ПРОГРАММА Бисероплетение для малышей из опыта работы кружка «Бусинка»
рабочая программа на тему
Немного истории.
Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду. В глубокой древности люди изготавливали украшения из доступных в то время материалов: ягод, семян растений, раковин и камешков, нанизывая их на конский волос или травинку. Со временем их заменили полудрагоценные и драгоценные камни, а с возникновением стеклоделия – бисер.
Украшения из бисера присутствуют в национальном костюме многих народов. Изделия, снизанные из бус, известны ещё в Древнем Египте, Индии, до сих пор украшают одежду народов ближнего и Дальнего Востока, Африки, Индии, Американского континента, островов Тихого океана, Европы и Азии.
М.В. Ломоносов, побывав в Европе, был поражён красотой этих украшений. Он то и основал первую в России мастерскую по изготовлению бисера в середине XVIII века. В своём стихотворении о пользе стекла Ломоносов писал:
Так в бисере стекло, подобно жемчугу
Любимо по всему земному ходит кругу,
Им красится народ в полуночных степях,
Им красится Арап на южных берегах.
Изделия из бисера – сумочки, кошельки, ожерелья, браслеты, а также картины – панно были распространены в России в конце XVIII века и в первой половине XIX века. В начале XIX века бисероплетение было также популярно в аристократических кругах России, как музицирование, танцы, чтение любовных романов.
По своему внешнему виду бисер напоминает маленькие зёрна, окрашенные в разные цвета. Они могут быть стеклянными или металлическими со сквозным отверстием для продевания ниток.
Название «бисер» возникло от арабского слова «бусра». Бисер – это основной материал для изготовления различных игрушек, украшений, для ткачества и вышивания. В зависимости от формы и размера бисер делится на следующие виды:
- бисер – мелкие, слегка сплюснутые или круглые бусинки диаметром не более 2 мм.
- бусины – крупный бисер диаметром более 2 мм.
- стеклярус – длинные палочки, круглые или многогранные
рубка – короткие палочки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_programma_po_biserupleteniyu.doc | 658.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №55 «Килэчэк»
ПРОГРАММА
Бисероплетение
для малышей
из опыта работы кружка «Бусинка»
г. Зеленодольск 2015
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №55 «Килэчэк»
Бисероплетение
для малышей
из опыта работы кружка «Цветная бусинка»
Составила:
Махмутова Гульназ Рафиловна, воспитатель
г. Зеленодольск 2015
Пояснительная записка.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности во времена Платона и Аристотеля. Термин «эстетика» происходит от греческого -воспринимаемый чувством. Философы - материалисты (Дидро, Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.
В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят,а также для детей, страдающих дефектами речи (дизартрия, заикание).
И еще очень важное дополнение: умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и в наши дни. Такие занятия вызывают у дошкольников большой интерес.
Бисероплетение – это искусство со стажем, и ему все возрасты покорны: малыши увлеченно нанизывают бусы подростки плетут «фенечки» и браслеты, мамы с удовольствием носят изящные бисерные колье и серьги, подчеркивающие индивидуальность каждой рукодельницы. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.
Занятие бисером доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно.
Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетенные из бисера, дети загораются желанием сплести такие украшения куклам, себе, маме. Бисер привлекает детей и яркостью красок, и разнообразием форм и размеров, и простотой выполнения самых причудливых изделий.
Актуальность программы по бисероплетению - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей.
Образовательная двухгодичная программа "Бисероплетение" составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение двух лет и корректировалась с учетом интересов детей, с учетом современной жизни.
Такая программа способствует развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей среднего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Цель программы:
Раскрытие перед детьми дошкольного возраста социальной роли изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, а также воспитание у детей эстетическое отношение к действительности.
Задачи программы:
Образовательные:
- углублять и расширять знания об истории и развитии бисероплетения;
- формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
- осваивать техники бисероплетения.
