Программа художественного-эстетического развития детей средней группы "Волшебный мир театра"
рабочая программа (средняя группа) на тему

Колобова Лэйсян Мухарямовна

Программа "Волшебный мир театра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_hudozhestvenno-esteticheskogo_razvitiya.doc277.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 42»

г. Нижнекамска  Республики Татарстан

Программа

художественно-эстетического развития 

«Волшебный мир театра»

детей средней группы дошкольного

 образовательного учреждения

Автор: Заитова Л.М. – воспитатель МБДОУ №42 г. Нижнекамска

                   

                           

г. Нижнекамск - 2015

Пояснительная записка

Сегодня в условиях развивающейся электронной культуры, экспансии средств массовой информации, «развлекающего ширпотреба» актуальным становится необходимость противостоять влиянию такой массовой культуры на психическое развитие детей дошкольного возраста.

Активное  общение с самого раннего возраста   с искусством театра, являющимся одним из важнейших  классических ценностей, не проходит бесследно для детского  сознания.

Театр называют школой жизни.  Искусство театра  оказывает наибольшее по силе воздействие    на эмоционально-чувственную сферу развивающейся личности ребенка,    на формирование представления об окружающем мире, на выстраивание жизненных перспектив. Театр позволяет обеспечить адекватное усвоение действующих в обществе норм, овладеть соответствующими формами поведения и средствами деятельности.    

  Кроме того, театральное творчество развивает индивидуальные   способности личности,    формирует опыт  «проживания» социальных ролей,   становится средством социализации личности, условием его успешности.

С учетом вышеизложенного разработана  программа «Волшебный мир театра» детей средней группы, которая реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения   города Нижнекамска в течение года.  

Данная программа является первой ступенью для дальнейших занятий детей в группах среднего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

1. Организационная характеристика программы  

Набор в группу, занимающейся по программе «Волшебный мир театра», осуществляется на добровольной основе,  в группу может быть принят любой ребенок 4-5 лет,   желающий заниматься театральным творчеством.   Занятия проводятся в  соответствии с нормативами по 20-25 минут 1 раза в неделю. Постановочная работа осуществляется 1 раз в месяц по 25-30 минут.   Основные формы занятий:   учебные занятия, репетиции,  выступления.  

В основу разработки  программы средней группы театра в условиях дошкольного образовательного учреждения были положены примерные программы для театральных объединений, рекомендованные для дошкольных образовательных учреждений и для учреждений дополнительного образования детей. В частности программа Н. Сорокиной «Театр - творчество – дети».    

2. Цели и задачи программы

Цель программы:  Развитие интеллектуально- творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, подготовка к систематическим занятиям в театральным творчеством.

Воспитательные задачи:  

- воспитывать познавательный интерес к искусству театра;

- осуществлять художественно- эстетическое воспитание, развивать духовно- нравственные качества личности.

 Обучающие задачи:

-  формировать основы знаний об истории  и современности театрального искусства;

- осваивать методы работы над ролью,  технику сценического поведения, сценического движения и речи;

Развивающие задачи:  

- развивать  психические процессы: восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазию, воображение;

-  формировать волю, саморегуляцию поведения;

- совершенствовать  речь,  слух, пластико – двигательные  умения;

-  развивать умение общаться и сотрудничать.

3. Принципы реализации программы  

 - приоритетности общечеловеческих ценностей, ставящий на первое место здоровье и жизнь ребенка, свободное творческое развитие личности, необходимость воспитания личного достоинства, гражданственности;

- гуманизма – признание самоценности личности, создание условий для ее гармоничного саморазвития, для реализации ее внутренней и внешней свободы;

- природосообразности – отношение к человеку как к части природы, создание для его развития соответствующей биологической, психологической и педагогической среды;

- интегрированности и целостности содержательных компонентов образования;

- деятельностно - рефлексивный принцип, направленный на развитие культуры рефлексии   в различных проблемных  ситуациях, на анализ собственных действий и поведения, на установление связей и причин;

-  принципы регионализации, учитывающие  особенности социально-экономического, культурного уклада жизни народов, проживающих в городе, регионе, использование   традиций, обычаев в социализации личности.  

4. Описание возрастных физиологических и психологических

особенностей занимающихся

В среднем дошкольном возрасте возрастают физические возможности детей: движения  становятся значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, родитель, зная слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Он объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Своим участием в играх воспитатель помогает детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку.

Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Как и дети младшей группы, они охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Нередко средний дошкольник многократно обращается к взрослому с одними и теми же вопросами, и от взрослого требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них ответы.

Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим. Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним проезжала машина, и пр.).

У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В средней группе воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей.

В течение дня дети участвуют в разнообразных играх - сюжетно-ролевых, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных и др. Часть из них организуется воспитателем и используется как средство решения определенных задач. Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму.

У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. Неопытный воспитатель иногда расценивает такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении.

Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.

Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которых ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

5. Содержание программы  

     Программа состоит из следующих разделов:

  1. Актерское мастерство
  2. Сценическое движение
  3. Сценическая речь
  4. Постановочная работа

     Темы раздела «Актерское мастерство»  раскрываются через занятия,  направленные на снятие мышечных зажимов, развитие фантазии и воображения, обучение действиям в предлагаемых обстоятельствах, ознакомление с окружающим миром через личное восприятие.   Содержание занятий   включает в себя освоение техники работы актера над собой и раскрытие его творческой индивидуальности, психотехники переживания в процессе работы актера над образом и техники воплощения, в процессе работы актера над ролями различных в жанрах.

  Освоенные раздела программы «Сценическая речь»  направлено  на      раскрытие   и  развитие    голосовых    возможностей ребенка.   Содержание занятий включает в себя работу над  техникой речи,   работу над дикцией, правильной орфоэпией и выстраиванием логико-интонационной структуры речи. Кроме того, на занятиях проводится работа с литературно-художественным текстом,   освоение общих основ работы над словом. Данный раздел  объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и освобождение речевого аппарата, выработку правильной артикуляции, чёткой дикции, разнообразной интонации, логики речи. Одним из основных направлений раздела является соединение работы рече-двигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы.

      Все упражнения данного раздела можно разделить на 3 вида:

  • дыхательные и артикуляционные
  • дикционные и интонационные
  • творческие игры со словом.

Занятия по предмету «Сценическое движение» направлены на  развитие психофизического аппарата ребенка,   формирование его  пластики.     Содержание предмета  включает в себя  физический тренаж на основе спортивных дисциплин (гимнастики, акробатики, а также элементы спортивных игр),  включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей, обретение детьми ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Большинство игр и упражнений проводятся при музыкальном сопровождении, используются элементы хореографии. У  учащихся развивается музыкально- творческие способности: музыкальный слух, чувство темпоритма, пластика движений.

Раздел «Постановочная работа» включает работу над постановками в основном сказочного жанра и включает  три этапа:

-познание и творческая переработка впечатлений, знаний об окружающем мире;

-возникновение художественного замысла;

- реализация замысла, его воплощение в постановке.

Средством  приобщения детей к исполнительской деятельности,   воспитания адекватной самооценки, является участие детей в различных конкурсах, фестивалях, праздниках, концертах. Дети могут пробовать свои силы   перед родителями и детьми  на сцене дошкольного учреждения.  

Значительное место в программе отводится постановочным и репетиционным занятиям, которые требуют опосредованного и непосредственного  участия родителей.          

  Традиционными должны стать родительские собрания организационного типа (коллективные и по группе), лектории,   индивидуальное консультирование  родителей, совместное проведение игровых- развлекательных программ, таких как день именинника, день матери,  календарные праздники, семейные конкурсы. Родителей принимают участие  в организации выездных спектаклей, сопровождают детей в гастрольной деятельности, в поездках  на конкурсы, фестивали, проводятся совместные  походы в театры, посещение выставок, выезды на природу. Родителями  принимают участие в изготовлении реквизитов,  костюмов, осуществляют материальную поддержку театра.     С помощью родителей корректируются личностные проблемы детей.

7. Особенности методики  

В программе реализуется комплекс методик, реализуемых как в самодеятельном объединении, так и в профессиональной театральной деятельности.

Это метод эвритмии, соединяющий слово, пластику, движение и музыку,  Процесс занятий  представляет собой систему творческих игр и этюдов. Занятия проводятся в занимательной форме, по возможности основываясь на сюжетном построении. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и педагога активных совместных поисков.

В зависимости от целей и задач, на занятиях используются различные формы организации детей. Индивидуальная работа  организуется через дифференцированные по сложности задания; групповая работа организуется  с целью разработки детских проектов, обсуждения и анализа содержания постановок, решения возникающих проблем в ходе занятий. Фронтальная работа осуществляется при отработке умений и навыков детей.  

