Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами у детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями
консультация

Васильева Инна Владимировна

Уровень развития вашего малыша в раннем возрасте определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Из этого следует, что уделять внимание своему чаду нужно с самого рождения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_sensorike.docx305.05 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель- дефектолог

Васильева Инна Владимировна

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами у детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями

Уровень развития вашего малыша в раннем возрасте определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Из этого следует, что уделять внимание своему чаду нужно с самого рождения.

Важнейшими приобретениями первого периода от рождения до конца первого месяца является появление следящего движения взора, появление конвергенции (свойства бинокулярного зрения, при котором возможно точное сведение зрительных осей обоих глаз на фиксируемый объект), зрительное сосредоточение, увеличение расстояния, с которого ребёнок может следить за движущимся предметом, слуховое сосредоточение.

От одного до трёх месяцев зрительная реакция начинает играть ведущую роль. Малыша нужно побуждать поворачивать голову на звук голоса, искать взглядом близкого, который говорит, перемещать взгляд на случайно задетую рукой игрушку. 

От трёх месяцев до шести идёт активное развитие руки как органа действия и органа познания. У младенца появляются ощупывающие движения своих рук, а затем движение руки по предмету. В этом периоде важно обогащать сенсорный опыт малыша, помогать ему со знакомством предметов через тактильное восприятие. 

От шести до двенадцати месяцев у малыша формируется связывание движений в определённой последовательности под контролем воспринимающего органа и формирование двигательных систем. На этом этапе важно добиваться от ребёнка определённых результатов. Например: взрослый разбрасывает мячи из коробки, затем собирает, потом тоже самое делает руками ребёнка, побуждая ребёнка повторять действия взрослого, и так пока ребёнок не научится действовать самостоятельно, в данном случае разбрасывать и собирать мячи обратно в коробку.

Для сенсорного воспитания и развития действий с предметами нужно использовать игрушки с разнообразными свойствами, при этом необходимо обращать внимание ребёнка на новые качества игрушки, её форму, цвет, поддерживать стремление самостоятельно извлекать новые звуки. Далее представлен примерный перечень игрушек, которые можно использовать в повседневных играх с малышом: 

  1. Игрушки для нанизывания (кольца, втулки, шары, кубы, полусферы, имеющие отверстия для нанизывания и предназначенные для сбора пирамид);
  2. Геометрические тела (шары, кубы, призмы, параллелепипеды, предназначенные для прокатывания, проталкивания в отверстия, для выполнения действий по группировке и соотнесению их по цвету, форме и величине);
  3. Дидактические игрушки, состоящие из геометрических фигур- вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы, предназначенные для вкладывания и накладывания, подбору по цвету и форме);
  4. Народные сборно-разборные дидактические игрушки (матрёшки, бочата, яйца, которые применяются для вкладывания, ознакомления малыша с величиной предметов, а при подборе их по цвету и величине- для закрепления навыка группировки);
  5. Небольшие по размеру сюжетные игрушки (машинки, ёлочки, грибочки, фигурки животных) и предметы, подобранные по определённым признакам (коробочки, чашечки). 

Учим малыша соотносить предметы по форме, доводим действия ребёнка до определённого результата: открыть и закрыть коробочку, бочонок, матрёшку, снимать и надевать на стержень свободно снимающиеся кольца, накладывать 2-3 кубика один на другой. Эти же действия повторяем на других игрушках, чтобы вновь усвоенное действие с одной игрушкой ребёнок самостоятельно повторял с другими игрушками: пластмассовые, деревянные шарики, резиновые мячи, мягкие мячи, которые можно покатать; разные по цвету и форме кубики- из них можно соорудить башню. В подобной предметно- игровой деятельности развивается наглядно- действенное мышление ребёнка. Обобщение способа действия создаёт почву для словесного обобщения.

В конце первого года жизни учим малыша производить действия, требующие использования другого предмета. Если к 9- 10 месяцам ребёнок научился, потянув за верёвочку, привязанную к колокольчику, вызывать его звучание, то к концу первого года он может усвоить более сложные опосредованные действия: тянуть за тесёмку игрушку, палочкой приблизить предмет, который трудно достать.

Играть следует вместе с малышом, показывая назначение и использование предметов. Например: «Качаем куклу и укладываем спать», «Кормим кису», «Катаем коляску». Так же в этом возрасте полезно использовать звучащие игрушки (неваляшки, колокольчики) с приятным тембром звучания и механизмом действия, доступным для пуска самим ребёнком. 

На прогулке привлекайте внимание малыша к траве, листьям, цветам, снегу. Обращайте внимание на животных, птиц, называйте их, имитируя голоса условными звукоподражаниями (гав- гав, кар- кар), побуждая ребёнка к их повторению.

Только интерес к познанию окружающего мира может способствовать гармоничному развитию ребёнка. Желаю успехов. Будьте здоровы и счастливы!

Используемая литература:

  1. Е.Ф. Войлокова «Коррекционно- педагогическая работа по сенсорному развитию детей дошкольного возраста» Студия «ВиЭль», Санкт- Петербург, 45 стр.
  2. А.М. Фонарёв, С.Л. Новосёлова, Л.И. Каплан «Воспитание и обучение детей раннего возраста», Москва «Просвещение», 176 стр., 1986 г.
  3. О.В. Закревская «Развивайся, малыш!», Москва, Издательство Гном, 2021 г., 88 стр.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Статья раскрывает основные моменты особенностей развития сенсорного восприятия и действий с предметами у детей раннего возраста....

Комплекс занятий по сенсорному воспитанию и развитию действий с предметами "Во саду ли, в огороде".

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слуховог...

Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Дети с особыми образовательными потребностями – это  дети с      нарушениями, вследствие  которых к ним нужно примен...

Игры на основе сказок в развитии эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Одной из эффективной формой работы по развитию эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями являются игры на осно...

Конспект открытого занятия в КГП по сенсорному воспитанию и развитию действий с предметами на тему: "Тропинка для мишки"

Цели:-закрепить знания основных цветов; -учить детей сооружать элементарные постройки по образцу;- закрепить название деталей; - активизировать активный и пассивный словарь детей за счет слов: тр...

Примерный индивидуальный план развития ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями в Службе ранней помощи.

Аннотация: ранний возраст- самый важный этап в развитии ребенка. Это связано с тем, что он является сензитивным для развития многих функций. В данном возрасте активно формируются моторные функции, ори...

Рекомендации родителям "Развитие мышления детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"

Развитие мышления в старшем дошкольном возрасте создаст основу для творческого осмысления действительности, активного познания мира, что особенно важно при подготовке ребенка к школе, на этапе овладен...