Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Вместе дружная семья»
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Егиазарова Светлана Сергеевна

    

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Вместе дружная семья» Воспитатель МКДОУ д/с № 17 «Петушок» Егиазарова С.С. с. Каясула Нефтекумского района

Слайд 2

Страна моя, родной ты наш Кавказ Мы так хотим, чтоб твой расцвет настал. Чтоб светились радостью глаза. Чтоб в дружбе жили все народы! В.А. Фанина

Слайд 3

Тема: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Опыт работы

Слайд 4

Цель Формирование нравственно-патриотического отношения и чувство сопричастности к семье, селу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему и будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Слайд 5

Задачи Воспитывать у детей любовь к Родине Формирование культуры межнационального общения Формирование патриотических чувств к своей малой родине Воспитание здорового образа жизни Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых Воспитание уважения к национальной самобытности, языка и традиционным ценностям Формировать представление о исторических корнях села

Слайд 6

Программы Программа воспитания «От рождения до школы»Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой Элементы «Радуги» Т.Н.Дороновой Программа «Детство» Т.М.Бондоренко Региональная программа Программа «Я в этом удивительном мире» О.С.Кирилкина, Е.С.Туренская Программа «Здоровье» П.П.Болдурчиди

Слайд 7

Принципы Регионализация патриотического воспитания Доступность Непрерывность Целостность Научность Системность Преемственность Стимулирование активности Культура сообразительности

Слайд 8

Мини-музей Приобщение детей к национальной культуре

Слайд 9

Работа «Солнечного зайчика » Веселая семейка

Слайд 10

Выставка рисунков

Слайд 11

Работа с родителями «А ну-ка, папы!»

Слайд 12

Малая Родина - Каясула

Слайд 13

КАЯСУЛА Каясула …бытует несколько толкований названия аула: -по имени богатого туркмена Кой Ассула, якобы основателя аула, -къой ассыл- «добротные овцы»,ногайцы по разному трактуют перевод: «солёная вода», «овечья вода», «нет воды», «где вода?» / «кой»-овца, «сула»-болото/ Большинство сходятся с названием «выращиванием овец». Аул Каясула основан на кануне I мировой войны жителями кочевого аула Къойассыл. Гаджиев.С.Ш рассказывал, что Каясула было название одного из племени этнографического района ногайцев на месте их зимовок.Рядом осели аулы Къазакан-кулак-аул, Казихан- аул. В «Списках населённых мест Ставропольской губернии» /1909г/.Координаты нынешней Каясулы / район озера Шатыли/название «Шет Эил»- «поселение на краю озера» .Дома -хижины , мазанки. В 1909г.числилось 27 дворов и 149 жителей ногайцев.Школы небыло, но была мечеть- обыкновенная сакля из самана, такая же убогая как и все постройки жилых домов. В июне 1925г в Каясуле было более 320 дворов, жителей 1278 человек. Треть населения были русские.Благодаря озёрам Шатэли и Зункарь ,Аталган люди не испытывали нужды в воде. Существовал обычай –строить общественные колодцы , получали право называть их своим именем.Самыми богатыми были братья Мамуковы Гербулат и Гейбулат.Стада крупного рогатого скота , табуны лошадей, отары овец….. Заметными скотопромышленниками были Таврические, Деревянко, Байрак, Колпасов.Все остальные –голытьба и вечные батраки. С 1923г –начинается восстановление и подъём сельского хозяйства.