Программа предполагает   специальное конструирование учебного содержания, дидактического материала, методических рекомендаций,    вариантов педагогического взаимодействия, форм контроля личностного развития детей в ходе овладения им знаниями и умениями.  

Освоение актерского мастерства по методике К.С. Станиславского развивает творческую индивидуальность юного актера в двух направлениях:

- способствует становлению мироощущения ребенка, раскрывает его индивидуальность, сформирует у него понятия об артистической этике;

- развивает творческую психотехнику актера.

Активно используется метод физических действий по К.С. Станиславскому, который можно развернуть в несколько ключевых принципов:

- действие - язык театрального искусства;

- внимание, воображение, свобода и действие - важнейшие и взаимообусловленные элементы «системы»;

- действие всегда целенаправленно и результативно;

- действие - единый психофизический процесс, следовательно, действие - путь к чувству;

- действие может совершаться только здесь, сейчас и впервые;

- овладение логикой действий героя - путь к перевоплощению;

- личностный характер действия - также путь к перевоплощению;

- творчество артиста возможно только в предлагаемых обстоятельствах и только в сфере воображения.

 Упражнения, которые реализуют методику работы с детьми,  просты доступны, наглядны и в то же время имеют далекую перспективу. Они являются как бы миниатюрной моделью всего метода физических действий. Эти упражнения тренируют в юном актере важные качества:

- умение переводить решение актерской задачи в непрерывную линию действия;

- умение выстраивать и реально осуществлять ее на сцене;

- умение не пропускать ни одного звена в цепочке логических действий;

- умение менять логику поведения в зависимости от изменения предлагаемых обстоятельств;

- умение выстраивать сквозное действие, направленное к сверхзадаче;

- умение подлинно, сиюминутно действовать на сцене и т. д.

  Это та теоретическая база, на которой строится практическая  работа с детьми.  

     Освоение темпо-ритма   по методике  К.С. Станиславского   позволяет   вырабатывать у детей умение устанавливать связь внутреннего темпоритма    с внешними условиями, учит созданию точного сценического движения. Этому способствуют: движение под музыку; исполнение стихотворных текстов и монологов, построенных на смене ритма; действие на основе звукомузыкальной партитуры.    

 Особенности методик используемых в освоении предмета «Сценическая      речь» состоят в том, что и развивающие, и обучающие методы используются в работе с детьми одновременно. Вначале  материал подается в игровой форме,   затем тот же материал осваивается детьми не только на практике, но и в теории.

8. Диагностика  результативности  программы

 Программа средней группы является ступенью для освоения более сложной программы  детского театра.    

Критериями результативности   являются:

1. личностные  достижения воспитанников. Не только уровень знаний, умений, навыков в области театральной деятельности, но и готовность, способность к  творческой деятельности, уровень развития интеллектуальных и творческих способностей детей;  

2. достижения   в конкурсах, фестивалях различного уровня;

3. сохранность контингента обучающихся;  

4. динамика повышения социального статуса детей;  

5. сохранность психического и физического здоровья детей;

6. степень сложности  осваиваемого репертуара.  

  формы контроля:

- беседы, опросы,

- педагогическое наблюдение,

- спектакли, концертно-игровые программы,

- традиционные праздники,

- конкурсы,

- практические задания творческого и репродуктивного характера. 

9. Условия реализации программы

Для занятий средней группы театром в дошкольном учреждении созданы оптимальные условия. Занятия проводятся в оборудованном музыкальном зале, где имеются зеркала, небольшая сцена и есть отведенное для переодевания место. Для репетиции и выступлений театра в дошкольном учреждении предоставлен  зал на 50 посадочных мест, оборудованный современной звуковой,  световой техникой. В распоряжении обучающихся современная костюмерная.

 Образовательный процесс осуществляют два педагога, работающие, на постоянной основе и совместители, которые приглашаются  по мере необходимости для осуществления постановок, в которых предусмотрены такие   виды творчества, которые не отражены в образовательной программе (хореография, вокал, пантомимика).

 Кроме того, с театром сотрудничают:

-  звукооператор для работы по записи фонограмм «плюс» и монтажа музыки и шумов к спектаклям,

- костюмер,

- портниха,

- художник-декоратор,

- мастер по изготовлению реквизита и декораций.

2. Учебно- тематический план программы

Таблица 2

 

 Актерское мастерство

№ п/п

   1 год обучения

Всего

Теор.

Прак.

Вводное занятие

1

1

1.

Раздел 1. Общеразвивающие театральные игры.

46

18

28

1.1

Тема: Развитие внимания и наблюдательности.

