Классный час: «Его величество - ХЛЕБ»
классный час (средняя группа) на тему
Классный час: «Его величество - ХЛЕБ»
Цель: воспитание у детей уважительного отношения к хлебу, к труду хлебороба. Показать значимость хлеба в жизни человека, его роль в обрядах и обычаях.
Подготовительная работа: подобрать пословицы, поговорки, загадки о хлебе, песню, видеосюжеты. Выучить с учащимися стихотворение о хлебе и песню «Хлеб всему голова». Работа со словарем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_hleb-vsemu_golova.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час: «Его величество - ХЛЕБ»
Цель: воспитание у детей уважительного отношения к хлебу, к труду хлебороба. Показать значимость хлеба в жизни человека, его роль в обрядах и обычаях.
Подготовительная работа: подобрать пословицы, поговорки, загадки о хлебе, песню, видеосюжеты. Выучить с учащимися стихотворение о хлебе и песню «Хлеб всему голова». Работа со словарем.
Оборудование:
1. Оформление доски: плакаты со словами: «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска». «Хлеб – всему голова». «Хлеб – хозяин, хлеб – кормилец». «Хлеб – батюшка, водица – матушка».
2. Стол, скатерть, вышитый рушник, каравай хлеба, хлебобулочные изделия, соль. Аудио, видеоаппаратура. Фонограмма песни «хлеб – всему голова». Высказывания, разделенные на части, заранее написанные на листах:
-подготовить землю;
-удобрить;
-посадить зерно;
-вовремя собрать урожай;
-смолоть зерно;
-испечь хлеб;
-отвезти в магазин;
-продать.
3. Видеосюжет о работе хлеборобов.
Учитель: Сегодня у нас праздник, присутствуют гости. Но среди нас есть необычный гость, гость самый уважаемый. К нам пришел Хлеб. Вот он лежит на вышитом рушнике, сияет, будто солнце ясное. Он ежедневно приходит к нам румяный, теплый, ароматный. Он имеет много имен – булочка, рогалик, батон, баранка, калач, печенье, пасха, пирог, пицца. И все-таки хлеб. Если на столе нет хлеба – значит – на столе чего – то не хватает. Не хватает главного, Так как хлеб всегда удовлетворяет потребности организма.
(просмотр видеосюжета)
Ученик: С хлебом связаны представления о богатстве, достатке в доме. С этими представлениями определенны и правила обращения с хлебом. Правила эти по определению дошли и до наших времен:
1. Нельзя есть хлеб за спиной человека - заберешь его силу.
2. Нельзя доедать хлеб за другого человека – заберешь его счастье.
3.Нельзя во время еды давать хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
4.Нельзя оставлять хлеб на столе – «он тебя есть будет» - будешь худеть.
Ученик: Столь же символическое значение имеет и соль. С помощью соли в некоторых странах устанавливали дружеские отношения. Поэтому отказаться от предлагаемого хлеба и соли во все времена и у всех народов считалось чрезвычайно неприличным и враждебным.
Ученица: Кем бы ни был человек по профессии – инженером, летчиком, космонавтом, шахтером, рабочим – ему нужен хлеб. Хлеб это витаминная, полезная еда, приятная на вкус, никогда не приедается.
Учитель: Чтобы хлеб был на столе, нужно проделать много работы. (Учащиеся в порядке очередности выносят заранее написанные на листах слова и словосочетания и выкладывают на доске этапы рождения хлеба):
1.Подготовить землю.
2.Удобрить.
3.Посадить.
4.Вовремя посадить урожай.
5.Сложить зерно.
6. Испечь хлеб.
7. Отвезти в магазин.
8. Продать.
Учитель: Один знаменитый труженик, герой труда сказал: «Буханка хлеба вобрала в себя не только работу труженика полей, но и работу шахтера, металлурга, химика, конструктора, машиностроителя, но и всего общества». Ученые свидетельствуют, что еще в середине каменного века, наши предки варили какую – то пищу с зерна. За 5 - 6 тыс. лет до н.э., когда изготовили каменную зернотерку, начали молоть это зерно и на раскаленных камнях выпекали плоские лепешки. Как раз с тех пор и запахло на нашей земле печеным хлебом. Этот запах до сих пор веселит каждую семью.
Ученик:
Стихотворение о хлебе: «Я – калач».
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Я в зерно – вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
Уголь красен и горяч,
Потому что я – калач.
Ученик:
Стихотворение «Пекарь»
Три паренька по переулку,
Играя, будто бы в футбол,
Туда - сюда гоняли булку,
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
К той булке руку протянул.
Потом насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал,
И вдруг спокойно и открыто,
При всех ее поцеловал.
Вы кто – такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
Я – пекарь; - человек ответил,
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом.
