Мир в ладошках Программа организованной совместной деятельности по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста с овз
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Бычихина Рита Федоровна

В программе даны техники нетрадиционного рисования с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_v_ladoshkah_2.docx265.35 КБ

Предварительный просмотр:

Бычихина Рита Федоровна

г. Курск. МКДОУ № 86

воспитатель

8-960-692-58-90

mar.patmanidis2016@yandex.ru

«Мир в ладошках»

  Программа

организованной совместной деятельности

по развитию творческого потенциала

у детей дошкольного возраста

 с ограниченными возможностями здоровья

 

Ключевые слова: дети с ОВЗ, творчество, изобразительная деятельность, нетрадиционная техника, рисование.

DSC03316

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мама краски мне купила,

                                                                                Ну, а кисточку - забыла.

                                                                             Только я не унываю –

   Пальцы в краску окунаю,

                                                                         На бумагу их кладу,

                                     Ловко линии веду.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к увиденному. Ребенок, в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами изобразительной деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка рисование может стать для него одним устойчивых увлечений. При этом, присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них, такой рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком, что особенно важно, если говорить о детях с ограниченными возможностями здоровья. Именно при работе с ними, такими «особенными», появляются новые нетрадиционные техники рисования, которые способны раскрывать их большие возможности.

На сегодняшний день в арсенале педагогического сообщества собрано немало нетрадиционных техник рисования, но создание рисунка ладошками является наиболее увлекательной деятельностью. Пальчики и ладошки - первые и самые удобные «инструменты», которыми ребенок может начать свое художественное творчество, которое подарит ему новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя волшебный мир без ошибок, потому что все, что появляется на листе бумаги можно легко превратить во что-то хорошо знакомое или необычное. Тем самым ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа», у него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.

     Организованная совместная деятельность весомо отличается от занятий, запланированных программой детского сада, так как расширяет и углубляет знания детей через развитие их эмоциональной сферы и творческого потенциала.

Цель программы: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с применением нетрадиционных техник рисования.

Задачи программы:

1. Развивать мелкую моторику: формировать навык дифференцированной работы пальцами кистей рук.

2. Расширять кругозор: обучать нахождению связи между предметами и явлениями окружающего мира с их изображениями.

3. Расширять возможности зрительного восприятия (цветовосприятия): учить подбирать цвет к образу предмета.

4. Формировать зрительное внимание: определение целостного предмета и его частей.

5. Создавать условия для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка.

Форма работы: групповая.

Численный состав группы: 3-4 ребенка.

Возраст детей: 4-6 лет.

Категория детей: дети с ограниченными возможностями здоровья.

Место проведения: групповая комната.

Режим: 1 раз в неделю. 

Продолжительность деятельности: 20 минут.

Количество организованных встреч (в год): 30.

ПЛАН РАБОТЫ

Месяц

Неделя

Использованная техника работы

Тема занятия

Задачи

                                       ОКТЯБРЬ

1-я неделя

Рисование пальчиками

«Мой любимый дождик»

Учить рисовать точки и короткие вертикальные линии, сравнивая их с образом  дождика, падающего из тучи.

2-я неделя

«Веселые мухоморы» (первое занятие)

Учить ритмично и равномерно закрашивать рисунок точками, не выходя за контур (на примере шляпки гриба).

3-я неделя

«Веселые мухоморы» (второе занятие)

Учить рисовать короткие вертикальные линии, изображая травку на тропинке.

4-я неделя

«Рябинка»

Учить рисовать точки, изображая ягодки на ветке.

                               НОЯБРЬ  

1-я неделя

Рисование ладошками и пальчиками

«Птички клюют  ягоды»

Учить создавать отпечаток ладони на листе бумаги, сравнивая его с образом птицы.

Закреплять навык изображения четкой точки пальцами рук, дополняя этими деталями образ птицы (глаза, пятнышки на перьях).

2-я неделя

«Осеннее дерево»

Учить создавать отпечаток ладони на листе бумаги, сравнивая его с образом дерева.

Закреплять навык изображения четкой точки пальцами рук, создавая образ кроны дерева.

3-я неделя

«Кактус в горшке»

Учить создавать отпечаток ладони на листе бумаги, сравнивая его с образом кактуса.

Закреплять навык изображения четкой точки пальцами рук, дополняя образ кактуса цветами.

4-я неделя

«Птички»

Учить создавать отпечаток ладони на листе бумаги, сравнивая его с образом птицы.

Развивать навык изображения точек и коротких вертикальных линий пальцами рук, дополняя этими деталями образ птицы (глаза, лапы).

                          ДЕКАБРЬ

1-я неделя

Оттиск  с помощью бутылочной пробки

«Маленькой елочке холодно зимой»

Учить оставлять гуашевый оттиск бутылочной пробкой, дополняя изображение новогодней елки.

Учить последовательно наносить оттиски разноцветными красками (использовать для каждого цвета,  новую пробку).

2-я неделя

«Рукавички для Снегурочки»

Учить оставлять штемпельный оттиск бутылочной пробкой, дополняя изображение варежки.

3-я неделя

«Овощной оттиск» (картофель)

«Снежинки»

Учить оставлять гуашевый оттиск – изображение снежинки половинкой картофельного клубня.

4-я неделя

Оттиск с помощью поролоновой губки, рисование ватной палочкой

«Веселые снеговики»

Продолжать учить равномерно, не выходя за контур закрашивать рисунок точками, оставляя гуашевый оттиск с помощью  поролонового штампа.

Учить ритмично наносить точки ватной палочкой, дополняя образ снеговика.

ЯНВАРЬ

3-я неделя

Оттиск с помощью пластиковой вилки, рисование ладошкой

«Дерево в зимнем лесу»

Закреплять навык отпечатывания ладони на листе бумаги, сравнивая его с образом дерева.

