Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебный мир театра»
материал (старшая группа)

Капустина Ольга Александровна

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической  направленности «Волшебный мир театра»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_teatra.docx60.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

 

Дополнительная общеразвивающая программа

художественно-эстетической  направленности

«Волшебный мир театра»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся : 5-7 лет

Срок реализации 2 года

                                                                                                          Автор-состовитель:

                                                                                                          Капустина О.А.

        Снегири 2020г

Пояснительная записка.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.

В этом огромную помощь поможет оказать театрализованная деятельность в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки.


Именно театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это и помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всестороннее развивать ребенка.

Актуальность

Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Л. С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный, многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность – это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Цель:

1. Создание условий для развития речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, учитывая особенности каждого ребенка.

2. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности и совершенствование коммуникативных качеств личности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения.

3. Повышение уровня профессиональной компетентности в области речевого развития детей среднего дошкольного возраста. 4.Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.

Задачи:

Работа с детьми.

1. Развивать интерес к театрально–игровой деятельности, создавать необходимых условий для ее проведения.

2. Закреплять представление об окружающих предметах, умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.

3. Формировать умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях. 4. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

 5. Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

6. Ознакомить детей с приемами кукловождения настольных кукол.

7. Формировать умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

 8. Поощрять желание детей участвовать в танцевальных импровизациях.

 9. Развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами.

10. Развивать желание детей выступать перед родителями, сотрудниками и детьми детского сада.

Работа педагога (воспитателя).

1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по данному направлению.

2.Включить театрализованную деятельность в воспитательнообразовательный процесс группы.

 3.Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению.

4.Оформить в группе центр активности «Сказка – наш друг», создать картотеку театрализованных игр для детей среднего дошкольного возраста.

5.Разработать различные формы работы с родителями по данной тематике (спектакли, мастер – классы, родительские собрания).

Работа с родителями.

1.Изучить, насколько готовы родители к активному сотрудничеству по данной теме (анкетирование).

2. Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

3.Привлечь родителей к театрализованной деятельности совместно с детьми.

Отличительной  особенностью данной программы является в синтезе деятельности по основным направлениям: театральная игра, ритмопластика, культура и техника речи, работа над спектаклем. Данн7ая программа разработана самостоятельно и не имеет аналогов.

Возрастные особенности детей старшей группы (5-6лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игрыстроить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Вигре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболееактивного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и  иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно - логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возрастные особенности детей подготовительной группы (6-7лет)

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Развитие личности

Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.

Развитие психических процессов

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

         Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять  существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.  Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

 Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

 Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

  У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

   В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

   Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

   

Объем и сроки выполнения программы:

Программа рассчитана на 2 года обучения, 2 занятия в месяц, 18 в год. Время занятий соответствует требованиям СаНПиНа для каждой возрастной группы.

средняя группа- 20 минут

старшая группа- 25 минут

подготовительная группа- 30 минут

Форма обучения:  очная-групповая.

Методические приемы:

• Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.

• Провожу анализ сказки на основе наводящих вопросов с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.

• Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.

•Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.

• Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.

• Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).

• Проигрываю отрывки из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.

• Проигрывание этюдов (сценки из жизни, передающие черты характера различных знакомых людей.

• Проигрываю этюды с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»)

• Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).

Планируемые результаты освоения:

- умение владеть навыками выразительной речи;

- умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

-  проявлять интерес, желание к театральному искусству;

- передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

 - взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

 - умение последовательно высказывать свои мысли;

 - умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

- выразительно читать стихотворный текст;

 - умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

-  умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

Материально-техническое обеспечение:

-большая складная ширма

-маленькая ширма для настольного театра

-фланелеграф

-стойка- вешалка для костюмов

-костюмы, парики, атрибуты для постановки сказок

-театр картинок

-театр игрушек

-театр масок

-пальчиковый театр

-теневой театр

-театр марионеток

-театр Би-ба-бо

-аудиозаписи музыкальных произведений

-видео- фонотека литературных произведений

-музыкальные игрушки

-музыкальный центр

План работы по самообразованию

1 год обучения. Старшая группа. (5-6 лет)

Месяц

Блок

Содержание образовательной работы

Задачи

сентябрь

Знакомство с детьми, наблюдение, оценка уровня развития театрально- игровой деятельности детей.

