Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством использования сказок
консультация (младшая группа)
Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_statya.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством использования сказок
Автор: Дядина Елена Сергеевна
Организация: МДОБУ детский сад № 10
Населенный пункт: Краснодарский край, г.Лабинск
Сказка – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа
(К. Д. Ушинский)
Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам.
Мощным и самым доступным воспитательным средством в младшем дошкольном возрасте является народная сказка. Большую роль сказке отводил великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он утверждал, что педагогическое.
Сказки, прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребенка. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой, развивает музыкальный слух, речь, мышление, фантазию.
Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность младших дошкольников.
Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.
Легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия духовности, патриотизма и нравственности через сказку.
Русские сказки также воспитывают любовь к родной природе, прививают патриотические чувства. Слушая сказку, ребенок начинает ценить и любить природу и животных. У каждого животного в сказке есть свои отличительные черты и их не перепутаешь. А яркие художественные образы и яркие примеры в сказке являются ценным орудием воспитания.
«Сказка даёт ребёнку первое чувство героического – чувство испытания, опасности и победы. - Она учит его мужеству и верности, - она учит созерцать человеческую судьбу, сложность мира.
Через них ребенок приходит к первым сказкам. Это сказки о животных с простым повторяющимся сюжетом, где главная задача высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному и научить доброжелательности, помощи друг другу.
В наше «быстротечное» время взрослому некогда почитать, рассказать сказку своему малышу, да не просто прочитать, а осмыслить – чему учит она? Какой жизненный урок скрыт в ней? Ребенок чаще сидит у телевизора, за телефоном, планшетом. Весь багаж жизненных ценностей он черпает из средств массовой информации, компьютерных игр, а не из книг. А читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль сказок – развивать фантазию и воображение ребёнка, а также его творческий потенциал. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной, а дети, наоборот, не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я пришли к выводу, что сказка является идеальным средством для патриотического воспитания младших дошкольников, поскольку прививает детям любовь к родителям, родственникам, братьям, сестрам; формирует культурно-гигиенические навыки, знакомит с красотами русской природы, родного дома, малой Родины.
Поэтому роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому, если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством народных подвижных игр»
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами рус...
«Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры»
Тема нравственно-патриотического воспитания очень актуальна в наши дни. В данной разработке собраны игры для детей младшего дошкольного возраста, направленные на формирование нравственно-патриотическо...
Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры
Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитан...
Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста "Нравственно-патриотическое воспитание"...
Методическое пособие «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игры»
Методическое пособие...
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей...