Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Театр - это здорово!"
рабочая программа (средняя, старшая группа)
Театр для ребёнка - это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Увиденное и пережитое в театре расширяет кругозор детей, способствует развитию речи, воспитывает потребность духовного обогащения, взаимодействия со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Театр - это здорово!" | 367.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа по театрализованной деятельности разработана в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г.
Письмо Минобр науки от 18.11.2015 № 09-3242
Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и, что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном.
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Направленность программы
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Данная программа театрального развития направлена на создание условий для развития сценических способностей ребёнка, общее развитие дошкольника и первичное формирование у детей необходимых базовых знаний, умений и навыков в рамках театрального искусства, развитие самостоятельности, активности, инициативы в процессе театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, музыкальной, изобразительной, познавательной. Показ своего «Я» в создании стихотворений, придумывании рассказов, сказок, выражении сценического образа, в своём видении какой-либо познавательной проблемы, в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромисс - важные моменты данной программы. Программа направлена на приобщение дошкольников к миру искусства, на создание условий для развития ребёнка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.
Средства и методы театрально - игровой деятельности направлены на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения, артистических способностей детей дошкольного возраста, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.
Данная программа способствует развитию мотивации к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия ребёнка.
Актуальность
Современному обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Актуальность программы очевидна, поскольку театр для ребенка - это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Но не стоит забывать и о существенном воспитательном и обучающем влиянии театра на маленького зрителя и, тем более, на начинающего свой творческий путь юного артиста.
Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.
Воспитание потребности духовного обогащения ребёнка, способности взаимодействовать со сверстниками, развитие индивидуальных способностей – всё это делает программу актуальной на сегодняшний день.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы в том, что образовательная деятельность проводится уже с младшего возраста, при переходе из группы в группу происходит поэтапное ознакомление воспитанников с видами театра, особенностями театрального искусства, что позволяет воспитанникам проявлять самостоятельность в художественном творчестве, активности. Ребятам дается возможность самим придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства.
Новизна также заключается в применении здоровьесберегающих технологий.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Предусмотрено поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь детям раскрыть их индивидуальные способности, физические и нравственные качества, а также повышение уровня общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально - эстетического воспитания, пластики движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе.
Целесообразность программы также заключается в том, что каждый ребёнок, овладев знаниями, умениями и навыками, сможет применить их в дальнейшем на создание индивидуального творческого продукта.
Отличительные особенности программы
Программа дополнительного образования «Театр – это здорово!»» разработана для приобщения детей к миру прекрасного, воспитания духовного начала, эстетической грамотности. В основе занятий лежит художественная игра, которая является основой театральной деятельности детей дошкольного возраста. Почти на всех занятиях театральная деятельность интегрируется с музыкальной, хореографической и изобразительной деятельностями. Особое внимание уделяется подбору упражнений, игровых заданий и литературному материалу с точки зрения их духовного содержания. Работа с народными потешками, скороговорками, чистоговорками позволяет расширить не только речь ребенка, но и открывает духовный мир русского народа, выраженный в литературном творчестве.
Данная дополнительная общеразвивающая программа отличается от других тем, что созданы условия для проведения театрализованной деятельностью. Имеется театральная студия, которая оснащена необходимым оборудованием. А также данная программа отличается принципами проведения театрализованной деятельности.
Принципы реализации программы.
Принцип адаптивности, обеспечивает гуманный подход к развивающейся личности ребёнка
Принцип развития предполагает целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования обеспечивает представление воспитанника о предметном и социальном мире единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру даёт возможность ребёнку осознать, что окружающий его мир - это мир, частью которого он является.
Принцип систематичности. Воспитательно – образовательный процесс является непрерывным, регулярным, планомерным.
Принцип доступности знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное - не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
Программа адресована детям 4 – 6 лет
Срок реализации программы
Курс программы состоит из двух этапов.
1этап – 1 год обучения- дети 4-5 лет. 2 этап –– 2 год обучения - дети 5 -6 лет.
Программа рассчитана на 2учебных года, с сентября 2020 года по май 2022 года. Программа содержит 72 часа.
Режим занятий
Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам. Занятие проводится во второй половине дня, 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:
4 – 5 лет – 25 минут; 5-6 лет- 30 минут.
Формы организации образовательного процесса
Программой предусмотрена очная форма организации. Программа включает себя теоретические и практические занятия. Для организации занятий используется интегрированный подход, смена различных видов деятельности.
Формы занятий: групповая, индивидуально - групповая, индивидуальная.
Формы организации занятия: словесные, наглядные, практические.
Методы работы:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
- Игры драматизации.
- Упражнения эмоционального развития детей.
- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
- Задания для развития речевой интонационной выразительности.
- Игры превращения («учись владеть своим телом»).
- Упражнения на развитие детской пластики.
- Пальчиковый тренинг для развития моторики рук.
- Упражнения на развитие выразительной мимики.
• Словесные, настольные и подвижные игры.
• Пантомимические этюды и упражнения.
• Объяснение
• Рассказ детей
• Чтение воспитателя
• Просмотр видеофильмов
• Разучивание произведений устного народного творчества
• Обсуждение
• Наблюдения
- Упражнения по этике во время драматизаций.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
- художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
- освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
- самостоятельная творческая деятельность.
Цель программы – развитие способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи
1.Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных. 4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Ожидаемые результаты
Ребёнок должен уметь:
- Заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью;
- Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства;
- Самостоятельно подбирать и использовать разнообразные игрушки для разыгрывания несложных театрализованных представлений;
- Уметь изготавливать из бумаги маски, элементы небольших декораций;
- Выступать с инсценировками перед родителями, детьми своего детского сада, а также приглашенными гостями
Ребёнок должен знать:
- Некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей);
- Некоторые приемы и манипуляции, используемы е в некоторых видах театров: кукольный, настольный, теневой, на магнитной доске и т.д.
Для родителей:
- Активное участие в творческих конкурсах с детьми, мероприятиях группы, создание книжек-малышек; афиш; костюмов для спектаклей.
- Понимание проблемы развития познавательной сферы у детей;
- Установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования.
Для педагогов:
- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий.
- Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательных способностей через различные виды продуктивной деятельности.
Условия организации образовательной деятельности
Занятия по театрализованной деятельности проводятся в театральной студии. Кабинет создан на базе стандартного помещения. Помещение теплое, хорошо проветриваемое, так как имеет 2 больших евроокна, открывающихся в двух положениях: поворотном и откидном. Температура воздуха в кабинете – от 20 до 22 С.
Звукоизоляция
Во время занятий и консультаций в кабинете на входной двери вывешивается предупреждение «Спасибо, что не мешаете, идет занятие» или «Спасибо, что не мешаете, идет консультация».
Кабинет расположен на третьем этаже.
Освещенность и цвет
Освещение в кабинете осуществляется при помощи ламп дневного света.
В кабинете светлоокрашенные стены, имеется новая светлая мебель: стулья, стол, шкафы, полки, на которых расположены куклы, на полу ковер. Площадь кабинета освещена равномерно.
Организация пространства
Театрализованная студия разделяет кабинет на две части занавесом:
- сцена
- зона для индивидуальных и групповых занятий.
Условия реализации программы
Основным условием реализации данной программы является личный пример и творческий подход самого педагога. Поощрять все инициативы детей, вдохновлять на новые достижения в творчестве.
Диагностика уровня знаний, умений и навыков детей по освоению данной программы
Формы аттестации и контроля
Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности:
- знание основ театральной культуры;
- речевая культура;
- навыки кукловождения;
- эмоционально-образное развитие;
- основы коллективной творческой деятельности.
Критерии психологической оценки развития навыков театрализованной деятельности:
- поведенческая активность;
- коммуникативно - речевые навыки;
- отношения с взрослыми;
- любознательность;
- стремление к общению в больших группах детей;
- желание стать лидером в группе;
- конфликтность, агрессивность;
Итоговая диагностика развития ребёнка в процессе театрализованной деятельности основана на работе Т.С. Комаровой, Н.Ф. Сорокиной (мл и ср. возраст), Э. Г. Чуриловой (подг. гр.). Ключевой метод отслеживания, наблюдение позволяет выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы, скорректировать дальнейшие планы, наметить перспективу работы всей группы и проведение индивидуальных занятий. Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Мониторинг освоения программы «Театр – это здорово!»
Ф.И. ребёнка | Заинтересованно занимается театрально-игровой деяте-льностью. | Разыгрывает несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства. | Самостоятельно подбирает и использует разнообразные игрушки для разыгрывания несложных театрали-зованных представлений. | Умеет изготавливать из бумаги маски, элементы небольших декораций | Выступает с инсценировка-ми перед родителями и детьми. | Знает некоторые виды теат-ров (кукольный, драматиче-ский, музыкальный, детский, театр зверей) | Знает приёмы и манипуля-ции, используемые в некото-рых видах театров: куколь-ный, настольный, теневой… | |||||||
Н.г | К.г. | Н.г | К.г. | Н.г | К.г. | Н.г | К.г. | Н.г | К.г. | Н.г | К.г. | Н.г | К.г. | |
Введение в образовательную программу
Раздел 1 «Мы в театре ...» С ребятами проводятся беседы о разных видах театра и работниках театра: художник, музыканты (оркестр), проводятся игры «В мастерской художника», «Оркестр», «Гримерная». Дети учатся различать и изображать эмоции с помощью мимики, жестов, движений; разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства: (интонацию, мимику, жест);
Раздел 2 «Кукляндия» Введение в кукловедение. Ребята знакомятся с театром кукол. Проводится этюдный тренаж с куклами, формируются навыки кукловождения. Ребята просматривают кукольные спектакли в исполнении педагога, выполняют моделирование сказки, разыгрывают ее сюжет. Занятия способствуют воспитанию устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности. Разыгрываются этюды для развития необходимых психических качеств (восприятие, воображение, внимания, мышления), на выразительность жестов и эмоций, проводятся специальные театральные игры.