Оценить умения детей в театрально- игровой деятельности.

Составление плана работы.

Разработать план развития творческих способностей детей, опираясь на полученные результаты.

октябрь

«Основы театральной азбуки»

Беседа-диалог «Мы идём в театр» и  посещение театра

1. активизировать творческие проявления детей;

2. развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребности в познании нового.

«Театральная игра»

Создание «Центра театрального искусства»

пополнить его различными костюмами, масками, атрибутами для драматизаций и т.д.

«Основы кукольного театра»

Знакомство с ширмой

рассказать  об устройстве и назначении театральной  ширмы.

ноябрь

«Основы театральной азбуки»

Беседа с детьми «Рождение спектакля»

1.активизировать познавательный интерес к театральным профессиям;

2.познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник.

3.воспитывать желание узнать новое.

«Театральная игра»

Игры -«Изменю себя друзья, догадайся кто же я!», «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

Театральный центр пополняется словарём театральных терминов.

1.развивать у детей умение пользоваться жестами;

2.развивать двигательные способности детей;

3.побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты).

«Основы кукольного театра»

Этюды - «Заяц и медведь», «Медведь и лиса» и т. д.

формировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушкой настольного театра.

декабрь

«Основы театральной азбуки»

Беседа на тему «Удивительный мир кукол»

познакомить с видами кукол и способами действия с ними.

«Театральная игра»

Мимические этюды у зеркала «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх» и т.д.

Отгадывание загадок, с изображением их героев

развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить своё настроение.

отработка показа образов животных с помощью выразительных  движений;

развивать творчество, воображение и фантазию.

«Основы кукольного театра»

Этюды «В гости к Маше», «Собака и медведь» и др.

обучать детей приёмам кукловождения настольно-плоскостного театра.

январь

«Основы театральной азбуки»

Беседа на тему « Театр снаружи и изнутри» (фото, иллюстрации с изображением театров)

1.познакомить детей с устройством театрального здания;

2.обогащать словарь детей.

«Театральная игра»

Знакомство детей со сказкой «Заюшкина избушка»:

Распределение ролей

учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по содержанию.

1.учить детей дружно и согласованно договариваться;

2.воспитывать чувство коллективного творчества.

«Основы кукольного театра»

Этюды «Дед и репа», «Две мышки» и др.

познакомить детей с приёмами вождения верховых кукол.

февраль

«Основы театральной азбуки»

Беседа на тему: «Новые виды театров» (театр на ложках, театр на нагрудниках, на стаканчиках и т.д.)

Познакомить детей с новыми, неординарными видами театров.

«Театральная игра»

Репетиции  сказки «Заюшкина избушка»

1.отработать диалоги, выразительность и интонацию;

2.развивать в движениях чувство ритма, координацию движений.

«Основы кукольного театра»

Этюды «Встреча лисы и зайца», «Встреча мышки с лягушкой» и др.

продолжать обучать детей приёмам вождения верховых кукол на ширме.

март

«Основы театральной азбуки»

Экскурсия в кукольный театр.

Закрепить полученные знания о театре и правилах поведения в нём.

«Театральная игра»

Показ  сказки «Заюшкина избушка»

1.развивать способность свободно и раскрепощёно держаться перед зрителями;

2.воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением детям и воспитателям.

«Основы кукольного театра»

Этюды «Встреча кошки с собакой», «Пляска мышей» и др.

обучать детей приёмам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске).

апрель

«Основы театральной азбуки»

Просмотр отрывков видео спектаклей разных видов театров.

Приобщение детей к миру театра.

«Театральная игра»

Занятие-игра «Весёлые стихи читаем и слово-рифму подбираем»

1.создать положительный эмоциональный настрой;

2.упражнять детей в подборе рифм к словам;

3.поощрять совместное стихосложение.

