Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период на 2015 - 2020 годы
календарно-тематическое планирование по теме
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал к аттестации | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2015 – 2020 год.
ФИО: Фатихова Лилия Миннахматовна
Образование: Высшее профессиональное образование. Московский социально-гуманитарный институт, квалификация по диплому учитель-логопед по специальности «Логопедия». Диплом № ВСГ 2603945 , выдан 10 марта 2010г.»
Профессиональная переподготовка: Институт Экономики, управления и права (г. Казань), по программе «Педагогика дошкольного образования». Диплом рег. №3563/2014-Н, выдан 28 ноября 2014 г.
Стаж:
Общий: 15 лет
Педагогический: 4 года
На данной должности: 2 года
В данном ДОУ: 5 лет.
Категория: не имеется.
Курсы повышения квалификации:
Курсы повышения квалификации по программе: «Инновационные подходы к использованию логопедических технологий в условиях модернизации образования»,72 часа, «Институт экономики, управления и права» , удостоверение № 3498/2012,выдано 2012г.
Тема самообразования: «Активизация словаря детей дошкольного возраста».
Актуальность:
Детский сад – первое звено в системе народного образования. Расширяя кругозор детей, формируя их поведение, волю, характер, педагог воздействует на ребенка посредством слова. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, выяснение степени понимания и запоминания этих сведений детьми, показ действий с игрушками, предметами, учебными пособиями, орудиями труда – все это требует специальных, прочно выработанных навыков речи воспитателя: точности использования языковых средств, выразительности.
Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Проблемой обогащения, расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, В. В. Гербова, М. М. Конина и другие.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;
- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.
Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е. И. Тихеева, В. И. Логинова, В. В. Гербова. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.
Основные методические разработки по развитию речи на сегодняшний день в основном относятся к работе с детьми, имеющими нарушения речи. Работа с детьми, посещающими общеобразовательные дошкольные учреждения, главным образом изучается московской школой исследователей детской речи под руководством О. С. Ушаковой.
Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью. Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприятствовать этому развитию и, напротив, могут его тормозить. Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит. Надо содействовать тому, чтобы аппарат речи ребенка совершенствовался и развивался беспрепятственно, чтобы процесс овладения речью не тормозился. Надо способствовать приобретению ребенком содержания для его речи – накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей; надо предоставить ребенку наилучшие условия для овладения, совершенными формами структуры речи. Надо установить и постепенно расширять социальные связи детей. Попутно развивающаяся речь будет облекаться мыслью, и мысль будет питать язык. В этих направлениях должна развертываться вся методика по развитию речи детей начиная с рождения ребенка.
Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.
Умение относить слова к обозначенным ими предметами и действиями приходит к ребенку далеко не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие.
К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенка не только пользуется речью, но начинает осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой и, следовательно, овладение общением.
Специалисты в области речевого развития дошкольников определяют приблизительные показатели развития словаря у детей: к четырем годам количество слов доходит до 2000, в пять лет – до 2500, а в шесть-семь лет – до 4000 слов. Словарный запас у детей пополняется путем изучения окружающих их предметов и явлений, повседневной жизни, природы. Новое слово они могут употребить только тогда, когда наглядно, опытным путем устанавливают тесную связь между новым словом и предметом (или свойством), который они называют. Специалисты рекомендуют использовать различные игры и упражнения, развивающие словарь детей – дошкольников, например "Назови одним словом", "кто заблудился?", "как сказать по-другому" и т. д.
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общение невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.
Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности.
Особенности развития мышления во многом определяет особенности детского словаря. Работа над словарем ребенка должна идти в тесной связи с развитием его мышления. Живые наблюдения, игры, занятия, прогулки дают детям обширный круг наглядных представлений. На этой основе уместно давать новые обозначения, уточнять уже знакомые. Было бы непростительной ошибкой повести дело таким образом, чтобы слова давались детям в отрыве от живой детской жизни. Слова, не имеющие под собой живого представления, – пустые слова. Богатство слов должно находиться в тесной связи с богатством представлений. При наличии запаса слов ребенок легче овладеет образной, связной речью.