- научить ребенка понимать, ценить, любить традиции, наследие родного края;
- научить правильно организовывать рабочее место;
- научить работать с различными материалами;
- создать условия для развития ребенка как личности, мастера, художника;
Воспитательные:
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материала;
- прививать основы культуры труда.
Развивающие:
- развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
- развивать память, научить работать по памяти;развить пространственное мышление;
- развивать самостоятельность и аккуратность в изделии.
- формировать эстетический и художественный вкус.
Программа способствует:
- повышению внутренней мотивации ребенка;
- появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
- возникновению желания добиться планируемого результата;
- приобретению навыка самостоятельной работы;
- развитию тонких движений пальцев рук;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
- показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера;
Формы работы:
- Беседы;
- Занятия;
- Индивидуальная работа;
- Групповая работа;
- Коллективно-творческая работа;
- Работа с родителями
- Игра;
- Оформление выставок.
Принципы:
- Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
- Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
- Принцип культуросообразности: знакомство с историей бисера,с рукоделием разных народов,
- Принцип единства развития и воспитания;
- Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
- Принцип общедоступности;
- Принцип преемственность;
- Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
- Принцип свободы выбора;
- Принцип успешности;
- Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
- Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
- Принцип системности.
Методы:
- наглядный;
- исследовательский;
- практический,
- объяснительно-иллюстративный,
- проблемно-поисковый.
Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана развивать у детей умение не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения дети пользуются знаниями, полученными в непосредственно – организованной деятельности образовательной области «Коммуникация. Речевое развитие». При выполнении изделий по готовым схемам, работе над композицией применяются знания из областей «Художественное творчество. Рисование», «Познание. Математическое развитие».
Занимаясь бисероплетением, дети получают знания, умения и навыки в данной области, знакомятся с красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой, нитками, иголкой. Изложение материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере деятельности. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать дошкольникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе кружковой работы дети знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, формируются навыки счёта, закрепляется знание цвета, формируется “культура творческой личности”.
Программа разработана с учётом тематического плана основной программы, в результате чего у детей совершенствуются и закрепляются знания, полученные на занятиях в группе.
Отличительные особенности программы:
- темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;
- предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;
- в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.
- данная программа интегрируется с образовательными областями («Познание. Конструирование. Математическое развитие», «Коммуникация. Речевое развитие», «Художественное творчество. Аппликация», «Безопасность», «Социализация», «Здоровье») основной образовательной программы ДОУ.
В программе участвуют дети от 5 до 7 лет.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения .
На первом году работы дети получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения - параллельный, Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, создавать сюжетные работы.
Различные приемы по бисероплетению интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Познание», «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Социализация»).
Примерные виды интеграции области «Художественное творчество» | |
«Здоровье» | Выполнять комплекс закаливающих процедур с использованием следов из бус. |
«Физическая культура» | Следить за правильной осанкой. Развивать мелкую моторику рук. |
«Безопасность» | Учить знает основы техники безопасности при работе с бисером: ни бросать, в рот не брать; с осторожность обращаться с проволокой, ножницами, леской. |
«Познание» | Формировать историю развития бисероплетения. Учить узнает новые термины: бисер, бусенка,леска,проволока; с технологиями плетения бисера. |
«Социализация» | Участвовать в творческих группах по созданию новых схем по бисероплетению. В дидактических играх проявляеть себя терпимым и доброжелательным. |