«Основы кукольного театра»

Этюды «К нам пришёл зайчик», «Кот и петушок» и др.

закреплять навыки кукловождения пальчикового театра.

май

«Основы театральной азбуки»

Оценка умения детей в театрально- игровой деятельности на пройденном материале.

«Театральная игра»

Театральные игры по выбору детей.

1. развитие творческих способностей детей.

2. развитие инициативы, самостоятельности.

«Основы кукольного театра»

Этюды «К нам в гости пришёл клоун», «Танец Алёнушки» и др.

познакомить детей с приёмами кукловождения марионеток.

2 год обучения. Подготовительная группа (6-7 лет)

Месяц

Блок

Содержание образовательной работы

Задачи

сентябрь

Оценка уровня развития театрально- игровой деятельности детей.

Оценить умения детей в театрально- игровой деятельности.

Составление плана работы.

Разработать план развития творческих способностей детей, опираясь на полученные результаты.

октябрь

«Основы театральной азбуки»

Беседа-диалог «Кто придумал театр» и  посещение театра

1. активизировать творческие проявления детей;

2. развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребности в познании нового.

«Театральная игра»

     Знакомство детей со сказками «Золушка», «Симбад-Мореход», «Соловей-разбойник» и др.

Распределение ролей

учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по содержанию.

1.учить детей дружно и согласованно договариваться;

2.воспитывать чувство коллективного творчества.

«Основы кукольного театра»

Продолжать знакомство с ширмой

пополнять знания  об устройстве и назначении театральной  ширмы.

ноябрь

«Основы театральной азбуки»

Беседа с детьми «Знакомство с музыкальными театрами»

1.дать представление о разнообразных жанрах музыкального театр, таких как «опера», «балет», «мюзикл», «музыкальная сказка»;

2.воспитывать желание узнать новое.

«Театральная игра»

Игры -«Изменю себя друзья, догадайся кто же я!», «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

1.развивать у детей умение пользоваться жестами;  

2.развивать двигательные способности детей;

«Основы кукольного театра»

Этюды - «А Коток, Коток, Коток», «Гусёнок пропал» и т. д.

Репетиции музыкальной сказки «В гостях у сказки»

продолжатьформировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушкой настольного театра.

1.отработать диалоги, выразительность и интонацию;

2.развивать в движениях чувство ритма, координацию движений.

декабрь

«Основы театральной азбуки»

Беседа на тему «Театры нашего города»

познакомитьс театрами Новосибирска.

«Театральная игра»

Мимические этюды у зеркала «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх» и т.д.:

Показ музыкальной  сказки «В гостях у сказки» родителям

развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить своё настроение.

1.развивать способность свободно и раскрепощёно держаться перед зрителями;

2.воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям и воспитателям.

«Основы кукольного театра»

Этюды «Жадина», «Дырки в сыре» и др.

Продолжать обучать детей приёмам кукловождения настольно-плоскостного театра.

январь

«Основы театральной азбуки»

Беседа на тему «Знакомство с театрами разных стран» (фото, иллюстрации с изображением театров)

1.познакомить детей с театрами разных стран, обратить внимание на неординарность архитектуры;

2.обогащать словарь детей.

«Театральная игра»

 Игра “Придумай веселый и грустный диалог между Белкой и Стрелкой”.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

«Основы кукольного театра»

Этюды «Медвежонок - невежа», «Котик» и др.

продолжатьзнакомить детей с приёмами вождения верховых кукол.

февраль

«Основы театральной азбуки»

Беседа на тему: «Зрительская культура»

закреплять правила поведения в театре,формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил.

«Театральная игра»

"Веселые сочинялки". Пересказ одной из знакомых сказок с использованием элементов кукольного театра.

побуждать детей сочинять несложные истории с героями знакомых произведений. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей.

«Основы кукольного театра»

Этюды «У бабушки козёл», «Слонёнок пошёл учиться» и др.

