Методическая разработка «Сказки – подсказки в формировании этических норм и правил поведения» (интеграция социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития детей в образовательной деятельности воспитателя)
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Галиуллина Альфинур Мухаметовна

В данной разработке представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного опыта по сочинению сказок этического содержания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_galiullinoy_am.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Галиуллина А.М., воспитатель

МАОУ «Прогимназия № 360», г.Казань.

Группа «Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности» (Рук-ль Нарежнев А.Е.)

Методическая разработка

«Сказки – подсказки в формировании этических норм и правил поведения» (интеграция социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития детей в образовательной деятельности воспитателя)

Самый лучший способ привить

детям хорошие манеры –

постоянно показывать им пример

Введение

       Умение  общаться  необходимо   каждому  человеку. Главное  правило, касающееся  отношений  между  всеми   людьми, сформулированное  много  веков  назад, гласит: «Относитесь  к  другим  так, как  вы  бы  хотели, чтобы  они  относились к  вам». Каждый  день  мы  встречаем  множество  людей: в  семье, в  коллективе  на  работе, в  общественных  местах, на  улице. Все  мы  знаем, что  поведение  другого  человека  по  отношению  к  нам, приветливо  или  грубо  сказанное  слово  нередко  оставляют  в  душе  след  на  целый  день.

Часто   хорошее  настроение   у  человека  зависит  от  того, оказали  ли  ему  внимание, были  ли  с  ним  приветливы, внимательны  и  добродушны  при  общении, и  как  обидно  бывает  от  невнимания, грубости, злого  слова. Вести  себя  при  разговоре  правильно, красиво, грамотно  нам  помогают  вежливость  и  культура  общения. Есть  на  свете  особенные  слова – их  называют «вежливыми», а  иногда  и  «волшебными». Почему? Потому  что  они  помогают  людям, делают  их  жизнь  добрее, светлее,  человечней. Ведь  недаром  говорится: «Доброе  слово  слаще  мягкого  пирога». Вежливые слова, как  ключики, открывают  сердца  людей.

Давно  уже  стало  пословицей  мудрое  изречение  о  том, что  ничто  не  стоит так дешево  и не  ценится  так  дорого, как  вежливость. К  сожалению, еще  кое – кто  считает, что  вежливость - деталь  не  особенно  существенная, а  некоторые  даже  относят  ее  к  пережиткам  прошлого. Однако  поведение  именно  культурного  человека  должно  отличаться  вежливостью, выражающей  чувство  собственного  достоинства, и в  то  же  время  уважением  и  вниманием  к  тем  людям, с  которыми  он  общается. Каждый  человек  должен  уметь  слушать  другого, воспринимать  и  стремиться  его  понять. От  того, как  человек  чувствует  другого, может  ли  повлиять  на  него, не  оскорбив  и  не  вызвав  агрессии, зависит  его  будущий  успех  в межличностном  общении. Очень  немногие  из  нас  умеют  по – настоящему  хорошо  слушать  других  людей, быть  восприимчивыми  к  нюансам  в  их  поведении. Требуется  определенное  умение  и  известные  усилия, чтобы  сочетать  общение  с  внимательным  наблюдением  и  слушанием.

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям

           В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование позиционируется как первый уровень общего образования. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» личности ребенка наряду с познавательным, речевым, художественно-эстетическим и физическим развитием заявлена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования как одна из приоритетных задач развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

       Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Актуальность проблемы

Навыки  общения  формируются уже  в  самом  раннем  возрасте. В  это время  ребенок  лишь  нащупывает  характерные  для  него  способы  отношений  с  окружающими, у  него  вырабатывается  устойчивый  личностный  стиль  и  появляется  представление  о  самом  себе. Дети  требуют  не  столько  внимания – опеки, сколько  внимания – интереса, которое может дать взрослый.

