Методико-диагностическое исследование "«Выявление и изучение результативности воспитательно – образовательного процесса по развитию речи дошкольников» (средняя группа)
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
Исследование по развитию речи,результатам работы за год с детьми средней группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.doc | 591 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ№26
«Земляничка»
на тему:
«Выявление и изучение результативности
воспитательно – образовательного процесса
по развитию речи дошкольников»
(средняя группа)
Воспитатель 1 категории
Шова М.В.
г.Лениногорск.
Методико – диагностическое исследование
на тему:
«Выявление и изучение результативности воспитательно – образовательного процессапо развитию речи дошкольников»
(по О.А.Сафоновой)
Главной задачей современного развития общества является гуманизация воспитательно – образовательной системы, что предполагает усиление интереса и уникальной формирующейся личности ребенка и ставит следующую задачу создания условий для ее полноценного развития. Решение этой задачи диктует целесообразность организации педагогического процесса в учреждениях образования, в том числе дошкольного на диагностической основе, предусматривающей получение педагогом обратной информации от эффективности его взаимодействия с детьми. В связи с этим встает необходимость разработки методики научно – обоснованного анализа и оценки, обеспечивающих четкую и оперативную постановку педагогического диагноза о состоянии и результатах процессов воспитания и обучения, о качестве управления ими, об их направленности, на раскрытие потенциальных возможностей детей.
На базе МДОУ№26 «Земляничка» в средней группе началось методико- диагностическое исследование по развитию речи детей. Объектом исследование являются дети среднего дошкольного возраста. Так в исследовании принимают участие 11 детей.
Состав респондентов по полу.
График №1
Количество | девочки | мальчики |
4чел.(36 %) | 7чел.(64 %) |
Анализ исследования предполагает три этапа:
- Организационный - разрабатывался диагностический материал, анкетирование родителей, начальное диагностирование;
- Промежуточный – промежуточное диагностирование;
- Аналитический – заключительное диагностирование, анкетирование родителей, обработка и анализ данных, оформление результатов;
Наша речь имеет две стороны: внешнюю (произносительную) и внутреннюю (смысловую). Поэтому проверка речевого развития детей включает обследование этих 2 – х сторон речи и осуществляется в два этапа.
На первом этапе выявляется особенности связной речи детей, т.к. именно связная речь наиболее показательна в плане развития смысловой стороны речи.
«Связная речь»
1 этап
Задание: предложить детям составить рассказ по картинке.
Цель: проверка умения самостоятельно, полно и последовательно строить связное высказывание по картинке.
Методика: ребенку по очереди предъявляются три картинки с несложным сюжетом, близким его личному опыту: 1) дети играют; 2) дети кушают; 3) дети на прогулке.
Картинки лежат в конвертах. Ребенку говорится: «Когда я шла в ДОУ, встретила Чебурашку. Он нес в группу письма и просил передать детям. Возьми этот конверт и посмотрим, что там. Только мне не показывай: письмо тебе». Ребенок достает картинку, рассматривает ее, и после этого ему дается инструкция: «Расскажи, что нарисовано на этой картинке. Только ты расскажи так, чтоб мне было понятно. Я не видела, что нарисовано на этой картинке».
Оценка выполнения детьми задания проводится по 4 – х бальной системе.
4 балла – ребенок строит самостоятельно связное высказывание. Точно и последовательно передавая содержание картинки.
3 балла – строит отдельные предложения. Требуется помощь взрослого в построение связного рассказа.
2 балла - перечисляет предметы, изображенные на картинке.
1 балл – ставиться ребенку, если он отвечает одним словом.
№ п\п | Ф.И.О. | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4балла |
1 | Газетдинова Дарина | + | |||
2 | Кондратьева Ангелина | + | |||
3 | Лозинг Диана | + | |||
4 | Матвеев Данил | + | |||
5 | Потуров Антон | + | |||
6 | Стародубов Слава | + | |||
7 | Осипова Диана | + | |||
8 | Шмидт Владик | + | |||
9 | Рахимзянов Владик | + | |||
10 | Суранов Святослав | + | |||
11 | Фролочкин Семен | + | |||
Количество баллов: 1балл – 28%(3 реб) 2 балла – 36%(4 реб.) 3 балла – 36%(4 реб.) 4балла – 0%(0 чел.) |
График№2
Анализ анкетирования родителей детей средней группы
«Как говорит Ваш ребенок?»
