Модифицированная программа нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Вергунова Любовь Юрьевна

Предварительный просмотр:

Модифицированная  программа

нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста

группы казачьей направленности

«КАЗАЧАТА»

                                     1.Пояснительная записка.

Цель программы : воспитание гражданина и патриота своей малой Родины, путём привития интереса к истории и культуре казачества, его обычаям и традициям.

Задачи:

- ознакомление с историей, культурой, географическими особенностями Кубани и родной станицы;

- развитие познавательных способностей, интереса к жизни народа Кубани в разное историческое время, к природе и людям труда;

- воспитание  патриотических чувств: любви к местам, в которых ребенок живет, к Родине, родному краю, бережное отношение  к природе, чувства сопереживания, гордости за  свой народ, желание приумножать богатства.

Срок реализации программы 3 года, воспитанники в возрасте от 4 до 7 лет. Процесс нравственно патриотического воспитания осуществляется не эпизодически, а целенаправленно с использованием традиционных, современных методов воздействия на ребёнка, его эмоциональную и нравственную сферу.

Программа создана на основе материала методических рекомендаций  В. А. Марковой, Л. М.  Данилиной, З. Г. Прасоловой «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине»  и  модернизации материала пособия по кубановедению «Слово о малой Родине»

При организации  образовательной деятельности   использовалась интеграция образовательных областей на основе регионального компонента.      В учебно – воспитательном процессе используется комплексная деятельность состоящая из трёх частей : познавательное развитие, дидактическая игра, художественно – творческая деятельность. Используемые методы и приёмы содержат краеведческий материал. Деятельность осуществляется один раз в две недели.

Наименование инновационных программ

Возраст детей

Педагогические технологии

Мероприятия

Охват детей

1

Инновационная парциальная программа «Нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста, группы казачьей направленности  «Казачата».

4-7 лет

- ТСО;

-личностно – ориентирован

ный подход;

-работа в музее;

-связь с социумом;

-совместные занятия с родителями

-занятия (тематические, комплексные, интегрированные),

-праздники и развлечения,

-экскурсии и прогулки;

-беседы и обобщения;

- встреча с интересными людьми;

-чтение художественной литературы;

- художественная деятельность детей;

- детско – родительские выставки.

75 человек из них

20 человек- группа казачьей направленности.

2.Основные тенденции и проблемы нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

     В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина и патриота. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам  и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций определены Законом РФ «Об образовании» ( раздел 1, ст . 2).

         Организация нравственно – патриотического воспитания является актуальной проблемой современного российского образования и задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, воспитывать любовь  и уважение к семье, родному дому, детскому саду, городу; чувство гордости за достижения страны, уважение к армии.

          Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. Психолого – педагогические исследования  ( Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Е.А.Казаева, С.А.Козлова и др.) доказывают, что именно в этом возрасте у ребенка начинает проявляться интерес к событиям, которыми живет наша страна. Он может эффективно усваивать краеведческие знания, представления о патриотизме, национальные и общечеловеческие понятия; по – своему, по - детски откликаться на них.

          Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире.

          Уровень представлений у детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно – развивающая среда в группе, в ДОУ.

3. Содержание обучения

При организации учебно – воспитательного  процесса   и  успешной реализации поставленных задач, материал в этом направлении разделён по блокам :

1 блок - «История Кубани» - в котором рассказывается о поселении казаков на Кубани. Кто такие казаки , как они жили, какие орудия труда использовали, о земледелии, о рождении Кубани, возникновении имён и фамилий и т. д.

2 блок - «Родная станица»- который содержит материал об истории происхождения станицы и казачества.

3 блок – «Возрождение культуры». Изучая третий блок дети узнают о местных  традициях, народных преданиях, праздниках Кубани, о людях прославившими наш край, станицу, также знакомятся с символикой края, района.

4 блок – «Кубань – житница России» - при изучении этого блока узнают о крае, как  об одном из крупнейших сельскохозяйственных районов страны.

