Методика "Дорисовывание фигур"
Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: набор карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов или простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ребенку необходимо дорисовать каждую их фигур.
Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.
Гибкость
Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» по О.Тороповой.
Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах — это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов.
Беглость
Игра «Что это? Кто это? »
Цель: развитие мышления и речи.
Оборудование: предметные картинки.
Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно угадывают изображение одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.
Психолого-педагогическая диагностика уровня развития творческих способностей детей 5-6 лет.
№ | Ф.И. ребенка | Оригинальность | Гибкость | Беглость | ИТОГ |
Уровень творческого потенциала | Процентное отношение на начало года | Процентное отношение на конец года | |||
Сформировано (С) | |||||
Стадия формирования (СФ) | |||||
Не сформировано (НС) |
2.4. Перспективно – тематический план работы с детьми на 2020-2021 год.
Месяц | Неделя | Название игры | Ход игры |
Задачи |
Сентябрь | 2 неделя | Игра «Хорошо - плохо». (роза, компьютер, дождь, рыба, солнце ) | Перед детьми предметные картинки: роза, мороженое, велосипед, компьютер и другие картинки по выбору детей. Педагог поочередно показывает детям картинки. Рассмотрев их, дети высказывают свои мнения по каждому объекту, что в нем хорошего, и что плохого. | Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Формировать устойчивость внимания. Активизировать словарь детей. |
3 неделя | Игра «Хорошо - плохо». (конфета, мороженое, огонь) | Вариант (конфета, огонь) В: Съесть конфету - хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. В: Сладкая конфета - это плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы. В: Зубы заболят - это хорошо. Почему? Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил. То есть вопросы идут по цепочке. В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему? Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело. В: Огонь - это плохо. Почему? Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде. В: Листопад - это хорошо? Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами. В: Листья под ногами - плохо. Почему? Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.
| Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны Учить детей логически мыслить. Учить отвечать на вопросы по цепочке Воспитывать уважение к сверстникам. | |
Октябрь | 1 неделя | Игра "Маша-Растеряша" | 1-й вариант: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным: | Умение видеть ресурсы решения проблем. Ознакомление детей с различными функциями предметов. Тренировать внимание. Побуждать отвечать полными предложениями. |
2 неделя | «Назови части» (дом, велосипед, машина, самолёт) | Детям показывают картинки с любыми объектами. Ребята должны назвать части, из которых состоят эти объекты, назвать их назначение. Для чего, например нужна в доме труба и т. д. | Дать понятие о том, что объекты состоят из частей. Учить детей выделять и называть части объектов Учить, чётко произносить слова. Называть назначение частей объектов. Активизировать речь детей. | |
3 неделя | « На что похоже» (колючка ежа, руль машины, лягушка-по цвету) | Ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него. Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. | Активизация речи детей. Учить называть объекты в соответствии с тем или иным признаком. | |
4 неделя | «Перевертыши» |
| Продолжать пополнение словаря детей антонимами. Упражнять в быстроте реакции. Активизация словаря. Продолжать знакомить со словами «перевёртышами» | |
5 неделя | «Что умеет делать?» (мяч, телевизор, лягушка, река) | Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Например: Телевизор. может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться. | Продолжать формировать умения выявлять функции объекта Активизация словаря. Учить подбирать к существительным глаголы. | |
Ноябрь | 1 неделя | «Раньше-позже»
| Мы гуляем с вами на улице, а что было до того, как мы вышли гулять. Дети отвечают: Мы одевались и т. д. | Учить детей составлять логическую цепочку действий. Закрепить понятия" сегодня", "завтра", "вчера" Продолжать развивать речь, память. |
2 неделя | «Где живет?» | Ведущий называет предметы окружающего мира - это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы, задаёт вопрос: Где живёт: например медведь (в лесу, в мультфильме, в книге и т. д.) | Научить детей выявлять над-системные связи объектов живой и неживой природы. Продолжать развивать речь детей, мышление. Учить различать объекты живой и неживой природы и называть их. | |
3 неделя | «Мои друзья» . | Мои друзья - это те, что могут говорить, летать, на чем можно сидеть в квартире, это то, что умеет жужжать, живут в лесу, бегать и. д. | Учить детей находить общие свойства и функции с объектами. Продолжать развивать словарный запас детей, логическое мышление и речь | |
