Современные образовательные технологии по развитию речи дошкольников в условиях ФГОС ДО
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Сычёва Юлия Сергеевна

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад «Журавлик»

«Современные образовательные технологии  по развитию речи дошкольников в условиях  ФГОС ДО.»"

Воспитатель Сычёва Ю.С.

С.Покрово-Пригородное

2017

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий  речевого развития дошкольников.

При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:

1)ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

2)содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;

3)технология должна носить здоровьесберегающий характер;

4)основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

5)реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

6)организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Технологии речевого развития:

1)проектная деятельность;

2)исследовательская деятельность;

3)игровые технологии;

4)информационно-коммуникационные технологии;

5)технология проблемного обучения.


Метод проектов

Рекомендуется проводить с дошкольниками монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.

Темы монопроектов по речевому развитию дошкольников могут быть следующие:

«Со словами поиграем – много нового узнаем», «Раз – словечко, два – словечко» (формировать у детей интерес к словотворчеству и поэтическому слову);

«Использование приѐмов мнемотехники для развития монологической речи» (учить связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни);

«Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ журналистики» (ознакомление с творческими профессиями: поэт, музыкант, журналист, писатель)

«Как рождается книга?» (развитие речевого творчества детей);

«Трудно ли быть вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении);

«Спор хороший и плохой» (освоение этикета убеждения и спора).

В младшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой серии образовательных ситуаций: «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку); «Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними) и др.

Проекты в средней группе предполагают обязательное использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий проекта парами или небольшими подгруппами.

Примерные темы проектов для детей средней группы: «Зачем людям транспорт?», «Камень, ножницы, бумага», «Как человек узнает время?», «Зачем человек придумал посуду?», «Почему сок, вода, молоко разного цвета?» и др.

Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики: «Если с другом вышел в путь...», «Добрые слова в день рождения», «Как открыть книжный гипермаркет?», «Жалобная книга природы».

Тематика детских проектов может соответствовать праздникам и знаменательным событиям, происходящим в стране, городе, детском саду или группе.

Например, при подготовке к празднованию Дня воспитателя дети подготовительной к школе группы берут интервью у работников детского сада, узнают особенности их профессиональной деятельности, отмечают некоторые личностные черты и с учетом этого готовят поздравления и подарки.

Результатом проектной деятельности может быть коллективный продукт, полученный в результате сотрудничества детей всей группы: альбом рисунков, рассказов, коллаж «Наш детский сад» и т.д.

Технология исследовательской деятельности.

Познавательная активность реализуется детьми в наблюдениях, сенсорном обследовании, опытах, экспериментировании, эвристическом обсуждении, развивающих играх и т.д. Ребенок может рассуждать, спорить, опровергать, доказывать свою точку зрения в активной познавательной деятельности. С этой целью педагог может использовать разнообразные бытовые и проблемные ситуации, содержащие познавательные задачи, заимствовать их из художественной и научной литературы, из явлений и процессов окружающего природного мира.

Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать и актуализировать словарь ребенка. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребенка, активнее входит в связную речь. Опустив кусочек льда в воду, ребенок надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, потому что он легче воды. Если поместить большое количество льдинок в воду, то можно наблюдать, как они сталкиваются, трутся друг о друга, трещат и крошатся, что напоминает явление ледохода. Смоделированная ситуация позволит ребенку в дальнейшем ярко и подробно описать приход весны. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов.

На занятиях-опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий суметь подобрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий происходит формирование монологической речи, умение выстраивать и оречевлять собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план коммуникации.

.

Игровые технологии

ϖ Мнемотехника

Данная технология включает различные приемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Особенности технологии: применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

ϖ Моделирование

Модели особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: ключевое слово или словосочетание в каждой стихотворной строчке «кодируется» подходящей по смыслу картинкой. Таким образом, все стихотворение зарисовывается автоматически. После этого ребенок по памяти, опираясь на графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовая план-схема, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.

В процессе развития речи старших дошкольников используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении - это слова. Детям можно предложить построить предложение: «Наступила холодная зима. Дует холодный ветер».

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.

Для словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.

ϖ Артикуляционные и речевые упражнения

ϖ Игры на развитие речевого дыхания

ϖ Подвижные и хороводные игры с текстом

ϖ Игры на формирование фонематического восприятия

ϖ Коммуникативные игры

ϖ Пальчиковые игры

ϖ Дидактические игры: игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы - декоративно-прикладного искусства и т. д.); настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото); словесные игры (без наглядного материала).

ϖ Театрализованная игра

ϖ Логоритмика

Информационно – коммуникационные технологии

Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.

Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы, а с детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся фронтальные и подгрупповые занятия с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран), что повышает интерес детей к изучаемому материалу.

Технология проблемного обучения

Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Педагог выступает не жѐстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает ребѐнку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.

Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД.

Примеры проблемных вопросов в разделе «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи».

-Что будет ,если в сказке появится новый герой?

-Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая?

-Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали?

-Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»?

-Для чего используются образные слова?

-Можно ли словами «нарисовать» портрет?

-Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?

«Подготовка к обучению грамоте»:

-Из чего состоит слово, если мы его произносим?

-Из чего состоит слово, если мы его пишем?

-Может ли слово состоять только из гласных звуков?

-Может ли слово состоять только из согласных звуков?

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята. Меня зовут Умка. Живу я в вечном царстве льда и снега, на севере. Недавно я узнал, что у вас наступило лето. Я никогда не видел лето, но очень хочу узнать что же это такое». Как мы можем помочь Умке узнать о времени года –лето?

«Связная речь»

Тема: «Ежиный суп»

Задачи:

– Обучение составлению окончания рассказа по данному началу с иллюстрированием продолжения незаконченного повествования;

– Развитие навыков самостоятельного связного пересказа текста с предварительным отображением его содержания в рисунках – иллюстрациях;

– Развитие творческого воображения;

– Обучение действиям планирования развѐрнутого высказывания на основе составления наглядного

картинного плана;

– Активизация и обогащение словарного запаса.

Задания Используя иллюстрации к сказке как картинный план, пересказать сказку;

Придумать собственную сказку по аналогии с данной, направляя воображение ребѐнка с помощью вопросов, помогая ему иллюстрировать своѐ сочинение.

Технологии обучения образной речи:

 Технология обучения детей составлению сравнений.

Модель составления сравнений:

– воспитатель называет какой-либо объект; - обозначает его признак;

– определяет значение этого признака;

– сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На пятом году жизни дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку.

Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

 Технология обучения детей составлению метафор.

Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.

Прием простого алгоритма составления метафоры.

1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.

2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).

3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).

4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).

6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

ϖ Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

1 - «текст реалистического характера»

2 - «текст фантастического характера»

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.

Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. ...

"Использование современных технологий в развитии речи дошкольников"

Практический материал, рекомендации по работе с детьми  по развитию речи....

Доклад на педсовете «Современные технологии для развития речи дошкольников».

В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития связной речи....

Доклад на метод объединение "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность. Традиционные ф...

Современные технологии в развитии речи дошкольников

Современные технологии в развитии речи дошкольников...