Раздел 3 «Театрализованные игры». В раздел включены: общеразвивающие игры, специальные театральные игры, упражнения и этюды, игры на превращения, игры на действие с воображаемыми предметами. Ребята играют в театральные игры, учатся ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивается способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, учатся запоминать слова героев спектаклей; развивается зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазия, воображение, интерес к сценическому искусству; упражняются в четком произношении слов, отрабатывается дикция . Дети учатся, не говоря ни одного слова, с помощью языка, выразительных движений показывать свое настроение, эмоции, характер, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Раздел 4 «Культура и техника речи». Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией,
логикой речи и орфоэпией. В раздел включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие игры со словом. С детьми проводятся беседы: «История возникновения театра». «Особенности театрального искусства». «Театральные профессии». Дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать по сюжету спектакля или отдельных его персонажей, разучивают скороговорки, чистоговорки, потешки, знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности, знакомятся с явлениями общественной жизни.
Раздел 5 «Мастерство актера». В раздел включены игры, этюды, музыкально-пластические импровизации на развитие творческих способностей детей: дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки), Жесты (этюды на выразительность жеста, в том числе «Расскажи стихи руками»), мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера), движения (этюды с музыкальным сопровождением). Воспитанники слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ, учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение, играют в театральные игры.
Раздел 6 «Ритмопластика». Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Игры на развитие двигательных способностей, развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Музыкально – пластические импровизации, передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений . Жесты как важное средство выразительности.
Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.
Раздел 7 «Работа над спектаклем». (Вспомогательный раздел) базирующийся на авторских сценариях, включает темы: знакомство с пьесой; от этюдов к спектаклю.
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями деко-раций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями
Учебный план
В начале года проводится вводное занятие. Оно включает в себя:
- Беседа о технике безопасности в театральной студии;
- Знакомство с коллективом. Создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, артистических и творческих способностей, создание психологического комфорта в группе. Беседы о театре.
|
| ||
№ | Название разделов | Кол-во часов | Форма промежуточной аттестации |
1. | Мы в театре | 5 | Беседы. Разыгрывание этюдов на развитие восприятия, воображения, внимания, мышления), на выразите-льность жестов и эмоций; проведение специальных театральных игр. |
1. | Театральная игра | 5 | Беседы. Упражнение «Повтори за мной». Инсценирование сказки. Выполнение этюдов на заданную тему. |
2. | Культура техники речи | 7 | Произношение скороговорок. Чтение стихов. |
3. | Ритмопластика | 5 | Упражнение «Повтори за мной». Выполнение пантомимы. |
4. | Основы театральной культуры | 4 | Беседа. Ответы на вопросы. Поведение и дисциплина во время занятий. |
5. | Основы кукловождения | 5 | Умение работать с различными видами кукол. |
7. | Работа над спектаклем | 5 | Этюды с импровизированным текстом. Выставка рисунков детей по спектаклю. |
Календарный учебный график (дети 4-5 лет)
Сентябрь | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Знакомство с театром | Слушание. | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
1.Просмотр спектакля в детском саду «Первое сентября» | Что такое театр? Виды театров. С чего начина-ется театр.Беседа, просмотр картинок и видео-роликов. | Мультиме-дийный экран | Рассказ педа-гога о театра-льных предс-тавлениях в учреждении | Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса | |
2.Кто работает в театре. «Закулисье». | Знакомство с театра-льными профессиями и их важность,с устройс-твом театра изнутри. Беседа, просмотр видео - ролика. | Мультиме-дийный экран | Посещение ДДТ с родителями | Воспитание эмоци-онально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса. | |
3.Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр» | Чтение стихов, беседа, просмотр видео - ролика. | Мультиме-дийный экран | Разыгрывание сценок со сверстниками. | Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх. | |
4.Как выглядит театр | Чтение стихов, беседа, просмотр видео - ролика | Мультиме-дийный экран | Разыгрывание сценок со сверстниками | Вызвать эмоциональный отклик, научить двигаться на сцене, не бояться своего голоса и зрителей в зале. |
Октябрь | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Варежковый и пальчиковый театры. | Игровая деятельность, выполнение упражнений на мимику, силу голоса. | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