4 неделя | «Найди друзей» | Воспитатель задаёт вопросы: Я умею оставлять след (карандаш, стержень, фломастер и т. д.) Я могу перевозить (машина, самолёт, лошадка и т. д.) Я могу удерживать тепло (шуба, одеяло и т. д.) | Учить детей правильно находить функции объектов и называть их. Учить детей быть внимательными. Развивать логическое мышление. Активизация словаря. Учить отвечать на вопросы. | |
Декабрь | 1 неделя | "Найди друзей" | Называется предмет, например "пылесос". Дети подбирают предметы, образуя свои классификационные группы, объединенные одним общим качеством. (Например: фен, кофемолка - "бытовые приборы"; или веник, щетка, метла - помогающие в уборке предметы). | Упражнять в классификации предметов рукотворного мира. Учить узнавать и называть объекты рукотворного мира. Пополнять словарь. Формировать представления о назначении того или иного объекта. |
2 неделя | "Рыболов" | Воспитатель обозначает "озеро" (скакалкой) и "дом", где живут "рыболовы" (охотники). Ребенок выходит из "дома" и говорит слова: "Я иду на рыбалку и поймаю карася" - делает шаг вперед к "озеру". Сколько ребенок назовет рыб, столько шагов сделает к "озеру". Победившим считается тот, кто быстрее дойдет до "озера". Аналогично проводится игра "Охотник", "Птицелов" (обозначается "лес"). | Упражнять в классификации представителей животного мира. Продолжать формировать представления об объектах живой природы. Развитие разговорной речи. Учить, правильно строить предложения. Пополнять словарь детей. | |
3 неделя | "Кто или что это дело может сделать лучше» | Воспитатель называет рукотворный объект (занавеска), просит детей назвать, чем помогает человеку этот объект (занавеска защищает комнату от солнца). Обсуждение на предмет того, какой еще рукотворный объект может выполнить это дело лучше (жалюзи, тонированное стекло и т.д.). | Учить детей находить объекты рукотворного мира, которые могли бы заменить какой - либо объект по его основной функции. Учить определять функцию любого объекта. Учить детей рассуждать. Активизировать словарь детей. | |
Январь | 2 неделя | "Дразнилка" | Ведущий обозначает объект, дети называют его функцию, и с помощью суффиксов -лка, -чк, -ще поддразнивают объект. Кругляшка (велосипед) –так называем объекты круглые по форме. Шумилки(машина, вентилятор) признак звук Вкусняшка (конфета, мороженое, варенье) Холодючка (сосулька, лёд )признак температура. | Учить детей самостоятельно определять функцию объектов рукотворного и природного мира. Учить использовать в игре суффиксы. (лка,чк, ще) Логически мыслить. Учить быть внимательными. Пополнение словаря. |
3 неделя | "Дразнилка" | Горячилка (кипяток, горчичники и т. д.) Леталка (птица. стрекоза и т. д.) Жужжалка (жук, комар) | Учить детей самостоятельно определять функцию объектов живой и неживой природы. Учить использовать в игре суффиксы. (лка,чк, ще) Активизация речи детей. | |
4 неделя | "Назови предмет" | Воспитатель называет способ действия предмета (например: он умеет летать). Ребенок, называет предмет (самолет). Затем отвечает следующий ребёнок. Дети следят за правильностью ответов. | Закрепить знания детей о многообразии предметов, которые имеют один способ действия. Учить детей отвечать на вопросы. Учить быть внимательными. Активизировать словарь детей. | |
Февраль | 1 неделя | "Собери велосипед» или какой либо другой объект. | У детей заболела кукла Ася. Они решили позвонить доктору Айболиту, но не могут дозвониться. Затем обнаружили, что трубка не соединена проводом с телефонным аппаратом. Решили ехать за доктором на велосипеде, а он оказался разобранным. Его нужно собрать. Кто быстрее соберет велосипед, тот поедет за доктором. Дети собирают велосипед. | Учить детей находить недостающие детали у объектов. Формировать представление о том, что отсутствие какой - либо части у объекта делает невозможным его использование. Активизировать речь детей. Развивать логическое мышление. |
2 неделя | "Что на что похоже?" | Каждому ребенку предлагается две картинки с изображением объекта природы и предмета рукотворного мира. Например, на одной изображен самолет, на другой - птица. Предлагается сравнить изображения, найти сходства (общие элементы) и различия (например, сходство птицы и самолета - крылья, нос и клюв, хвост самолета и птицы; различие: птица - живая, самолет - неодушевленный предмет) | Дать понятия о том, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы, а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам Продолжать учить сравнивать 2 объекта по сходству и различаю. Активизация словаря. Учить логически мыслить | |
3 неделя | Игра «Бывает - не бывает»
| Чередовать реальные и нереальные варианты, например: «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле каша варится», «кошка по крыше гуляет», «собака по крыше гуляет», «лодка по небу плывет», «девочка рисует домик», «домик рисует девочку» и т. д. Можно использовать мяч: игрок бросает мяч, произнося фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает. | Развитие логического мышления. Учить объяснять свои точки зрения, обосновывать их. Отвечать на вопросы используя ранее приобретённые знания. Активизация словаря. | |
4 неделя | «Настоящее, прошедшее, будущее» :