Если правильно прививать культуру общения, то ребенок 3 года жизни проявляет сочувствие к больному, пожилому человеку. В этом кроются зачатки будущей доброты, чуткости, способности к сопереживанию. В 4 года ребенок уже сознательно вежлив, сдержан в поведении. Общаясь, не перебивает собеседника. Правда, это еще плохо получается. Нужно учить его быть терпеливым.

Ребенок  постоянно  изучает  то, что  он  наблюдает, и  понимает  гораздо  больше, чем  может  сказать. Речь  ребенка  успешнее  всего  развивается  в атмосфере  спокойствия, безопасности  и  любви, когда  взрослые  слушают  его, общаются  с  ним, разговаривают, направляют  внимание, читают  ему. Подражая взрослым, ребенок без труда усвоит все правила поведения  и общения. Самое  важное – чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. Следует показать детям пример нормальных человеческих отношений, дать ребенку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся и контролировать, как ведет себя ребенок, как справляется со своим поведением.

В  настоящее время хорошим учебником для маленького человека, который только начинает жить являются сказки. Сказки только по форме иносказательны, содержание их - это огромный жизненный опыт многих поколений. Сказки – это положительный урок поведения, хороших манер и познание навыков общения. А для того чтобы ребенок примерял эти правила жизни на себе, то следует  привносить детские сказки в обычную жизнь.

           Сочинение сказок  – это тот вид творчества, который был очень распространен в семьях интеллигенции в девятнадцатом веке. Тогда даже

выпускались домашние журналы и газеты. Сейчас этот вид речевого творчества почти забыт.

     Цель данной методической разработки – показать новые формы работы с детьми дошкольного  возраста по обучению правилам поведения и хорошим манерам.

    Задачи:

  1. Обучение детей пониманию себя и умению быть в мире с собой, развитие чувства понимания и потребности в общении
  2. Развитие навыков положительного поведения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, взрослыми
  3. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих детей
  4. Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального  состояния
  5. Выработка у детей положительных черт характера
  6. Развитие творческих способностей
  7. Обучение детей речевым средствам  

Формы  интеграции в работе с детьми:

- развивающие игры (игры-драматизации, ролевые игры)

- упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера

- этюды

- импровизации

- моделирование и анализ заданных ситуаций

- свободное и тематическое  рисование, аппликация

- чтение  сказок

- рассказы детей

- сочинение историй

- мини-конкурсы

Практическая значимость данной разработки заключается в интеграции  социально-коммуникативного развития с другими образовательными областями  в обучении и воспитании детей.

- в области речевого развития – это овладение речью как средством общения, развитие связной речи

- в области познавательного развития – развитие воображения и творческой активности

- в области художественно-эстетического развития – развитие способности невербально выразить свое отношение к окружающему миру, сопереживать персонажам

- в области физического развития развитие способности представить в речи нормы и правила здорового образа жизни.

Свою  работу, направленную на воспитание  культуры  поведения  через общение, я  построила, используя  сказки – подсказки. В  тихие, тихие, темные, темные  вечера  под  мягкий  свет  мы  с  детьми  собирались  тесным  кругом  и, дружно  взявшись  за  руки, отправлялись  в  страну  «Выдумляндию».  Здесь  создавались  шедевры. Иллюстрации  к  сказкам  дети  делали  своими  руками, иногда  с  помощью  воспитателя  или  родителей. Опыт  показал, что,  хоть  дети  и  выразили  желание  принять  участие  в  сочинительстве, все же  на  первых  порах  творческих  находок  было  совсем  немного. Возможно,  это  так  и  должно  быть. Не  следует  насиловать  воображение  детей, лучше  увлечь  их  единой  темой, близкой  и  понятной  каждому. Было не  легко, но  записывала  высказывание  каждого  ребенка, причем  с  радостью: «Точно! Как  ты  догадался? Это  замечательно  придумано!». Так  создавались  наши  сказки.