«Труд» | Учить самостоятельно и своевременно готовить материалы по бисероплетению. Побуждать в помощи своим товарищам при плетении простых и объёмных работ. |
«Коммуникация» | Учить высказывать предложения и делает простые выводы, составляеть рассказы из личного опыта при посещения мастерской по бисероплетению. Учить вести диалог с воспитателем, со сверстниками, а так же умеет быть внимательным, доброжелательным и корректным собеседником при изготовлении поделок из бисера. |
«Чтение художественной литературы» | Пополнять литературный багаж стихотворениями, произведениями, где говорится о различных видах плетения. |
«Музыка» | Разучить песни об изготовленных поделках. Слушать музыку для релаксации во время изготовления поделок. |
Формы образовательной деятельности | |||
Образовательная деятельность, в ходе режимных моментах | Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями детей |
Индивидуальная Групповая | Индивидуальные Подгрупповые | Индивидуальная | Групповые Индивидуальные |
Наблюдения Дидактические игры Подвижные игры Беседы «Сказочный мир бисера», «Умелые ручки» | Беседа «История развития бисероплетения», дидактические игры «Сосчитайка», «Маленькие волшебники», чтение о стихотворений бисероплетений из книги «Цветик семицветик», «Сказочный мир бисера», Мастерская по бисероплетению, отгадывание загадок, прослушивание музыки, интегрированные ситуации, наблюдения, развивающие игры, просмотры видео роликов с поделками из бисера | Игры (дидактические, развивающие, подвижные), игры задания «Угадайка», «Что общего». Интегрированная детская деятельность (включение ребёнком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую) Продуктивная деятельность- конкурс рисунков «Сказочные поделки». | Опрос, анкеты, информационные листы «Как научить плести быстрее. Консультации, беседа, участие в конкурсах и поделок рисунков Изготовления уголка с поделками, мастер класс «Бисер». |
1год обучения. Цель обучения.
Знакомство с основами теории и техники искусства бисероплетения, как основы формирования художественно-эстетических ценностей ребёнка; ознакомление детей с возможностями своего развития.
Задачи обучения:
Образовательные
- дать некоторые знания из истории развития бисероплетения;
- ознакомить с законами цветоведения и композиции, материалами и инструментами;
- научить практическим приемам низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др
- научить специальной терминологии (бисер, рубка, стеклярус, бусина, проволока, леска, фиксирование и др.).
Развивающие:
- развивать внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук;
- развивать умение работать в соответствии с инструкцией взрослого;
- знакомить со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях;
- формировать умение замечать красивое вокруг себя;
- развивать познавательную мотивацию;
- развивать умение организовывать свое рабочее место.
Воспитывающие:
- воспитывать аккуратность, терпение и настойчивость; воспитывать спокойное, выдержанное отношение к сверстникам;
- воспитывать заботливое отношение к близким людям.
Ожидаемые результаты 1 года обучения:
Закреплять знания цветового спектра у детей. Неделю можно разделить на тему:
«Разноцветная неделя».
Понедельник - красный цвет.
Вторник – оранжевый и желтый цвет.
Среда – зеленый цвет.
Четверг – голубой и синий цвет.
Пятница – фиолетовый цвет и т.д.
Научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета.
Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами.
Учить детей различать теплые и холодные цвета. Упражнять в умении рассказывать о цвете.
Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.
Учить группировать предметы по заданными признакам, учить работать по образцу.
Различение и называние комнатных растений по внешнему виду; выделение отличительных признаков.
Научить группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям.
Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах, их которых состоят предметы.
Помочь запомнить расположение цветов радуги, развивать речь и словарный запас ребят.
В результате реализации программы в конце первого года обучения дети будут иметь представления:
- об истории бисероплетения;
- о классификации и свойствах бисера.
Знать:
- основы техники безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами, леской.
- правила организации рабочего места.
Уметь:
- использовать в своих работах приемы низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др,
- работать в соответствии с инструкцией взрослого
- замечать красивое вокруг себя;
- организовывать свое рабочее место.
Немного истории.
Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду. В глубокой древности люди изготавливали украшения из доступных в то время материалов: ягод, семян растений, раковин и камешков, нанизывая их на конский волос или травинку. Со временем их заменили полудрагоценные и драгоценные камни, а с возникновением стеклоделия – бисер.