Слайд 14

В 1935г в Каясулинском сельском Совете 28 кулаков и 102 единоличника, появились колхозы . В 1948г аул Каясула стал называться село Каясула.Первые трактористы Шаула Василий и Попов Алексей, бригадир Руденко.Село расло МТС, АТС-500 номеров в 1981г, ОПХ, ПМК ,ДК, сады, магазины, 200 детей рождается ежегодно. В1990г -500 многодетных семей.Мать –героиня Сулейманова Патимат 10 детей. «Золотая звезда за материнскую доблесть». 1680 учеников школы № 16 с .Каясула.Благоустройство села с фонтанами, цветами, ветками туи, сосны, ели, каштана и акации. Аллея им.Ю.Гагарина в 1981г, 60 лет Пионерии, аллея Дружбы- следили за деревьями школьники. Прошло много лет, многое изменилось . Числиность населения на 2010г- 6424 человека. Из них осталось участников ВОВ : 1. Головешкин Д.К 2.Джентимиров К.А 3.Елемесов М.С 4.Кердимулаев И.М 5.Сазонтов А.П 6.Тагланов А.Н 7.Шевченко Г.С Главное нужно помнить историю ,ради будущих поколений !

Слайд 15

Дом культуры

Слайд 16

Экскурсия к вечному огню Он шел к победе, задыхаясь, Не думал о себе в пути. Чтобы она была такая, Взглянуть и глаз не отвести! С. Орлов

Слайд 17

Экскурсия к памятнику В.И. Ленина

Слайд 18

Участие в конкурсе «Воспитатель года»

Слайд 19

Историко-культурное наследие Познакомить детей с людьми живущими в Ставропольском крае русскими, украинцами, даргинцами, армянами, ногайцами Расширять представление детей о социальном укладе каждого народа. Воспитывать детях любовь к быту, обычаям, традициям любого народа. Знать некоторые особенности каждого народа русских, ногайцев, даргинцев и др. Познакомить с некоторыми традициями “ Пасха ” , "Рождество", "Масленица", "Новруз - байрам", "Курбан-байрам", "Цахкард"- вербное воскресенье, "Амбарцум" -вознесенье,"Вардавар'-праздник воды, "Хасан тайны"- праздник урожая, свадебные обряды и многие другие Познакомить детей с национальными блюдами: русские блины, галушки, курник, украинские- пампушки, борщ, холодец, армянские- толма, гята, мацун, херавац, даргинские - хенкал, пельмени, ногайские- калакай, перемен, мясо, пельмени.

Слайд 20

РУССКИЕ Самый крупный по численности народ в России. Говорят на восточнославянском языке. Русский язык тесно связан с белорусским и и украинскими языками. Древне-русский народ еще с Киевской Руси с 9 по 12 вв. Казаки, однодворцы и другие. Казаки расселены в разных районах Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское и др. Традиционная одежда: Холщовая рубашка с поликами вставками на плечах, поверх рубахи одевали сарафан. У мужчин рубаха косоворотка, штаны с узким шагом. Обувь лапти, шуба зимой, тулуп, полушубок. Остались традиционные русские печи. Избы рубленные двухскатные крыши. Обмазанные глиной и саманные сараи. Пища : борщ, пельмени, шашлык и др. Большую роль имели хлебные, мучные и крупяные блюда- блины, лепешки, пироги, тюра, похлебках, щи, уха. Напитки- квас, мед, чай, пиво, водка. Традиционные праздники "Пасха"- крашенные яйца, куличи, кутья. "Великий пост"-запреты на еду \мясо, яйца, молоко V Свадьбы - сватовство, сговор, девичник, мытье невесты в бане, каравайный обряд, жених с невестой идут в церковь. После весело с песнями за праздничным столом. Народное искусство: полотенце -рушник, резьба по дереву, народная игрушка, посуда, прялки и др.