Учить наносить прямые оттиски пластиковой вилкой, изображая снежные хлопья.

4-я неделя

Оттиск с помощью пластиковой вилки

«Елочка»

Учить наносить прямые и волнистые оттиски пластиковой вилкой, изображая иголки на елке и сугробы снега.

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя

Рисование жесткой полусухой кистью, ватной палочкой

«Белоснежная Зима»

Учить тычкообразно наносить изображения сухой кистью, сравнивая эти отпечатки с хлопьями снега.

2-я неделя

«Ежик»

Учить тычкообразно и последовательно в ряд наносить изображения сухой кистью, сравнивая эти отпечатки с иголками у ежика.

Развивать навык нанесения точек с помощью ватной палочки, дополняя образ ежика (глаза, нос).

3-я неделя

«Зайчик»

Продолжать учить равномерно, сначала по контуру изображения, затем, не выходя за контур закрашивать рисунок тычками сухой кисти.

Развивать навык нанесения точек и линий с помощью ватной палочки, дополняя образ зайца (глаза, нос, усы).

4-я неделя

«Лисичка»

Продолжать учить равномерно, сначала по контуру изображения, затем, не выходя за контур закрашивать рисунок тычками сухой кисти.

Развивать навык нанесения точек и линий с помощью ватной палочки, дополняя образ лисы (глаза, нос, усы).

                           МАРТ

1-я неделя

Рисование пластиковой бутылкой, ватной палочкой

«Волшебная поляна»

Учить оставлять гуашевый оттиск дном пластиковой бутылки, создавая изображение цветка.

Развивать навык нанесения точек и линий с помощью ватной палочки, дополняя образ цветка.

2-я неделя

«Веточка сакуры»

Развивать навык нанесения линий с помощью ватной палочки, изображая ветку дерева.

Учить оставлять гуашевый оттиск дном пластиковой бутылки, создавая изображение цветка на ветке.

3-я неделя

«Ваза с цветами»

Учить оставлять гуашевый оттиск дном пластиковой бутылки, создавая изображение цветка на стебельке.

Развивать навык нанесения линий с помощью ватной палочки, изображая стебель цветка.

4-я неделя

«Гусеничка»

Учить последовательно оставлять гуашевый оттиск дном пластиковой бутылки, создавая изображение гусеницы.

Развивать навык нанесения точек с помощью ватной палочки, дополняя образ гусеницы (глаза, пятнышки на теле).

АПРЕЛЬ

1-я неделя

Рисование мятой бумагой, рисование пальчиками

«Весна пришла»

Учить сминать кусочки бумаги в комочки, оставлять ими гуашевые оттиски на листе бумаги, создавая образ облаков и травы.  

2-я неделя

«Букет сирени»

Учить сминать кусочки бумаги в комочки, оставлять ими гуашевые оттиски на листе бумаги, создавая образ цветов и  передавая характерные особенности цветения сирени - пышные соцветия.

Закреплять навык изображения коротких вертикальных линий пальцами рук, изображая ветки куста.

3-я неделя

«Ваза с цветами»

Развивать навык нанесения оттисков мятой бумагой, изображая цветы.

Учить располагать оттиски относительно основного изображения (ваза в центре листа).

Закреплять навык изображения точек пальцами рук, придавая детали цветка (пятнышки на лепестках).

4-я неделя

«Медвежонок»

Продолжать учить равномерно, сначала по контуру изображения, затем, не выходя за контур закрашивать рисунок оттисками мятой бумаги.

Закреплять навык нанесения точек пальцами рук, дополняя образ медвежонка (глаза, нос).

МАЙ

1-я неделя

Работа с трафаретами, использование смешанных техник

«Зонтики»

Продолжать учить равномерно закрашивать трафаретный рисунок с помощью поролоновой губки.

Закреплять навык изображения точек и коротких вертикальных линий пальчиками рук, сравнивая точки и линии с образом  дождика, падающего из тучи.

2-я неделя

«Цыплята»

Продолжать учить равномерно закрашивать трафаретный рисунок с помощью поролоновой губки.

Закреплять навык изображения точек пальчиками рук, придавая детали образу цыпленка (глаза, пятнышки на перьях).

3-я неделя

По замыслу

Закреплять полученные навыки в свободном экспериментировании с материалами, используемыми в нетрадиционных изобразительных техниках.

4-я неделя итоговая выставка детских работ

По замыслу

Проанализировать уровень сформированности навыков самостоятельного выбора и использования материалов и техник нетрадиционного рисования.

Итого

30 занятий


Используемая литература

1.  Григорьева   Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.

2.  Давыдова  Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М., 2008.

3. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Программа коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., 2011.

4. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2009.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. – М., 2007.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

Статья на тему: "Особенности развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста"

Творческие способности являются одним из компонентов общей культуры личности. Они способствуют развитию личности ребенка в целом!...

Методическая разработка "Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста"

Идея обучения, ориентированного на поддержание и развитие творческого потенциала, лежит в основе ответа на насущный вопрос: как учить детей, начиная с ранних возрастов, чтобы не погасить искру творчес...

программа организованной совместной деятельности по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Самоклейка"

Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития....

Программа организованной совместной деятельности по развитию творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья "Шерстяная акварель"

Программа раскрывает основные направления в коррекционной работе. Содержит примерное тематическое планирование по рисованию шерстью, картотеку пальчиковых игр для развития мелкой моторики....

Муниципальное методическое объединение «Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста в процессе организации культурно-досуговой деятельности через музыкально – театрализованную деятельность.»

Цель: Развитие творческого потенциала детей через организацию театрализованной деятельности. Задачи: Формировать интерес к театрализованной деятельности. Познакомить с чувствами и настр...