Образовательный проект «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»
проект
Образовательный проект
«Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 343.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
детский сад «Тополек»
р.п. Дергачи Саратовской области
Образовательный проект
«Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»
Подготовила:
Воспитатель детского сада «Тополек»
Нуралиева А.З.
2020
Содержание:
- Паспорт Проекта
- Актуальность проблемы
- Цели и задачи проекта
- Ожидаемые результаты проекта. Эффекты проекта.
- Критерии и показатели оценки результативности и эффективности Проекта
- Календарный план реализации Проекта
Паспорт проекта
Наименование образовательной организации | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» р.п.Дергачи Саратовской области |
Направление реализации проекта | Повышение качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования. |
Ключевые слова | Патриотическое воспитание в ДОУ, Музеи, память. |
Тип проекта: | Познавательный |
Название Проекта | «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника» |
Срок реализации Проекта | Декабрь 2020- январь 2021гг. |
Актуальность темы:
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия.
Включение личности в общество должно сопровождаться воспитательно -образовательным процессом, через социокультурные институты, а именно через музеи – хранителей нашей с вами истории, ценностей, быта и культуры. В этом и заключается главная актуальность моего образовательного проекта.
Во все времена развитие культуры и образования, нравственности и патриотизма было связано с изучением исторического прошлого. В новом осмыслении прошлого любое общество пытается найти решение многих вопросов дня сегодняшнего. Вот почему мы всё чаще обращаемся к своим историческим корням, традициям, к духовному и материальному наследию.
Очень важно помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости и славы за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в ДОУ.
Проблема исследования: роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника.
Цель проекта: формирование представления о роли музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника.
Объект: патриотическое и гражданское воспитание личности дошкольника.
Предмет: изучение роли музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника.
Задачи:
- Формирование у старших дошкольников представления о музее, уточнить знания детей о назначении музеев, их разновидностях;
- Раскрыть особенности, функции рассматриваемых музеев.
- Формирование социально значимых качеств на основе традиций патриотического воспитания;
- Расширять и активизировать словарный запас детей;
- Развивать познавательный интерес и коммуникативную компетентность через новые формы работы.
Ожидаемый результат
На уровне ребенка:
- Расширится представление детей о музеях, о назначении музеев, их разновидностях.
- Закрепляется знания о функцию музеев.
- Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников
- Знакомы с Эрмитажем, краеведческими музеями города Саратова и р.п.Дергачи
На уровне педагога:
- Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
- Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
4.2 Ожидаемые эффекты проекта:
- Организация работы ДОУ в воспитании патриотических чувств.
- Приобщение детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
- Повышение интереса воспитанников к изучению истории народа, города Саратова, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея.
- Совершенствуются формы проектной деятельности и воспитательной работы на базе виртуального музея.
Вид проекта – образовательный.
Продолжительность: краткосрочный декабрь 2020 г. – январь 2021г.
Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Тип проекта: познавательный, групповой, информационно-просветительский, индивидуально-развивающий.
Этапы реализации проекта:
I этап. Организационно-подготовительный
- Выявить проблему, поставить цель, сформулировать задачи; сделать подборку литературы, методического обеспечения для реализации поставленных задач.
- Определила уровень развития патриотического воспитания дошкольников.
- Подобрать материал для проведения диагностики.
- Выявить уровень родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
- Включить элементы музейной педагогики в организованную деятельность детей.
- Разработать перспективно-тематический план работы (Приложение 1).
II этап. Практический
- Получение детьми знаний о музее, как учреждении культуры; музейных экспонатах; музейных профессиях; правилах поведения в музее.
- Посещение Мини - музей «Русская изба». Знакомство с русским народным бытом; с традициями, с народным творчеством, игрушкой и костюмом.
- Посещение виртуальных экскурсий музеев России, музеев города Саратова и Дергачевского краеведческого музея.
- «Творческие работы детей и родителей».
III этап – заключительный:
Дети знают, что такое музеи, экспонаты, могут объяснить, что такое «патриотизм»; у них появился интерес к истории, прошлому нашей страны.
Благодаря посещениям виртуального музея, дети имеют представления о значимых музеях России и мира. Дети способны самостоятельно развернуть сюжетно-ролевые игры «Экскурсовод», «Выставочный зал» и т.д. Родители стали активными участниками всех совместных познавательно-тематических мероприятий.
Критерии и показатели оценки результативности.
№ п/п | Критерии | Показатели оценки результативности |
1. | Актуальность и значимость | Цель проекта соответствует требованиям ФГОС ДОУ |
2. | Рентабельность | Проект не требует затрат |
3. | Эффективность | Определяется при анализе диагностических данных, анкетировании. |
4. | Воспроизводимость | Можно использовать в других дошкольных учреждениях. |
5. | Результативность работы педагогов | Увеличение доли педагогов оптимально использующих проектную деятельность на70 % |
6. | Научно-практические конференции, семинары, совещания различного уровня | Участие, проведение (дистанционная форма) |
7. | Обобщение опыта
| Освещение результатов работы в сети Интернет, на сайте ДОУ, СМИ |
8. | Изменение характера взаимодействия ДОУ с семьёй и социумом по патриотическому воспитанию детей
| Увеличение числа родителей осознанно участвующих в воспитательно-образовательном процессе в рамках проекта на 15 %, через совместные мероприятия как участников проекта : праздничные концерты, проводимые в дистанционной форме, выставки, участие в акциях
|
Приложение 1
Календарный план реализации Проекта
Период проведения | Мероприятия | |||||||||
Декабрь, 2020 |
Знакомство с краеведческим районным музеем р.п.Дергачи .Ссылка на экскурсию: https://ok.ru/video/1981759752870 | |||||||||
Январь 2021 |
| |||||||||
Список литературы: 1. «Проектная деятельность в дошкольных учреждениях» - Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса 2. «Приобщение к истокам русской народной культуре» - О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой; 3. «Патриотическое воспитание дошкольников» - Н.В.Алёшина - М., 2004; 4.«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - М.Д. Маханёва – М.,2004; 6.«Мой родной дом» - (программа нравственно-патриотического воспитания) - М., 2004; 7. «Дошкольнику – об истории и культуре России» - Г.Н. Данилина – М., 2004;
Пояснительная записка Музеи России и Мира. Рассмотрим некоторые. Эрмитаж – это один из самых посещаемых музеев в Мире. Этот музей занял 2 место в Мире по популярности среди туристов за 2020 год. И это самый крупный музей нашей страны. Эрмитаж активно «шагает в ногу со временем»: сотрудниками музея проводятся прекрасные онлайн трансляции (мастерские, здания, экспонаты, балет и многое другое). Это рубрика «Эрмитаж в гостях у коллег» - посещение музеев: Ледокол Красин, музей железных дорог России и многое другое. Ссылка на музей: http://www.youtube.com/watch?v=a93HwWjM-no Музей Космонавтики – это один из крупнейших научно-технических музеев России и Мира. В нем собраны самые значимые предметы космонавтики: первый спутник Земли, костюмы космонавтов, космический корабль Союз, экспозиция «Белка и Стрелка», большое место уделено значимым людям: Ю.А. Гагарину, С.П. Королеву и другим. Музей также ведет онлайн трансляции: космические новости, репортажи и беседы с космонавтами в космосе, и многое другое. Ссылка на музей: http://www.youtube.com/watch?v=MkVbxv4a5a4 Данные музеи прекрасно выполняют свою главную задачу: показывают зрителю ценности страны, которые они берегут и охраняют; через принцип наглядности можно видеть экспонаты крупным планом и восхищаться ими; пробуждают чувство гордости, патриотизм. Также присутствуют методы игры, например, Эрмитаж – это один из немногих музеев Мира, кто разрабатывает и внедряет программы по воспитанию детей, ведут кружки и включают детей в деятельность свою; музей Фаберже – рисуют онлайн фигурки или вырезают поделки из музейной коллекции (через онлайн трансляции или обучающие видео): музей Космонавтики – дают возможность детям составить космическое меню, составить распорядок дня космонавтов, задать вопросы космонавтам, находящимся на земной орбите. Музеи города Саратова, Дергачевского района Саратовской области Музей истории города Саратова. Остановимся на некоторых из них.
