Занятие на тему: "Моя малая родина"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение №6 детский сад №6 «Колосок»
хутор Нижнекалинов
Занятие в разновозрастной группе
«Моя малая Родина»
Воспитатель: Н.А.Сафонова
2014-2015 учебный год
Цель:
1. Расширять представления детей, о Родине, малой Родине и родном крае.
2. Рассказать детям историю хутора Нижнекалинов.
3. Расширять знания детей о родном хуторе.
4. Развивать монологическую речь детей, память, мышление.
5. Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение
к ней.
Предшествующая работа: рассматривание альбома о хуторе Нижнекалинов.
Ход занятия
- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека есть земля, именуемая Родиной. Для россиян, а мы с вами россияне, - это Россия. Но у каждого из нас есть ещё и Малая Родина, то есть место, уголок, где он родился и вырос.
Мы родились и живем в хуторе Нижнекалинов, поэтому наша Малая Родина - это наш хутор, хутор Нижнекалинов, Ростовской области, Константиновского района.
А сейчас я хочу рассказать вам историю нашего хутора, вот послушайте:
Начинается наш хутор с «Мельничного» поселка, так его в старину называли, потому что здесь была мельница, построенная из камня. Стояла мельница на крутом скалистом берегу реки в устье балки Калиновой. Построил её в 1912 году местный богатый предприниматель. Сгорела мельница в 1951 году. Сейчас от нее остались только развалины. В этой части хутора живет одна семья, а когда-то было двенадцать. А за балкой Калиновой находиться хутор Нижнекалинов, получивший свое название по балке. Почему же Нижнекалинов? Вот почему:
Если подниматься по балке Калиновой на восток, то на расстоянии двух километров можно наткнуться на древнее поселение – городище. Здесь и жили предки калиновцев. Городище было хорошо защищено с севера, востока и юга крутой возвышенностью. И именно здесь впадают ручьи кристальной чистоты в балку Калинов из других балок: Хрящевой, Круч, Ярошка, Верхняя вода. Здесь же на поверхность земли выходят залежи каменного угля, где и сегодня еще сохранились старые шахты - ползовки, в которых добывали уголь наши предки.
Изобилие воды, закрытое от ветров место, позволяло им разводить сады, виноградники, выращивать картофель и овощные культуры. Постепенно часть жителей городища переселились в устье балки Калиновой, где она впадает в Северский Донец. Другая часть населения стала селиться на пойме верхней воды. Так и образовались два хутора: «Нижнекалинов и Верхнекалинов».
Когда –то в нашем хуторе Нижнекалинов была и церковь, построенная в 1879 году. Она была разобрана в 1929 году для строительства Почтовской машинно-тракторной станции и Усть -Быстрянского элеватора. В настоящее время есть только признаки стен фундамента бывшей церкви и частично ограды. В каждое время - свои ценности. Хутор разделен на две части глубоким оврагом. Официальные названия улиц появились в 2002 году. Раньше, как это водится, местные жители сами придумывали названия улиц, и они укоренились, стали передаваться из поколения в поколение.
Восточную часть хутора называют до сих пор – Калинов. Юго – восточную часть прозвали Забаловкой, так как она находиться за балкой. А вот северо-западная часть хутора называется - здесь близко на поверхность земли выходит песок. В хуторе раньше была кузнеца, плотницкие мастерские, несколько молочно – товарных ферм, свиноферм, гараж. Все перечисленные объекты разрушены, скот вырезан, продан. А от названий зданий остались только одни развалины. Так изменили хутор годы перестройки и другие реформы.
Физкультминутка.
- Сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку. Все встали.
- Территория нашей республики очень большая (руки в стороны).
- По многоводным рекам плывут красивые корабли (руками изображают волны).
- В лесах растут высокие деревья (руки вверх).
- В чаще леса живут косолапые медведи (изображают медведей), серые зайцы (прыжки на месте), рыжие лисицы (изображают лисиц).
- На полях порхают разноцветные бабочки (изображают бабочек), прыгают зеленые кузнечики (прыжки).
- Молодцы. Сели на свои места.
На противоположной стороне реки Северский Донец находится гора Шпиль, сто метров высотой. Еще левее густая роща - Адамовы сады. Правее, где ивы, с вершины горы до самого низа – Серебряная балка. По другому склону – Широкая балка. А правее, у подножия – Аскалепов лесок. Почему Аскалепов? Вот почему:
На этой стороне реки сейчас никто не живет, а когда –то жили люди, держали сады. Фамилия первого переселенца на этой стороне, как рассказывали старожилы – Аскалепов, а звали его Кучум. Вот лесок так и называли. Давно это было. Но и сейчас, когда рыбаки едут на рыбалку и останавливаются в этом месте, то говорят: «Ловил рыбу под Кучумом». А вот дальше балки Дукмаска и Пашенная, а за Пашенной уже Закаты. Закатами наши предки называли гряду холмов по берегу.
Если плыть на лодке, то холмы закрывают солнце, и лес по склону кажется темным.
