Диагностика уровня развития речи дошкольников
методическая разработка по логопедии по теме

Эстрик Вера Яковлевна

 

Эстрик Вера Яковлевна

учитель-логопед высшей квалификационной категории

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 14 «Солнышко»

г. Ковдор, Мурманской области

 

 

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

Аннотация: В статье представлена разработанная учителем-логопедом  диагностика, количественный анализ результатов которой не только облегчает планирование индивидуальной и групповой коррекционной работы, комплектование групп детей, посещающих логопедические занятия, но и  позволяет наглядно представить эффективность педагогического воздействия. Опыт работы может использоваться учителями-логопедами, дефектологами, педагогами-психологами ДОУ.

Вследствие целенаправленной работы по внедрению инновационных методических рекомендаций «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н.В. Нищевой, мною были разработаны и апробированы тестовые задания к диагностике устной речи дошкольников от 3-7 лет для определения их речевого профиля с балльно-уровневой системой оценки. Диагностика позволяет четко определить структуру речевого дефекта воспитанника и всей группы в целом, дать оценку степени выраженности нарушений разных сторон речи каждого ребенка с ОНР, вывести индивидуальный оценочный «профиль» состояния речи и добиться позитивных результатов.

 

При разработке тестовых заданий опирались на содержание перспективного плана выше указанного пособия. Тестовые задания состоят из 10 серий:

1. Проверка состояния фонематического восприятия.

2. Исследование артикуляционной моторики.

3. Исследование звукопроизношения.

4. Исследования сформированности звуко-слоговой структуры слова.

5. Исследование навыков языкового анализа.

6. Грамота.

7. Исследование грамматического строя речи.

8. Исследование словаря и навыков словообразования.

9. Исследование сформированности связной речи.

10. Исследование понимания сложных логико-грамматических отношений.

 

Задания включают 10 серий, каждая из которых объединяет речевые пробы нарастающей трудности. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за всё задание, за серию. Из суммарных оценок за каждую из 10 серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий.     

 

 

 

Группы

 

 

 

 

 

 

  1. Фонематическое восприятие

 

  1. Артикуляционная моторика

 

 

  1. Звукопроизношение

 

4. Слоговая структура

5. Навыки языкового анализа

 

 

6. Грамота

7. Грамматический строй речи

 

 

8. Словарь, словообразование

 

 

9. Связная речь

10. Понимание логико-грамматических конструкций

 

 

 

Максимальное количество баллов за всю серию тестов

II младшая

15

10

15

10

10

-

45

40

10

5

160

средняя

15

10

15

10

20

10

40

55

35

5

215

старшая

10

10

15

10

30

15

60

80

60

10

300

подготовительная

15

10

15

10

40

10

100

75

45

10

330

                                                                                       

Для каждой серии разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий, кроме девятой «связная  речь», является учет степени успешности выполнения с помощью четырех градаций, что дает возможность получения более дифференцированного результата.

Критерии оценки:

1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0, 5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется;

0, 25 балла -  неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой;

0 баллов – отказ от выполнения задания, полная невозможность воспроизведения пробы.

В девятой серии «связная речь», для того, чтобы учесть как смысловую сторону, так и качество лексико-грамматического оформления связного высказывания, выполнение заданий оценивается по всем трем критериям, предложенным Р.И. Лалаевой:

1)Критерий смысловой целостности:

5 баллов — воспроизведены все основные смысловые звенья;

2, 5 балла — смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;

1 балл - пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации;

0 баллов — невыполнение.

2) Критерий лексико-грамматического оформления:

5 баллов - пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;

2,5 балла - пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

1 балл - отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;

0 баллов — пересказ недоступен.

3) Критерий самостоятельности выполнения:

5 баллов - самостоятельный пересказ после первого предъявления;

2,5 балла — пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после

повторного прочтения;

1 балл — пересказ по вопросам;   

0 баллов — пересказ даже по вопросам не доступен.

Данные тесты направлены на выявление актуального уровня речевого развития ребенка, поэтому большинство заданий не предусматривают оказания помощи. Исключение составляют пробы, в которых помощь, как показывает практика, действительно эффективна. Так, например, при обследовании словообразовательных процессов стимулирующая помощь («Неверно, подумай ещё») нередко приводит к актуализации правильной формы слова.