Основные экскурсии: Музей Боевой и трудовой славы
Краеведческий музей р.п. Дергачи Дергачевский краеведческий музей начал создаваться в 1994 г. и был открыт 7 мая 1995 г. Его открытие было приурочено к 50-летию Великой Победы. Перед музеем стоит двойственная задача: сохранение культурного наследия для будущего потомков и открытие культурного наследия для настоящего, современников. Музейное дело – сфера деятельности, имеющая отношение к науке, образованию, воспитанию и культуре в целом. Музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, документируя процессы и явления природы и общества, а также использует их в научных и образовательных целях. Создателем, первым директором музея была Черкасова Елена Всеволодовна. Елена Всеволодовна заложила не только материальный, но и духовный фундамент работы: стиль общения с посетителями, трепетное отношение к историческим фактам. Первой экспозицией музея стала военная: «Дергачёвцы на фронте и в тылу». В настоящее время, на основе собранного материала, работают 5 экспозиций: «Геологическое прошлое Саратовского Заволжья», «Археологические находки на территории Дергачёвского района», «История заселения нашего края», «История семьи — история России», «Быт дергачевцев в начале ХХ века». Первая экспозиция представляет окаменевших моллюсков, почвы, характерные для морского дна, каким когда–то была территория нашего района. Вторая — относится к срубной культуре и находки этой экспозиции имеют возраст около 3,5 тысяч лет. В тот период времени население по берегам реки Алтаты и её притоков было многочисленным, в нашем районе учтено 34 поселения срубников. Следующая экспозиция рассказывает о том, что заселение нашего края началось благодаря царским указам Екатерины II от 1785 и 1788 г.г. Заселение происходило неоднородно и в несколько этапов, вплоть до начала XX в. Не все переселенцы выдерживали суровые степные условия, оставались самые выносливые и сильные. Экспозиция «История семьи — история России» повествует о родословной семьи Ливиновых. В начале XX в. Дергачи стало богатым, зажиточным селом с многочисленными мастерами–ремесленниками и купцами, любившими свою землю. Об этом рассказывает экспозиция «Быт дергачевцев в начале ХХ века». Кроме того, проводятся временные выставки из фондов музея по темам: «История денег», «Уникальный экспонат», «Природа родного края» и др. Кроме того организуются выставки к памятным датам. Целевой аудиторией для музея являются дети. Мы работаем с детскими садами райцентра и школами. В летний период проводятся мероприятия для детей, посещающих оздоровительные площадки при школах. Темы экскурсий и бесед очень разнообразные — краеведческого материала накоплено немало, а детям интересно всё, главное — рассказать доступно и увлекательно. Ну и, конечно, если при этом можно ещё какую–то старую вещь подержать в руках, это запомниться и слово «музей» не будет навевать скуку и желание сбежать. Каждый может найти в музее то, что ему наиболее интересно. Для кого-то это – древняя история, археология, кто-то не может оторвать взгляд от объектов живой природы. Для мальчишек любимый раздел – оружие. Всем детям без исключения нравится макет крестьянской усадьбы. Взрослые посетители с удовольствием читают информацию, рассматривают старые фотографии. Основная форма работы музея – экскурсия. Одна и та же тема экскурсии может быть предложена и малышам и взрослым — это задача экскурсовода. Фондохранилище музея содержит интересные экспонаты различной направленности, что говорит о потенциале и возможностях музея дополнять существующие экспозиции, создавать новые выставки, что возможно при обеспечении систематизации и хранении музейных экспонатов. Ссылка на экскурсию: https://ok.ru/video/1981759752870 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья – как основа воспитания личности дошкольника в современном обществе.
Консультация для родителей....
Образовательный проект «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»
Образовательный проект«Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»...
Семья – как основа воспитания личности дошкольника в современном обществе .
Семья – как основа воспитания личности дошкольника в современном обществе .Сколько бы мы ни прожили, мы всё равно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран про...
Роль музеев как социокультурного институтаобщества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника
Наш современник, академик Д.С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местно...
Образовательный проект: «Роль музеев, как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»
Образовательный проект: «Роль музеев, как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»...
Консультация для педагогов « Семья – как основа воспитания личности дошкольника в современном обществе»
Семья - один из древнейших " институтов "....