5.Знаком-ство с ва-режковым театром | Самостоятельная игровая деятельность | Варежковый театр | Игры со сверстниками и педагогом | Освоение на- выков владения этим видом театральной деятельности | |
6. Мимика | Артикуляционная гимнастика; упражнение «угадай интона-ции»;скороговорки; игра «Успокой куклу»; игра «Теремок»;отгадываем загадки | Куклы, костюмы героев сказки «Теремок», скороговорки, загадки | Предварительное чтение сказки «Теремок» Воспитатель группы | Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность | |
7.Сила голоса | Артикуляционная гимнасти-ка; игры: «Перебежки», «Веселый бубен», «Эхо»; Скороговорки; пальчиковые игры. | Скороговорки, бубен | Воспитатель группы | Развиваем силу голоса; работа над активиза-цией мышц губ. | |
8.Знаком-ство с пальчиковым театром | Игры: «Караван», «Энцикло-педия», «Ожившие механи-змы», «Найди и исправь оши-бку»; викторина;загадки. | Игры, загадки, атрибуты пальчикого театра | Музыкальный руководитель, дети подготови-тельной к школе группы | Освоение навыков владения этим видом театральной деяте-льности. Развлека-тельное занятие для детей. |
Ноябрь | ||||
Тема | Деятельность дошкольников | |||
Плоскостной и конусный театры. | Инсценировка сказок. Артикуляционная гимнастика. | |||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат |
9.Знакомство с плоскостным шагающим театром | Инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка». | Плоскостной театр, атрибуты сказок «Рукавичка» и «Заюшкина избушка» | Предварительное чтение сказок «Рукавичка» и «Заюшкина избушка» родителями. | Освоение навыков владения этим видом театральной дея-тельности. |
10. Пантомима | Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»; Упражнения на развитие сенсомоторики; пальчико-вые игры; этюд «Старый гриб»; «Цветочек» | Игры, шапочка гриба, бумажные лепестки цветка | Воспитатель группы | Развиваем умение концентрироваться на предмете и копиро-вать его через движе-ния; Развиваем сце-ническую раскрепо-щённость. |
11.Сила голоса и речевое дыхание | Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»; скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчи-ковые игры. | Игры, скороговорки. | Воспитатель группы | Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ. |
12.Знакомство с конусным настольным театром | Инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах» | Атрибуты сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах» | Предварительное чтение сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах» родителями, воспитателем | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности, развиваем умение работать в команде. |
Декабрь | ||||
Тема | Деятельность дошкольников | |||
Теневой театр и куклы би-ба-бо. | Инсценировка сказок. Пальчиковые игры. | |||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат |
14. Знакомство с теневым театром | Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди». | Атрибуты сказок, ширма | Предварительное чтение сказки «Гуси-лебеди» воспитателем группы. Привлечение к показу сказок детей старшей группы. | Освоение на-выков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в соче-тании с речью. |
15.Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») | Совместная деятельность детей и родителей. | Грамоты и призы | Родители, администрация детского сада, как жюри конкурса. | Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей кон-курса; |
16. Знакомство с куклами би-ба-бо. | Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. Инсценировка сказки «Волк и лиса». | Куклы би-ба-бо к сказке «Волк и лиса» | Предварительное чтение сказки воспитателем группы | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. |
17.Слух и чувство ритма. | Артикуляционная гимнас-тика. Игры: «Лиса и волк», «Ловим комариков», «Вол-шебный стул», «Чудесные превращения»;пальчиковые игры; отгадываем загадки; этюд «Колокола»; игры- диалоги. | Игры, накидка на стул | Воспитатель группы | Развитие слуха и чувства ритма у детей |
Январь | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Штоковый театр | Игры-импровизации | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
18.Театра-льные игры | Артикуляционная гимнастика; «Что изменилось?» «Поймай хлопок» «Я положил в мешок..» «Тень» «Внимательные звери» «Веселые обезъянки» «Угадай что я делаю» | Атрибуты к играм | Воспитатель группы | Развиваем игровое поведе-ние, готовность к творчеству; развиваем ком-муникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. | |
19.Знакомст-во с куклами- говорунчи-ками | Игра викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?» | Куклы, атрибуты ПДД | Воспитатель группы | Освоение навыков владе-ния данным видом театра-льной деятельности. Повто-рить с детьми основные ПДД | |
20.Знакомст-во со штоко-вым театром | Сочиняем сказку сами. | Штоковый театр | Воспитатель группы | Освоение навыков владе-ния данным видом теат-ральной деятельности. По-будить детей импровизи-ровать и самим приду-мывать сюжет для театра. | |
21.Сценическая пластика | Артикуляционная гимна-стика; игры: «Не ошибись»; «Если гости постучали»; пальчиковые игры «Бельча-та»; этюд «Гадкий утенок» | Игры | Предварите-льное чтение сказки «Гадкий утенок» воспи-тателем группы | Развиваем умение передавать через движения тела характер животных |