В своей работе использую прием  заинтересовывающего начала. Например, подвожу  детей  к  размышлению  своим  рассказом: «Многие  из  вас, дорогие  дети, любят  золотую  осень. Особенно  красива  она  в  лесу. Тихо  в  лесу. Медленно  кружась, падают  с  деревьев  листья  и  нарядным  ковром  устилают  землю. Но  что  это? Остановитесь  и  прислушайтесь.

Слышите – легкий  шум. Это листовички: маленькие, забавные человечки  в  накидках  из  красивых осенних  листьев. Под  липами  живут липовички, под  березами – березовички, под  осинами – осиновички, а  еще  есть  дубовички, кленовички, рябиновички. «Ребята, вы, наверное, можете  придумать  много  интересных  историй, так  давайте  объединим  их  в  одной  общей  сказке. Я  могу  ее начать, а  вы, пожалуйста, продолжайте… Дослушав  сказку, мы  с  детьми  придумали  ей  название «Вежливые листовички».

        Сказка-подсказка – это увлекательная история с умными и веселыми героями, позволяющая формировать знания детей, интерес. Содержание сказки выступает в качестве занимательной проблемной ситуации, требующее размышления, действий, выдвижение вывода.

Таким образом, сказка-подсказка является инновационной формой работы с детьми по привитию норм и правил поведения и развитию социокультурной позиции ребенка.

           

Методика работы

     Чтобы научить детей  строить сюжетную линию сказки, нужно  предварительно  обговорить сюжет сказки с ребенком. Если этого не сделать,  то он будет забывать слова, запинаться, путаться, и сказки не получится.

Поэтому нужно обязательно обсудить еще до сочинения, о чем будет Ваша сказка. Спросите ребенка: «Наш герой – листочек – это будет листочек с какого дерева – молодого или старого? Клена или рябины? Дерева из леса или дерева на берегу реки? Или дерева в нашем дворе? У него будет имя? », «С чего начнется наша сказка?», «Что случится с листочком в сказке? Может быть, он отправится в путешествие с перелетными птицами? Или встретит на своем пути серебристую паутинку и начнет беседовать с паучком? А может быть, он опустится на веточку и поплывет по реке, а по пути будет знакомиться с рябиной, березкой и другими деревьями, которых он раньше не видел. А может быть, листочек опустится на пенек и увидит, как разные насекомые прячутся перед зимой в щели пенька, и с ними подружится. Или его занесет ветром в беличье дупло и он подружится с белочкой?», «Чем всё закончится?»

        Такое простое планирование сказки поможет ребенку выстроить сюжет. И тогда процесс сочинения-рассказывания сказки будет легким и приятным для малыша! Можно даже зарисовать придуманный сюжет схематичными картинками, если он получился достаточно длинным.

        После творческого планирования — придумывания сюжета сказки начните рассказывать сказку вместе с детьми. Если ребенок еще маленький (3-4 года), то начинайте фразу, а малыш ее закончит. Это будет выглядеть примерно так: «Жил да был… кто? (ребенок – «листочек»). И жил он на… (ребенок заканчивает). Наступила…. Подул сильный ветер. Однажды ветер…Листочек испугался… Он спросил… Рябина ответила.. И полетел он….» и т.д. Задавая начала фраз, Вы помогаете ребенку построить связи между предложениями и частями текста. Такое сотворчество очень полезно для ребенка, потому что в нем малыш накапливает своеобразный «словарь» связок и сказочных слов (жили-были, вдруг, однажды, спросил, сказал, ответил, удивился, начался, и стали они и т.д.).

Часто сочиняя сказки  и «впитывая» в себя этот опыт, через некоторое время произойдет перелом: Вы вдруг заметите, что малыш начал  активно использовать  сказочные слова и связки в своей речи, в своих сочинениях без Вашей помощи, он легко строит текст и не запинается между предложениями, у него плавная богатая выразительная речь!  Это именно тот результат, к которому мы и стремимся!