8

3

5

1.2

Тема: Развитие воображения и веры в сценический вымысел

7

4

3

1.3

Тема: Ориентирование в окружающей обстановке.

7

3

4

1.4

Тема: Развитие памяти.

8

3

5

1.5

Тема: Воспитание артистической смелости.

8

3

5

1.6

Тема: Согласованность действий с партнерами.

8

2

6

2.

Раздел 2. Специальные театральные игры.

5

2

3

3.

Раздел 3. Память физических действий. Пантомима.

10

4

6

Контрольное занятие

2

2

                                           ИТОГО:

65

26

39

   

Таблица 3

2.Сценическое движение

№ п/п

Названия разделов и тем  

    

Всего

Теор.

Прак.

Вводное занятие

2

2

1.

Раздел 1. Развитие двигательных способностей.

27

9

18

1.1

Тема: Как стать ловким и подвижным.

7

2

5

1.2

Тема: Попеременное напряжение и расслабление

 основных групп мышц.

4

2

2

1.3

Тема: Равномерное движение по площадке без столкновений. Баланс, устойчивость. Скульптурность.

5

2

3

1.4

Тема: Ориентация в пространстве.

5

2

3

1.5

Тема: Координация движений, быстрота реакции.

6

1

5

2.

Раздел 2. Музыкально – пластические импровизации.

13

5

8

2.1

Тема: Развитие чувства ритма.

4

1

3

2.2

Тема: Развитие воображения.

3

2

1

2.3

Тема: Передача образов живых существ с помощью выразительных пластических движений.

3

1

2

3.

Раздел 3. Жесты как важное средство выразительности.

18

7

11

3.1

Тема: Действия с различными предметами. Пантомима.

8

3

5

3.2

Тема: Мимика.

5

2

3

3.3

Тема: Техника жеста.

5

2

3

Контрольное занятие.

2

2

                                         ИТОГО:

62

23

39

3. Сценическая речь

№ п/п

Название разделов и тем

   1 год обучения

Всего

Теор.

Прак.

Вводное занятие

2

2

1.

Раздел 1. Комплекс упражнений  для

тренировки голоса.

30

9

21

1.1

Тема: Формирование речевого дыхания.

6

1

5

1.2

Тема: Упражнения для верного резонирования.

3

1

2

1.3

Тема: Артикуляционная гимнастика.

6

2

2

1.4

Тема: Упражнения для организации глотки.

2

1

1

1.5

Тема: Зарядка для шеи и челюсти.

3

1

2

1.6

Тема: Свобода звучания с мягкой атакой.

2

1

1

1.7

Тема: Упражнения на опору дыхания.

3

1

2

1.8

Тема: Расширение диапазона голоса.

5

1

4

2.

Раздел 2. Словообразование, построение речи.

30

7

23

2.1

Тема: Выразительность речи (интонации)

18

4

14

2.2

Тема: Фонетическая ритмика.

12

3

9

   

Контрольное занятие

2

2

                                           ИТОГО:

64

18

46

4. Постановочная работа:

        Работа над спектаклем

          Кол-во часов

Всего

Теор.

Практ.

1.

Знакомство детей со сценарием произведения.

Обсуждение, предварительный разбор произведения.

2

1

1

2.

Углубленный и детальный анализ отдельных эпизодов,

событий в процессе работы над их сценическим воплощением.

7

3

4

3.

Эмоциональная основа роли.

6

2

4

4.

Дуэты и спарринги.

7

2

5

5.

Репетиции отдельных эпизодов.

10

3

7

6.

Отработка массовых сцен.

13

1

12

7.

Прогонные и сводные репетиции.

18

3

15

8.

Генеральная репетиция.

3

3

9.

Показ спектаклей.

6

1

5

                         ИТОГО:

72

15

57

      3. Содержание, методическое обеспечение программы

 

Предмет 1.  Актерское мастерство

Педагогические задачи:

- развитие зрительного и слухового внимания, мышления, памяти;

- снятие мышечных и психологических зажимов и скованности;

- развитие умения согласовывать свои действия с другими детьми;

- развитие произвольной реакции на команду ;

- воспитание доброжелательности и коммуникабельности в отношениях со сверстниками;

- развитие навыков действия с различными предметами;

- активизация познавательного интереса.

Таблица 4

Название таблицы

№ п\п

Название темы

Содержание занятия

Предполагаемый    результат

Вводное занятие

Рассказ-беседа «Любите ли вы театр, как люблю его я?».  Инструктаж по технике безопасности, по правилам поведения во время проведения занятий.

