«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»
материал
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Веселоярский детский сад «Сказка»
«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»
Подготовила:
А.Н. Руденко, воспитатель
с. Веселоярск, 2020
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_pedagogi_o_patrioticheskom_vospitanii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Веселоярский детский сад «Сказка»
«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»
Подготовила:
А.Н. Руденко, воспитатель
с. Веселоярск, 2020
В настоящее время формируется система духовных ценностей, отвечающая потребностям современного общества, возраждается интерес к национальной культуре, внимание подрастающего поколения привлекается к проблеме толерантного отношения к представителям других национальностей, люди вновь учатся уважать труд, любить природу и быть небезучастным к судьбе страны. Недостаточное внимание к вопросам патриотического воспитания молодежи – актуальная проблема, тогда как любовь к Отечеству всегда была залогом сильной державы, сплоченной нации.
В русской педагогике воспитанию патриотизма у подрастающего поколения в разных его аспектах (нравственное, духовное, гражданское) уделялось большое внимание.
Особое значение имеют философские взгляды политических и общественных деятелей России XVIII в.. определившие основные направления в формировании педагогических взглядов на патриотическое воспитание детей.
Так, М.В. Ломоносов выдвинул идею о решающей роли нравственно-патриотического воспитания в развитии «просвещенного юношества». Понимая, что дети – будущее России, он призывал организовывать обучение молодежи в соответствии с интересами Родины. Главное средство – родной язык, Лучшие произведения отечественной литературы. А.Н.Радищев основную задачу патриотического воспитания видел в проявлении у подрастающего поколения гражданской добродетели, под которой подразумевал действия, направленные на общественное благо. Важнейшим нравственным качеством человека он считал гражданско-патриотическое мужество и утверждал, что «истинный человек и сын Отечества есть одно и то же», он «ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью».
Русский просветитель XIX в., философ, последователь А.Н.Радищева, А.П. Куницын в своей речи «Наставления воспитанникам» на открытии Царскосельского лицея отмечал, что для воспитания патриотизма у молодого поколения следует «… водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах…». Важнейшей задачей воспитательной работы он считал увеличение круга преподаваемых знаний, которые способствовали бы внушению любви к вере и добродетели, любви к Отечеству. В дальнейшем эти положения нашли широкое развитие в работах известных учёных.
Сегодня актуальны идеи, высказанные ещё в XIX в. Философом и педагогом И.М. Ястребцовым. Так, например, он выделил особый вид просвещения – гражданственный, в основу которого включал способность личности не только управлять окружающей природой, но и подобными себе. Отмечая суть воспитания патриотизма в целом, он говорил, что долг каждого человека – исполнять свои обязанности, которые «состоят в том, чтоб быть полезным человечеству, Отечеству и самому себе». Понятие «Отечество» он определил следующим образом: «… оно не есть земля только, на которой человек живёт. Оно есть идея, развивающаяся в религии, в государственном телоустройстве, законах, искусствах, языке, науках, нравах того народа, к которому человек принадлежит и для физического благосостояния которого служит известная доля вод и земель с их животными, растительными и минеральными произведениями. Сии произведения кроме физической пользы имеют ещё пользу нравственную, содействуя своим образом к развитию общей идеи народа; потому заключены сугубо в круге той симпатии, которая объемлет все принадлежащее к Отечеству, все ему споспешенствующее, все отечественное…».
Идея народности воспитания получила развитие во второй половине XIX в. Значительный вклад в её обоснование внёс К.Д. Ушинский. Главная цель воспитания, по его мнению, - духовное развитие человека, а достигнуть его невозможно без опоры на культурно- исторические традиции народа, особенности его национального характера. «Любовь к Родине – это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним».
Как говорил К.Д.Ушинский, мораль заключается в самом быте русского народа, «в самой жизни семьи, охватывающей ребёнка со всех сторон и отовсюду ежеминутно, проникающей в его душу…»
Таким образом, основой является семейное воспитание, в котором конкретизируются цели и задачи общественного. Константин Дмитриевич выделил три основные составляющие воспитания: народность, христианская духовность, наука. Именно народность и патриотизм, подчеркивал он, - основа нравственного духовного воспитания подрастающих поколений: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения…». Не случайно К.Д.Ушинский подчеркивал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: доброту, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Через все его труды проходит мысль о том, что от самого рождения в душе ребёнка могут укореняться разные чувства – и эгоистические и социально ценные. Последние он сравнивал с нежным цветком, нуждающимся в заботах, а эгоистические – с сорняками.
Делается вывод о том, что образование с самых первых его ступеней и сама наука должны основываться на заповедях нравственности. К.Д.Ушинский считал, что в воспитании не должно быть места нравоучениям, склонность к которым так сильны у многих учителей и родителей. Не словам и поучениям, а организации жизнедеятельности, всей окружающей детей атмосфере необходимо быть безупречно нравственными.
Таким образом, чтобы повысить нравственную культуру общества, надо воспитывать её с самого детства. Воспитание чувства патриотизма у детей, любви к своему ближайшему окружению – семье , друзьям, любви и бережного отношения к родной природе, получение знаний об истории родного города, пробуждение интереса к национальным праздникам и традициям, уважение к труду – актуальные направления в работе дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьёй."
Презентация "Воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьёй."...
Взаимодействие с семьями воспитанников по гендерному воспитанию
Из опытс работы...
«Формы взаимодействия с семьями воспитанников по физическому воспитанию»
Но ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детс...
"Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственному воспитанию"
нравственное воспитание...
Консультация для педагогов в рамкам семинара: « Повышения качества образования в дошкольной организации через эффективное взаимодействие с семьями воспитанников» «Понятие «взаимодействие»", «взаимодействие взрослого с ребенком» «педагогическое взаимод
laquo;Понятие «взаимодействие»", «взаимодействие взрослого с ребенком» «педагогическое взаимодействие» Типы взаимодейст...
Воспитание нравственно - патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьей
laquo;Воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольноговозраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьёй»...
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста. Педагогический опыт.
Данная презентация отображает работу нашего дошкольного учреждения по экономическому воспитанию...