Февраль | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Театр деревянных игрушек. Магнитный театр. Театр-оригами. | Изготовление кукол для театра. Управление эмоциями. | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
22.Расслабление мышц | Артикуляционная гимна-стика; этюд на расслабление мышц «Штанга»;игра «Волк и овцы» скороговорки; пальчиковые игры | Скороговорки, атрибуты к играм | Воспитатель группы | Развиваем умение владеть собственным телом; управ-лять собственными мышцами. | |
23.Знакомст-во с театром из дерева, ре-зиновых иг-рушек (персо-нажи из му-льтфильмов). Магнитный театр. | Инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», самостоятельная деятельность. | Деревянные фигурки, ре-зиновые иг-рушки, маг-нитный те-атр, атрибу-ты к сказкам | Воспитатель группы | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. | |
24.Театр кукол-оригами. | Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Кот и пес». | Грамоты, призы | Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» Сов-местная деяте-льность детей и родителей. Организация выставки и на-граждение гра-мотами и при-зами победите-лей конкурса. | Ощутить себя «творцами» кукол | |
25. Чувства, эмоции | Артикуляционная гимнасти-ка; Упражнения на трениро-вку памяти. Игры: «Заря»; «Старый сом»; «Кошка и скворушки»;«Почта».Этюды: «Отряхнем руки»; «Любимая игрушка»; «Кривое зеркало»; пальчиковые игры; упражнения на развитие сенсорной моторики;
| Атрибуты к играм | Воспитатель группы | Знакомство с миром чувств и эмоций; Развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими |
Март | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Театр масок | Придумывание сценок и сказок самостоятельно | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
26.Знакомство с театром масок | Инсценировки сказок «Мужик и Медведь», «Волк и Семеро козлят» «Курочка Ряба» | Предварительное чтение сказок «Мужик и Медведь», «Курочка Ряба» родителями | Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности | ||
27.Демонстрация театра на фланели. | Сочиняем сказку сами. | Фланелеграф, фигурки животных | Воспитатель группы | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизи-ровать и самих придумы-вать сюжет для театра. | |
28.Инсцениро-вка шуток-малюток | Артикуляционная гимна-стика.Игры: «Птицелов», «Считай до пяти»,«Самолет». | Игры | Воспитатель группы | Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением. | |
29.Культура и техника речи | «Больной зуб»;«Мяч эмоций»«Укачиваем куклу» «Игра со свечой»; пальчиковые игры | Повязка, кукла, свечка, мяч | Воспитатель группы | Формируем правильное четкое произношение (ды-хание, артикуляцию, дик-цию); развиваем воображе-ние; расширяем словарный запас |
Апрель | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Репетиция сказки «Красная шапочка» | Разучивание сценария | ||||
Мероприятие |
| Материалы | Взаимодействие | Результат | |
30-31.Подготовка к инсценировке сказки«Красная шапочка на новый лад» | Артикуляционная гимна- стика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Костюмы для инсценировки сказки, деко-рации, сцена-рий сказки | Предварите-льное чтение сказки воспи-тателем груп-пы. Музыка-льный руково-дитель, родители. | Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей | |
32.Мимика и жесты | Артикуляционная гимна-стика. Игры:«Прекрасный цветок», «Дует ветер», «Медведь и елка», «Сол-нечный зайчик», «Оду-ванчик», «Волк и семеро козлят», «Радуга. Пальчи-ковые игры. Этюды: «Это я! Это мое!»; «Великаны и гномы»,«Медведь в лесу» Упражнения на тренировку памяти. | Игры, атрибуты сказки «Волк и семеро козлят» | Предварительное чтение сказ-ки «Волк и се-меро козлят» воспитателем группы | Развиваем воображение; учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние | |
33.Чувства, эмоции. | Артикуляционная гим-настика.Упражнения на тренировку памяти, на развитие сенсорной мото-рики.Игры: «Бабочка», «Старый сом», «Кошка и скворушки», «Почта». Этюды: «Зеркало», «Яблоневое дерево», «Сломанный автомобиль» Пальчиковые игры. | Атрибуты к играм | Воспитатель группы | Продолжить знакомство с миром чувств и эмоций; Развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими | |
Май | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Показ сказки | Театрализованное представление. | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
34.Подготовка к инсценировке сказки «Колобок на новый лад» | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и деко-раций. | Костюмы для инсценировки сказки, декорации | Предварите-льное чтение сказки воспи-тателем группы Музыкальный руководитель, родители. | Развитие эмоци-ональной, связно - речевой сферы у детей | |
35.Работа над инсценировкой сказки «Колобок на новый лад» | Артикуляционная гимнастика;этюд на расслабление мышц «Штанга»;игра «Волк и овцы»; скороговорки; пальчиковые игры | Костюмы для инсценировки сказки, декорации | Предварите-льное чтение сказки воспи-тателем груп-пы. Музыка-льный руково-дитель,роди-тели. | Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем ком-муникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. | |