Знание и соблюдение правил безопасного поведения во время занятий. Активизация познавательного интереса.

 1.1

Тема: Развитие внимания и наблюдательности

Игры: «Эстафета», «Что ты слышишь», «Что изменилось», «Руки-ноги», «Есть или нет», «Передай движение», «Кто во что одет», «След в след», «Летает – не летает», «Обезьянки», «Тень», «Телефон», др.

Знание правил игр и упражнений. Умение настроиться на проведение игры. Умение выполнять задания точно, внимательно.

 1.2

Тема: Развитие воображения и веры в сценический вымысел

 Игры: «Поварята», «Воздушный шар», «Тяни-толкай», «Преодоление препятствия», «Восхождение», др.

Умение создавать новые образы на заданную тему, при  заданных обстоятельствах.

 1.3

Тема: Ориентирование в окружающей обстановке.

Игры: «След в след», «Вышивание», «Запомни набор движений», «Поводырь», «Темная комната», «Смена события», «Продвижение через препятствие», «Поиск предмета на ощупь», др.

Развитие пространственного мышления, ощущения присутствия невидимого предмета, препятствия. Умение ощущать форму, состояние, размеры предмета, характер его возможных перемещений.

 1.4

Тема: Развитие памяти.

Игры: «Что изменилось», «Передай движение», «Кто во что одет», «Есть или нет», «Руки-ноги», «Муха», «Десять движений», «Суета», «Внимательные звери», «Зеркало», «Телефон», др. Упражнения со стульями.

Умение запоминать расположение предметов и людей относительно друг друга.  При изменении их положения – уметь вернуть в исходное.

 1.5

Тема: Воспитание артистической смелости.

Преодоление препятствий вслепую. Игры: «Тупик», «Темная комната», «Баррикада», «Русское поле», «Степь раздольная», др.

Умение работать в темноте, снимать зажатость, скованность, боязнь пустого пространства, открытой сцены и большого пустого пространства.

 1.6

Тема: Согласованность действий с партнерами.

Упражнения с предметами, перемещение группами по площадке, Игры: «Суета», «Внимательные звери», «Телефон», «Вышивание», «Поварята», «Оркестр», «Тяни-толкай», «Эстафета», «Дружные звери», «След в след», др. Упражнения по темпоритму.

Иметь навыки бокового

видения и чувства партнера. Умение держать интервалы, линию, компановку. Умение выполнять действия синхронно.

  2.

Тема: Специальные театральные игры.

Игры: «Зеркало», «Предметы, близкие по цвету (размеру, форме и др.)», упражнения на осязание, разницу температур, запах, звуки, др.

Умение выполнять упражнения.

  3.

Тема: Память физических действий. Пантомима.

Игры: «Кухня», «День рождения», «Шарик», «Камнепад», «Сбор грибов», «Это не книга», «Сбор урожая», «Посадка деревьев», др. Действия с различными воображаемыми предметами.  

Умение отслеживать и запоминать  последовательность выполнения какого-либо  действия в реальности для последующего воспроизведения посредством пантомимы.

Формы отслеживания результатов

Открытое занятие. Групповой пластический пантомимный этюд «В зоопарке». Краткий опрос по изученным темам. Традиционные праздники.

Соответствие ЗУН воспитанников целям и задачам программы, прогнозируемым результатам.

 

Термины пассивной лексики

Дебют, действующее лицо, декорация, искусство актера, мизансцена, партер, переживания, персонаж, подтекст, постановка, пролог, софит

Знать и понимать значение данных терминов.

 .

Термины активной лексики

Игра, прогон, реквизит, репетиция, реплика, роль, сценарий, театр, темпоритм, сцена, спектакль, звукорежиссер, режиссер, картина, одежда сцены

Знать значение терминов и уметь использовать их в общении с педагогом и партнерами.

Предмет 2. Сценическое движение

Педагогические задачи:

- развитие умения пользоваться жестами;

- развитие двигательных способностей детей, ловкости, подвижности;

- усвоение понятия  попеременного напряжения и расслабления основных групп мышц;

- развитие умения равномерно размещаться и двигаться по площадке;

- развитие произвольного реагирования на музыкальный сигнал;

- развитие чувства ритма и координации движений.

№ п\п

Название темы

Содержание занятия

Предполагаемый результат

Вводное занятие

Рассказ «Что такое сценическое движение».  Инструктаж по технике безопасности, по правилам поведения во время проведения занятий.