Слайд 21

АРМЯНЕ В 782годе до н.э был основан город в Араратской долине Эребуни \Ереван V Столицы истории уходят далеко в века\П вдо н.эЛ Армения считается страной Рек \Наири\ Армяне - считаются коренными. Они возделывают пшеницу, ячмень, кунжут, виноград, сады, ковроткачество, вышивка, плетение кружав\чеканка, филигрань, эмаль, повелина, камнестр., резьба\ Армянский язык, особая ветвь индоевропейской группы, народ верующий - крестьяне. Письменность образовалась еще в V веке. Огромную помощь между Турцией и Персией в 1639 г. оказала Россия. Петр -1 помог своими войсками разбить нашествие персов. После него Армения перешла во владения России. Полностью избавившей от много векового ига. Быт, традиции, обычаи: Новый социальный уклад, новая жизнь изменила многие традиции, но некоторые сохранились в основном в селе. Наиболее живущими оказались приготовление национальных блюд. Печь хлеб в тондыре \лаваши\. Употребляют поджаренные зерна \"похиндэ"\ "толлец"- варят завернутыми в виноградные листья. Самым популярным является "мацун"- кислое молоко, "спас", "Херовац"- шашлык, "суджук"- популярная слабость. Армянские семьи отличались большим количеством 12-15 человек. Сейчас 4-5 человек в семье. Национальными чертами характера являются трудолюбие, энергичность, смелость, чувство дружбы и взаимопомощь. Обычаи: традиционной одеждой является платье расшитое узорами. Рубашки с неким воротником и широкие шаровары, поверх рубашки носили архалух \тип сюртука\ жилеты и куртки, На голове у мужчин шапки, у женщин накидки дополняемые ободком. Обувь из кожи. Они темпераментны добродушны, любят музыку и юмор. Терсанык"- свадьба, свадебные обычаи сохранились и сейчас. Невесте дарят драгоценности, ткани, предметы домашнего обихода. Молодые люди вступают в брак только после согласия родителей. Сейчас большинство выходят по любви. Религиозные праздники сохранились и по сей день. "Царзардар"- вербное воскресение., "Амбарцум"- вознесение, праздник весны и любви, "Вардавар"- праздник воды , в этот праздник обливают всех водой и стара и млада. Уважение старших - сохранились и по сей день. Культура существует более 12 высших учебных заведений \на русском и армянском языках \. Существуют русские и армянские школы. Дома построены из туфа, глхатун-тун -дом. Народные образовательные, здравоохранительные, техникумы, искусства, литературы. Работают многие промышленные заводы \ коньячный завод \ Армяне славятся хрусталем. Туфом построены дома, учреждения, из туфа все выглядит в розовом свете. Есть выдающиеся люди участники ВОВ И.Х.Баграмян, адмирал флота С.А. Ханферян. Н. Сафарян, архитектор Л.Вартанян, писатель Капутикян

Слайд 22

НОГАЙЦЫ Историко культурное население Ногайцы - одна из многочисленных тюркоязычных народностей Северного Кавказа. Они преимущественно живут в Дагестане и Ставропольском крае, в Шелковском районе, и Карачаево-Ингушской АССР. В Х1Хвеке ногайцы пересинились не только по России, но и в Румынию, Турцию и др. страны Азии. Сыгравшую немаловажную роль в этническом формировании ногайского народа, были кипчаки, уйгуры, найманы и др. Из рассказов ногайских старейшин известно Едишкульский аул Каясула, Нефтекумского района возникла в XX веке его основали жители кочевого аула Къойасыя на месте змовок. В последствии здесь стали образовываться ближайшие села как Казихан-аул, Белал-аул, Кунай-аул, Уч-тебе. Ногайцы занимались скотоводством, этот народ пастушеский - отменил Дженкинсон в 1557 г. ногайцы были коневодами, верблюдоводами, оседлые ногайцуи жили в юртах и полуземлянках. Традицоная пища: Кислое молоко, калмыкский чай разновидностей из кобыльего и верюлюжьего молока. Мясные блюда из конины, баранины, говядины, верблюжатины, ели птицу, рыбу, пекли хлеб - калакай, чукер. Традиционная одежда: Мужчины носили рубаху, штаны, бешмет, черкеска, бука, шуба, головной убор - папаха, башлык, чарыки и др. из кожи. С ногайской орды, обряды сохранились и по сей день.\мусульмане\ Бей, мурзы, куйбаши, султаны \мелкая знать \. Младший подчиняется старшим, женщины - мужчинам. Тяжелое положение невестки в доме до рождения ребенка она не имела право открыть лицо, разговаривать со свекром, свекровью, старшими братьями мужа. Брак заключался по воле родителей с уплатой калыма. Было распространенно обручение малолетних.