Если ребенку 5-6 лет, то Ваша помощь будет зависеть от уровня речевого развития малыша и его индивидуальных особенностей. Одним детям помощь не требуется, другим нужно давать начала фраз как и в 3-4 года, третьим достаточно вопроса-подсказки: «А дальше что случилось? Кого он встретил? Что сказал?»

         Очень советую записать получившуюся сказку под диктовку ребенка. Такой прием «диктовки» ребенком взрослому развивает речь так, как ее не разовьет никакой другой прием. И дело тут в том, что малыш ставится в ситуацию, когда ему приходится диктовать, а значит, продумывать свою речь и каждое свое слово! Этим  приемом мы готовим переход от устной речи к письменной!  Когда ребенок диктует, он строит такие предложения, которые в другой ситуации он еще не в состоянии построить! То есть диктовка текста — это как бы «планка» роста для малыша!

            Если малыш много раз повторяет одно и то же слово, то можно его подправить: «Послушай, как у нас получилось. Листочек сказал: «Здравствуй», Рябина сказала: «Здравствуй». Листочек сказал: «А ты кто такая». А рябинка  сказала: «Я рябинка. А ты кто? У нас с тобой всё время повторяется одно и то же слово «сказал». Давай попробуем его заменить.  Как по-другому можно сказать? (вместе с малышом подберите слова – прошептала, произнесла, воскликнула, ответила, спросила, удивилась)». С помощью приема диктовки ребенком своей сказки Вы не только обогатите словарь малыша и разовьете связную речь, но и внесете весомый вклад в успешную подготовку ребенка к школьному обучению.

         Я всегда оформляю детские сказки в самодельные книжки.

Складываю лист альбома пополам. Получается «книжка» из 4 страниц. Первая   страница – обложка. Ее рисует ребенок. На обложке мы подписываем название нашей сказки.  Обязательно выбираем такое название, чтобы из него было понятно, о чем говорится в сказке. Следующие три страницы – это сама сказка: ее начало (вторая страница), середина (третья страница) и конец (четвертая страница). Я под диктовку пишу текст внизу страницы. А ребенок рисует рисунки.

        Ребенок быстро забывает свои действия, тем более свои слова. Речь – это вообще явление, которое невозможно ни пощупать, ни погладить  ни как-то ощутить. Такие книжки показывают ребенку наглядный результат его речи, его усилий и вызывают большой интерес у всех малышей. Ведь этот результат красивый, его можно показать другу, папе, бабушке, погладить, потрогать!

       Честно скажу, что я не видела ни одного маленького ребенка, который бы отказался сочинять сказку и издавать по ней свою собственную книжку, в которой он будет и  художником, и писателем. Причем даже самые подвижные и гиперактивные дошкольники готовы заниматься этим увлекательным делом часами!

        В данном методическом пособии   представлены сказки о вежливости и культуре общения,  о качествах: доброте, милосердии, любви, нежности, ласке, сострадании, гостеприимстве, терпении, терпимости, сочиненные детьми.  Предварительно  с детьми проводятся разные виды деятельности: обсуждение разных ситуаций; развивающие игры, игры-драматизации, ролевые игры; упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера; этюды; импровизации; моделирование и анализ заданных ситуаций; свободное и тематическое  рисование, аппликация; чтение  сказок; рассказы детей;  мини-конкурсы. Знания, полученные в ходе такой деятельности закрепляются и расширяются в процессе сочинения сказок. Проводится также анализ ситуаций, конкретных случаев, возникающих в детском саду, в семье. Детям предлагается самим найти ответы на вопросы, как выйти из той или иной ситуации, как построить отношения со сверстниками и взрослыми.

  Работа с детьми проводится по тематическому плану в ходе организованной  и самостоятельной деятельности.