Оценка: 1 балл - правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – неверно образованная форма;

0 баллов – невыполнение.

Полученные результаты обследования мы оформляем в виде графиков, таблиц.

Для того чтобы получить индивидуальный речевой профиль в виде графика, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный). Затем, используя полученные значения, следует вычертить речевой профиль, отложив по оси ординат успешность выполнения заданий методики в процентах, а по абсцисс – названия заданий.

Получив такой профиль, можно сразу увидеть как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка, и, основываясь на этом, строить коррекционную работу с детьми в разных формах.

Чтобы выявить к какому уровню успешности по усвоению программы относится ребенок, мы заполняем график речевого профиля группы.

 

 Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение проб методики равно 300 баллов. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 300 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым ребенком можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100  и разделив полученный результат на 300. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из четырех выделенных нами уровней успешности:

 

 

 

Группы

 

 

 

 

 

 

1. Фонематическое восприятие

2. Артикуляционная моторика

 

 

3. Звукопроизношение

4. Слоговая структура

5. Навыки языкового анализа

 

 

6. Грамота

7. Грамматический строй речи

 

 

8. Словарь, словообразование

 

 

9. Связная речь

10. Понимание логико-грамматических

конструкций

 

 

Максимальное количество баллов за всю серию тестов

 

 

II младшая

15

10

15

10

10

-

45

40

10

5

160

средняя

15

10

15

10

20

10

40

55

35

5

215

старшая

10

10

15

10

30

15

60

80

60

10

300

подготовительная

15

10

15

10

40

10

100

75

45

10

330

Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из четырех выделенных нами уровней успешности:                                                                                                                 

IV  высокий – 100% - 80%

III достаточный – 79, 9% - 65%

II критический – 64, 9% - 45%

I низкий – 44, 9%  и ниже

 

Учебный год

Количество детей

Уровни усвоения

программы

Начало года

Конец года

 

средняя группа

14 детей

I низкий

II критический

III достаточный

IV высокий

6 человек – 43%

5 человек – 36%

3 человека – 21%

0 – 0%

2 человека – 14%

4 человека – 29%

5 человек – 36%

3 человека – 21%

 

старшая группа

13 детей

I низкий

II критический

III достаточный

IV высокий

6 человек – 46%

7 человек – 54%

0 – 0%

0 – 0%

 

0 – 0%

2 человека – 15%

6 человек – 46%

5 человек – 39%

 

подготовительная

к школе группа

12 детей

I низкий

II критический

III достаточный

IV высокий

1 человек – 8%

2 человека – 17%

8 человек – 67%

1 человек – 8%

0 – 0%

0 – 0%

1 человек – 8%

11 человек – 92%

Таким образом, несмотря на одинаковое заключение о наличии общего недоразвития речи (например, III уровень), наблюдается разная структура речевого дефекта, а значит, и коррекционная работа в каждом случае должна иметь свои особенности. Применение инновационной программы рекомендательного характера Н.В. Нищевой «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» и с использованием приемов из традиционных методических рекомендаций позволяет добиться и удерживать высокие показатели эффективности логопедической работы.

Список литературы

 

1) Комплексная диагностика дошкольников. Материалы для специалиста образовательного учреждения: Р. А. Кирьянова — Москва, КАРО, 2002 г.- 368 с.   2)Лалаева Р.И. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство – Пресс, 2000. – 252 с.

3) Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет).- СПб., 2004.- 48 с.

4) Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: ДЕТСТВО—ПРЕСС, 2001.- 371 с.

5)Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие / Т. А. Ткаченко. — СПб.: ДЕТСТВО—ПРЕСС, 1999.-112 с.

6)Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.– М.: МГЗПИ, 1991.– 188 с.

7) Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. -Айрис-Пресс, 2006. – 96 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения диагностики уровня развития связной речи детей

Для изучения уровня развития связной монологической речи детям предлагают прослушать сказку, небольшую по объему. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:1) понимание текста – прав...

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Согласование ожиданий участников образовательного процесса к уровню развития речи дошкольников

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к...

Диагностика уровня развития образной речи дошкольников

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора  (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)...

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика определения уровня развития речи (Составлена по методике диагностирования О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной)

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика  определения уровня развития речи (Составлена по методике диагностирования О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной)...