Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников
консультация (младшая группа) на тему

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников

1.1.Особенности современной российской семьи.

1.2.Основные составляющие педагогической помощи по взаимодействию педагога с семьёй.

1.3.Основные принципы практической работы, ориентированной на семью.

1.4.Роли педагога во взаимоотношениях с родителями

1.5.Психолого-педагогические правила взаимодействия с семьёй.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_semey.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Подготовила Шлыкова Лариса Федоровна                     .                                                        воспитатель МАДОУ ДОУ д/с № 378

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников

1.1.Особенности современной российской семьи.

Главной задачей взаимодействия ДОУ с семьей является повышение педагогической компетентности родителей в решении воспитательных задач. Семья - один из важнейших социальных институтов, где происходит развитие и воспитание ребёнка, закладываются основы самовоспитания. Реализация одного из принципов воспитания - обеспечение единства воспитательных воздействий всех социальных институтов - требует подробного рассмотрения технологии сотрудничества школы с семьями воспитанников.

Как известно, любая деятельность начинается с анализа. Поэтому начинать взаимодействие с семьёй необходимо с диагностики семьи, которая должна быть комплексной.

Особенности современной российской семьи, которые имеют обобщённый характер. Их осознание поможет более эффективно реализовать воспитательные возможности семьи.

1. Специфика социального уклада в городских семьях сказывается на особенностях развития ребёнка.

2. Существующая прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе, искажена тем фактом, что занятость «образованных родителей» в профессиональной деятельности не позволяет им уделять должного внимания воспитанию детей. Наблюдается также столкновение разных систем воспитания детей - дедушек и бабушек и молодых родителей.

3. Происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка серьезно влияет на различия в семейном воспитании детей, нередко искажая представление о ценностных ориентирах и моральных нормах.

4. Процесс «разукрупнения» семьи - выделение молодой брачной семьи, так называемой семьи без дедушек и бабушек, приводит  к потере воспитательных традиций и снижает накопление опыта воспитания у молодых родителей. Молодая семья испытывает на первых порах и известные трудности: бытовую неустроенность, осложнение с определением детей в детские сады, что также приводит к нарушению психологического климата.

5. Уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей являются также особенностями современной семьи. Молодая семья сегодня характеризуется заметным увеличением числа разводов: до 90% разводов падает на супружеские пары первого года жизни вследствие их неподготовленности к неустроенности быта. Однако нужно иметь в виду, что не всякий развод - плохо, так как подчас он устраняет негативное влияние на психику ребенка. Отмечается увеличение числа молодых женщин, желающих воспитывать ребёнка самостоятельно, без вступления в брак.

6. Снижение педагогической культуры современных молодых родителей, которые сами были лишены родительского внимания и воспитывались в условиях дошкольных учреждений, так как старшее поколение - активно работающие люди.

7. Появление семей, где нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Семья и дошкольная образовательная организация являются равноправными субъектами социализации ребёнка, поэтому отношения этих субъектов должны строиться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности.

1.2.Основные составляющие педагогической помощи по взаимодействию педагога с семьёй.

Взаимодействие педагогов с семьёй включает три основные составляющие педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую, которые тесно связаны между собой и взаимообусловливают друг друга.

Рассмотрим каждую из этих составляющих.

Образовательная составляющая педагогической помощи направлена на формирование педагогической культуры родителей.

Педагогическое просвещение включает разнообразные вопросы семейного воспитания:

• педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;

• значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, роли матери и отца, отношений между ними;

• взаимоотношение различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми;

• воспитание детей в семье с учётом пола и возраста;

• социально-психологические проблемы воспитания педагогически запущенных детей, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребёнка;

• сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей;

• поощрение и наказание в воспитании детей в семье;

• наиболее распространённые ошибки родителей в воспитании детей;

• особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;

• трудовое воспитание в семье с учётом возрастных особенностей детей;

• досуг детей в семье;

• нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;

• развитие представлений об общении в детском возрасте;

• роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями родителей.

Формы освоения подобной информации различны, но результативность обеспечивается, прежде всего, интерактивными технологиями, позволяющими максимально реализовать собственный ресурс участников образовательных отношений.

