«Патриотическое и гражданское воспитание детей посредством стихов Мусы Джалиля»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад общеразвивающего вида №31 “Жемчужинка”
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
«Патриотическое и гражданское воспитание детей посредством стихов Мусы Джалиля»
(для детей подготовительной группы)
Составила: воспитатель по обучению
родного языка Крешкова Любовь Павловна
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Знакомство детей с героями стихов М. Джалиля,вызвать интерес к творчеству поэта, воспитание гражданско- патриотических чувств к своей Родине.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Способствовать воспитанию чувства гордости за исторические и культурное наследие своего народа, приобщать к изучению национальной культуры и народного искусства, прививать глубокое уважение к своему народу.
- Познакомить детей с жизнью и творчеством великого поэта М. Джалиля, вызвать интерес к его творчеству.
- Привитие интереса к творчеству и книгам Мусы Джалиля.
- Воспитание патриотизма и любви к Родине.
Тип проекта: творческо-информационный, исследовательский
Продолжительность:в течение 1 квартала.
Возраст: 6-7лет
Деятельность детей:
- Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, дидактические игры, словесные игры;
- театрализованная деятельность;
- чтение стихов, загадок, пословиц;
- развивающие беседы по стихам М.Джалиля.
Постановочные вопросы:
1.Что я знаю о Мусе Джалиле?
2. Что нового узнаю сегодня?
3. Чему удивился?
4. Что стал ценить?
Предварительная работа:
- Подбор иллюстративного материала по теме «Путешествие по книгам М. Джалиля»;
- Дидактические игры «Моя семья», «Что в волшебном сундучке?», «Узнай по описанию», «Я знаю пять…(названий улиц; театров; парков; имен спортсменов и т.д.)», «Кто больше загадок отгадает», «Узнай по рисунку» способствовали развитию активности и любознательности детей, развитию речи и других психических процессов.
- дидактические игры «Найди семь отличий», «Найди 2 одинаковых Мияу», и.т.д.
- атрибуты для игр маски-бабушки, мальчика, Акбая и Мияу.
- Что означает слово "Патриотизм"
- аудиозаписи песни М.Джалиля «Жырларым»
- фотографии, иллюстрации, художественная литература, пословицы, поговорки о родном крае (стране).
Роль родителей в реализации проекта:
- Участие в проектной деятельности «Воспитание детей посредством
стиховМ. Джалиля».
- организация выставки книг и рисунков;
- домашние задания - совместноеразучиваниес детьми стихотворений, песен поэта;
- оформление альбома - «Путешествие по книгам М. Джалиля»;
- поделки героев стихов из природного материала « Герои М. Джалиля»
Этапы проекта:
IЭТАП (подготовительный):
- Формирование темы;
- постановка цели и задач;
- разработка содержания;
- разработка перспективно-тематического плана;
- планирование мероприятий для родителей и детей.
II ЭТАП:(подготовительный):
- Совместная деятельность детей с воспитателем;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с родителями.
III ЭТАП:(заключительный)
- Итоговое занятие:стихотворение «Каракпеси» М. Джалиля.
- Выставка фотоальбома героев “Карак песи”.