Целесообразность данной программы состоит в том, чтобы воспитывать у ребёнка  чувство любви к родному краю,  городу,  станице, окружающей природе,  необходимо формировать у детей именно с дошкольного возраста.  С ранних лет нужно воспитывать у ребенка эмоциональноположительное  отношение к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории.

                              4.Принципы реализации программы.

          Содержание программы строится на основе общих педагогических принципов:

          - «позитивный центризм»  ( отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

          - непрерывность и преемственность педагогического процесс;

          - дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

          - рациональное сочетание различных видов деятельности, адекватный возрасту баланс, интеллектуальных, эмоциональных и двигательных навыков;

           - развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

        Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие детей, родителей в ее реализации.

        Содержание программы реализуется через занятия познавательно – речевого направления, игру, продуктивную деятельность, художественную литературу, повседневную жизнь.

       Программа включает перспективное планирование, которое способствует эффективному и систематическому усвоению детьми знаний о крае, истории казачества, культуре, географических особенностях Кубани, родной станицы. Темы каждый год повторяются в каждой возрастной группе. Изменяется только содержание, объем познавательного материала и сложность.

5.Оценка эффективности реализации Программы

       -создание модели гражданско-патриотического воспитания в группах казачьей направленности МДОУ «Зёрнышко».

      -активизация воспитательной работы, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на материале традиционной культуры кубанского казачества

      - формирование образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе исторически сложившихся традиций кубанского казачества и духовно-нравственного, психологического, гражданского и нравственно -патриотического воспитания

- выпуск методического сборника «Методическая копилка воспитателя группы казачьей направленности».

- взаимодействие детского сада, семьи и микросоциума в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения на материале традиционной культуры кубанского казачества.

        Конечным результатом   реализации Программы должны стать положительная динамика роста патриотизма в дошкольной среде, обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъёма у дошкольников и их родителей.

6. Список учебно – методической литературы.

1. Сборник из опыта работы районных служб, дошкольных образовательных учреждений, педагогов детских садов.  «Ты Кубань, ты наша Родина».

2. «Моя Кубань».  Ситдикова Н.В.

3. «Природа родного края». Л. Гринь.

4. «Слово о малой Родине» пособие по кубановедению.

5. «Любимый уголок  земли».  Н. Я. Паскевич.

6. «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине» В.А. Маркова, Л.М. Данилина, З.Г. Прасолова.



Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье»

Цель: создать условия по ознакомлению детей дошкольного возраста с традициями и обычаями казачьих семей

Задачи:

• Продолжать развивать у детей интерес к обычаям и укладу казачьей семьи.

• Дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.

• Воспитывать любовь и уважение к близким людям.

Материал: фото станицы Семикаракорской, обручи, кегли, клубки.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Вос-ль: Мудрые люди сказывали: «Нет будущего у того народа, который историю свою не знает, предков не чтит, вековых обычаев не помнит».

Над станицей моей - солнце яркое,

Над станицей моей - солнце жаркое,

А вокруг, как ковер – зеленеют поля.

Это – Родина моя!

Дети: Ой, ты, Дон, ты наша Родина

Вековечный богатырь.

Дон, ты вольный и раздольный,

Разлился и вдаль, и вширь.

Про тебя, Дон, вспоминали

Наши деды и отцы.

Про твои станицы вольны,

Про любимый край родной.

Казачьей любимой станице

Во все для нее времена

По праву собою гордиться-

В России такая одна.

Отчизна ты наша родная,

С рожденья люблю я тебя.

Но лучше казачьего края,

Признаюсь, не встретила я.

Вос-ль: Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называют Малой Родиной. А как называют нашу родную область?

Дети: Ростовская область.

Вос-ль: А станицу нашу?

Дети: Станицей Семикаракорской

Вос-ль: Сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Знакомые места».

(На столе разложены цветные фото, изображающие уголки нашей станицы. Дети по очереди переворачивают фото и отвечают, куда они попали) .

Вос-ль: Ребята, как вы понимаете пословицу: «Когда семья вместе и сердце на месте».

(Ответы детей) .