36.Театрализованное. Инсценировка сказки «Колобок на новый лад» | Показ спектакля родителям. | Костюмы для инсценировки сказки, декорации | Предварите-льное чтение сказки воспи-тателем груп-пы Музыкальный руководитель,родители, дети. | Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год. | |
Мониторинг |
Календарный учебный график ( дети 5 – 6 лет)
Сентябрь | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Кукольный театр | Игры, ряженье, просмотр кукольного театра | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
1.Кукольный театр | Просмотр спектакля в ис-полнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось. | Привезенные атрибуты кукольного театра | Приглашенный выездной кукольный театр | Увидеть своими глазами, что такое театр, как он устроен, как работают артисты. По возможности заглянуть за кулисы. | |
2.«Изменю себя, друзья, догадайтесь кто же я » | Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды. | Костюмы для детей | Воспитатель | Знакомство с русскими народными костюмами | |
3.«Пойми меня» | Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения. | Загадки, игры | Воспитатель | Игры и упражнения на создание игровой мотивации. | |
4.«Игры с бабушкой Забавушкой » | Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя». | Игры | Воспитатель | Развивать правильное ре-чевое дыхание; совершен-ствовать двигательные способности, пластичес-кую выразительность. |
Октябрь | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Сказка В. Сутеева «Яблоко». | Игры, этюды, драматизация сказки | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
5.Вот так яблоко! | Беседа по содержанию, мимические этюды; имитационные упражнения. | Книга с иллюстрациями к сказке В. Сутеева «Яблоко». | Чтение воспитателем произведения | Развивать действия с воображаемыми предме-тами, умения действо-вать согласовано. | |
6.Импровизация сказки «Яблоко». | Беседа о дружбе и доб-роте; этюды на вырази-тельность движений; этюды на выражение основных эмоций. | Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. | С помощью воспитателя выбор ролей по сказке | Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. | |
7.Репетиция сказки «Яблоко» | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Декорации, костюмы, роли | Воспитатель | Формировать четкую, грамотную речь, совер-шенствовать умение со-здавать образы с помо-щью мимики и жестов. | |
8.Драматизация сказки«Яблоко» | Показ спектакля детям младших групп | Декорации, костюмы | Воспитатели и дети млад-ших групп | Развивать внимание, память, образное мышление детей. |
Ноябрь | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Сказка «Дудочка и кувшинчик». | Игры, этюды, драматизация сказки | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
9.В лес по ягоды пойдем, с верхом кружки наберем! | Беседа по содержанию | Книга с иллю-страциями к сказке «Дудо-чка и кувши-нчик» | Чтение сказ-ки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» | Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. | |
10.Импровизация сказки «Дудочка и кувшинчик» | Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. | Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. | С помощью воспитателя выбор ролей по сказке | развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. | |
11.Репетиция сказки «Дудочка и кувшинчик». | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Изготовление костюмов и декораций. | Декорации, костюмы, роли | Воспитатель | формировать четкую, грамотную речь, совер-шенствовать умение соз-давать образы с помо-щью мимики и жес-тов. | |
12.Драматизация сказки «Дудочка и кувшинчик». | Показ спектакля детям младших групп | Декорации, костюмы | Воспитатели и дети младших групп | развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброже-лательность и контак-тность в отношениях со сверстниками. |
Декабрь | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
«Волшебный посох Деда Мороза» | Игры, этюды, драматизация сказки | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
13.«Волшебный посох Деда Мороза» | Беседа по содержанию | Книга с иллюст-рациями к сказке «Волшебный посох Деда Мороза» | Чтение пьесы «Волшебный посох Деда Мороза» | развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Волшебный посох Деда Мороза». | |
14-15. Репетиция новогодней сказки «Волшебный посох Деда Мороза». | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. Декорации, костюмы, роли | С помощью воспитателя выбор ролей по сказке | формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. | |
16.Играем новогодний спектакль | Показ спектакля родителям | Декорации, костюмы | Воспитатель и родители | развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброже-лательность и контак-тность в отношениях со сверстниками |
Январь | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Мимика, жесты, скороговорки, стихи | Игры, этюды, стихотворения | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
17.Игровой урок. | Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации; Скороговорки игра «Не ошибись»;игра «Если гости постучали»;пальчиковые игры «Бельчата»; | Атрибуты к играм | Воспитатель | развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики. | |