По правому берегу Донца тянуться сады. Сейчас они заросли, что стали непроходимыми. Их когда – то посадили наши деды. Каждая семья имела свой сад. И сейчас, когда бываешь в этих местах, то натыкаешься на каменные изгороди. Эти изгороди – межи между садами каждого хозяина. Но пришли пятидесятые годы, и правительство заставило крестьян платить налог за каждое фруктовое дерево. Вот и побросали крестьяне сады.
Сейчас эти сады – излюбленное место грибников и охотников. Когда –то чуть –чуть станет тепло, сады загудят голосами отдыхающих, потому что нет лучше места, чем этот живописный уголок. С Донца дует свежий ветерок, тишину нарушает всплеск воды – это рыба бьется о воду. В ветвях деревьев разговаривает ветерок с зеленой листвою, стрекочут в высокой траве кузнечики, порхают бабочки, громко жужжат шмели.
Зеркальной лентой блестящего серебра извивается Северский Донец среди полей, меж зелёных садов, по широкому степному раздолью. Медленно и плавно катит он свои волны. Если плыть на север по течению реки вдоль правого берега за Аскалепов лесок за каменный карьер на Закаты, то можно увидеть много интересного. Вот притаилась Конкина балка в зарослях душицы и земляники. А дальше — Пашенная, в ней сочится неслышный ручей. Сама вершина Пашенной, если смотреть с реки, находится в двух километрах от хутора, а в метрах трёхстах от неё, на поляне — древний караич, по преданию — место стоянки Степана Разина. С тех пор тот караич так и прозвали — Разин куст.
Река расширяется, разворачивается, раздвигает берега и перегораживается сушей — значит, будет крутой поворот. Начинаются Закаты — гряда холмов по берегу — так прозвали её наши предки. Закаты заслоняют полсолнца. Его лучи всё слабее пробиваются из-за горы, не в силах озарить реку. Потемнели деревья, стали почти неразличимы. Острее запахло рекой, листвой, влажной землёй. Настороженно замерли ивы, клёны, вербы, дубы, громоздясь, нависая над водой, как символы чего-то таинственного. Тянутся ввысь тополя и вязы, будто их назначили сторожить подножие горы и предупреждать о том, что цепляющийся за склоны лесок не проходим. Закаты — любимое место отдыха и рыбалки, как в древние времена, так и теперь. Закаты бросают густую тень на реку, а мимо проплывает ещё одна балка Широкая, а скоро другая складка — глубокая балка Угольная, за которой на склонах чернеют горки камней. Это бывшие угольные шахты. Закаты кончились новой балкой, тоже Широкой, и за невысокими оврагами идёт ровная лесная местность. На левой стороне притаилась балка Атаманша. А вскоре и Дедова с большим ручьём. Почему Дедова? Как рассказывают старые люди, жил здесь одинокий дед, держал скот, вёл хозяйство. Дедова балка тянется на семь километров, а ручей на четыре. Дедова балка своего рода гавань для рыбы — так рассказывают рыбаки. Когда штормит, рыба спасается в ней. А если от устья Дедовой пройти десять-пятнадцать километров в степь, то будет Петров курган. Вот, что старожилы говорят о нём: «Петров курган настолько высок, что с него при ясной погоде видны купола Новочеркасского Войскового собора». Надо проверить
Родная земля. Наверное, всё, что дорого человеку, и всё, что он любит, вмещается в эти два слова. За долгую свою жизнь человек много бродит по белу свету, и самое страшное, на мой взгляд, забыть, откуда он родом. Я не знаю, что меня ждёт впереди. Но точно знаю, что в моём сердце всегда останется мой отчий дом, моя земля, край, в котором я живу.
- Дети, сегодня мы говорили о нашей малой Родине – о нашем хуторе.
Скажите, в каком хуторе мы живем? (ответы детей)
-Как называется река? (ответы детей)
- Молодцы, теперь вы знаете не только название нашего хутора, но и название протекающей реки , а самое главное историю нашего хутора.
На этом занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия и презентация по теме "моя Малая Родина - Ораниенбаум"
Сценарий беседы «Мы живём в России!»,посвящённый празднику «Малая Родина». Цель:1. Формирование гражданско-патриотических чувств, формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, ...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию по теме: «Моя малая Родина – Сергиевск».
Цель: формирование представления детей о родном селе (Сергиевске).Задачи: 1.Воспитывать чувства патриотизма, любви к родному селу;2.Формировать понятие «Малая Родина»;3.Пополнять знания детей о памятн...
Конспект интегрированного логопедического занятия на тему : «Моя малая Родина»
Уточнить и систематизировать знания детей о Родине, о гербе России, гербе Благодарненского района. Познакомить детей с историей возникновения названия малой Родины-села Сотниковское. Продолжать учить ...
Конспект занятия по теме «Моя малая Родина»
Данное занятие поможет расширить знания детей о родном поселке, его достопримечательностях, прививать интерес к истории родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости, пониман...
Конспект логопедического занятия на тему "Моя малая родина - город Агидель"
Конспект логопедического фронтального занятия в старшей логопедической группе....
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...