Статья на тему "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа)
Формирование патриотизма и патриотического чувства по приобщению ребёнка к культуре родного города — результат длительного воздействия на человека с раннего возраста. Основным основополагающим фактором воспитания патриотизма, по мнению исследователей, является воспитание любви к родному краю, городу. Показывая детям красоту родного города, знакомя их с достопримечательностями, памятниками, педагог старается вызвать чувство восхищения и гордости за своих предков и тем самым воспитывает любовь к родному городу.
Работа по приобщению ребёнка к культуре родного города будет намного эффективнее при сотрудничестве дошкольной образовательной организации и активном участии в ней родителей. Совместная работа образовательной организации и семьи в приобщении ребёнка к культуре родного города является одним из приоритетных направлений, что отражено во многих нормативных документах: Семейном Кодексе, Законе РФ «Об образовании», Концепции дошкольного воспитания.
В настоящее время государство пытается возродить утраченное в гражданах нашей большой страны и привить чувство патриотизма и гражданственности подрастающему поколению.
Государство в настоящее время пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов».
Формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте и закладывается в семье — родители являются первыми воспитателями ребёнка. Это касается и своевременного формирования чувств патриотизма у подрастающего поколения.
Взаимодействие образовательной организации и семьи прививает дошкольникам чувства патриотизма, любви к своей Родине.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Аннотация. В настоящее время в педагогической работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения происходят видимые изменения. Дети дошкольного возраста активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Поэтому взрослым необходимо не упустить этот благоприятный момент для развития патриотизма и духовности.
Основы патриотизма необходимо формировать в дошкольном возрасте в процессе воспитания любви к близким взрослым, дому, улице, району, городу, стране. В процессе постепенного формирования ценностного отношения к близкому окружению происходит и воспитание любви к окружающему миру, родным местам, природе и всему живому, а также уважения к труду взрослых.
Работа по приобщению ребёнка к культуре родного города будет намного эффективнее при сотрудничестве дошкольной образовательной организации и активном участии в ней родителей. Совместная работа образовательной организации и семьи в приобщении ребёнка к культуре родного города является одним из приоритетных направлений, что отражено во многих нормативных документах: Семейном Кодексе, Законе РФ «Об образовании», Концепции дошкольного воспитания. Формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте и закладывается в семье - родители являются первыми воспитателями ребёнка. Это касается и своевременного формирования чувств патриотизма у подрастающего поколения.
Цель работы: изучить возможности взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей как условия патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Для нашей страны, с её непростой историей, вопрос патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, является главнейшей государственной задачей. Воспитание не просто высоконравственного гражданина, а гражданина – патриота своей Родины, является приоритетной государственной задачей в воспитании подрастающего поколения. Недаром этот вопрос поднимается на высшем государственном уровне.
Важнейшими условиями патриотического воспитания детей дошкольного возраста являются заранее спланированные педагогические воздействия, направленные на:
- создание благоприятного психологического климата в детском коллективе;
- стимулирование детской активности, с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию и самореализации, через изучение истории родного края;
- интеграцию условий реализации содержания образования;
- эффективность педагогической деятельности;
- обогащение предметно-развивающей среды;
- использование мониторинга;
- вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в форме родительского клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.
В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых. Вся деятельность клуба осуществляется в тесном контакте педагогов, родителей и детей. Широко используется система домашних заданий для родителей и их силами организуются тематические фотовыставки, выставки рисунков и плакатов.
Таким образом, детский сад выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса и любви к своей малой Родине.
Комплекс работы по формированию патриотических чувств у детей старшей дошкольной группы основывается на следующих условиях:
1. Первое педагогическое условие. Организация партнёрского взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй на основе принципа учета этнокультурных особенностей семейного воспитания детей.
Работа по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста будет проходить эффективнее, при условии, что дошкольное образовательное учреждение и семья будут взаимодействовать. Семья обладает особыми педагогическими возможностями, как любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и другое, которых нет у дошкольной образовательной организации. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Дошкольная образовательная организация взаимодействовала с родителями не как с помощниками, а как с равноправными участниками для формирования личности ребенка.
Организация совместных походов и экскурсий к памятникам, достопримечательностям города, проведение праздников и викторин, оформление родителями выставок и фотогазет о традициях семьи, знакомство с улицей, районом, городом в котором проживают дети даёт начало по формированию представлений у детей о родном городе, его достопримечательностях и истории. Запоминающимся были походы вместе с родителями, в которых дети знакомились с местностью и любовались живописными местами своего города.