На первый вопрос анкеты, «Довольны ли Вы речью своего ребенка?», респонденты отвели следующим образом (график№3): да – 36%(4 чел.); нет – 9%(1 чел.); не очень – 55%(6 чел.).
График№3
Следующий вопрос анкеты «Обращаете ли Вы внимание детей на не правильное произношение слов?» (график№4), респонденты единогласно ответили: да – 100%(11чел.).
График№4
Третий вопрос анкеты «Читаете ли Вы детям книги?», ответы распределились следующим образом, (график№5): да – 81%(9 чел.); не всегда – 19%(2 чел.).
График№5
На вопрос «Внимательно ли слушает Ваш ребенок чтение взрослого?», (график№6): да – 45%(5 чел.); не всегда – 55%(6 чел.).
График№6
При ответе на следующий вопрос «В какой форме Вы предпочитаете чтение книги?» был получен следующий результат, (график№7): в игровой форме – 27%(3 чел.); просто чтение – 73%(8 чел.).
График№7
На вопрос анкеты «Быстро ли запоминает Ваш ребенок стихотворения, которые задают в ДОУ?», ответы распределились следующим образом, (график№8): быстро – 73%(8 чел.); с трудом – 8%(1 чел.); когда как – 19%(2 чел.).
График№8
По результатам седьмого вопроса «Считаете ли Вы, что нужно заниматься с ребенком дополнительно?», (график№9) единогласно ответили: да – 100%(11чел.).
График№9
На заключительный вопрос анкеты «Обращались ли Вы к логопеду?»(график№10): нет – 100%(11 чел.).
График№10
2 этап.
Обследование речи детей по разделу «Звуковая культура речи».
Проверка произносительной стороны речи осуществляется по 4 основным направлениям: громкость, скорость, темп речи, интонационная выразительность, звукопроизношение(дикция). Владение языковыми средствами в норме по каждому параметру (достаточная громкость, умеренный темп, выразительность, четкая дикция) оценивается в один балл. Таким образом, общий балл, складывается из суммы оценок по каждому параметру.
Методика обследования: предложить ребенку прочитать стихотворение, пересказать хорошо знакомую сказку. Записать слова, которые он произнес неверно. (р.н.с. «Курочка Ряба»; стихи А.Барто).
- громкость чтения:
- достаточно громко – 1 балл;
- не достаточно громко – 0,5 балла;
- тихо – 0 баллов.
- скорость (темп речи):
- умеренно – 1 балл;
- быстро или медленно – 0,5 балла;
- слишком быстро или медленно (делает паузы, молчит) – 0 баллов.
- интонационная выразительность:
- выразительно – 1 балл;
- маловыразительно – 0,5 балла;
- не выразительно – 0 баллов.
- звукопроизношение – указать, какие звуки дети произносят не верно.
Для детального обследования состояния звукопроизношения подобрать картинки с изображением предметов, в названии которых были бы проверяемые звуки, находящиеся в разной позиции. Особое внимание обратить на правильность произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.
№ п\п | Ф.И.О. | Громкость речи | Скорость Темп речи | Интонационная выразительность | Звукопроизношение (не выговаривают) | ОБЩАЯ ОЦЕНКА |
1 | Газетдинова Дарина | 1 балл | 1 | 0,5 | «р» | 1 |
2 | Кондратьева Ангелина | 0,5 балла | 0,5 | 0,5 | «р» | 0,5 |
3 | Лозинг Диана | 0,5 балла | 1 | 0,5 | «р» | 0,5 |
4 | Матвеев Данил | 1 балл | 1 | 1 | «ш» | 1 |
5 | Потуров Антон | 1 балл | 1 | 1 | «з-ж» | 1 |
6 | Стародубов Слава | 1 балл | 1 | 1 | «ш» | 1 |
7 | Осипова Диана | 1балл | 0,5 | 1 | «р» | 1 |
8 | Шмидт Владик | 1 балл | 0,5 | 0,5 | «р» «с-ш» | 0,5 |
9 | Рахимзянов Владик | 1 балл | 1 | 1 | «р» | 1 |
10 | Суранов Святослав | 1балл | 0,5 | 1 | «р» «с-ш» | 1 |
11 | Фролочкин Семен | 1 балл | 1 | 1 | «с-ш» | 1 |
График№11
График№12
Оценка звукопроизношения:
- 1 балл – звукопроизношение у ребенка в норме (в соответствии с возрастом и требованием программы);
- 0,5 балла – если в речи детей отсутствует часть звуков, из какой - то значимой для данного возраста группы.