Украшения из бисера присутствуют в национальном костюме многих народов. Изделия, снизанные из бус, известны ещё в Древнем Египте, Индии, до сих пор украшают одежду народов ближнего и Дальнего Востока, Африки, Индии, Американского континента, островов Тихого океана, Европы и Азии.
М.В. Ломоносов, побывав в Европе, был поражён красотой этих украшений. Он то и основал первую в России мастерскую по изготовлению бисера в середине XVIII века. В своём стихотворении о пользе стекла Ломоносов писал:
Так в бисере стекло, подобно жемчугу
Любимо по всему земному ходит кругу,
Им красится народ в полуночных степях,
Им красится Арап на южных берегах.
Изделия из бисера – сумочки, кошельки, ожерелья, браслеты, а также картины – панно были распространены в России в конце XVIII века и в первой половине XIX века. В начале XIX века бисероплетение было также популярно в аристократических кругах России, как музицирование, танцы, чтение любовных романов.
По своему внешнему виду бисер напоминает маленькие зёрна, окрашенные в разные цвета. Они могут быть стеклянными или металлическими со сквозным отверстием для продевания ниток.
Название «бисер» возникло от арабского слова «бусра». Бисер – это основной материал для изготовления различных игрушек, украшений, для ткачества и вышивания. В зависимости от формы и размера бисер делится на следующие виды:
- бисер – мелкие, слегка сплюснутые или круглые бусинки диаметром не более 2 мм.
- бусины – крупный бисер диаметром более 2 мм.
- стеклярус – длинные палочки, круглые или многогранные
- рубка – короткие палочки.
Материалы и инструменты.
Приспособления и инструменты в этом виде декоративного искусства просты, а сам бисер легко доступен и разнообразен. Чтобы овладеть бисероплетением, нужны не только профессиональные навыки, но и некоторые личные качества. Это самодисциплина, умение сосредоточиться на одном деле, и главное – терпение. Еще одно качество необходимое при обучении всякому мастерству – заинтересованность.
Выполняем с детьми игрушки и цветы на проволочной основе, фенечки – на леске. Изготовление данных изделий не требует особых навыков и сложных инструментов. Для этой работы можно использовать различный бисер, бусы различной формы и цвета, нитки «мулине», ножницы, клей ПВА, леску и тонкую проволоку 0,5 мм. толщиной.
Организация рабочего места.
Работа с бисером – увлекательное занятие. Но для того, чтобы не уставать быстро и не испортить зрение, очень важно правильно организовать рабочее место.
Лучше всего работать за столом при дневном свете или свете потолочной люстры. Свет должен падать таким образом, чтобы тень от рук и головы не ложилась на рабочую поверхность стола.
На поверхности стола нужно расстелить мягкую ворсистую ткань для бисера размером 20*20 см. Ворсинки ткани не позволят бисеринкам раскатываться во время работы. Ткань должна быть однотонной, спокойной расцветки, чтобы бисер был хорошо виден и не уставали глаза.
Бисероплетение для малышей.
Любая работа, какой бы простой она ни казалась, требует определенных знаний, практических навыков, умения. Чем раньше в своей жизни мы сталкиваемся с каким-либо знанием, тем более простым и привычным оно становится потом. Но интересным и необходимым оно становится только тогда, когда в этом занятии есть возможность выразить и проявить себя, когда в нём есть место творчеству.
Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает бисер, который увлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение. Такое занятие доступно даже для маленьких и не умелых рук.
Занятие бисероплетением помогает развивать и воспитывать эстетический вкус, умение наблюдать окружающий мир, видеть в нём как можно больше доброго, светлого и радостного. Именно поэтому мы организовали кружок по бисероплетению. Набрана группа детей 4-5 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Большое внимание мы уделяем эстетическому воспитанию, учимся видеть красоту природы, знакомимся с разными видами декоративно-прикладного искусства.