Всё это создало у дошкольников огромную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение полученных знаний проходит легко, несмотря на сложность сведений и представлений о истории родного города. Воспитательный эффект труда в совместной продуктивной деятельности повышается, если ребёнок работает вместе с родителями, а дети чувствуют свою пользу в деле.
Деятельность, организованная совместно с педагогами, детьми и родителями воспитывает трудолюбие, отзывчивость, доброжелательность, развитие которых гарантирует действенное отношение к окружающему, что является одним из факторов патриотического воспитания.
В формировании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста огромную роль играет воспитание положительных эмоций по отношению к окружающему, которое зависит от отношений в семье. Ребёнок получает большую радость от общения с родителями, совместных экскурсий и прогулок. В этом случае, действия родителей являются наглядным примером любви к родному городу.
Для того, чтобы успешно сформировать у ребёнка патриотические чувства, важно, чтобы дети как можно раньше увидели «патриотическое лицо» своих родителей.
Подводя итог, следует отметить, что формирование патриотических чувств у детей необходимо реализовывать в сотрудничестве дошкольной образовательной организации и семьи. Стоит заметить, что основная часть родителей имеют недостаточно сведений об истории родного края, его традициях и культурных ценностях, ощущают сложности в передаче их детям. Мы создали такую систему работы педагогов и родителей, которая позволила планомерно, активно вовлечь родителей в работу по патриотическому воспитанию детей, и одновременно повышала уровень педагогических знаний и умений родителей.
2. Второе педагогическое условие – создание развивающей предметно-пространственной среды, обогащенной педагогическими средствами патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Реализовать работу по формированию патриотических чувств помогает развивающая среда в группах, созданная педагогами детского сада.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах может включать в себя следующий материал:
- Альбомы на темы: «Моя семья», «Мой любимый город», «Путь в детский сад», «Мы любим гулять по нашему городу», «Любимый маршрут выходного дня нашей семьи», «Домашняя утварь», «Народные инструменты», «Орудия труда», «Права и обязанности детей».
- Разработка генеалогического древа.
- План и карта города.
- Макеты города, улицы.
- Патриотический уголок, в который входит символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы, области, страны; литература по патриотическому воспитанию.
- Краеведческий центр, в котором находятся: куклы, одетые в национальные костюмы, дидактические игры, образцы национальных орнаментов, портреты знаменитых людей, детские произведения русских поэтов и писателей.
- Мини-музей.
- Национальные игры.
- Уголки изобразительной деятельности: изделия прикладного искусства, дидактические игры, глиняные и бумажные заготовки народных игрушек для разукрашивания, иллюстрации о народных промыслах.
- Уголок театрализованной деятельности: атрибуты к русским народным сказкам и сказкам народов России, потешкам, песенкам.
- Книжный уголок: сказки народов России, потешки, загадки, былины о богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей России, портреты поэтов и писателей.
- Уголок экологии: альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в наших лесах, в степях Калмыкии, «Красная книга».
- Физкультурный уголок: атрибуты для подвижных игр.
- Дидактические игры: «Магазин сувениров» (хохлома, дымка, гжель), «Сложи карту», «Что где находится» и так далее.
- Сюжетно-ролевые игры (атрибуты к ним): «Богатыри», «Военные моряки», «Пограничники», «Турагентство», «Семья», «Путешествие по Москве».
При создании развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада следует соблюдать санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещённость, целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.
3. Третье педагогическое условие – осуществление вовлечения родителей и детей в досуговую деятельность дошкольной образовательной организации как основы воспитания чувства долга, ответственности, взаимопомощи, коллективизма и общественной активности.
Одно из направлений нашей работы – вовлечение детей и родителей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера).
Реализация досуга в дошкольной образовательной организации предполагает коллективную деятельность, являющуюся благоприятным фундаментом для формирования у детей чувства ответственности, взаимопомощи, коллективизма, общественной активности. Во время проведения совместных досуговых мероприятий совместно с родителями и детьми успешно реализуется работа по формированию патриотических чувств. Однако, не всегда удается участие родителей в непосредственно образовательной деятельности.
Игра является главной формирующей досуга, тем самым соответствуя потребностям дошкольника. Ведь игра, а, следовательно, и досуг, увеличивают потенциал ребёнка в творчестве, развивают кругозор потребности детей. В ходе проведения досуговой деятельности у дошкольников на фоне положительных эмоций вырабатывается умение взаимодействовать с другими в разнообразных ситуациях.
