организация сюжетно-ролевой игры
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов, умственное развитие дошкольника, развитие воображения.
«Роль невозможна без практического игрового действия»
Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и пр.)
Содержание игры – это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях.
Возраст Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации 3 – 4 года Отдельные игровые действия, носящие условный характер Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет – цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый 4 -5 лет Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль Цепочка из 3 -4 взаимосвязанных действий/ дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию 5 – 6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых 6 – 7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество).Техника игровых действий условна Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми
Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми : 1) Развитие игры как деятельности; 2) Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей. Для развития сюжетно ролевой игры необходим педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает материальную основу игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.
Приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства. Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д. Прямые приемы руководства : ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.
3 этапа формирования сюжетно –ролевой игры: На первом этапе (1,5 – 3 года) педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами. На втором этапе (3 года – 5 лет) формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметами на ролевую речь. На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр. Для этого воспитатель может развернуть совместную с детьми игру – придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой – придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.
Методика применения сюжетно – ролевой игры: Выбор игры. Педагогическая разработка плана игры. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка . Создание воображаемой ситуации. Распределение ролей. Начало игры.
Сохранение игровой ситуации. Условия сохранения у детей стойкого интереса к игре: а)взрослый обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию б) педагог должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива ; в) все меры педагогического воздействия на детей – требования, поощрение, наказания - педагог должен осуществлять в игровом ключе не разрушая игровой ситуации; г) в ходе сюжетно - ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами; д) в процессе игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива. Завершение игры.
Игры на бытовые сюжеты : «дом», «семья», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Игры на производственные и общественные темы , в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).
Игры на героико-патриотические темы , отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.). Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач : в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение. «Режиссерские» игры , в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.
Алгоритм взаимодействия воспитателя и детей в сюжетно-ролевой игре Задачи педагогического взаимодействия Содержание педагогического взаимодействия Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры; развитие эмоционального отношения к людям Чтение детской художественной и познавательной литературы. Беседы по содержанию прочитанного, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий. Наблюдение за деятельностью и отношениями людей Создание банка идей для организации игры Сотворчество воспитателя и детей: придумывание ситуаций взаимодействия между людьми, событий; соединение реальных и фантастических персонажей в одном сюжете. Фиксирование придуманных ситуаций, событий при помощи рисунков, пиктографического письма, записывания воспитателем под диктовку детей и пр. Создание предметно-игровой среды в соответствии с банком идей Детское коллекционирование. Сотворчество воспитателя и детей в продуктивной и художественной деятельности Организация совместной сюжетно-ролевой игры воспитателя и детей (в микро-группах ) Педагогическая поддержка детей в сюжетно-ролевой игре на основе выполнения воспитателем одной из ролевых позиций Организация самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей Наблюдение за самостоятельными играми детей: воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации, осуществляет определение задач развития игры на перспективу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ".
Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способнос...
«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»
«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...
Выступление на РМО "Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ"
Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию...
Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.
На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...
Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»
Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»...
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...
Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».
Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....