Современные образовательные технологии для развития речи дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Открытое выступление педагога первой кваликафиционной категории, для воспитателей ДОУ о современных иновационных технологий в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_dlya_razvitiya_rechi_doshkolnikov.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии для развития речи дошкольников
Процесс реорганизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.
Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных форм, методов, средств и инновационных технологий.
Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса. Внедрение инноваций означает необходимость воспитателей подстраивать свою деятельность под меняющиеся условия и использовать нестандартные приёмы в образовательных процессах. Работа педагога не должна ограничиваться рамками исключительно старых и проверенных методов, необходимо некоторое разнообразие.
В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
Инновационная деятельность воспитателя состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в воспитательно-образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.
Цель использования инноваций - создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов .
В ходе разработки этой темы иновационных технологий
любая технология обладает средствами мотивирующими, активизирующими, формирующими деятельность воспитанников. В некоторых технологиях эти средства составляют основную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести
-здоровьесберегающие;
-технологии проектной и исследовательской деятельности;
-информационно-коммуникационные;
-технологии «лэпбук»;
-личностно-ориентированные;
-игровые технологии;
-технологии проблемного обучения и др.
Разбирать все эти технологии мы не будем,мы их используем в работе ежедневно и они нам знакомы
мнемотехника - (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как: развитие связной речи; преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) ; развитие мелкой моторики рук;
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказе художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, ёлочка- зелёная. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. Мнемотехника может быть использована в виде мнемоквадратов, мнемотаблиц, мнемодорожек. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному
Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем,
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Методика формирования умений и навыков связной речи В. К. Воробьевой включает в себя разделы: Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа. Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения). Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей. Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память. Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа. Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия. Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план.
Т. А. Ткаченко - процесс формирования и развития связной речи используется с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов: воспроизведение рассказа, составление рассказа по следам продемонстированного действия, пересказ текста с использованием магнитной доски, пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин, составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин, пересказ текста с.
наглядной опорой на одну сюжетную картину, составление рассказа по одной сюжетной картине.
Методика коллаж Т. В. Большева - лист картона (плотная бумага или фланелеграф, на который наклеиваются, накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, гео-метрические фигуры, цифры. Данное пособие используется на всех видах занятий. С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется сло-варный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление. Главная задача коллажа - соединить все картинки, буквы, цифры. между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Виды коллажей: развивающий - способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет, на первый взгляд, между собой картинки; обучающий - способствует по-лучению и закреплению информации о предмете коллажа.
Синквейн - новая технология в развитии речи дошкольников нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам:
1 строка тема - называется одним словом (существительное или местоимение, кото-рое обозначает объект или предмет.
2 строка - это описание темы - в двух словах, (прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств предмета или объекта.
3 строка – это действия - в трёх словах (глагол или деепричастие) описываю-щее характерные действия объекта.
4 строка – это предложение из четырёх слов выражающая личное отношение к опи-сываемому предмету или объекту
5 строка - это одно слово - характеризующее суть предмета или объекта, которое вы-ражает настроение.
Синквейн могут составить все. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности, это игровой прием. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации; помогает пополнить словарный запас; учит краткому пересказу. ;помогает развить речь и мышление. Когда же начинать знакомство с этим приёмом?
В старшем дошкольном возрасте. Рассмотрим пример составления синквейна.
Отгадайте, кто к нам пришел в гости?
Ночью ходит, днем он спит,
Если сердится – ворчит.
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
1 этап – подготовительный
На этом этапе вводится понятие: слово-предмет, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика.
Предъявляется модель - предмет.
2 этап “слово-признак”, предъявляется модель прилагательное актуализируется адъек-тивная лексика. Предъявляется модель признак предмета Ежик какой? Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.
3 этап Слово -действие, предъявляется модель-глагол, актуализируется предикативная лексика. Ежик что делает? Фыркает, спит, сворачивается, ловит. Предъявляется модель-действие предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии по развитию речи дошкольников в условиях ФГОС ДО
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе...
Современные образовательные технологии для развития речи дошкольников
В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает:...
Современные образовательные технологии для развития речи дошкольников
МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»Воспитатель: Савина Елена ИгорьевнаСовременные образовательные технологии для развития речи дошкольниковОдним из основных показателей ...
Современные образовательные технологии для развития речи дошкольников
Современные образовательные технологии для развития речи дошкольников...
«Современные образовательные технологии в развитии речи дошкольников» (Консультация для педагогов)
Образовательные технологии, описанные в презентации, реализуются нашими педагогами....
Консультация для педагогов ДОУ на тему: "Применение современных образовательных технологий для развития речи дошкольников"
Развитие речи детей с помощью современных образовательных технологий (из опыта работы)....
Выступление с докладом на педагогическом совете апрель 2021 г. по теме "Современные образовательные технологии для развития речи дошкольников"
Углубить и систематизировать знания педагогов по использованию современных образовательных технологий для развития речи дошкольников...