- Театрализация стихотворения М.Джалиля «Каракпеси»
Перспективно-тематическое планирование
№ п.п | Совместная деятельность педагога и детей (НОД) | Самостоятельная деятельность | Работа с родителями |
I этап подготовительный | |||
1. | Сбор информации о поэте М. Джалиле, знакомство с песней“Җырларым” | Рассматривание портрета поэта М. Джалиля и слушание песни “Җырларым” | Ознакомление с темой проекта «Патриотическое и гражданское воспитание посредством стихов» |
2. | Анализ детской деятельности (рассказы о городе, стране; рисунки, аппликация, сюжетно-ролевые игры на общественную тематику, дидактические игры). | Рассматривание картин, книг М. Джалиля. | |
3. | Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Почта», «Театр», «Путешествие по городу». | Рассматривание новых приобретенных книг | Акция «Подари книгу детскому саду» |
4. | Оформление родительского уголка | Изготовление костюмов, масок для театра | |
5. | Оформление альбома - «Путешествие по книгам М.Джалиля»; | Рассматривание альбома «Путешествие по книгам» . | Предоставление материала для альбома «Путешествие по книгам М.Джалиля». |
II этап основной | |||
I Н Е Д Е Л Я | Ознакомление с биографией великого поэта М. Джалиля. | Рассматривание портрета великого поэта М. Джалиля. | Выставка книг татарского поэта М. Джалиля. |
Знакомство со стихами поэта, развивающий диалог в стихах М. Джалиля. | Рассматривание книг татарского поэта М. Джалиля. | Выставка портретов татарских народных писателей | |
II Н Е Д Е Л Я | Чтение стиха «Каракпеси», развивающий диалог на тему «Каракпеси» | Рассматривание иллюстрации «Каракпеси» | Консультация на тему: «Взгляд детей на мир через стихи М. Джалиля». |
Продолжение чтение стихотворения «Каракпеси» беседа о героях. | Рисование: нарисовать героя из стихотворения «Каракпеси». | Консультация «Эксклюзивная книжка для ребёнка» | |
III Н Д Е Л Я | Чтение стихотворения «Моей дочери Чулпан» | Муса Джалиль очень любил свою жену Амину и дочку Чулпан и посвятил им очень много стихов, где выражает свою любовь. | |
Оформление альбома «Путешествие по книгам М. Джалиля». | Дидактические игры «Моя семья», «Что в волшебном сундучке?». | «Как привлечь внимание детей к татарским народным играм» | |
№ п.п | Время проведения | Мероприятия | Ответственные |
IV Н Е Д Е Л Я Т А Т А Р С К О Г О Я З Ы К А | Понедельник | Во всех группах оформление стендов для родителей. Мобильные библиотеки «Всё о Тукае» | Воспитатели групп |
Вторник | Беседы о творчестве и биографии писателя. Чтение произведений «Родной язык», “Туган тел”, «Малыш и мотылек», «Бала белән күбәләк», «Озорной котенок», «Бедняга заяц», «Забавный заяц» | Воспитатели групп Воспитатели по обучению татарскому языку | |
Среда | Лепка по произведению Г. Тукая «Забавный заяц» | Воспитатели групп | |
Четверг | Конкурс детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям Г. Тукая. | Воспитатели групп Воспитатели по обучению татарскому языку | |
Пятница | Просмотр мультфильма Г. Тукая «Су анасы» | Воспитатели по обучению татарскому языку Воспитатели групп | |
Подведения итогов | |||
III этап заключительный | |||
1. | Итоговое занятие по стихотворению «Каракпеси» М. Джалиля. | Разукрашивание рисунков из стихотворения «Каракпеси» | Выставка рисунков из стихотворения «Каракпеси» |
2. | Выставка фотоальбома героев “Карак песи”. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Муса Җәлилнең “Карак песи” шигыренә нигезләнеп, әкият сәхнәләштерү.
Максат: Муса Җәлилнең “Карак песи” шигыре аша балаларда хөрмәт,әдәплелек,мәрхәмәтлелек тәрбияләү.
Бурычлар:
1.Балаларда патриотик хисләр тәрбияләү.
2.Шигырьне сәхнәләштерү аша балаларда артистлык күнекмәләрен үстерү.
“Карак песи”
Катнашалар: Әби, Малай, Мияу, Акбай, 3 тычкан.
(Өй эче. Әби песине итәгенә куеп иркәләп,шигырь сөйләп утыра)
----Әби: Мияу, Мияу пескәем,
Бик акыллы дускаем.
Ап-ак йомшак күлмәгең..
Бизи сине дускаем.
(Малай белән Акбай керә.)
----Малай: Әби, әби.
----Әби: Нәрсә булды улым?
----Малай: Әби, Акбай белән уйнарга барыйк әле.
----Әби:Ярар улым, тик озак йөрмәгез.
----Малай: Рәхмәт әби.
Җыр “Маэмай”
---Малай:Минем бар бер, маэмаем
Кара борын Акбаем.
Күп йөгерә , күп өрә
Күп ишетә, күп күрә.
----Акбай: Һау, Һау.
----Малай: Акбай, Акбай әйдә киттек.
----Акбай:Һау, Һау, өйне кем саклар?
---Малай: Әби рөхсәт бирде, әйдә киттек. Өйне Мияу саклый.
(Малай белән Акбай чыгып китәләр)
----Әби: Мин дә идәнне себереп алыйм да, кибеткә барып кайтырмын.Тәмле-тәмле кәнфитләр, ипи, сөт алырмын.
