Доклад "Игровые приемы в непрерывной образовательной деятельности по развитию речи дошкольников"
материал (младшая группа)
Доклад " Игровые приемы в непрервной образовательной деятельности по развитию речи дошкольников" был предназначен для педагогов на научно - практическом семинаре "Развитие речевых способностей и эстетического мировидения в соответствии с требованиями ФГОС ДО на основе образовательной программы дошкольного образования "Тропинки" под редакцией В.Т Кудрявцева". Данный доклад- трансляция из опыта моей работы с детьми 3 - 4 лет по развитию речевой активности через использование игровых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2017_po_tropinkam_iz_opyta_raboty.docx | 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №9 «Золотой улей»
Доклад
«Игровые приемы в непрерывной образовательной деятельности по развитию речи дошкольников »
(трансляция опыта работы)
Подготовила:
воспитатель
И.М.Бочкова
Моршанск, 2017
Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте речь становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль. Поэтому развитие речи детей — одно из самых важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения. Уровень развития речи является мощным диагностическим показателем психического и интеллектуального развития ребенка. Как отмечают психологи, у детей четвертого года жизни резко возрастает любознательность, которую я использую для воспитания интереса к языку, к языковым и речевым явлениям, для формирования зачатков контроля и самоконтроля за речью. Многочисленные исследования психологов доказывают, что использование игровых приёмов оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. Начиная с работ эпохи Просвещения и до наших дней основным средством психического и социального развития ребенка ученые, психологи, педагоги рассматривали игру. И положение о том, что в детстве центральное место в жизни ребенка занимает игра, прочно утвердилось в психологии и педагогике прошлого и настоящего. И так как к основным видам деятельности дошкольника относят игру, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Поэтому работу над речью я провожу в тесной связи с предметно-практической игровой деятельностью ребенка, являющейся стимулом развития речи. Я учитываю разный уровень речевого развития детей. Поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения на занятиях и особенно вне занятий. При помощи игры идет процесс поэтапного развития всей системы средств общения, так как на каждом этапе речевого развития имеются свои звуковой строй, грамматика и словарный запас, реализуемые в высказываниях той или иной степени сложности, с той или иной коммуникативной или познавательной целью. Дети моей группы, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками социальной среды. |
Приоткроем дверь в мою группу. Там идет знакомство детей с зайчонком, заглянувшим в гости в детский сад. Он принес с собой сундучок с овощами и фруктами. Играя с зайчонком, ребенок успевает, незаметно для себя, назвать объекты и их признаки: «Что за овощ?», «Что за фрукт?», поучаствовать в игре – соревновании «Кто больше скажет про зайчонка?» Дети, вживаясь в образ, превращаются в зайчат, затем в ветерок. Конечно, это самые элементарные действия. Но ненавязчиво закрепляется правильное произношение звуков в и вь, придается звучанию все более выразительный характер, звуки произносятся долго, на одном выдохе, возникают попытки импровизировать. С большим интересом с зайчиком проговаривается шутка – чистоговорка. Дети находят овощи, про которые загадал им заяц загадки, упражняясь в согласовании прилагательных и местоимений с существительными в роде, числе в игре «Разноцветный сундучок». Занятие, на которое мы заглянули, строится в соответствии с новой программой развивающего дошкольного образования «Тропинки» (руководитель проекта – В. Т. Кудрявцев). Большинство занятий построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста определили содержание моей работы при решении всех основных задач. В словарной работе- это усиленное внимание к смысловой стороне слова. В целом словарная работа в моей группе направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря. Я имею ввиду взаимосвязь двух планов: понимания значения слов и употребления слов в высказывании. Активизация лексики детей проводится в играх «Что это», «Скажи, какой?», «Кто больше скажет слов о предмете?». В грамматике – упор на формирование языковых обобщений. Использование игровых сюжетов, таких игр как «Молчанки», «Сова», «Прятки», «Кто больше назовет действий» помогает активному поиску ребенка правильной формы слова. Например, различные способы образования глаголов закрепляются в играх «Добавь слово», «Кто больше назовет действий», «Что? Где? Когда?». Планирую игры грамматического характера в комплексе со всей воспитательно – образовательной работой, я обратила внимание, что отсутствие ошибок в речи детей не всегда свидетельствуют о грамотности. Оказалось, что меньше всего ошибок делают дети малоактивные. В спонтанных высказываниях детей уже встречаются все те конструкции простого предложения, которые можно наблюдать в речи выпускников детского сада. Однако единичное появление в речи той или иной конструкции еще не свидетельствуют о том, что она усвоена. Особой задачей для ребенка я считаю построение высказывания в форме небольшого текста., состоящего из двух, трех предложений. Это я осуществляю через совместные с детьми инсценированные представления и игры – драматизации. Такая игра побуждает детей к импровизации, позволяет черпать из сказки только то, что нравится, что соответствует внутреннему миру ребенка. Для таких целей в этом возрасте лучше использовать короткие народные сказки. Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями. Дети включаются в занятия с удовольствием, активно участвуют в них. Моя практика показала, что одним из эффективных методических приёмов являются коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи — ищем мёд!» или «Мы хитрые лисоньки». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных нет — все дети изображают злого волка, смелого петуха, хитрую лису и т. д. Я сопереживаю вместе с детьми, повторяю движения и голоса героев сказки, а дети, подражая мне, закрепляют звуки, запоминают определённые слова, учатся отвечать на вопросы. Принесённые в группу костюмы, шапочки, маски, атрибуты к сказке делают игру эмоциональней и искренней. Не отрицая влияния работы по формированию правильного произношения звуков у детей младшего дошкольного возраста на их речевое и умственное развитие, я хотела бы подчеркнуть, что более пристальное внимание необходимо мною уделяется воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого использую игровые ситуации с Петрушкой, который ошибся, игру «Ветерок» на речевое дыхание, предлагаю детям повторить различные звукосочетания. В развитии связной речи приоритетным считаю связывание предложений в высказывание. При этом учитываю особенности речевых задач, условия индивидуального воздействия, а также применяю игровые формы при обучении построению связного высказывания. С этой целью предлагаются игры и игровые упражнения «Выполни команду», «У кого?», «Кто знает, пусть продолжает». В играх «Встань в круг», «Поезд» создается живая модель рассказа. Большое место в программе «Тропинки» отводится играм – инсценировкам с игрушками, в них я выступаю сначала в роли активного участника, затем в роли организатора. К работе по развитию речи необходимо привлекать и родителей, общение с которыми для ребенка является мощным фактором его речевого развития. Родители предоставляют ребенку возможность рассказать об увиденном на прогулке, по дороге в детский сад, используя вопросы, побуждения, наблюдения; активно откликаются на проявления словотворчества, игры ребенка со словом. У ребенка, занимающегося по программе «Тропинки» (автор – В. Т. Кудрявцев), задействованы все психические процессы. Он видит, слышит, действует, взаимодействует с окружающим через разнообразные игровые приемы. В результате, получив хорошую подготовку, дети гармонично входят в школьную среду, поскольку занятия по программе эффективно развивают воображение, образное мышление, грамотную связную речь, начиная с младшего дошкольного возраста.
|
Список использованной литературы:
- Ушакова О.С, Струнина Е.М. Развитие речи детей 3-4 лет. - М.: Вентана - Граф, 2016.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» под ред. В.Т.Кудрявцева. - М.: Вентана - Граф, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах, фразовой речи"»
Уважаемые коллеги, известно, что зачастую автоматизация звука в речи занимает куда больше времени, чем его постановка. Поэтому, занятия по автоматизации должны быть интересными и увлекательными....
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению старших дошкольников с природой «В гости к старичку-лесовичку».
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению старших дошкольников с природой «В гости к старичку-лесовичку» предназначен для воспитател...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Почемучки» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, ТРИЗ, личностно-ориентированной
В конспекте представлены задачи и ход непрерывной образовательной деятельности...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи через театрализованную деятельность по сказке «Теремок» во второй младшей группе
middot; побуждать детей к активному участию в театрализованной игре· активизировать речь детей·...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» для детей старшей группы.
Правильно формулировать своё отношение к друзьям, родителям. Воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации; Воспитывать доброжелательность, отзы...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с элементами исследовательской деятельности «Путешествие в прошлое предметов - ручка», с использованием интерактивного оборудования MIMIO
Цель: Формирование представлений детей об истории ручки. Задачи:Знакомство детей с историей ручки, научить понимать функции и назначение ручки.Научить устанавливать причинно - следственные связи ...