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

 Вежливые слова

Знакомить со словами «С добрым утром, здравствуйте, до свидания», воспитывать уважение к окружающим людям, развивать умение общаться мягко, тактично, уважительно

Октябрь

Аккуратность и чистота

Знакомить с правилами ухода за собой и первыми навыками труда по дому, формировать понятие «внешний вид», воспитывать любовь к чистоте и порядку

Ноябрь

Гостеприимство

Воспитывать желание быть гостеприимным

Декабрь

Хорошие поступки

Научить  в любой ситуации придерживаться правил хорошего поведения

Январь

Дружба

Учить проявлять дружелюбие к друзьям, помогать в любых ситуациях, поддерживать в трудную минуту

Февраль

Доброта

Помочь понять понятие доброты, нацелить быть всегда добрым

Март

Верность

Формировать понятие о верности как чувстве  надежности, стойкости и преданности

Апрель

Милосердие

Учить проявлять доброту по отношению к окружающим, обездоленным и страдающим

Май

Любовь

Дать понятие о любви как о чувстве самоотверженности и глубокой привязанности

           Вывод

Сказки – подсказки  помогают   детям  помнить о  правилах  общения  со  сверстниками  и  взрослыми, помогают   усвоить  нормы  поведения  в  общественных  местах. В  сказках – подсказках  также  содержится  информация  о  тех  навыках, которые  необходимы  для  успешного  социально – коммуникативного  развития  ребенка. Знания, полученные  после  прослушивания  сказок, обязательно, закрепляются  и  расширяются  в  процессе  обсуждения  сказок, при  этом  детям предоставляется   возможность  самостоятельно  сформулировать  ответ. Надо  обязательно поддерживать  обсуждение, поощрять  творческую  самостоятельность  и  познавательную  активность ребят.

      И еще мне хотелось бы сказать о том, что сочинение сказок неразрывно связано с  обучением детей рассказыванию по сюжетным картинкам, рассказыванию по картине, рассказыванию из личного опыта, пересказу  литературного произведения на занятиях по развитию речи.

Заключение

Сказки призваны формировать у детей интерес  к социальному миру, расширять представления о культуре общения, развивать речь, коммуникативные, творческие способности. Методическая разработка даст возможность педагогам и родителям помочь детям разобраться в сложном мире человеческих отношений,  выработать такие качества характера, как доброжелательное отношение к людям, отзывчивость и сострадание, доброта и любовь, обучить их правилам поведения в семье, в коллективе сверстников, в общественных местах.

Библиография

  1. Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей, СПб.; Аквариум, «дельта», 1996. -352 с.
  2. Вахрушева Л.Н. Познавательные сказки для детей 4-7 лет; М.: ТЦ Сфера, 2-11. -80 с.
  3. Жучкова Г.Н. нравственные беседы с детьми 4-6 лет; М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 64 с.
  4. Корчинова О.В. Детский этикет; Ростов на Дону, Феникс, 2002. – 192 с.
  5. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении; М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
  6. Шорыгина Т.А. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет; М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы

Задачи  на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в    соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...

Влияние мифов, легенд и преданий на формирование этических норм и правил у детей старшего дошкольного возраста с речевым нарушением

Чтобы быть успешным в современном обществе с его демократическими тенденциями развития дети должны  обладать социальными умениями и навыками:  устанавливать и поддерживать контакт с со...

Конспект педагогического мастерства : «Волшебные превращения» с использованием образовательных областей:(Социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической)

Конспект педагогического мастерства : «Волшебные превращения» с использованием образовательных областей:(Социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической)...

Методическая разработка Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно- эстетической областям на тему «Что нам осень принесет» для детей второй младшей группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно- эстетической областям на тему «Что нам осень принесет»...

Формирование общественных норм и правил поведения в среднем дошкольном возрасте.

Консультация для педагогов "Формирование общественных норм и правил поведения в среднем дошкольном возрасте"...

Конспект занятия по социально-коммуникативному, речевому и художественно-эстетическом развитию на тему: «Моя семья» в средней группе

Конспект занятия по социально-коммуникативному, речевому и  художественно-эстетическом   развитиюна тему:  «Моя семья»в  средней  группе      ...