Слайд 23

ТУРКМЕНЫ Была заселена еще в V веке до н.э. На юге жили земледельцы, на севере племена охотников и рыбаков. Тех кто постоянно занимался скотоводством - чарва, а земледельцев- чомур. Туркмены относятся к мусульманской вере. Здесь мало воды и туркмены нашли традиционный способ хранить воду обложенную жженым кирпичом- долговременное хранилище для воды. "Родит вода, а не земля" - древняя поговорка, которую каждый знает с детства. Традиции в Туркменистане: еще сохранились юрты, едят и спят на полу, устланный кошмами или коврами. Поэтому сохранилось ковроткачество. Шьют одежду из шелка, атласа, порчи. Штаны - балак Необходимые при жизни на ковре V Головной убор- украшают золотые и серебряные украшения манлайлык, сачлык, дагдан, гулак, халка, брошки, сапоги и ботинки. Халат-дон, папаха - пельпек(надежно предохраняющий от знойного лета). Традиционная еда: Суп - чорба, чайнамата, бульон с накрошенными в него лепешками- догма, плов-палов, шашлык-чишлык, рыба, дичь-заяц, джейран, утка, гусь. Из молока готовят сыр-пейнир, масло-месче, простоквашу-гагык. Верблюжье молоко которое утоляет жажду. Пьют много чая-гара \чай\. Лепешки - печенья в тондыре. Чукер национальный хлеб. Обычаи: Уважение к старшим, почитание родителей, туркменское гостеприимство и некоторые обряды. Так проходят по пою, где сеют любой пожелает "Тохумын мунлесин"- пусть каждое зерно станет тысячей, "Хормана берекет" - доброго урожая, на что последует ответ:"Омру не берекет" - доброго здоровья. Праздник урожая "ХАсыл Тойн" - проходит весело, шумно с гитарой. Также весело проходят свадьбы. Ну, конечно не обойтись без скачек.

Слайд 24

ДАРГИНЦЫ Дарган \ самоназвание народное коренное население. Численность в 1985г. ЗЗОтыс. Язык принадлежит к нахско- дагестанскому к группе северокавказских семей. Диалект: акушнский, урахинский, мекликинский, муэринский, кадарский и др. На основе акушинского диалекта, писменность на русском языке. Верующие- мусульманци- сунниты. Традиционное занятие - скотоводство, овцеводство и разведение крупно рогатого скота. Земледелие - ячмень, пшеница, просо, кукуруза, бобовые. Садоводство и огородничество. Прекрасные ювелиры и оружейники. Было развито сукноведелие и гончарство, обработка дерева, камня, кожи. В горных селениях строят многоэтажные дома с плоской крышей, крытой черепицей. Одежда мужская- рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы, накидки, кожаная и войлочная обувь. Женская одежда- платье, рубаха, широкие или узкие штаны, в ряде селений платье типа архамука, шуба и кожаная обувь, головной убор чухга и покрывало, богато отделанные серебряными украшениями и вышивками. Традиционная пища: мучная и мясо - молочная. Сохраняется богатый фольклор, календарные праздники \особенно праздник первой борозды \ и свадебные обряды. "Народы мира" Историко-этнологичный справочник 1988г. под ред. Прохоровой. Спящие лисы- шкура не краснеет.