Наш детский сад расположен в городской местности. Бисероплетение доступно нашим ребятишкам, потому что не требует сложных материалов и инструментов. У ребятишек есть больше возможности общаться с природой. Дети видят красоту природы каждый день: по дороге в детский сад, на прогулках. Дети рассматривают цветы, насекомых, любуются их красотой, строением, формой.
Бисероплетение доступно не только искусным мастерицам, но и маленьким детям. Начинать занятия можно с детьми пятилетнего возраста. Помимо знакомства детей с традиционным искусством, развивающим в ребёнке чувство прекрасного, бисероплетение может оказать педагогам и родителям неоценимую услугу в развитии мелкой моторики руки, пространственных и цветовых представлений и в отработке счётных навыков. Развивая мелкую моторику рук, мы подготавливаем руку ребёнка к письму, учимся подбирать цвета бисера в гармонии друг с другом, составлять композиции. Бисероплетение помогает воспитывать такие качества в личности ребенка как внимание, логическое мышление, воображение. Ребенок становится более усидчивым, учится доводить начатое дело до конца. Еще В.А.Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В детском саду я набрала подгруппу детей 4-5 лет для занятия бисером. Свой кружок мы назвали « Цветная бусинка».
Для проведения кружковой работы были поставлены следующие цели и задачи:
Цели: Ознакомление с техникой плетения, развитие творческих способностей, овладение различной техникой плетения.
Задачи: Знакомство со свойствами материала, развитие мелкой моторики, зрительномоторной координации, чувства композиции, эстетического материала.
На первом занятии мы с детьми отправляемся в путешествие и попадаем в сказочную страну. Там цветы необычной красоты. Рассматриваем поделки из бисера. У детей возникает желание самим попробовать смастерить что-нибудь из бисера. Рассказываю детям сказку или легенду о том, как получили бисер.
Легенда о бисере.
Однажды, в очень далёкие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они остановились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу на костре, который обложили большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был твёрд, как камень, горел огнём на солнце и был чист и прозрачен, как вода. Это было стекло.
Очень скоро появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологий изготовленные бусы со временем становились всё мельче и мельче. Мелкие круглые и слегка сплющенные бусинки с отверстием для нитки стали называть бисером.
Сказка о бисере.
В давние-давние времена ехали на ярмарку заморские купцы. Путь был неблизкий, застала их в дороге ночь. Решили купцы заночевать на берегу реки. Речка течёт, песенку поёт, речной песочек под ногами поскрипывает. Развели купцы костёр, уху сварили, поели да спать улеглись.
Огонь догорел, кострище пеплом покрылось, лишь один огонёк схоронился да в сторонку откатился. Скучно ему одному лежать, вот и завёл он разговор с речными песчинками. Стали они спорить, кто из них краше. Песчинки скрипят: «Мы водой выточены, ветром высушены, солнышком выкрашены. Мы красивее тебя!». А уголёк шипит: «Я от дерева рождён, огнём накален. Нет никого на свете меня красивее!».
Спорили они, спорили, никто уступать не хочет. Рассердился уголёк и обжёг песчинки. Проснулись купцы – видят – рядом с потухшим костром уголёк лежит, а вокруг стеклянные бусинки рассыпаны. Удивились купцы такому чуду, да раздумывать долго не стали. Собрали бусинки и свезли их на ярмарку.
Увидали их красны девицы, обрадовались такой красоте, и всё скупили. Назвали они бусинки бисером, стали ими сарафаны расшивать, опояски да кокошники украшать, стали в косы русые вплетать. С тех пор стал бисер любимым украшением мастериц и рукодельниц.
На начальном этапе самым маленьким предлагаю попробовать свои силы в поделках, где маленькие бисеринки заменены более крупным материалом. В качестве замены могут быть использованы крупные бусины, ягоды рябины или кусочки порезанных пластиковых трубочек. Можно предложить сплести разнообразные бусы, браслетики.