Знание и соблюдение правил безопасного поведения во время занятий. Знание назначения занятий по сценическому движению.

   1.1

Тема: Как стать ловким и

 подвижным.

Игры: «Мокрые котята», «Снежная королева»,   «Не ошибись», «Ритмический этюд», «Поймай хлопок», «Голова или хвост», «Считалочка», «Как живешь», «Заводная кукла», «Тюль-пан», «Осьминог», «Ежик», «Медведи в клетке», «Пантеры»,  «Цыплята», «Чудо-юдо», др.

Умение двигаться быстро, с изменением траектории и вида движения. Умение максимально прыгать вверх и в стороны с места. Умение увертываться и избегать возможных столкновений. Умение манипулировать мячом, тростью, другими предметами.  

   1.2

Тема: Попеременное напряжение и расслабление основных групп мышц

Игры: «Кактус и ива», «Пальма», «Мокрые котята», «Самолеты и бабочки», «Буратино и Пьеро», «Снеговик», «Баба-Яга», «Снежная королева», «Конкурс лентяев», «Шея есть, шеи нет», «Заводная кукла», «Тюльпан», «Осьминог», «Змеи», др.

Умение владеть своим телом, чувствовать мышечную свободу.

Умение снимать зажимы с отдельных групп мышц. Умение выполнять изолированные движения отдельных частей тела.

   1.3

Тема: Равномерное движение по площадке без столкновений. Баланс и устойчивость. Скульптурность.

Игры: «Муравьи», «Аист», «Пугало»,  «Самолеты и бабочки», «Суета», «Ритмический этюд», «Считалочка», «Построения», «Парад», «Гребенка», «Скульптура», «Фотограф», «Поддержки», др.

Умение держать линию в шеренге, шахматном порядке. Умение обойти движущегося навстречу партнера. Умение двигаться с соблюдением заданного темпоритма. Умение фиксировать и удерживать позу в течение короткого времени. Умение выполнять упражнения на статическое равновесие

   1.4

Тема: Ориентация в пространстве.

Игры: «Муравьи», «Фотограф», «Кактус и ива», «Самолеты и бабочки», «Мостик шатается», «Поводырь», др.

Умение ориентироваться в пространстве, умение боковым зрением видеть статичные  или движущиеся предметы. Умение запомнить расположение предметов на сцене и восстановить «картинку».

   1.5

Тема: Координация движений, быстрота реакции.    

Упражнения на координацию с быстрой сменой позы. Упражнения циклического характера с перекрестной координацией. Противовращения раз-личных частей тела.

Игры: «Кактус и ива», «Снежная королева», «Не ошибись», «Ритмический рисунок», «Голова или хвост», «Считалочка», «Осьминог», «Медведи в клетке», «Ежик», др.

Умение удерживать интервалы, компоновку субъектов, действовать синхронно с партнерами. Умение быстро заполнять

свободное сценическое пространство. Умение выполнять упражнения циклического характера с перекрестной координацией и Противовращения различных частей тела.

   2.1

Тема: Развитие чувства ритма.

Упражнения «на счет», ритмические рисунки ладонями, ногами (в различных положениях), предметами. Упражнения: «Оркестр», «Сильные доли», «Половинки, затакты», др. Комбинированные упражнения, соединяющие речь и движение.

Умение правильно отбить ритмический рисунок музыкального фрагмента. Умение комбинировать  ритм, хорошо чувствовать и отличать сильные доли. Умение отбивать ритмический рисунок в комбинации различными частями тела и предметами (в разных положениях). Умение соединять работу речевого и слухового  анализаторов с движением.

   2.2

Тема: Развитие воображения.

Игры: «Подарок», «Заколдованный лес», «Снегурочка», «Танцующий огонь», «Времена года», др.

Умение сфантазировать себе  какой-либо образ, перевоплотиться в него и выразить в пластическом этюде.

   2.3

Тема: Передача образов живых существ с помощью выразительных пластических движений.

Пластические этюды: «Петя и волк», «В царстве Золотой рыбки», «Заводная кукла», «Умирающий лебедь»,  «Мотылек», «Кошечка», др.

Умение представить и воплотить в движениях, пластике  и мимике характер и повадки живых существ.

   2.4

Тема: Развитие навыков партнерского действия.

Этюды: «В стране цветов», «Снежинки», «В стране  гномов», «Факир и змея», «Под дождем», «Ух!» и др.