Слайд 25

УКРАИНЦЫ Живущие на плодородных землях в побережья между двух моей Черного и Азовского. Украинце коренное население один из крупнейших народов Европы \после русских \. В городах крупная промышленность. А в сельской масности большинство украинцев. Корни украинцев - русские, белорусы, происходят от слияния восточно - славянскх племен. Жилище- гуцула рубленная хата с искусственной резьбою на воротах, окнах, фасаде. Быт и традиции: традиции сложенные веками хаты, сени и каморы, чулан, амбар, двухскатные крыши или четырех крытые соломой, черепицей. Строй материал \глина, камень \. почетное место в доме за столом- покушать на свадьбе усаживают гостей. Национальная одежда- отражено жанровое полотно выдающихся русских и украинских художников В.Тропина, И.Репина, Т.Шевченко, В.Маяковского, Н.Пиманенко. Литературные приведения- Н.Горького, И. Нечуя -Левицкого, Панаса Мирног и многих др. Преобладает вышивка, ткачество. Соблюдается мотив одежды украинская, русская, молдавская, белорусская. Кожух- верхняя зимняя одежда из овчины, черевики- обувь, рубахи простого покроя, но на праздники вышиты разными орнаментами, шаровары, кафтаны- в зимнее время, чобаты - сапоги, брили- штаны. Женская одежда - разные сорочки, украинской народной вышивкой с плечиками и без них юбки. Рушник-головной убор. Чепец- носили замужние женщины вплетали одну или две в косы. Девушки на праздники носили кожаные сапоги, голову украшали лентами венками. Кухня: борщ, разные мучные изделия пышки - пампушки, белые булки поляници, галушки, вареники, коржики, мясные блюда \ холодец, колбаса, дичь, птица \. Молочные изделия \ряженка, сырники V Мед, фрукты. Украинские вина, наливки славян, вишневка, терновка. К свадьбе, рождению ребенка, проводам в армию \ печенья, тушенное мясо, свинина, баранина, гусь, утка \ лук, картофель, черный перец и др. специи, тушенная капуста и колбаса. Украина славится кашами- гречневая, пшеничная, перловая, тыквенная \гарбузовая \. Оладьи и булки.

Слайд 26

Выводы Наличие у детей знаний об истории возникновения села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного села, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей. Данный опыт может быть использован в любом учреждении, где есть роботоспособный коллектив, может быть адаптирован к младшему и старшему дошкольному возрасту. Так же может быть использованным в виде кружковой работы. Перечисленные формы работы с детьми не являются единственными. Они известны каждому педагогу, и каждый, разумеется, может дополнить эти предложения новыми. Но самое главное, нам взрослым, нужно помнить, что ответственный подход к делу, материнское отношение к ребенку, благожелательное принятие его самостоятельности, а не установление мелочной опеки над ним – все это и есть народная педагогика (тоже составляющая патриотического воспитания), и она даже в обычных условиях поможет реализовать программу, содержание которой предварительно надо еще осваивать нам самим.

Слайд 27

Литература: 1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004. 2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. Для воспитателей дет.сада/ Р.С.Буре и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. 3. «Я в этом удивительном мире»Кирилкина.О.С, Туренская.Е.С –Ставрополь,1995г 4. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр "Академия", 2006. 5. Журнал "Ребенок в детском саду" N4, 2001; N5, 2001. 6. Журнал "Дошкольное воспитание" N3, 1993; N4, 1993. 7. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М.1973. 8.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка – Пресс, М., 2003. 9. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду/Н.А.Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной –М.: Просвещение, 1989. 10. Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях: - Казань, РИЦ "Школа", 2003. 11. «Наша Родина»авт.ВиноградоваН.Ф-М:Просвещение1990г 12. «Детские подвижные игры народов России» авт.КенеманА.В-М:Просещение,1988г 13. «Система патриотического воспитания в ДОУ»авт.Александрова.Е.Ю,Гордеева.Е.П. Изд:«Учитель»Волгоград 2007г 14. «Гражданское воспитание в ДОУ»авт.Позднякова.Е.Н изд: «Учитель»Волгоград 2008г 15. «Управление ДОУ»2005г№1 16. «Управление ДОУ»2005г№6 17. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста. авт. Р.М. Литвинова, А.Т. Пащенко. г. Ставрополь 2006г. 18. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. авт. Р.М. Литвинова г. Ставрополь 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семь в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Именно родители на ярких примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, страна....

Выступление на тему: «Сотрудничество ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улиц...

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка»        «Русские педагоги о патриотическо...

Статья на тему "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Формирование патриотизма и патриотического чувства по приобщению ребёнка к культуре родного города — результат длительного воздействия на человека с раннего возраста. Основным основополагающим ф...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...