18-19. Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять | Артикуляционная гимнастика «Считай до пяти»«Больной зуб» «Укачиваем куклу» «Игра со свечой» «Самолет» «Мяч эмоций» | Карточки с рифмами для стихотворений | Воспитатель | развитие дикции; разу-чивание новых скорого-ворок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам. | |
Февраль | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Пьеса «Снегурочка». | Игры, этюды, драматизация сказки | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
20. «Снегурочка». | Беседа по содержанию | Книга с иллюст-рациями к сказке «Снегурочка» | Чтение пьесы «Снегурочка» | Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Снегурочка» по мотивам пьесы Н. Островского. | |
21. Весна идет! Весна поет! | Беседа о дружбе и доб-роте; этюды на вырази-тельность движений; этюды на выражение основных эмоций. | Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. | С помощью воспитателя выбор ролей по сказке | Тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень гром-кости, совершенствовать элементы актерского мастерства. | |
22. Репетиция весенней сказки «Снегурочка». | Артикуляционная гимнастика.Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Декорации, костюмы, роли | Воспитатель | Формировать четкую, грамотную речь, соверше-нствовать умение созда-вать образы с помощью мимики и жестов. | |
23.Играем спектакль «Снегурочка» | Показ спектакля детям младших групп | Декорации, костюмы | Воспитатели и дети младших групп | Развивать внимание, па-мять,дыхание; воспиты-вать доброжелательность и контактность в отноше-ниях со сверстниками. |
Март | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Сказка Г. – Х. Андерсена «Огниво»; | Игры, этюды, репетиция ролей | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
24.Шел солдат к себе домой | Беседа по содержанию. | Книга с иллюстрациями к сказке | Чтение сказки Г. – Х. Андерсена «Огниво»; | развивать речь детей; познакомить с текстом сказки | |
25. Чтение пьесы «Огниво». | Беседа о дружбе и доб-роте; этюды на вырази-тельность движений; этюды на выражение основных эмоций. | Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. | С помощью воспитателя выбор ролей по сказке | Развивать речь детей; познакомить со стихо-творным текстом сказ-ки«Огниво»по мотивам сказки Г.Х. Андерсена. | |
26.Слушайся, ты, нас, солдат, если хочешь быть богат! | Этюды на выразите-льность движений; этюды на выражение основных эмоций; | Репетиция ролей по эпизодам | Воспитатель | Формировать четкую, грамотную речь. | |
27. Я здесь на сундуке сижу. | Этюды на выразите-льность движений; этюды на выражение основных эмоций; | Репетиция ролей по эпизодам | Воспитатель | Формировать четкую, грамотную речь. |
Апрель | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Сказка Г. – Х. Андерсена «Огниво»; | Игры, этюды, драматизация сказки | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
28. «До чего же, мы, несчастные царевны». | Этюды на выразите-льность движений; этюды на выражение основных эмоций; | Репетиция ролей по эпизодам | Воспитатель | Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. | |
29-30. Репетиция сказки «Огниво». | Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Декорации, костюмы, роли | Воспитатель | Развивать самостояте-льность и умение согласо-ванно действовать; выра-зительно передавать харак-терные особенности ска-зочных героев; формиро-вать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. | |
31.Играем спектакль «Огниво». | Показ спектакля родителям | Декорации, костюмы | Воспитатель и родители | Развивать внимание, память, дыхание; воспи-тывать доброжелательность и контактность в отноше-ниях со сверстниками. |
Май | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
32. Виды кукольных театров (повторение). | Беседа. Просмотр презентации на тему: «Виды кукольных театров» | Куклы. Мультимедийный экран, фото, кар-тинки с изобра-жением театра-льных атрибутов. | Воспитатель | Повторение с целью закре-пления и обобщения знаний о видах кукольных театров. Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса. | |
33. Виды театров (повторение). | Беседа. Просмотр презентации на тему: «Виды театров» | Мультимедийный экран, фото, картинки с изображением театральных атрибутов. | Воспитатель | Повторение с целью закре-пления и обобщения следу-ющих понятий: что такое театр, виды театров. Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса. | |
34. Театральный этикет (повторение). | Беседа. Этюды. Просмотр видеоролика. | Мультимедийный экран | Воспитатель. | Повторение с целью закреп-ления и обобщения следую-щих понятий: театральный этикет, культура зрителя. Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словар-ного запаса. | |
35-36. Игровая программа «Это вы можете!» | Показ детьми самых любимых эпизодов и ранее сыгранных ролей | Костюмы, декорации | Воспитатель, педагоги из других групп, дети младшего возраста | Закрепление пройденного материала; дать детям возмо-жность проявить инициативу и самостоятельность в выбо-ре и показе отрывков из пос-тавленных ранее спектаклей | |
Мониторинг |
Работа с родителями.