(Әби тора да, идән себерә башлый, песи ятып кала, шул арада тычканнар йөгереп китә.)
---Әби: Тагын өйгә тычканнар кергән.Мияу, Мияу тор пескәем, тор тиз бул.
(Мияу әкрен генә тора.)
----Мияу: Мияу, мияу, нәрсә булды әбекәй?
----Әби:Тычканнар кергән, йоклап ятма, тор. Тычканнарны тот.
---Мияу: Ярар әбием, ярар тотармын.
----Әби: Мияу, мияу пескәем,
Колак салчы сүземә.
Каравылдан бушагач,
Сөт бирермен узеңә.
---Әби: Хәзер мин кибеткә барып кайтам, син өстәл өстендәге майларны тычканнардан сакла.
( Әби чыгып китә)
---Мияу: Ярар әбекәем, ярар.Әй тотсам шул тычканнарны, кирәкләрен бирер идем.
---1нче тычкан: Нишләтер идең?
---Мияу: Тотып ашыйм.
---2 нче тычкан:Тотсаң - ашарсың. Пи-пи-пи.
---3 нче тычкан:Син бит ялкау, гел йоклыйсың.
----Мияу: Хәзер мин сезнең кирәгегезне бирәм...
(Куышлы уйный башлыйлар, песи тычканнарны куа башлый)
----Мияу:Уф ардым, мин сезне тотып азапланганчы, өстәлдәге майны гына ашыйм да, йоклап алырмын.
--1 нче тычкан: Мияу, әйдә гел йоклап ятма инде, әз генә уйнап алыйк.
(Җыр: “Тычканнар җыры”)
---Мияу: Уф , ардым.Бүтән сезнең белән уйнамыйм.Минем ашыйсым килә.Мин ашап алам, аннары ятып йоклыйм.
(Мияу өстәлгә менә дә,майны ялый башлый, ялгыш кына сөтне түгә.Ашап алгач,йокларга ята.)
( Малай белән Акбай кайтып керәләр).
---Малай:Акбай кил әле ,кара, нәрсә булган монда?
---Акбай: Һау-Һау нәрсә булган бу өйдә?
---Малай: Песи өйдә тәртип бозган.
(Акбай сөтне ялый башлый.Ул арада әби кайтып керә.Песине уята.)
--Әби: Песекәем тор,тор,нәрсә булды монда?Мин бит сиңа тычканнарны тотарга , тәртип сакларга куштым.Ә син сүземне тынламадың.
(Песи киерелеп кенә тора)
--Әби: Мияу-мияу пескәем,
Хыянәтче икәнсең.
Саклый торган маеңны,
Үзең ашап киткәнсең.
---Мияу: Әби мин гаепле түгел, тычканнар котыртты,алар гаепле.
--1 нче тычкан:Мин түгел.
--2 нче тычкан:Мин түгел.
--3 нче тычкан:Мин дә түгел. Мияу үзе гаепле.
( Мияу әби янына барып баса, гаебен таный.)
----Мияу: Әби, мин гаепле, гафу ит.Бүтән алай эшләмәм,сүземдә торырмын!!!
----Әби: Без сине бу юлы гафу итәрбез, икенче юлы җәзасын бирербез.
(Җыр “ Дуслык”)
Стихотворения
МОЕЙ ДОЧЕРИ ЧУЛПАН
Я стоял на посту, а в рассветной мгле
Восходила Чулпан-звезда,
Словно дочка моя Чулпан на земле
Мне тянула руки тогда.
Когда я уходил, почему ты с тоской
Поглядела в глаза отца?
Разве ты не знала, что рядом с тобой
Бьется сердце мое до конца?
Или думала ты, что разлука горька,
Что, как смерть, разлука страшна?
Ведь любовью к тебе навсегда, на века
Вся душа у меня полна.
Я уехал и видел в вагонном окне
Моей милой дочки черты.
Для меня ты звездой зажглась в вышине,
Утром жизни была мне ты.
Ты и мама твоя, вы вдвоем зажглись,
Чтобы жизнь не была темна.
Вот какую светлую, славную жизнь
Подарила нам наша страна.
Но фашисты вторглись в нашу страну.
За плечами у них топор.
Они жгут и грабят, ведут войну.