Умение работать в дуэтах, трио, в массовке.

   3.1

Тема: Действия с различными предметами. Пантомима.

Игры: «Сбор урожая», «Рытье картошки», «Сбор грибов», «Насос», «Помпа», и др.  Этюды: «Под дождем», «Под зонтом», «Руки», «Встреча», «У окна», др.

Умение пантомимно изобразить сам предмет или возможные формы взаимодействия с ним. Умение правильно обращаться с несколькими незнакомыми ранее  предметами.

   3.2

Тема: Мимика.

Упражнения по контролю «смены масок и мельтешения». Массаж лицевых мышц. Техника подвижности лицевого аппарата, попеременное моргание, виды улыбок.

Умение правильно выполнять массаж лицевых мышц, и самостоятельно контролировать мимические изменения.

   3.3

Тема: Техника жеста.

Отработка положения рук при статичных позах. Жестовые вариации. Упражнения: «Уходи», «Согласие», «Несогласие», «Просьба», «Отказ», «Плач», «Ласка», «Клич», «Приветствие», «Негодование», др.

Умение выполнять не менее пяти вариантов предложенного жеста. Владение жестами в свободной форме. Умение выполнять жесты на сцене объемно и выразительно.

   

Формы отслеживания результатов

Выполнение комплекса упражнений в соответствии со сценарием открытого занятия. Концертные хореографические номера и пластические этюды.

Соответствие ЗУН воспитанников программным целям и задачам, прогнозируемым результатам.

  P. S.

Список терминов пассивной лексики

Карманы сцены, красная линия, мизансцена, мизансценический флюс, пантомима, первый план,  просцениум, ракурсы, симметрия, темпоритм, Скульптурность, мизансценическая ось

Знать и понимать значение данных терминов.

  P. S.

Список терминов активной лексики

Жест, авансцена, кулиса, задник, поза, мимика, занавес.

Знать значение терминов и уметь использовать их в общении с педагогом и партнерами.

Предмет 3. Сценическая речь

 

Педагогические задачи:

- постановка речевого дыхания и правильной артикуляции;

- формирование:

- умений воспроизведения речевого материала в заданном темпе;

- умений по  восприятию, различению и воспроизведению  различных ритмов речи;

- развитие дикции, совершенствование навыков четкого   произношения.                                                                                                                                                                                

 

№ п\п

Название темы

Упражнения

Предполагаемый результат

Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности, по правилам поведения во время проведения занятий. Рассказ о сущности предмета «Культура и техника речи»: «Как рождаются звуки и слова»

Знание и соблюдение правил безопасного поведения во время занятий. Знание назначения занятий по технике речи.

1.1

Тема: Формирование речевого дыхания.

Игры со свечой, «Мыльные пузыри», спортивные движения, дыхательные упражнения в различных положениях тела. Слоговые упражнения. Упражнения на слитность речи. Упражнения на выработку правильного диафрагмального дыхания, продолжительность выдоха, его силу и постепенность.

Умение правильно выполнять  речевые упражнения.

1.2

Тема: Упражнения для верного резонирования.

Упражнения по методике Э.Чарели.

Умение правильно выполнять упражнения и  снимать мышечные лице-вые зажимы.

1.3

Тема: Артикуляционная гимнастика.

Работа по артикуляционной таблице, зарядка для губ. Упражнения: «Веселый пятачок», «Обезьянка», «Уточка», «Лошадка», «Жало змеи», «Конфетка», «Колокольчик», «Уколы», «Самый длинный язык».

Упражнения на закрепление гласных звуков в движении.

Умение четко, ясно произносить слова и звуки, говорить внятно, громко, понятно.

1.4

Тема: Упражнения для организации глотки.

Работа с артикуляционной таблицей. 4-6 упражнений по организации глотки

Знание артикуляционной таблицы наизусть. Умение правильно выполнять упражнения по организации глотки.

1.5

Тема: Зарядка для шеи и челюсти.

Упражнения: «Удивленный бегемот», «Зевающая пантера», «Горячая картошка», гимнастика шейного отдела.

Знание и  умение самостоятельно избавляться от таких недостатков, как зажим челюсти, «рот едва открыт», разговор сквозь зубы.

1.6

Тема: Свобода звучания с мягкой атакой.

Упражнения: «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Колыбельная», др.

Умение  правильно и грамотно выполнять упражнения. Умение правильно произносить звуки и их сочетания изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях.

1.7

Тема: Упражнения на опору дыхания.

Упражнения: «Дрессированные собачки», «Птичий двор».

