Согласование ожиданий участников образовательного процесса к уровню развития речи дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Рогожкина Галина Сергеевна

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Именно поэтому образовательная область речевого развития является актуальной и востребованной темой.

Целевая аудитория мероприятия, описываемого в настоящей работе, – родители дошкольников старшего возраста. Активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в ДОУ, так и в семье, согласованная и целенаправленная совместная работа педагогов и родителей способна усилить положительный эффект обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rogozhkinoy_g.s.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Г.С. Рогожкина,

педагог, методист ГБОУ прогимназия "Радуга" № 624,

Санкт-Петербург

Согласование ожиданий участников образовательного процесса  к уровню развития речи дошкольников

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Именно поэтому образовательная область речевого развития является актуальной и востребованной темой.

ФГОС отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

Стандарт предполагает, что содержание Образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Рассмотрим более подробно образовательную область Речевое развитие, которая включает в себя:

Речевое развитие включает:

·  владение речью как средством общения и культуры;

·  обогащение активного словаря;

·  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

·  развитие речевого творчества;

·  развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

·  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

·  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Конкретное содержание образовательной области зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы.

Мы представляем, какие ожидания у государства (ФГОС), представляем ожидания ОУ (Программа), понимаем свои ожидания, но хочется услышать мнение родителей - основных участников образовательного процесса (наряду с детьми и педагогами).

Тем более, что Стандарт предполагает открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников:

● непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

● взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.

Для реализации данного процесса были разработаны анкеты, отражающие различные уровни речевого развития детей 6-7 лет (подготовительной к школе группы).

Критерии отбора показателей:

- целевые ориентиры

- конкретизация целевых ориентиров в Программе

- возрастные особенности

Выделили три основных уровня развития речи, где высокий уровень – максимальное освоение программы данного возраста, средний – промежуточное, а низкий уровень приближен к освоению программы старшей группы.

Мы исходили из основных целей и задач, которые ставятся в образовательной области Речевое развитие, поэтому условно выделены все компоненты устной речи (грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи), а также уровень знакомства с книжной культурой, развитие литературной речи и формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Довольно непросто было бы ограничиться только в рамках одной образовательной области, тем более, что развитие речи реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка), именно поэтому мы ориентировались не только на образовательную область «Речевое развитие», но и все остальные (коммуникативно-личностное, художественно-эстетическое, познавательно-речевое развитие), где так или иначе речь находит свое проявление.

В каждом уровне и каждом подпункте мы предложили по два варианта (А и Б), а также предположили, что участники опроса могут захотеть внести свои варианты, дополнив или уточнив предложенные.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей дошкольников старшего возраста продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные, развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи и т.д. Активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в ДОУ, так и в семье, согласованная и целенаправленная совместная работа педагогов и родителей способна усилить положительный эффект обучения.

Таким образом, мы предполагаем, что подобного рода вовлечение родителей в образовательный процесс будет способствовать их активной позиции, а взаимодействие с педагогами обогатит открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня развития речи дошкольников

Эстрик Вера Яковлевнаучитель-логопед высшей квалификационной категориимуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 14 «Солнышко»г. Ковдор, Мур...

Современные образовательные технологии по развитию речи дошкольников в условиях ФГОС ДО

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе...

Современные образовательные технологии для развития речи дошкольников

Открытое выступление педагога первой кваликафиционной категории, для воспитателей ДОУ о современных иновационных технологий в работе с детьми....

Доклад "Игровые приемы в непрерывной образовательной деятельности по развитию речи дошкольников"

Доклад " Игровые приемы в непрервной образовательной деятельности по развитию речи дошкольников" был предназначен для педагогов на научно - практическом семинаре "Развитие речевых спосо...

Современные образовательные технологии для развития речи дошкольников

В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает:...