Подводя итог, можно сказать, что досуг – это особая форма организации воспитательного воздействия на дошкольника.
Досуг развивает представление об окружающем мире, приобщает к прекрасному средствами музыки, художественного слова, танцами и изобразительного искусства. Досуговая деятельность дает возможность для того, чтобы ребёнок проявил самостоятельность, сформировал в себе творческую и социальную активность.
Практика работы показала, что досуговая деятельность является действенной формой ознакомления старших дошкольников с родным краем. Досуг позволил органично совместить образовательный и воспитательный процессы. Если формирование патриотических чувств дошкольников облекается в игровую форму, оно проходит интересно, не назидательно.
Досуг отличается от других форм образовательной деятельности тем, что он эмоционально насыщен, дает возможность для подвижной деятельности детей, и включает в себя непосредственное участие родителей. Досуговая деятельность делает жизнь ребёнка в дошкольной образовательной организации весёлой, яркой, содержательной и многообразной.
Патриотическое воспитание дошкольников приобретает особую актуальность и значимость, что является как частью общегражданской культуры, так и основой общегражданского воспитания, опирающаяся на общепринятые человеческие ценности (жизнь, здоровье, духовно-нравственное принципы человека и гражданина, права и свободы личности и другое). Одним из проявлений патриотических чувств является – любовь к своему Отечеству, преданность и готовность служить своей Родине, что неразрывно связано с привязанностью человека к родной земле, языку, культуре и традициям своего народа.
Так как формирование ребенка как личности происходит в его ближайшем окружении и главную роль здесь играют его родители, необходимо учитывать, что постепенно знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, у детей складывается свое восприятие времени, прошлого и преемственности между разными поколениями, складывается свое мнение на происходящие события и свою причастность к ним.
Список литературы
- Абрамов, А.В. Патриотизм в полиэтническом обществе: рецепт для России / А.В. Абрамов // Постсоветский материк. №1. – 2014. - С. 78-85
- Беглова, С.В. Быть патриотом и гражданином своей страны / С.В. Беглова, С.О. Бачурина, Е.А. Власова // Народное образование. – 2012. - № 9. - С. 70-74.
- Гузенкова, Т. С. Патриотизм, глобализация и национальное государство: взаимодействие и противоречия / Т. С. Гузенкова // Патриотизм как идеология возрождения России. - Рос. Ин-т стратег. исслед. – 2014 – С. 260
- Ермакова, Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова // Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68.
- Ешев, М.А. Патриотизм в советской и постсоветской России / М.А. Ешев // Власть. – 2014. - №5. - С. 85-88
- Лескина, И. Духовно- нравственное воспитание дошкольников/ И. Лескина// Дошк. воспитание. - 2014. - №2. - С.79-86
- Лыкова, Т.Р. Анализ понятия «патриотизм»: педагогический аспект / Т.Р. Лыкова // Фундаментальные исследования - № 11 (часть 4) - 2013. –С. 778-782
- Рерих, Е.И. Об истинном патриотизме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.myshambhala.com/obitel/comments/patriotism_roerich
- Сакавичене, О. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавичене // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 2. – С. 24-27
- Стекляр, Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях / Г.В. Скляр // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - №1. – С. 22-28
- Торощина, Т.А. Патриотическое воспитание в объединении экологической направленности / Т.А. Торощина // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. - № 9. – С. 36 – 41.
- Шаламова, Е. Патриотическое воспитание: создание предметно-развивающей среды / Е. Шаламова // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 1. – С. 21-30
- Юдина, Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребенок в детском саду. – 2001. - № 4. – С. 59-64
- Якушева, Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста / Т.А. Якушева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 6. – С. 83-87
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Цель данной работы заключается в реализации комплексного подхода к развитию ребенка и осуществлении интеллектуального, социального, нравственного, физического развития дошкольников посредством о...
Педагогический совет на тему: «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОО»
Педагогический совет...
Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО
Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО...
Статья на публикацию по теме:"Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"
публикация опыта работы в электронном сборнике материалов конференции «Гражданское и национально-патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы»...
Тематический педсовет с элементами деловой игры «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию....
План мероприятий взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах воспитания детей в полилингвальной среде
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Повара»; конспект занятия для детей второй младшей группы на тему: «Птицы зимой»; «Путешествие Пул...
Перспективный план мероприятий взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах воспитания детей в полилингвальной среде.
Перспективный план мероприятий взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах воспитания детей в полилингвальной среде....