Работа с бисером требует внимания и напряжённой работы глаз, поэтому важно, чтобы рабочее место было удобно и хорошо освещено. Работать можно по 15-30 минут с обязательным перерывом. Во время перерыва нужно дать отдых глазам, подойти к окну и рассмотреть дальние предметы или выполнить гимнастику для глаз, не помешает гимнастика для всего тела.
Гимнастика для глаз.
Комплекс 1. Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения (и.п.- сидя).
- плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (5-6 раз).
- посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (3-4 раза).
- вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза).
- быстро моргать (1мин.)
- смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 мин).
Комплекс 2. Способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаз (и.п.- стоя).
1.смотреть прямо перед собой (2-3 сек.), поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек.опустить руку (4-5 раз).
2.опустить голову, посмотреть на носок левой ноги, поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты, опустить голову, посмотреть на носок правой ноги, поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).
3. посмотреть на вершины деревьев перед окном, перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц и проследить за ними взглядом, назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.
Комплекс 3. (и.п.- сидя, спина прямая).
- вращать глазными яблоками в направлении вверх, вниз (2 раза), закрыть глаза
- посмотреть вверх вперед, вниз вперед (2 раза), закрыть глаза
- посмотреть налево вперёд, направо вперёд (2 раза), закрыть глаза
- медленно делать 2 круга движения глазными яблоками направо, затем налево, закрыть глаза
- зажмурить и сильно сжать веки, сделать несколько быстрых мигательных движений (2 раза) закрыть глаза.
Физминутки | |
комплекс 1 |
|
Долго-долго мы плели | встряхнуть кистями перед собой |
Наши пальцы утомили, |
|
Пусть немного отдохнут |
|
И опять плести начнут |
|
Дружно руки разведём | отвести руки назад-вперёд, отклониться на спинку стула |
И опять плести начнём | |
|
|
комплекс 2 |
|
Мы сегодня-то плели | плавно поднять руки перед собой, встряхнуть кистями |
Наши пальчики устали | |
Наши пальчики встряхнём |
|
И плести опять начнём |
|
Дружно локти отведём |
|
И плести опять начнём | энергично отвести локти назад (2 раза) |
Ноги вместе, ноги врозь, | разводить и сводить ноги притопывая (2 раза) |
Заколачиваем гвоздь. | |
|
|
комплекс 3 |
|
Наши алые цветки | плавное раскачивание пальцев |
Распускают лепестки |
|
Ветерок чуть дышит | помахивание руками перед собой и плавное опускание их на стол |
Лепестки колышет | |
Наши алые цветки |
|
Закрывают лепестки. |
|
Тихо засыпают, |
|
Головой качают. |
|
|
|
комплекс 4 |
|
Спал цветок и вдруг проснулся, | имитация сна, пробуждения |
Больше спать не захотел |
|
Шевельнулся, потянулся, |
|
Взвился вверх и полетел |
|
Солнце утром лишь проснётся, |
|
Бабочка крутит и вьётся | встать, потянуться, покружиться |
Плетём мы один раз в неделю. Плести начинаем с самого простого – учимся набирать на проволоку или леску бисер. Делаем солнышко, колечки, фенечки. Затем начинаем плести более сложные изделия, где нужно фиксировать каждый ряд. Такая техника плетения называется параллельным плетением. В технике параллельного плетения могут быть выполнены лепестки, листья, плоские игрушки. Для того, чтобы освоить эту технику, надо взять отрезок проволоки длиной 25 см и согнуть её в кольцо. На один конец проволоки набрать 3 бисеринки (рис.1). Другой конец пропустить через последнюю и предпоследнюю набранные бисеринки (рис. 2). Затянуть концы проволоки таким образом, чтобы они оказались одной длины. Набрать на один конец проволоки 3 бисеринки, а другой конец пропустить в противоположном направлении (рис. 3). Таким образом, следует набирать и закреплять такое количество бисера, которое соответствует схеме плетения (рис.4)
Рис.1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4
При работе нужно быть особо внимательными, набирать бисер по счёту и цвету, согласно выбранной схеме плетения, не допуская ошибок и неточностей. Дети работают по заранее выбранной схеме. Более сложные поделки мы делаем коллективно. Делая разные изделия, мы создаём с детьми композиции.