| Воспитатель показывает детям "дорожку" с тремя окошками и помещает изображение цыпленка в среднее окошко. Кто это? (цыплёнок). Что он умеет делать? Покажите. (дети пищат, машут крылышками, бегают, клюют и т. д.) Воспитатель : Как много всего умеет делать цыпленок. А что есть у цыпленка для того, чтобы он бегал? клевал? пищал? Как вы думаете, каким раньше был цыпленок? Воспитатель помещает в первое окошечко изображение яйца. Что яйцо умеет делать? (катиться, лежать, может разбиться) Внутри яйца цыпленок рос, там желток, белок, скорлупа. Это было в прошлом. Давайте теперь заглянем в будущее. Что будет с цыпленком, когда он вырастет? Воспитатель вставляет изображение петушка или курочки в окошко. | Познакомить детей с временными понятиями: настоящее, прошедшее, будущее. Развитие у детей воображения и логического мышления | |
Март | 1 неделя | «Природа и человек» | Сначала проводится беседа, в процессе которой уточняются знания о том, что окружающие нас предметы или созданы руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например: лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек. «Что сделано человеком?» - спрашивает ведущий и передает одному из играющих какой – либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов он задает новый вопрос: «Что создано природой?» | Закрепить, знания о том, что создано человеком и что даёт человеку природа. Продолжать знакомить детей с объектами созданными природой и человеком. Активизация словаря. |
2 неделя | «Чем был - чем стал» | Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют… | Учить определять линии развития объекта. Развивать логическое мышление, речь | |
3 неделя | «Чем был - чем стал» | Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении. Например: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов. | Учить определять линии развития объекта. Развивать логическое мышление, речь | |
4 неделя | «Мои друзья» | Мои друзья - это то, что умеет летать. Мои друзья - это то, что может говорить Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире | Учить детей находить общие свойства, функции с объектом. Развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь. | |
Апрель | 1 неделя | «Мои друзья» | Мои друзья - это то, что умеет жужжать. Мои друзья - это те, кто живет в лесу, и умеют быстро бегать. Мои друзья - это то, что находиться дома и помогает в хозяйстве человеку. | Учить детей находить общие свойства, функции с объектом. Развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь. |
2 неделя | «Расставь по порядку» | Воспитатель показывает детям 5-6 карточек с изображением разных животных (например, мышка, кошка, собака, конь, слон), их нужно расставить по росту, начиная с самого маленького. После этого начинается обсуждение каждой карточки. Например: Кошка - большая или маленькая? Для кого большая? Для кого маленькая? | Формировать понимание у детей относительности размера. . Систематизировать знания детей о размерах животных. Развивать мыслительную деятельность. Речь детей. | |
3 неделя | «Да-нетка» | Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное. | Упражнять в нахождении вещественно – полевых ресурсов. Учить задавать вопросы. Развитие логического мышления. Активизация словаря. | |
4 неделя | «Да-нетка» | Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть любые объекты. | Помогать детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Продолжать учить детей задавать вопросы. Развитие логического мышления. Активизировать речь детей. | |
Май | 1 неделя | "Четвертый лишний" | Детям предлагаются три картинки с изображениями предметов одного вида (например: стул, стол, шифоньер) и одну картинку другого вида (телефон). Ребенок должен объяснить, какая картинка лишняя и почему. | Упражнять в умении классифицировать объекты по какому - либо признаку Учить детей объяснять, какая картинка лишняя и почему. Учить логически мыслить. Пополнять словарный запас слов. |
2 неделя | "Кто или что это дело может сделать лучше» | Воспитатель называет рукотворный объект (холодильник), просит детей назвать, чем помогает человеку этот объект. Идет обсуждение на предмет того, какой еще рукотворный объект может выполнить это дело лучше | Учить детей находить объекты рукотворного мира, которые могли бы заменить какой - либо объект по его основной функции. Продолжать учить детей объяснять сою точку зрения. Развивать речь. | |
3 неделя | "Положи на место" | Дети должны разложить картинки или реальные предметы в нужные коробки. (продукты,, одежда, посуда и т.д.) | Учить определять принадлежность единичных предметов к определенному классу. Продолжать учить детей классифицировать объекты. Развивать логическое мышление. Речь детей. | |
4 неделя | "Дорисуй, что я задумал" | Воспитатель предлагает задумать предмет и нарисовать только его часть, а товарища попросить закончить рисунок. | Побуждать детей узнавать отдельные детали предмета и по ним создавать изображение всего предмета. Учить детей быстроте реакции. Логическому мышлению. Учить называть получившийся объект. |
III. Организационный раздел
3.1.Организация предметно - развивающей среды для реализации программы.
