Арт-педагогика, как средство развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста
статья по теме

Смирнова Ирина Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artpedagogika.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-педагогика, как средство развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста

  Арт-педагогика по отношению к образованию - это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического процесса художественного развития детей и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).

  Арт-педагогика имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-педагогики дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т.д.) Исследования показали, что занятия, включающие арт-педагогические технологии, дают больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

  Термин "Арт-педагогика" пока мало известен в педагогической среде, в то время как отдельные идеи этой развивающей области педагогического знания приобретают все большую популярность. Проблема интерпретации понятия «арт-педагогика», прежде всего, связана со значением слова «арт», пришедшего с запада (лат. – ars, англ. и франц. – art, итал. – arte), которое переводится на русский язык как «искусство».

   Искусство во все времена было важнейшим средством приобщения к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, через личное участие в творческом процессе. Оно выражает и формирует отношение человека к окружающему миру, ко всем явлениям бытия, к самому себе, ненавязчиво вводит в мир культурных ценностей и человеческих отношений, стимулирует развитие творческого начала. Оно уникальным образом даёт преобразующую силу внутренним ресурсам человека, способствует личностному росту и благотворно влияет на психику.

  Уникальность данной технологии состоит в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка. Для раннего возраста она особенно интересна тем, что способствует повышению адаптационных способностей ребенка, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе.

 Сложность адаптационного периода заключается во взаимоотношениях «ребенок- взрослый», «ребенок- ребенок». И здесь важно было найти такие методы и приемы взаимодействия, которые максимально быстро позволили бы решить эту задачу. В этом помогли арт-педагогические методики.

  Основной идеей арт-педагогики является интеграция личности, развитие творческих способностей, адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром.

  Цель технологии: создание психологического пространства для повышения у детей коммуникативных навыков и приобретение нового опыта социального взаимодействия и сотрудничества средствами арт-педагогики.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речи;

Способствовать развитию межличностного общения;

Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста;

Создание ситуации успеха;

Развитие эстетического восприятия художественных образов;

  Принципы построения технологии:

 1. Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;

2. Систематичность и последовательность;

3. Личностно-ориентированный подход;

4. Интеграционный подход к содержанию и приемам организации

педагогического процесса, в соответствии индивидуальными возможностями развивающейся личности;

5.  Создание атмосферы высокой терпимости и безопасности, необходимой для свободного выражения ребенком содержания своего внутреннего мира;

6. Оказывать эмоциональную поддержку, помочь в осознании содержания изобразительной продукции, и ее связи с особенностями его личности, проблемами и системой отношений.

Проблемы, которые решает артпедагогика:

- облегчает процесс обучения и ребёнку, и педагогу;

- даёт социально приемлемый выход агрессии и др. негативным чувствам, которые естественно возникают в процессе общения педагога с учащимися;

- получает материал для интерпретации и диагностических заключений о воспитаннике. 

- позволяет прорабатывать учебный материал с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми.

- помогает наладить отношения между учителем и учениками, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения.

- содействует сохранению целостности человеческой личности, воздействуя в первую очередь в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности.

- содействует адаптации личности в социуме, следовательно, самопознанию, самоопределению, самореализации через приобщение к плодам творчества всего Человечества в разных его ипостасях, через собственное творчество.

- развивает рефлексивную культуру, чувство внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения.

- содействует развитию всех органов чувств, памяти, внимания, воли, воображения, интуиции в процессе обучения, воспитания, развития средствами классического и народного искусства

Арт-педагогическая деятельность – обобщающее понятие, которое включает всю совокупность педагогических действий по реализации педагогических замыслов и целей средствами искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Особенности развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста"

Творческие способности являются одним из компонентов общей культуры личности. Они способствуют развитию личности ребенка в целом!...

Методическая разработка "Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста"

Идея обучения, ориентированного на поддержание и развитие творческого потенциала, лежит в основе ответа на насущный вопрос: как учить детей, начиная с ранних возрастов, чтобы не погасить искру творчес...

программа организованной совместной деятельности по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Самоклейка"

Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития....

Муниципальное методическое объединение «Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста в процессе организации культурно-досуговой деятельности через музыкально – театрализованную деятельность.»

Цель: Развитие творческого потенциала детей через организацию театрализованной деятельности. Задачи: Формировать интерес к театрализованной деятельности. Познакомить с чувствами и настр...

Конспект по художественно- эстетическому развитию (рисование)«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС».

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.Для реализации цели были поставлены следующие з...