Конспект логопедического занятия на тему "Моя малая родина - город Агидель"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Муллахметова Гульназ Анваровна

Конспект логопедического фронтального занятия в старшей логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agidel_konspekt.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Радуга»

городского округа город Агидель Республики Башкортостан

Конспект  логопедического занятия по развитию речи в старшей группе №12 на тему:

 

«Моя малая родина –город  Агидель»

Провела: учитель-логопед

Муллахметова Г.А.

Агидель – 2023 г.

Цель:  развитие и обогащение словарного запаса детей.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство.

Расширять и углублять знания детей о городеАгидель, его достопримечательностях, людях - тружениках.

Развивать нравственно - патриотические чувства;

Желание сохранить и приумножить богатства города;

Воспитывать уважение к труду агидельцев.

Коррекционно-развивающие:

Развивать память, сообразительность, находчивость; творческие способности.

Развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу; формировать интерес к познанию родного города.

Предварительная работа:  

1.Беседы о  улицах города.

2.Беседы о транспорте.

3.Рассматривание фотографий города Агидель.

4.Беседа о домашних адресах.

5.Игра «Путешествие по родному городу».

6.Игра «Узнай, где я нахожусь»

Интеграция образовательных областей: 

 «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие»

Материал и оборудование: телнвизор, слайды о г.Агидель, , альбом с фотографиями г.Агидель, ватман + фотографии г.Агидель, мяч.

                                       

  Ход НОД:

Учитель-логопед

Здравствуй, солнце золотое (нарисовать руками круг)

Здравствуй, небо голубое (руки вверх, помахать кистями)

Здравствуй, вольный ветерок (покачивание руками вверху)

Здравствуй, маленький дубок (прижать плечи друг к другу)

Здравствуй, утро - (руки в стороны)Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень! (прижать ладони к груди, затем протянуть вперед)

Учитель-логопед: Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение стало ещё лучше, мы с вами сделаем массаж.   

Я прошу вас присесть на свои стульчики.

Массаж лицевой мускулатуры.

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков

Как-то раз весёлый гном

Переехал в новый дом.        

Дом отличный оказался,

Гном сиял и улыбался.                        (Упражнение «Улыбочка»)

Чтобы в доме не скучать,

Стал на трубочке играть.                (Упражнение «Трубочка»)

Когда по улице гулял,

Тросточку с собою брал.                (Упражнение «Иголочка»)

Чтоб не пачкались носки,

Выбивал половики.                 (Упражнение «Наказать непослушный язык»)

Гном опозданья не любил,

Он часики себе купил,                        (Упражнение «Часики»)

Теперь везде он успевал.

Гном чай с вареньем выпивал.                (Упражнение «Вкусное варенье»)

Чай в новый наливал сервиз,

Друзьями сделанный сюрприз.                (Упражнение «Чашечка»)

Когда порядок наводил,

Дом просто ходуном ходил.                        (Упражнение «Катание шарика»)

Работа трудной оказалась,

И настроение менялось.                (Упражнение «Настроение»)

И чтобы меньше огорчаться,

Он на лошадке стал кататься.                        (Упражнение «Лошадка»)

Гном лошадку полюбил,

Ей конюшню побелил.                        (Упражнение «Маляр»)

Протекала также речка

Возле дома, у крылечка.

И по речке круглый год

Плавал важный пароход.                (Упражнение «Пароход гудит»)

Гном пугливый был слегка

И боялся индюка.                        (Упражнение «Индюк»)

От него бежал скорее

И садился на качели.                        (Упражнение «Качели»)

На качелях гном катался

И домой он отправлялся.

II. Основная часть. 

Учитель-логопед

В народе говорят: "Самое дорогое, что есть у человека,- это мама и родина". Родиной мы зовем страну, в которой живем. Скажите, как называется наша страна, в которой мы живем? (Россия)

Правильно. Страна, в которой мы живем, называется Россия. В нашей стране много городов, лесов, рек, озер. Леса, реки, озера - это богатство нашей страны. Россия - самая большая страна в мире. Россия - наша Родина. В каждой стране есть главный город. Главный город страны называется столица. Как называется столица России?