Программа указывает на развитие пассивного и активного словаря. Пассивный словарь – это те слова, которые ребенок слышит и понимает. Активный словарь – тот, которым ребенок пользуется. Несомненно, у ребенка пассивный словарь обширнее активного. Наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка пользоваться таким количеством слов, которые необходимо для выражения его потребностей, общения со взрослыми, научить употреблять их в более точном смысле. Дело даже не в том, чтобы это были какие-то новые слова, хотя и их роль очень важна. Богатство словаря создается и за счет разнообразного изменения слова, овладения различными формами слов, словами уменьшительными, ласкательными, степенями сравнения. Ребенок – дошкольник практически владеет частями речи – существительными, прилагательными, глаголами, местоимением, но употребляет преимущественно существительные, местоимения, особенно указательные.
Осторожно активизируя словарь ребенка, нужно научить его шире и разнообразнее пользоваться частями речи. Дети вышли на улицу в морозный, ясный, зимний день. Какое богатство восприятия, как много напрашивается обозначений! Однако не только дети, но и воспитательница пользуется одним – двумя словами: "Хорошо, красиво".
Воспитатель должен обдумать, какие слова связаны с той или иной деятельностью и наблюдением ребенка, отметить их с тем, чтобы пользоваться ими самому в разговоре с детьми и активизировать их в речи детей.
Язык детей будет богатым, красочным только тогда, когда содержание их жизни достаточно насыщено, интересно и наполнено. Наблюдение – один из путей всякого знания – должно быть основой для осуществления программы по языку в детском саду. Научить ребенка видеть, наблюдать – это значит обеспечить содержание его речи.
В практике детского сада приходиться сталкиваться с тем, что дети охотно говорят о многом. Но это не является показателем действительного умственного развития. Часто их знания – это сырой, не переработанный материал, результат случайных впечатлений, кое – как самими детьми размещенный в их умственном багаже.
Разнообразная деятельность детей – игра, рисование, конструирование, труд в его различном содержании и формах – представляет путь знания, по которому развивается мысль ребенка, а следовательно, и язык. Круг этой деятельности обширен и разнообразен, дает богатое содержание для обогащения словаря детей, пользования определенными словами и формами речи.
Наконец, и само слово представляет источник знания. Из рассказов, бесед, чтения художественных произведений дети узнают то, чего они не видели, с чем не сталкивались, для них раскрывается новое в увиденном. Здесь открываются большие возможности для работы над словарем, над связанной, выразительной речью. Однако и в этих случаях надо опираться на опыт ребенка.
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
- Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по вопросам развития и формирования лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
- Развитие речи детей в игровой деятельности.
- Развитие словесно-логического мышления, речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.
- Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.
№ | Содержание работы | Практическая деятельность | Сроки |
1 | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | Чтение научно-методической литературы; Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии, инновационным технологиям; Изучение работы лучших воспитателей ДОУ района и республики; Курсы повышения квалификации воспитателей; Продолжать изучение ФГОС дошкольного образования. | 2015-2020год 2019год 2015-2020год |
2 | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | Разработка конспектов, рекомендаций Разработка рабочих программ в соответствии с ФГОС Разработка плана воспитательной работы с применением ИКТ (учебные рабочие программы);
Участие в тренингах личного роста;
Участие в семинарах | 2015-2020год 2015-2020год 2015-2020год
2015-2020год
2015 – 2020 год |
3 | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | Выступление на педсовете
Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей); Участие в семинарах - практикумах
Участие в выставках, конкурсах. | 2015 – 2020год 2015-2020 год 2015-2020 год 2015-2020 год |
4 | Проведение итогов. Оформление результатов работы | Участие и результаты в муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсах, интернет-сайтах; Участие в работе сайта ДОУ, личного сайта воспитателя; Освоение новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер); Разработка конспектов ООД; Оформление методико-дидактических материалов. | 2015-2020 год 2015-2020 год 2015-2020 год 2015-2020 год 2015-2020 год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период на 2015-2020 гг.
Тема самообразования: "Речевое развитие дошкольников посредством погружения в англоязычную среду"...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период с 2015 до 2020 года
Система работы по формированию мелкой моторики у детей дошкольного возраста...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период на 2015-2020 учебный год
Индивидуальный план повышения профессионального уровнястаршего воспитателя...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период на 2015-2020 учебный год
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный периодна 2015-2020 учебный год...
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межаттестационный период с 2015 - 2020 годы
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня в межаттестационный период с 2015 - 2020 годы...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период на 2015-2020 год.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯНА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОДНА 2015-2020 ГОД....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД на 2015-2020 учебный год
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. В последнее время всё чаще загрязня...