Изготовление игрушек – самоделок оригами-сказки.

продолжать обучать детей приёмам вождения верховых кукол на ширме.

развивать умение детей самостоятельно изготавливать персонажей к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

март

«Основы театральной азбуки»

Просмотр отрывков музыкальных фильмов «Мама» (по сказке «Волк и семеро козлят», балета «Щелкунчик», мюзикла «Русалочка», оперы «Снегурочка» и др.

приобщение детей к миру музыкального искусства.

«Театральная игра»

Упражнение “Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики”.

учить передавать образы персонажей с помощью выразительных пластических движений. Развивать творчество, воображение и фантазию.

«Основы кукольного театра»

Этюды «Кот- бездельник», «Чудаки» и др.

обучать детей приёмам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок( стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске).

апрель

«Основы театральной азбуки»

Памятка в родительский уголок «Театр- помощник в воспитании ребенка»

Вести воспитательную работу с родителями, донести до их внимания важность театра в жизни ребёнка.

«Театральная игра»

Ритмопластика. Музыкальная композиция: «Карнавал животных», «Поездка в зоопарк».

развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно, двигаться по площадке не наталкиваясь, друг на друга.

«Основы кукольного театра»

Этюды «Где ты брат Иван?», «Летел соколок» и др.

закреплять навыки кукловождения пальчикового театра.

май

«Основы театральной азбуки»

Оценка умения детей в театрально- игровой деятельности на пройденном материале.

«Театральная игра»

Занятие-игра «Весёлые стихи читаем и слово-рифму подбираем»:

1.создать положительный эмоциональный настрой;

2.упражнять детей в подборе рифм к словам;

3.поощрять совместное стихосложение.

«Основы кукольного театра»

Самостоятельная деятельность детей в театральном уголке. Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках.

совершенствовать приёмы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами разных систем.

Оценка результатов театрально-игровой деятельности оценивается по следующим направлениям:

Этюдный тренаж (мастерство актёра)

1.Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки ).

2.Жесты (этюды на выразительность жеста в том числе «Расскажи стихи руками»).

3.Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера).

4.Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

Игры – драматизации

1.Желание участвовать в играх-драматизациях;

2.Умение общаться с партнёром;

3.Способность импровизировать при создании образа.

Этюды с куклами

1.Желание играть с куклой;

2.Умение управлять ею;

3.Способность импровизировать с куклой.

Кукольные спектакли

1.Желание участвовать в спектаклях;

2.Умение общаться с партнёром используя куклы театра;

3.Способность создавать образ с помощью кукол театра.

Этюдный тренаж

Игры-драматизации

Этюды с куклами

Кукольные спектакли

Общая оценка

Ф.И.О

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

1

2

3

0 – отлично

Х - хорошо

У- удовлетворительно

Н - неудовлетворительно

Методические материалы и средства обучения.

  1. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5. 
  2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  4.  Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
  5. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.
  7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
  8. Сорокина Н. Д. Сценарии театральных кукольных занятий.- М.: АРКТИ, 2007.
  9. Сорокина Н.Ы., Миланович Л.Г. Авторская программа «Театр – творчество – дети»
  10. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. -  М.:ВЛАДОС, 2001.
  11. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990
  12.  Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  13. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный песочек» для детей 2 - 3 лет

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.Игра...

Авторская дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный завиток" для детей 5-7 лет

Цель Программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарными приёмами техники квиллинга, в рамках художественного конструирования из бумаги....

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебный мир красок” для детей дошкольного возраста 4-7 лет (Срок реализации -1 учебный год)

Отличительные особенности программы. Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 4-7 лет. Программа дополнительного образован...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности “Волшебный мир красок” для детей дошкольного возраста 4-7 лет (Срок реализации -1 учебный год)

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию....

Дополнительная общеразвивающая программа «Первые шаги в мир театра»

Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все дозволено. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно ярким, красочным и интересным...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бусинка»

Дополнительная общеобразовательная программа "Бисероплетение", являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение дошкольниками основными приемами бисеропл...