Как их можно терпеть до сих пор!
Но фашист наше счастье не отберет,
Я затем и ринулся в бой.
Если я упаду, то лицом вперед,
Чтоб тебя заградить собой.
Всею кровью тебя в бою защищу,
Клятву родине дам своей,
И звезду Чулпан на заре отыщу
И опять обрадуюсь ей.
Моя кровь не иссякнет в твоей крови,
Дочь, на свет рожденная мной.
Я отдам тебе трепет своей любви,
Чтоб спокойно спать под землей.
Разгорайся же ярче и ярким лучом
Отражай волненье мое.
Мне за счастье твое и смерть нипочем,
Я с улыбкой встречу ее.
До свиданья, Чулпан! А когда заря
Разгорится над всей страной,
Я к тебе возвращусь, победой горя,
С автоматом своим за спиной.
И отец и дочь, обнимемся мы,
И, сквозь слезы смеясь легко,
Мы увидим, как после грозы и тьмы
Ясный день встает высоко.
Август 1941 г.
КРАСНАЯ РОМАШКА
1942 г.
Луч поляну осветил
И ромашки разбудил:
Улыбнулись, потянулись,
Меж собой переглянулись.
Ветерок их приласкал,
Лепестки заколыхал,
Их заря умыла чистой
Свежею росой душистой.
Так качаются они,
Наслаждаются они.
Вдруг ромашки встрепенулись,
Все к подружке повернулись.
Эта девочка была
Не как все цветы бела:
Все ромашки, как ромашки,
Носят белые рубашки.
Все -- как снег, она одна,
Словно кровь, была красна.
Вся поляна к ней теснилась: --
Почему ты изменилась?
-- Где взяла ты этот цвет?
А подружка им в ответ:
-- Вот какое вышло дело.
Ночью битва здесь кипела,
И плечо в плечо со мной
Тут лежал боец-герой.
Он с врагами стал сражаться,
Он один, а их пятнадцать.
Он их бил, не отступил,
Только утром ранен был.
Кровь из раны заструилась,
Я в крови его умылась.
Он ушел, его здесь нет --
Мне одной встречать рассвет.
И теперь, по нем горюя,
Как Чулпан-звезда горю я.
«Петушок»
На заре петух
Крикнул во весь дух:
- Кукурек-ку,
Кукарек-ку,
Кукарек-ку!
Слышно там и тут
Петушки поют:
- Кукарек-ку,
Кукарек-ку,
Кукарек-ку!
И скорей, скорей, скорей
В сад бежать гурьбою всей:
- Кукарек-ку,
- Кукарек-ку!
«Сәгать» («Часы»)
Сәгать суга : «Дан-дан!»
Хәбәрбирә таңнан:
Бакчагабарырга
Унбиш минут калган.
Сикерепторды Марат,
Күрә:эшләр харап,
Тагынсоңга калган
Шулйокыгакарап.
Сәгать йөри: «келт-келт,
Тиз мәктәпкә кит-кит!»
Марат ана дәшә:
«Тукта, мине көт-көт!»
«Храбрый заяц»
Заяц в сугробе
Продрогший сидит:
Уши обвисли,
И хвостик дрожит.
Ну-ка, возмем его
В школу с собой,
Чтобы в тепле
Отогрелся косой...
Заяц, однако,
Был вовсе не трус.
Глянул сердито:
Без вас обойдусь!
Прыгнули только
Следы на снегу:
Сам отогреюсь-
В лесу на бегу!...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Гражданское воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства"
quot; Гражданское воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства"...
Консультация для воспитателей «Патриотическое и гражданское воспитание в опыте народа»
В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов государственной политики в области образования. Конкретные задачи формирования патрио...
Патриотическое и гражданское воспитание в ДОУ по теме "День Победы - 75 лет!"
Творческая работа по теме: «День Победы – 75 лет»Группа: «Бусинки»Участник: Клименко АлександрВозраст: 3...
Образовательный проект «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»
Образовательный проект«Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»...
Образовательный проект «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»
Образовательный проект«Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»...
перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"
перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Гражданское воспитание дошкольников посредством взаимодейсвия с социумом"( из опыта работы).
Социальное партнерство в ДОО – современная эффективная форма взаимодействия педагогов, детей, родителей, представителей других организаций, которая способствует открытости, доступности...