- Не оценивается ребенок (0 баллов) в этом случае, если в его речи отсутствует более 50% звуков, предусмотренных требованием программы. Особое внимание обращается на отсутствие целых групп звуков: шипящих и сонорных ; не умение дифференцировать и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки (с-з; ш-ж; ч-ц и т.д.)
Анализ диагностики детей средней группы на первом этапе.
В методическо – диагностическом исследовании по развитию речи участвовали 11 детей средней группы и было выявлено:
1) связная речь:
1балл – 28%(3 реб)
2 балла – 36%(4 реб.)
3 балла – 36%(4 реб.)
4балла – 0%(0 чел.)
2) звуковая культура речи:
1 балл – 63%(7 дет)
0,5 балла –37%( 4 реб.)
3)звукопроизношение:
не выговаривают звук «р» - 64%(7 дет.);
звуки «с-ш» - 27%( 3 дет);
звуки «з-ж» - 9%(1 реб.).
2 этап исследования – промежуточный.
1. Связная речь.
Задание: предложить детям составить рассказ по картине «ЗИМА».
Цель: промежуточная проверка умения самостоятельно, полно и последовательно строить высказывание по картинке.
Методика: ребенок рассматривает картину и составляет рассказ по ней.
Оценка выполнения детьми задания
№ п\п | Ф.И.О. | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4балла |
1 | Газетдинова Дарина | + | |||
2 | Кондратьева Ангелина | + | |||
3 | Лозинг Диана | + | |||
4 | Матвеев Данил | + | |||
5 | Потуров Антон | + | |||
6 | Стародубов Слава | + | |||
7 | Осипова Диана | + | |||
8 | Шмидт Владик | + | |||
9 | Рахимзянов Владик | + | |||
10 | Суранов Святослав | + | |||
11 | Фролочкин Семен | + | |||
Итого: 1 балл – 9%(1 реб.) 2 балла – 37%(4 дет.) 3 балла – 54%(6 дет.) 4 балла – 0%( 0 дет.) |
График № 13
2. «Звуковая культура речи»
Задание: предложить детям рассказать знакомую русскую народную сказку «Колобок», знакомое стихотворение.
Цель: промежуточная проверка владения языковыми средствами (достаточная громкость, умеренный темп, выразительность, четкая дикция)
№ п\п | Ф.И.О. | Громкость речи | Скорость Темп речи | Интонационная выразительность | Звукопроизношение (не выговаривают) | ОБЩАЯ ОЦЕНКА |
1 | Газетдинова Дарина | 1 балл | 1 | 0,5 | «р» | 1 |
2 | Кондратьева Ангелина | 0,5 балла | 0,5 | 0 | «р» | 0,5 |
3 | Лозинг Диана | 0,5 балла | 1 | 1 | «р» | 1 |
4 | Матвеев Данил | 1 балл | 1 | 1 | «ш» | 1 |
5 | Потуров Антон | 1 балл | 1 | 1 | - | 1 |
6 | Стародубов Слава | 1 балл | 1 | 1 | «ш» | 1 |
7 | Осипова Диана | 1балл | 1 | 1 | «р» | 1 |
8 | Шмидт Владик | 1 балл | 0,5 | 1 | «р» «с-ш» | 1 |
9 | Рахимзянов Владик | 1 балл | 1 | 1 | - | 1 |
10 | Суранов Святослав | 1балл | 0,5 | 1 | «р» | 1 |
11 | Фролочкин Семен | 1 балл | 0,5 | 1 | «с-ш» | 1 |
Итого: 1 балл – 91%(10 дет.) 0,5 балла – 9%(1 реб.) Звукопроизношение: Не выговаривают «р» - 54%(6 дет.) «с-ш»- 27%(3 дет) «ш» - 19%(2 дет.). |
График№14
График №15
Анализ промежуточной диагностики по развитию речи детей средней группы.
1.Связная речь:
1 балл – 9%(1 реб.)
2 балла – 37%(4 дет.)
3 балла – 54%(6 дет.)
4 балла – 0%( 0 дет.)