Дети: Москва.

Учитель-логопед : В России много областей и республик. Знаете ли вы, ребята, в какой республике мы живем?

Дети: В Башкортостане.

Учитель-логопед: Свою республику, город, т. е. то место, где мы родились, и где находится наш дом, мы называем "малой родиной". Сегодня мы поговорим о малой родине, о нашем городе.

Учитель-логопед: На карте России, именно посередине, лежит красивая и маленькая республика БашкортостанМы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности - трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими.

 Малая родина - тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом.

 - Наш город Агидель -  это частичка нашей дружной республики. В какой республике мы живем? В

Учитель-логопед: - В Уфе проживают уфимцы, в Нефтекамске –нефтекамцы.

- Как называются жители города Агидель?

Дети - Жители города Агидель называются - агидельцы.

Поэты посвящают свои  стихи любимому городу. Есть стихи о Москве, об Уфе и о многих других городах. А вот Салихьянов Данир вместе с мамой написали стихотворение о нашем городе.

Я живу в прекрасном месте,

Где ж это, друзья?

Агидель – красивый город,

Вам скажу не только я.

Турники, качели, горки –

Весело играть!

Рядом речка, воздух свежий –

Хорошо гулять!

Ни на что не променяю

Свой я городок

Здесь живут друзья, родные,

Знаю здесь я каждый уголок!

Учитель-логопед: Агидель - это небольшой городок, который находится на северо-западе Башкортостана. Его омывает река Белая.

История города начинается в 1980 году. В этом году здесь образовался поселок. В основном в нем жили работники и строители Башкирской АЭС, которая как раз строилась. Лишь в 1991 году Агидель стал называться городом. Название города переводится с башкирского языка как белый, в честь протекающей здесь реки. 

С момента основания поселка сюда начали съезжаться строители, атомщики, инженеры, которые хотели построить и развивать настоящий энергогигант – Башкирскую АЭС. Со строительством атомной электростанции активно развивался и сам город. Постепенно с маленького поселка он превращался в полноценный город. Строительством жилых кварталов занимались столичные архитекторы, которые строили многоэтажки как в столице. В этот период у населения города наблюдался всплеск энтузиазма, работали в три смены. Не по дням, а по часам росли дома, промышленные здания, атомная станция. За десять лет Агидель превратился из маленького невзрачного поселка в довольно современный город.

На сегодняшний день Агидель – это современный город, с развитой инфраструктурой. Этот город, в котором есть все условия для комфортной жизни людей. Во всех домах есть водоснабжение, централизованное отопление. Активно развивается культура и образовательная сфера. Для гостей есть комфортабельные гостиницы.

Агидель получил премию за самый благоустроенный город в Башкортостане. А в 2004 году «Самый благоустроенный город России» на всероссийском конкурсе от Министерства промышленности и энергетики.

Агидель – небольшой по численности город, но он очень трудолюбивый. Летом и осенью город особенно прекрасен. Он утопает в зелени деревьев, трав, ароматах цветов.

- Ребята, вы любите наш город? Я предлагаю вам описать наш город словами. Наш город какой? (Молодой, современный, культурный, спортивный, уютный, красивый, родной, зимний, зеленый, большой, маленький, добрый, любимый, милый, доброжелательный, гостеприимный.)

Учитель-логопед: – Как много красивых слов про Агидель вы назвали. Молодцы! У нашего города есть свой флаг и герб.(показ фото)

Как вы думаете , что изображено на нашем флаге и гербе? (центральной фигурой герба выбран знак атома.Окружение атома разомкнутым оливковым венком указывает на мирный характер атома.Также золотой оливковый венок символизирует в гербе процветание, славу и богатство города.
Лазоревый цвет поля герба – это символ совершенства, миролюбия и щедрости, а также движения вперед, надежды и мечты.Серебряный цвет в гербе – символ веры, духовности, благородства, чистоты и искренности.Красный цвет знака атома символизирует тепло, а также любовь к родному городу, мужество, смелость и великодушие его жителей.

А вы знаете кто решает все вопросы в городе?