Детям очень нравится заниматься бисероплетением. Они остаются довольны, когда у них получается какой-нибудь грибочек, цветочек. Мы сразу придумываем с детьми, как может быть использована наша поделка.
А начинать или заканчивать работу можно специальной приговоркой для «мастериц» или «мастеров» бисероплетения:
Стёклышки цветные
Бусы расписные,
Яркие цветочки,
Веточки, листочки.
Ручкам мастерицы
Весело трудиться!
Планирование кружковой работы на год.
№ | Тема кружковой работы | Возраст | Цели и задачи |
1.октябрь | 1з. – знакомство с бисероплетением. – 30 мин. 2з. – «колечко» - 30 мин. | 4- 5лет | Цель: ознакомление с техникой плетения, развитие творческих способностей, овладение различной техникой плетения. |
2.ноябрь | 1з. – «браслет» (простой) - 30 мин. 2з. – «бусы» -30мин. | ||
3.декабрь | 1з.- панно из пайеток-мазайка « Мой любимый мишка» 2з.-панно из пайеток «Новогодняя ёлочка» |
| |
4.январь | 1з. – 2з. – «цветок –ромашка» -1час |
| |
5.февраль | 1з. – 2з. – «цветок - колокольчик» -1час. |
| Задачи: знакомство со свойствами материала, развитие мелкой моторики, зрительной моторной координации, чувства композиции, эстетического восприятия. |
6.март | 1з. – «бабочка» -30мин. 2з. – «стрекоза» -30мин. |
| |
7.апрель | 1з. – «светлячок» -30мин. 2з. – «божья коровка» -30мин. |
| |
8.май | 1з. – 2з. – «ящерка» 1час |
| |
9.июнь | Панно из пайеток «Цветущее лето» |
|
Список использованной литературы
- Белякова О. «Бисер». Модные украшения, фенечки, фигурки. – И.Д. ВЛАДИС И.Д. РИПОЛ КЛАССИК, 2007.
- Базулина Л.В. Новикова И.В. «Бисер». – Ярославль. «Академия развития». Академия, К», 1999.
- Ткаченко Т. Стародуб К. «Сказочный мир бисера». – Ростов-на-Дону. 2005.
- «Занятия бисероплетением для развития мелкой моторики рук ребёнка». Овчинникова С.Г. // «Дошкольная Педагогика» №2. 2010. с.70-73.
5. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы кружка дополнительного образования "Хочу всё знать".
Кружок "Хочу всё знать" в нашем ДОУ является частью системы работы по формированию познавательных интересов дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность. В работе описаны методические...
План работы кружка "Бусинка"
привить интерес к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества; развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциона...
Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....
Перспективный план работы кружка «Бусинка» в подготовительной к школе группе
Бисер разного цвета, проволока (0,3; 0,5), тольстая проволока, молярный скотч. Занятия прохдят в одной из групп детского сада с подгруппой детей (16 человек)...
Презентация творческой работы педагога ( из опыта работы кружка "Радужные странички", изодеятельность)
Презентация представляет собой накопленный мною опыт работы кружка по интересам " Радужные странички". Содержание работы реализуется за два года, направлено на детей 5-7 лет. В системе...
Из опыта работы кружка «Рисуем нитью» в подготовительной группе детского сада №176 Дзержинского района города Волгограда Руководители кружка: воспитатель Москвичева Антонина Михайловна воспитатель Кузюбердина Елена Николаевна
Краткое описания рабочей программы кружка «Рисуем нитью» в подготовительной группе....
«Организация кружковой работы в ДОО» (из опыта работы кружка «Умелые ручки»)
laquo;… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».В. А. Сухомлинский...