2.Звуковая культура речи:
1 балл – 91%(10 дет.)
0,5 балла – 9%(1 реб.)
3. Звукопроизношение :
Научились хорошо проговаривать звук «р» - 2 детей (19%) (от общего числа детей) – Потуров Антон, Рахимзянов Владик.
Сравнивая результаты начального и промежуточного анализа можно выделить следующие: работа по развитию речи по программе индивидуальные занятия с детьми дали положительный результат.
3 этап исследования – аналитический.
Анализ анкетирования на 3 этапе родителей средней группы на тему:
«Как говорит ваш ребенок?»
На первый вопрос анкеты, «Довольны ли Вы речью своего ребенка?», респонденты ответили следующим образом, график№15: да –73% ( 8 чел.); нет – 9%(1 чел.); не очень - 18% (2 чел.);
График №15
Следующий вопрос анкеты «Обращаете ли Вы внимание детей на не правильное произношение слов?», график№16, респонденты ответили: да 100% (11 чел).
График №16
Третий вопрос анкеты «Читаете ли Вы детям книги?», ответы распределились следующим образом, график № 17, да – 82% (9 чел.); не всегда – 18% (2 чел.).
График № 17
Вопрос «Внимательно ли слушает Ваш ребенок чтение взрослого?», график №18, да- 91%(10 чел.); не всегда – 9% (1 чел.).
График № 18
Следующий вопрос, «В какой форме Вы предпочитаете чтение книги?», график № 19, ответы распределились следующим образом: в игровой форме – 55%(6 чел.); просто чтение – 45% (5 чел.).
График № 19
Вопрос «Быстро ли запоминает Ваш ребенок стихотворение, которое задают в детском саду?», график №20, ответы распределились: быстро – 91% (10 чел.); когда как – 9% (1 чел.).
График №20
Следующий вопрос анкеты «Считаете ли Вы, что нужно заниматься с ребенком дополнительно?», график №21, единогласно ответили – да – 100% (11 чел.).
График №20
3 этап
связная речь
Задание: предложить детям составить рассказ по картинке.
Цель: проверка умения самостоятельно, полно и последовательно строить связно высказывание по картинке.
Методика: ребенку по очереди предъявляются три картинки с несложным сюжетом, близким по его опыту: 1) дети ухаживают за комнатными растениями; 2) дети кормят котенка; 3) дети делают гимнастику.
Оценка выполнения детьми задания проводиться по 4 – х бальной системе.
4 балла – ребенок строит самостоятельно связное высказывание. Точно и последовательно передавая содержание картинки.
3 балла – строит отдельные предложения. Требуется помощь взрослого в построении связного рассказа.
2 балла – перечисляет предметы, изображенные на картинке.
1 балл – ставиться ребенку, если он отвечает одни словом.
Оценка выполнения детьми задания
№ п\п | Ф.И.О. | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4балла |
1 | Газетдинова Дарина | + | |||
2 | Кондратьева Ангелина | + | |||
3 | Лозинг Диана | + | |||
4 | Матвеев Данил | ||||
5 | Потуров Антон | + | |||
6 | Стародубов Слава | + | |||
7 | Осипова Диана | + | |||
8 | Шмидт Владик | + | |||
9 | Рахимзянов Владик | + | |||
10 | Суранов Святослав | + | |||
11 | Фролочкин Семен | + | |||
Итого: 1 балл – 0%(0 реб.) 2 балла – 28%(3дет.) 3 балла – 28%(3дет.) 4 балла – 44%( 5 дет.) |
График №21
«Звуковая культура речи»
Методика обследования: предложить ребенку прочитать стихотворение, пересказать хорошо знакомую сказку. Записать слова, которые он произнес не верно. ( русско - народная сказка «Теремок»; стихи А. Барто)
1. Громкость чтения
- Достаточно громко – 1 балл;
- Не достаточно громко – 0, 5 балла;
- Тихо – 0 баллов.
2. Скорость
- Умеренно – 1 балл;
- Быстро или медленно – 0, 5 балла;
- Слишком быстро или медленно (делает паузы, молчит) – 0 баллов.
3. Интонационная выразительность:
- Выразительно – 1 балл;
- Маловыразительно- 0, 5 балла;
- Не выразительно – указать, какие звуки дети произносят не верно.