Игровая среда в группе наполнена разнообразным материалом и оборудованием. В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме, чтобы дошкольники овладели определенными навыками действий с этими предметами. В зоне дидактических игр «Хорошо- плохо», «Что умеет делать?», «На что похоже», «Раньше позже», «Где живет», вместе с настольно-печатными играми «Неживая природа», используется пособие «Кольца Луллия», с помощью которого у детей развивается творческое мышление, происходит постепенное расширение и углубление познавательных интересов, обогащение опыта ребенка, насыщение знаний о различных областях действительности. Таким образом, с помощью разнообразных пособий технологии ТРИЗ удается воспитать творческую, всесторонне развитую личность.
3.2. Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания.
-предметные картинки – «Одежда», «Времена года», «Животные», «Овощи», «Фрукты»
- «Игрушка» (действующее лицо занятия);
- комплект дидактических пособий - «Расскажи –ка» (форма, цвет, размер), Птицы, Насекомые, Ягоды.
- игровые пособия для проведения подвижных и творческих – маски, настольный театр, магнитный театр, кукольная одежда, мячи, детская посуда.
- методическая литература «Формирование целостной картины мира у детей» Занятия с применениям технологии ТРИЗ. Издательство «Учитель» Автор- составитель О.М. Подгорных
Список литературы:
«Формирование целостной картины мира у детей» О.М. Подгорных
«Путешествие по Фанталии» Л.Н. Прохорова
«Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками» И.Я. Гуткович
Интернет ресурсы: социальные сети работников образования nsportal.ru, Маам. ru.
Приложение 1
Анкета для родителей «Факторы успешного развитие детей»
Вопросы | Ответы |
Считаете ли вы воображение важной составляющей познавательной и личностного развития ребенка ? | Да, конечно, нет, не знаю. |
Какую деятельность в развитии воображения вы считаете приоритетной? | Самостоятельную, учебную, музыкальную, игровую. |
Как вы думаете, следует ли развивать творчество у детей дошкольного возраста в процессе? | Да, нет, не знаю. |
Какие шаги вы предпринимаете для развития творческого воображения? | Никаких, наблюдаю со стороны, поощряю, творю вместе с ребенком. |
Что способствует развития воображения у ребенка? | Окружающая ребенка, обстановка, отдельные виды деятельности, случаи из жизни, художественная литература, фильмы, сказки. |
Приложение 2
МЕТОДИКА «ДОРИСОВЫВАНИЕ ФИГУР» ПО О.М.ДЬЯЧЕНКО
Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.
Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.
Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.
По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).
Низкий уровень (НС) выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень(СФ) – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень(С) – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.
Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.
Можно выделить следующие уровни:
При низком уровне (НС) дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).
Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне(СФ) дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
При высоком уровне (С)дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
Методика «Определение понятий, выяснение причин, выяснение сходства и различий в объектах»
1. Какое из животных больше: лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?
3. Днем на улице светало, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груша, слива и яблоко – это…?
6. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу?
7. На кого больше похоже собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни почему ты так считаешь.
8. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывают, что это инструменты, выполняющие в чем - то похожие функции.)
9. Какие ты знаешь виды транспорта? (В правильном ответе как минимум 2 вида транспорта.)
10. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...
Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач). Игры
Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем.Г.С.Альтш...
Мастер-класс по теме: "Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством использования технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач))".
Предложить игры ТРИЗ для обучения детей правилам дорожного движения, с целью формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах....
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе № 4 с использованием ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)- РТВ (Развитие творческого воображения) технологии. «Принцесса Капелька».
Формирование у детей представлений о природном объекте - воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установлении причинно-следственных связей; формирование экологической к...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием методов ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) в старшей группе
Тема: «Вода и огонь – наши друзья».Цель: Развитие умений детей взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружа...
ПАМЯТКА-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
ПАМЯТКА-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР...
ПАМЯТКА- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...