Кто является главой города Агидель?( Ирназаров Денис Ильдарович)

Учитель-логопед - А сейчас я приглашаю на прогулку по городу.

Динамическая пауза: Развитие крупной моторики и чувства ритма.

Мы по городу шагаем,

То что видим называем.(шагаем на месте)

Светофоры и машины (поворачиваем голову налево и направо)

И дома и магазины (повороты головы)

Парки, улицы, мосты (наклоны в сторону)

И деревья и кусты. (подтянулись и присели)

Учитель-логопед: - Как вы думаете,  какие  достопримечательности есть в  нашем городе?  

 (Парк Победы,Больница , Школы… и т. д.).

 Речевая игра «Продолжи предложение»

Я пойду в школу, чтобы…….

Я пойду в музей, чтобы……

Я пойду в библиотеку, чтобы……

Я пойду в худ.школу, чтобы…….

Я пойду в парк, чтобы……. И тд.

Учитель-логопед: -Есть в нашем городе улицы и дома.

Давайте с вами сейчас вспомним, на какой улице вы живёте?( дети называют свои адреса) (Н-Р: Я живу на улице Мира)

-Сейчас я вам предлагаю пройти за свои столы и выполнить следующее задание: собрать из разрезных картинок изображения домов. Но сначала , давайте сделаем пальчиковую гимнастику.(1,2,3,4,5 …..)

- Молодцы! Я вижу, все справились с этим заданием.

- А теперь скажите : какие у вас получились дома( многоэтажные, двухэтажные, трёхэтажные, высокие, широкие, низкие, длинные и т.д.)

Учитель-логопе: - Тогда представьте себя архитекторами, строителями и подумайте, какие новые здания можно построить в нашем городе? (ответы детей).

Учитель-логопед: - Если мы объединим все ваши задумки, то у нас получится целый микрорайон, где будет много новых и современных зданий. Подумайте и представьте,  каким бы вы хотели увидеть наш город в будущем?

(Звучит песня «Агидель, Агидель»)

Учитель-логопед:  - Какие замечательные сооружения, я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, то осуществите свои мечты.

Рефлексия. 

Учитель-логопед:

 – О чем мы сегодня с вами говорили? (О нашем городе Агидели)  

-Как называется место,где человек родился, вырос и живет? (Малая родина)

 -Как  вы думаете, в какой форме мы отправим наш ответ для Камиллы.(фото, видео)

Учитель-логопед: - Дорогие ребята! Вы хорошо знаете наш любимый город Агидель и по праву можете называться юными агидельцами. Любите свою родину - большую и малую. Старайтесь побольше узнать о ее людях и истории, берегите природу, храните ее обычаи и традиции! Любите свой город, ухаживайте за ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия «Москва – моя малая Родина».

В данном конспекте описан пример музыкального занятия на базе подготовительной группы с использованием различных умений и навыков детей 6 - 7 лет (пение,чтение стихотворений, музыкально - ритмические ...

Конспект тематического занятия "Большая и малая Родина".

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Расширить представления детей  о России, как о родной стране, нашем общем большом доме.Систематизировать представление о том, что для ...

Конспект по окружающему миру "Моя малая Родина-город Котовск"

в конспекте рассказывается о малой родине, предлагается викторина детям,дидактическая игра,слушание песни....

Проект по краеведению в подготовительной логопедической группе. Тема: «Моя малая родина-Город на Вопи».

Одна из приоритетных задач нашего детского сада – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей Родины, начиная с малой родины. Поэтому огромное значение имеет ознакомление дошкольн...

Презентация проекта по краеведению в подготовительной логопедической группе. Тема: «Моя малая родина-Город на Вопи».

Презентация проекта «Моя малая родина – город на Вопи» . Представлен опыт работы по проекту....

КОНСПЕКТ интегрированного занятия «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛОЙ РОДИНЕ»

Обобщить, систематизировать и расширить представления детей о родном городе Рассказово. Привить нравственно- патриотические чувства к малой родине....

Конспект логопедического занятия по теме: "Моя Родина - Россия".

Конспект логопедического коррекционно-развивающего занятия по теме: "Моя Родина - Россия" для детей с ОНР в подготовительной к школе группе....