В русской пословице говорится: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители в пример ему», т. е. сколько бы педагоги ни старались привить детям основы морали, красоты и развить творческий потенциал, сделать это в одиночку, без поддержки родителей невозможно.
Реализация данной рабочей программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.
Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.
Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной.
Основные формы работы с родителями:
- Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
- Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
- Анкетирование
План взаимодействия с родителями
Сроки | Тема | Форма проведения |
1 квартал | «Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей» | Стендовая информация |
2 квартал | «Мои любимые герои» | Выставка рисунков |
3 квартал | «Актуальность работы с детьми по теме: «Театральное искусство»» | Консультация |
4 квартал | «Знаете ли вы своего ребёнка?» | Анкетирование |
Методическое обеспечение программы
Методическая литература (печатные): учебные пособия, книги для чтения | Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования. Русские народные сказки. Книжки-малышки: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Рукавичка». Книги - сказки с иллюстрациями: «Гуси-лебеди», «Про Иванушку-дурачка», «Война грибов с ягодами», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка-сестричка и волк», «Зимовье», «Лиса и козел», «Привередница», «Лиса-лапотница», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Три поросенка», «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм; «Красная Шапочка», песенки, потешки, заклички. Сюжетные картинки по сказкам. Картинки с изображением различных героев сказок. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.
|
Аудиовизуа льные средства: видеофильмы, слайды, презентации и т.д. | Слайды с изображением: настольного кукольного театра, театр, сцена, различные сюжеты по сказкам: колобок, репка, курочка ряба, CD с фонограммами. Иллюстрации: с изображением разных видов театров, дикими и домашними животными, разными сказками. Слайды с изображением театра внутри и снаружи, сказки, соответствующие данному возрасту. |
Наглядные пособия | Плакаты, карты настенные, картины и т.д. |
материально-техническое обеспечение | музыкальный центр, телевизор, компьютер, фото и видеотехника |
картотеки | Игры, потешки, скороговорки, чистоговорки, театрализованные игры; картотека психогимнастики, пальчиковые игры. |
Виды театров, оборудование | Куклы бибабо, куклы на гапите, ширма большая и малая. Пальчиковый вязаный театр, театр резиновой игрушки, фланелевый театр, платочный театр, бумажный театр, театр на магнитах, театр масок, теневой театр, деревянный, тантамаресски, плоскостной театр, ширма для теневого театра, марионетки, деревянный театр. |
Музыкальные средства | лицензионные музыкальные диски «Музыка в гармонии с природой»: «Энергия водной стихии», «В райском саду», «В объятиях летней ночи», «Бесконечное движение воды; CD диск к сказке «По щучьему велению» CD диск «Маша и медведь» СD диск «Русские народные сказки» CD диск «Под грибом» |
Литература:
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для восп. Детского сада. – М.: Просвещение, 1991.-127 с.
2. Бодраченко, И.В. театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста / И.В. Бодраченко.- М.: Айрис-пресс, 2006.-144 с.
3. Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю.А. Вакуленко, О.П. Власенко.-Волгоград: Учитель, 2008.-153 с.
4. Гавришева Л.Б. Музыка, игра-театр!: Экологические сценарии театрализованных представлений для детей логопедических групп доу.- СПб.: «Детство-пресс», 2004.- 80 с.
5. Горохова Л.А., Макарова Т.Н Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под ред.К.Ю. Белой.- МДОУ: ТЦ Сфера, 2005.-64 с.- (Программа развития)
6. Крюкова С.В., Слобдник Н.П. Удивляюь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – МДОУ.: «Генезис», 2006.-208 с.
7. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О.Л Князева. – М.: Мозайка-Синтез, 2005.- 168 с.
8. Лысаков, В.Г. 1000 загадок / В.Г. Лысаков.- М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.-318с.
9. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.- 48 с.
10. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования детских садов. – М.: АРКТИ, 2004. – 288 с.
11. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования детских садов. – М.: АРКТИ, 2000.- 160 с.
12. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками.- М.: Рольф, 2001.-192 с.
13. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-160 с. 14. Петрова Т.И., Сергеева Е.А. «Театрализованные игры в детском саду», М., 2000. 15.Михайлова М. А. «Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы», Ярослав. 16.Науменко Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе», М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Пластилиновая Бусинка»
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности«Пластилиновая Бусинка»Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» (квиллинг)
Программа "Волшебный завиток направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В гостях у сказки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки" имеет художественно-эстетическую направленность, направлена на развитие эстети...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Ритмическая мозаика»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Волшебные бусинки»
Программа для организации кружковой работы. Для воспитателей и педагогов ДО....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Танцевальная мозаика"
Программа «Танцевальная мозаика» для детей 6-7 лет направлена на созданиеусловий для развития артистичности и внутренней свободы ребенка средствамимузыкально-ритмических и танцевальных дви...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...