Вос-ль: Вспомните, чем занимались казачьи семьи?

Дети: Вели хозяйство, ухаживали за скотом, выращивали хлеб.

Вос-ль: Большая часть жизни казака проходила в дальних походах,

учениях и сражениях. Поэтому воспитание подрастающего казака

было делом чести не только отца с матерью, но и всей станицы, всего

Войска Донского.

В деле воспитания казака складывались свои обычаи, обряды,

которым строго следовали.

Рождение ребенка всегда радостное событие для родных и близких. С

особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика.

Родился мальчик – прибыток, семья получает земельный надел, а

девочка – убыток, разорительница.

Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Годовалого

казачонка на женской половине усаживали на кошму, и крестная

срезала его первые пряди волос, которые потом на протяжении всей

жизни сохраняли.

Подстриженного мальчонку, женщины передавали мужчинам, и те

несли его к церкви. Там его ждал неоседланный конь. Казачонка

сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок и гадали,

как он будет себя вести. Если ухватится за гриву – быть казаком,

расплачется – не быть казаку, а упадет – быть убитому в бою. Эту

весть крестный держал в тайне

Посвящали мальчика в казаки в 3-4 года. Собиралась вся родня. Отец

сажал мальчонку на коня и даже давал ему в руки шашку.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с

очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С 5 лет

мальчишки работали в поле, погоняли волов на пахоте, пасли овец и

другой скот.

В 7 лет мальчика стригли во второй раз. В этом возрасте он собирал

свою постель и переходил из детской комнаты, в комнату своих

братьев. Братья говорили ему: «Все! Учись служить. Чай ты не дитя,

а полказака».

На первый взгляд может показаться, что малым казачатам некогда

было играть, но время для игр у них оставалось. Особенно юные

казачата любили играть в «бабки» и сейчас мы вами в нее поиграем.

Игра: «Бабки».

Вос-ль: При игре развивалась такая меткость в бросании камешков в

поставленные в ряд кости, что казаки могли убивать ими зайцев и

птиц на значительном расстоянии.

Вос-ль: Рождение девочки не праздновалось так широко, как

мальчика. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло,

доброту и ласку.

Девочки начинали работать с очень раннего возраста. Таскаясь

«хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах:

стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С 5 лет

учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком. Это умела

каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на

всю жизнь.

Была и особая работа – нянчить младших! Трехлетнего брата могла

нянчить пятилетняя сестра, а трехлетняя – годовалого.

Девочки тоже любили играть в игры. Одна из таких игр называется:

«Поможем бабушке смотать пряжу»

Вос-ль: Дальше будут поговорки.

Разрешите мне начать,

Казаки без поговорки

Не умеют отдыхать.

«Казак без коня, что солдат без ружья».

Дети: «Казак в беде не плачет».

«Казак сам голодает, а коня накормит».

«Казаку конь отец родной и товарищ дорогой».

«Тот не казак, кто боится собак»

«Где враг, там и казак».

«Терпи казак – атаманом будешь».

«Казак сам себя веселит».

Вос-ль: Вот так на Дону и проходило воспитание и обучение казачат. Интересно ли вам было узнать, как воспитывали мальчиков и девочек в семье казака?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Хлеб — всему голова». Занятие по экологическому воспитанию в рамках ознакомления с окружающим миром в старшей группе

Цели занятия:- обобщить и систематизировать знания детей о том, что хлеб необходим каждому человеку;- закрепить представления о людях разных профессий, выращивающих урожай хлеба;- развивать мысл...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников-умственого, эстетического, нр...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Сердце семьи"

Програмное содержаниеЗакрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.Учить детей мыслит...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада «Моя семья»

Задачи:Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном х...

Конспект совместной деятельности детей и взрослого по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе ТНР Викторина «Весенние деньки»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ВИКТОРИНА «ВЕСЕННИЕ ДЕНЬКИ»Очень увлекательное, интересное занятие, направленное на формирование представлений о сезонных изменениях в природе, с наступление...