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Ученик: Происхождением слова хлеб, мы обязаны пекарям Древней Греции. Они использовали для выпечки хлеба чугунки специальной формы с названием «хлебонос». У разных народов слово хлеб звучит по – разному:
Дети поочередно называют:
По – русски – хлеб
На украинском – паляныця.
На эстонском – лейб
На чеченском – каллар
На азербайджанском – церай
На ненецком – нянь
На татарском – цурай
На молдавском – пыня.
Учитель: Люди ласково и уважительно говорят о хлебе. Какие вы знаете пословицы?
(учащиеся проговаривают пословицы. Поговорки, загадки и приметы, которые заранее приготовили дома).
Пословицы и поговорки:
1. Хлеб-хозяин, хлеб и кормилец.
2.Хлеб - всему голова. Хлеб – батюшка, водица-матушка.
3.Хлеба ни куска, так и в терме тоска.
4.Я - пирог, к миру и дружбе порог.
5. У голодного хлеба на уме.
6.Хлеб да каша-еда наша.
7.Худ обед, когда хлеба нет.
8. Хлеба к обеду в мире бери, хлеб драгоценность им не сори.
9.Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.
Загадки:
В поле желтый, в печке мягкий, теплый. (Хлеб)
Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят. (Колос)
Примеры:
1.Когда один хлеб вытянуть с печи раньше других и разрезать его, то весь хлеб испортится
2. Если хлеб в печи раздвоился, кто-то из семьи уедет.
3.Хлеб во время обеда выпадает с рук - придет гость в дом.
Учитель: Хотя хлеб и святой, хозяйки его защищают от злой силы. Так перед тем, как поставить хлеб в печку, женщины обязательно выводили сверху на хлебе крест. Традиция эта древняя и знакома во всем мире. Египтяне оставляли на хлебе отпечатки своих пальцев. Китайцы и японцы – иероглифы солнца.
Ученик: Во все времена народы изображали на тесте стрелы, цветы. Крестики, зверей, птиц. И сегодня эта традиция сохранилась: наши мамы, бабушки украшают пасхальные хлеба.
Ученица: А как празднично сверкает свадебный каравай! Пекут его самые опытные женщины, так как это дело нелегкое и ответственное. Говорят, какой будет каравай, такая будет и жизнь у молодых.
Ученик: Вот молодые, входят в дом, а под ноги им рассыпают зерна пшеницы – символ благополучия. Встречают новобрачных хлебом – солью. Молодожены разламывают калач, у кого большая часть, тот будет хозяином в семье. У многих народов перед входом в новый дом сначала вносят хлеб.
Учитель: Сегодня мы имеем достаточно хлеба, но давайте не будем забывать слова святой молитвы. «Отче наш, хлеб наш насущный дай нам днесь». И эту молитву будем завещать нашим детям и внукам, каким бы хлеб не был в магазине дорогим или дешевым. Он бесценен. Хлеб сопровождает нас всю жизнь от рождения до глубокой старости. Хлеб берегли, в его честь складывали песни.
(Звучит песня «Хлеб всему голова» в исполнении учащихся)
«Хлеб всему голова»
На весенней заре, воздух свежий и синий,
Постаревший отец, седину шевеля.
Говорил у крыльца, повзрослевшему сыну,
Провожая его в первый раз на поля.
Припев:
Ты запомни сынок золотые слова:
«Хлеб всему голова, хлеб всему голова»,
Сын пошел, пошагал, по отцовскому следу,
Но война началась, вой огня и свинца,
В годы бед и потерь, прославляю победу,
Нес боец по земле, завещанье отца.
Припев:
Учитель: Вот такой он хлеб. Его величество хлеб! Так давайте относится к нему всегда с уважением!
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
«ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО – ХЛЕБ»
Составила
педагог-организатор МБОУ «СОШ№2»
г.Тарко-Сале Пуровского района
Тишковец Мария Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Его величество Хлеб"
Занятие направлено на то, чтобы расширять знания у детей о значении хлеба в жизни человека.Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное и благодарное отношение к труду хлеборобов....
"Его величество хлеб"
Воспитание у детей бережного отношения к хлебу....
Его величество Хлеб.
Хлеб в России пекли с куполами,Чтоб хватило, как неба, на всех.За широкими в доме столамиКрошку бросить считали за грех....
Дидактические игры по теме: "Его величество хлеб"
Игры направлены на развитие познавательного интереса, внимания, памяти....
Родительское собрание "Его величество хлеб" (средняя группа)
Родительское собрание "Его величество хлеб" (средняя группа)Цель: приглашение родителей к размышлению на тему «Воспитание у детей бережного отношения хлеба».Задачи: способс...
проект "Его Величество - Хлеб"
проект для проведения в старшей группе . Проек среднедлительный 2 месяца....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: "Его величество ХЛЕБ"
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колобок» Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тем...