№ п\п | Ф.И.О. | Громкость речи | Скорость Темп речи | Интонационная выразительность | Звукопроизношение (не выговаривают) | ОБЩАЯ ОЦЕНКА |
1 | Газетдинова Дарина | 1 | 1 | 1 | - | 1 |
2 | Кондратьева Ангелина | 1 | 1 | 1 | - | 0,5 |
3 | Лозинг Диана | 0,5 | 1 | 1 | - | 1 |
4 | Матвеев Данил | 1 | 1 | 1 | - | 1 |
5 | Потуров Антон | 1 | 1 | 1 | - | 1 |
6 | Стародубов Слава | 1 | 1 | 1 | - | 1 |
7 | Осипова Диана | 1 | 1 | 1 | - | 1 |
8 | Шмидт Владик | 1 | 0,5 | 0,5 | «р» | 0,5 |
9 | Рахимзянов Владик | 1 | 1 | 1 | «р» | 1 |
10 | Суранов Святослав | 1 | 1 | 1 | «р» | 1 |
11 | Фролочкин Семен | 1 | 1 | 1 | «с-ш» | 1 |
Итого: 1 балл – 91%(10 дет.) 0,5 балла – 9%(1 реб.) Звукопроизношение: Не выговаривают «р» - 28%(3 дет.) «с-ш»- 9%(1 дет) «ш» - 0%(0 дет.). |
График№22
График№23
Анализ диагностики детей средней группы на третьем этапе.
В методическо- диагностическом исследовании по развитию речи участвовали 11 детей средней группы и было выявлено:
1.Связная речь:
1 балл – 0%(0 реб.)
2 балла – 28%(3 дет.)
3 балла – 28%(3 дет.)
4 балла – 44%( 5 дет.)
2.Звуковая культура речи:
1 балл – 82%(9 дет.)
0,5 балла – 18%( 2 реб.)
3. Звукопроизношение :
не выговаривает звук «р» - 28%(3 реб.)
звуки «с-ш» - 9%(1 реб.)
звуки «з-ш» - 0% (0 дет.)
Анализируя 1 и 3 этапы можно отметить эффективность работы образовательного процесса по развитию речи детей в средней группе за год.
1)
связная речь 1 этапа
1балл – 28%(3 реб)
2 балла – 36%(4 реб.)
3 балла – 36%(4 реб.)
4балла – 0%(0 чел.)
связная речь 3 этапа
1 балл – 0%(0 реб.)
2 балла – 28%(3 дет.)
3 балла – 28%(3 дет.)
4 балла – 44%( 5 дет.)
2) звуковая культура речи 1 этапа:
1 балл – 63%(7 дет)
0,5 балла –37%( 4 реб.).
Звуковая культура речи 3 этапа :
1 балл – 82%(9 дет.)
0,5 балла – 18%( 2 реб.)
3) звукопроизношение 1 этапа:
не выговаривают звук «р» - 64%(7 дет.);
звуки «с-ш» - 27%( 3 дет);
звуки «з-ж» - 9%(1 реб.).
звукопроизношение 3 этапа:
не выговаривает звук «р» - 28%(3 реб.)
звуки «с-ш» - 9%(1 реб.)
звуки «з-ш» - 0% (0 дет.)
Эффективность
работы в процентах по разделам:
1) связная речь- на 44%;
2) Звуковая культура речи- на 19%;
3) звукопроизношение – на 21%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»...
Планирование воспитательно-образовательной работы по развитию речи в подготовительной группе
Планирование воспитательно-образовательной работы по развитию речи в подготовительной группе на 2016/2017 учебный год. Добавлен материал по обучению грамоте дошкольников автора Дуровой Н.В....
Информационно-аналитическая справка по итогам фронтальной проверки «Эффективность воспитательно-образовательная процесса по развитию речи детей».
реудьтаты проверки...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема «Формирование грамматически правильной речи. Чтение сказки «Усатый-полосатый» С. Маршака»
В этом конспекте размещена логика НОД по развитию речи...
Проект. Организация образовательного процесса по развитию речи в младшей группе.
Цель: помочь детям в освоении разговорной речи, накоплении и обогащении словаря, совершенствовании грамматического строя речи....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »
Звуковая культура речи: звук з-зь. Познакомить со звком з-зь, научить его произносить, находить слова, где есть звук з-зь, формировать у детей интерес к устному народному творчеству, читоговоркам и за...