Психологическая составляющая педагогической помощи включает два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Социально-психологическая поддержка направлена на создание благоприятного психологического климата в семье, особенно в период возрастных кризисов. Эта помощь должна быть комплексной: определяется проблема, анализируются межличностные отношения в семье, положение ребёнка в семье, выявляются причины реальных и потенциальных конфликтов.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда нарушается нервно-психическое и физическое состояние ребенка, что может быть вызвано психическим насилием над ним: запугивание, оскорбление ребёнка, унижение его достоинства.

Посреднический компонент педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, что включает работу клубов по интересам, организацию семейных праздников, летнего отдыха и т.д.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребёнка в ней. Среди этих проблем: передача ребёнка на воспитание в приёмную семью, контроль за процессами адаптации в ней, помещение детей в приюты, содействие возвращению ребёнка в семью.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам обучения и воспитания, социальной защиты. Обычно это осуществляется в процессе консультирования, где рассматриваются следующие вопросы: права детей, родителей, внутрисемейные отношения, медико-физиологические проблемы развития детей.

1.3.Основные принципы практической работы, ориентированной на семью.

Мы предлагаем основные принципы практической работы, ориентированной на семью, в равной степени применимые в различных образовательных, медицинских или социальных организациях.

Первый принцип. Считать семью основным получателем услуг. Учитывая, что семья является константой в жизни ребёнка, признавая её главенствующую роль в его развитии, необходимо уделять должное внимание семье как центральному элементу в образовании и обеспечении качества жизни ребёнка.

Второй принцип. Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьёй. Этот принцип предлагает специалистам рассматривать членов семьи как главных людей, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребёнка, и важнейших участников образовательной практики. Если родителям будет предоставлена возможность принимать решения, касающиеся обучения и развития ребёнка в первые шесть лет его жизни, а также возможность овладеть умениями, которые могут потребоваться для отстаивания его интересов в будущем,

то  вероятность их дальнейшего участия  в образовании сына или дочери

будет велика.

Третий принцип. Проявлять гибкость и чуткость в воспитании детей. Предоставлять услуги, призванные улучшить жизнь ребёнка и семьи. Этот принцип предполагает уважение культурных различий семей, содействие мобилизации неформальных ресурсов родителей для удовлетворения изменяющихся потребностей ребёнка, оказание помощи в доступе к официальным общественным услугам (медицинским, социальным), а также координацию этих услуг.

Функции педагогического коллектива ДОУ в работе с семьёй:

1. Диагностическая.

2. Мотивирующая.

3. Просветительская.

4. Организующая.

5. Стимулирующая.

6. Функция педагогической поддержки.

7. Профилактическая.

8. Корректирующая.

Показатели степени ориентированности дошкольной организации на семью отражают лишь некоторые из многочисленных возможных моделей поведения сотрудников детского сада и являются только целью, поскольку практику, ориентированную на семью, необходимо адаптировать к каждой конкретной ситуации.

  1.Использование навыков позитивного общения:

•  больше спрашиваем и слушаем родителей, чем указываем и даём

советы;

•  часто сообщаем родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребёнка;

•  используем индивидуальные формы передачи информации семьям и получения сведений от них;

•  даём родителям понять, что мы готовы обсуждать с ними широкий

спектр тем, касающихся их ребёнка;

•  прежде чем  сообщать родителям  цели  и  задачи  образовательной программы,  спрашиваем,  чего хотят родители для  обучения  и  развития

своего ребёнка;

•  своевременно положительно реагируем на предложения, идеи, просьбы родителей;

•  стараемся  разрешать проблемы во время, совместного с семьями

принятия решений, касающихся их детей.

  2. Предоставление родителям возможности самостоятельно делать, выбор и принимать решения относительно их ребёнка:

•  предлагаем членам семей обобщить, чего они хотят для своих детей, и вместе составляем список целей;

•  при планировании и предоставлении услуг относимся к родителям как к настоящим экспертам по вопросам, связанным с обучением и развитием их детей;

•  совместно с родителями определяем стратегии обучения и воспитания, предоставляем возможность решать, какие из них больше всего соответствуют потребностям и ресурсам ребёнка;

•   предлагаем родителям право выбора, где, как и когда они будут участвовать в образовании своего ребёнка;

•  регулярно выясняем мнение родителей об эффективности выбранных стратегий, результатах развития ребёнка и изменениях, которые они хотели бы внести.

