Согласование ожиданий участников образовательного процесса к уровню развития речи дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Именно поэтому образовательная область речевого развития является актуальной и востребованной темой.
Целевая аудитория мероприятия, описываемого в настоящей работе, – родители дошкольников старшего возраста. Активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в ДОУ, так и в семье, согласованная и целенаправленная совместная работа педагогов и родителей способна усилить положительный эффект обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rogozhkinoy_g.s.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.С. Рогожкина,
педагог, методист ГБОУ прогимназия "Радуга" № 624,
Санкт-Петербург
Согласование ожиданий участников образовательного процесса к уровню развития речи дошкольников
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Именно поэтому образовательная область речевого развития является актуальной и востребованной темой.
ФГОС отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
Стандарт предполагает, что содержание Образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Рассмотрим более подробно образовательную область Речевое развитие, которая включает в себя:
Речевое развитие включает:
· владение речью как средством общения и культуры;
· обогащение активного словаря;
· развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
· развитие речевого творчества;
· развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
· знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
· формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Конкретное содержание образовательной области зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы.
Мы представляем, какие ожидания у государства (ФГОС), представляем ожидания ОУ (Программа), понимаем свои ожидания, но хочется услышать мнение родителей - основных участников образовательного процесса (наряду с детьми и педагогами).
Тем более, что Стандарт предполагает открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников:
● непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
● взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.
Для реализации данного процесса были разработаны анкеты, отражающие различные уровни речевого развития детей 6-7 лет (подготовительной к школе группы).
Критерии отбора показателей:
- целевые ориентиры
- конкретизация целевых ориентиров в Программе
- возрастные особенности
Выделили три основных уровня развития речи, где высокий уровень – максимальное освоение программы данного возраста, средний – промежуточное, а низкий уровень приближен к освоению программы старшей группы.
Мы исходили из основных целей и задач, которые ставятся в образовательной области Речевое развитие, поэтому условно выделены все компоненты устной речи (грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи), а также уровень знакомства с книжной культурой, развитие литературной речи и формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Довольно непросто было бы ограничиться только в рамках одной образовательной области, тем более, что развитие речи реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка), именно поэтому мы ориентировались не только на образовательную область «Речевое развитие», но и все остальные (коммуникативно-личностное, художественно-эстетическое, познавательно-речевое развитие), где так или иначе речь находит свое проявление.
В каждом уровне и каждом подпункте мы предложили по два варианта (А и Б), а также предположили, что участники опроса могут захотеть внести свои варианты, дополнив или уточнив предложенные.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей дошкольников старшего возраста продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные, развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи и т.д. Активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в ДОУ, так и в семье, согласованная и целенаправленная совместная работа педагогов и родителей способна усилить положительный эффект обучения.
Таким образом, мы предполагаем, что подобного рода вовлечение родителей в образовательный процесс будет способствовать их активной позиции, а взаимодействие с педагогами обогатит открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика уровня развития речи дошкольников
Эстрик Вера Яковлевнаучитель-логопед высшей квалификационной категориимуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 14 «Солнышко»г. Ковдор, Мур...
Методико-диагностическое исследование "«Выявление и изучение результативности воспитательно – образовательного процесса по развитию речи дошкольников» (средняя группа)
Исследование по развитию речи,результатам работы за год с детьми средней группы....
Современные образовательные технологии по развитию речи дошкольников в условиях ФГОС ДО
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе...
Презентация "Детская журналистика как средство повышения уровня развития речи дошкольников"
Для воспитателей и педагогов ДОУ...
Современные образовательные технологии для развития речи дошкольников
Открытое выступление педагога первой кваликафиционной категории, для воспитателей ДОУ о современных иновационных технологий в работе с детьми....
Доклад "Игровые приемы в непрерывной образовательной деятельности по развитию речи дошкольников"
Доклад " Игровые приемы в непрервной образовательной деятельности по развитию речи дошкольников" был предназначен для педагогов на научно - практическом семинаре "Развитие речевых спосо...
Современные образовательные технологии для развития речи дошкольников
В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает:...