Умение правильно выполнять упражнения.

1.8

Тема: Расширение диапазона голоса.

Упражнения: «Чудо-лесенка», «Самолет», «Волна», «Дирижер». Упражнения на изменение  силы и высоты голоса.

Умение правильно выполнять упражнения. Умение изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы.

2.1

Тема: Выразительность речи (интонации)

Интонационно-выразительный разбор текстов с учетом знаков препинания, ключевых слов предложения. Упражнения по изменению тембра, громкости, высоты звука.

Умение повторить интонацию  текста за педагогом.

2.2

Тема: Фонетическая ритмика.

Ритмы без выраженного ударения. Односложные и двусложные ритмы. Трехсложные ритмы. Слоговые упражнения при работе над темпом. Упражнения, включающие задания на темп и ритм произнесения.

Умение воспринимать, различать и воспроизводить различные ритмы.

 

Формы отслеживания результатов

Игровая программа «В стране звуков». Ролевая игра «Чудо-лесенка». Открытое занятие.

ЗУН воспитанников соответствуют программным целям и задачам, прогнозируемым результатам.

Термины пассивной лексики

Диапазон, резонирования, тембр, темпоритм, артикуляция

Знать и понимать значение данных терминов.

Термины активной лексики

Сценическая речь, интонация

Знать значение терминов и уметь использовать их в общении с педагогом и партнерами.

                                                       

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» : Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
  2. Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – 114 с.
  3. Власенко О.П. «Ребенок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.-411с.
  4. Власова Т.М. Фонетическая ритмика. Пособие для учителя/ Т.М Власова,  А.Н.. Пфафенродт. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1996. – 240 с.
  5. Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад. Воспитание детей младшего возраста. Пер. с нем. М.В.Тольской/ Э.М. Грюнелиус. – М.: Изд-во МПИ «Мир книги», 1992. – 72 с
  6. Колчеев Ю.В.  Театрализованные игры в школе / Ю.В.Колчеев, Н.М. Колчеева. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 96 с.
  7. Кох И.Э. Основы сценического движения/ И.Э. Кох. – М.: Искусство, 1963. – 112 с.
  8. Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ Сфера, 2007.
  9. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства. (Поэтика мизансцены.) Учеб. пособие для учеб. заведений культуры/ Ю.А. Мочалов. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.
  10. Петрова А. Сценическая речь. Учеб. пособие/ А. Петрова. – М.: Искусство, 1982. – 191 с.
  11. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 176с.  
  12. Рубб А. 30 бесед об эстрадных концертах/ А. Рубб. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2004, - 224 с.
  13. Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью/ Ю.И. Рубина. – М.: Просвещение, 1974. – 175 с.
  14. Рутберг И.Г. Пантомима. Опыты в аллегории/ И.Г. Рутберг. – М. : Сов.Россия, 1976. – 112 с.
  15. Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. Практические приемы, упражнения для развития голоса/ З.В. Савкова. – М.: Искусство, 1968. – 128 с.
  16. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Играем в кукольный театр (Программа «Театр – творчество – дети»). – М.: Аркти, 2004. – 207 с.
  17. Физический тренинг актера по методике А. Дрознина. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2004, - 160 с.
  18. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар/ Э.Г. Чурилова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
  19. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.

Интернет-ресурсы:

1. Театрализованная деятельность в ДОУ // Интернет <50ds.ru›psiholog/9425-teatralizovannaya…v-dou.html>

2. Сценарий театрализованной сказки Ах, эти зимние вечера! Самое время для сказок! // Интернет <maaam.ru›detskijsad…scenarii-teatralizovanoi…>


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа художественно-эстетической направленности «Театр всевозможного»

Программа  дополнительного образования для детей 5-7 лет...

Программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» воспитанников средней группы (4-5 лет) Срок реализации программы: 1 год.

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.      Учебная пр...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по развитию театральных способностей у детей 5-7 лет «Юный театрал»

Дополнительная  общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по развитию театральных способностей у детей 5-7 лет «Юный театрал»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Театр - это здорово!"

Театр для ребёнка - это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Увиденное и пережитое в театре расширяет кругозор детей, способствует развитию речи, воспитывает потребность духовного обогаще...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по развитию театральных способностей у детей 5-7 лет «Юный театрал»

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по развитию театральных способностей у детей 5-7 лет «Юный театрал» (для детей 5-7 ле...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебный мир театра»

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической  направленности «Волшебный мир театра»...