   3. Определение и использование положительных черт, сильных сторон ребёнка и конкретной семьи:

•  сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях и  положительных результатах деятельности ребёнка;

•  получаем от родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах и мечтах в отношении будущего их ребёнка;

•   признаём уникальность вклада родителей в прогресс развития их ребёнка, подчёркиваем их родительскую компетентность;

•  предлагаем родителям объединить усилия в тех направлениях, которые позволят развивать сильные стороны личности ребёнка.

  4.Уважение разнообразия семей и уникальности каждой из них:

•  принимаем и уважаем мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными;

•  стараемся  выработать у себя  понимание  культурных ценностей семей, с которыми работаем;

•  принимаем ценности семей, даже если они входят в конфликт с нашими собственными.

  5. Создание дружелюбного партнёрства между детским садом и семьёй:

•   предоставляем всем членам семьи возможность для активного конструктивного участия в жизни группы, делаем всё, чтобы родители при этом чувствовали себя комфортно;

•  даём родителям возможность участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в группе;

•  выражаем готовность принимать родителей в группе и детском саду в любое время на протяжении всего дня;

•   помогаем семьям в поиске других общественных услуг, в которых они нуждаются.

Если педагоги вашего детского сада, семьи и дети работают в атмосфере партнёрства, это способствует обучению детей на основе принципов демократического образования, вовлечению родителей и общественности в процесс образования, обеспечивает индивидуализированное и ориентированное на ребёнка обучение, целостный подход к его развитию.

1.4.Роли педагога во взаимоотношениях с родителями

Сегодня важно строить открытый диалог с родителями, решать педагогические ситуации на наглядных примерах, принимать на себя следующие  роли:

советник: информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывает об особенностях развития ребёнка, даёт педагогические советы по воспитанию детей;

консультант: консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье, информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью, разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребёнка в семье;

защитник: защищает ребёнка в случае полной деградации родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям). Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения ребенка в ней.

Таким образом, деятельность дошкольного учреждения направлена на повышение педагогической культуры родителей, включающей необходимый уровень педагогических, психологических, физиологических знаний из области человековедческих наук, а также сформированные умения и навыки семейного и общественного воспитания детей с учётом их индивидуальных и возрастных различий.

1.5.Психолого-педагогические правила взаимодействия с семьёй.

  Для того чтобы отношения между педагогами и родителями строились гармонично и доброжелательно педагогу нужно учитывать правила.

Первое правило. В основе работы с семьей должны быть действия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон здесь неприемлем, так как он может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» исчезает. Родители не хотят идти туда, где их только ругают (иногда - публично!). Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть. Им важно знать не только, что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений педагогов и родителей - это взаимное уважение, на котором основывается обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания педагогов ДОУ. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого уровня образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. По роду своей деятельности педагог, касаясь интимных сторон жизни семьи, нередко становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от «чужих». Хороший воспитатель, педагог в семье не чужой; в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. При этом важно, если это воспринимается как проявление закономерностей развития (неравномерность и скачкообразный характер его, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер отношений воспитуемого к воспитательным влияниям, мера словесных и практических методов воздействия), то сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызывают растерянности у педагога.

Установление контактов с родителями - первостепенная задача дошкольного учреждения.

Современный детский сад позиционируется как образовательная организация, созданная для оказания помощи и поддержки семье в вопросах воспитания и развития детей. Без понимания и принятия особенностей семейной культуры, без содействия удовлетворению культурно-образовательных потребностей родителей невозможно достижение качества и удовлетворённость населения услугами дошкольного образования. Решение этих задач требует смены профессиональных позиций педагогов, принятия иных форм взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников.

В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь могут быть уверенны в поддержке со стороны родителей в большинстве проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников

Воспитывает все: люди, вещи, явления,но прежде всего и дольше всего —люди.Из них на первом месте  —родители и педагоги....

Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников

   Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий развития личности ребенка. И для того чтоб привлечь семью к участию в делах группы и детского сада, ч...

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства.

В статье представлен материал по решению образовательных задач в дошкольном учреждении с помощью современных подходов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в расках социально-педагогического парт...

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...