Проект "Гражданское воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства"
проект (подготовительная группа)
" Гражданское воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_ideya.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «ЦИМОМОУ Лямбирского муниципального района РМ»
Педагогическая идея
воспитателя МДОУ «Большеелховский детский сад №1»
Жирновой Алены Владимировны
«Гражданское воспитание дошкольников
посредством декоративно-прикладного искусства»
Выступила на конкурсе
«Калейдоскоп педагогических
идей».
2011 г.
- 1 -
« Воспитание, если не хочет быть
бессильным, должно быть народным»
К.Д.Ушинский
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием нравственно-этической сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, трудолюбивым, честным, уважительным, ответственным.
Воспитание у ребенка гражданских и этических качеств личности, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики в современных условиях
Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие является благоприятным для нравственного и гражданского воспитания.
В настоящее время наблюдается потеря значимости таких жизненно важных ценностей, как гражданственность, патриотизм, любовь, дружба, великодушие.
Вечные ценности: ДОБРО, ИСТИНА, КРАСОТА – постепенно отодвигаются на задний план.
Научить ребенка чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего рядом, воспитывать любовь и доброжелательное отношение к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач педагога.
Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и искусству своей страны, к быту своего народа.
За годы работы в детском саду, я убедилась, что воспитатель должен научить детей замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает их.
И считаю, что особую роль в нравственном и гражданском воспитании детей играет декоративно-прикладное искусство края, в котором мы живем.
Размышляя о значении народного искусства, я пришла к выводу, что только через искусство своего народа лежит путь к нравственности и гражданственности.
Я пришла к выводу, что дети должны знать национальное искусство мордовского народа и у них должны быть сформированы представления о декоративно-прикладном искусстве других народов, живущих рядом с ними и тем более воспитать у них уважительное и доброжелательное отношение друг к другу.
- 2 -
Таким образом, обозначилась тема моего проекта «Гражданское воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства».
На сегодняшний день эта проблема актуальна. У детей отсутствуют знания об истоках мордовского национального декоративно-прикладного искусства, наблюдаются самые незначительные представления об орнаментальности изделий народных промыслов, тем более дети зачастую не знакомы с декоративно-прикладным искусством народов, живущих в нашей республике (татар и русских).
Вторая проблема – народы разных национальностей не всегда живут в мире и согласии.
Третья проблема – в нашем обществе дефицит милосердия, доброжелательности, бескорыстия в отношениях между людьми. Очень низкая культура: люди невнимательны к друг другу, часто грубы, нетактичны, невежливы, многие крикливо и безвкусно одеты, не умеют правильно и красиво говорить на своем родном языке.
В.А.Сухомлинский выделил 4 основных условия, делающих каждого ребенка воспитанным.
1. Радость, счастье, жизнерадостное восприятие.
2. Сердца детей должны быть широко распахнуты радостям и горестям других людей.
3. Вера в другого человека, наличие старшего друга.
Считаю, что именно ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством родного народа, позволит выполнить все выше указанные условия.
Во - первых, декоративно-прикладному искусству присуще ярко-выраженные особенности, такие как национальная традиционность образов, сюжетов, близость к окружающей жизни.
Во вторых, в произведениях народных мастеров и творчестве детей все дышит радостью и радует взор красочностью.
В – третьих, через ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством разных народов закладываются гуманные чувства по отношению к народам разных национальностей, родному краю, Родине.
Важно, чтобы дети поняли, что в народном искусстве из поколения в поколение передаются не только приемы ремесла, но и мировоззрение, и духовна культура народа. Окружающие ребенка предметы, пробуждающие и воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть традиционными, т.е., так или иначе связанными с народными традициями. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть родного народа.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту накопленному предшествующими поколениями.
- 3 -
Ведь декоративно-прикладное искусство – составная часть этого опыта, а народное творчество – источник чистый и вечный, он идет от души.
Искусство родного народа должно войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
Чем больше я работаю, тем больше убеждаюсь в правоте Константина Дмитриевича Ушинского, который сказал: «Воспитание. если не хочет быть бессильным, должно быть народным». Ведь народное творчество в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который по образному выражению К.Д.Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями».
Особую роль декоративно-прикладного искусства в воспитании дошкольников отмечали многие отечественные исследователи и искусствоведы (Л.И.Божович, Е, Флерина, Р.Ш, А.П.Усова, Т.Я.Шпикалова, Р.И.Жуковская, Н.Б.Халезова, Т.С.Комарова, З.А.Богатеева и др.) отмечали, что в произведениях народного творчества особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. И доказывали, что народное творчество, в частности декоративно-прикладное искусство несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку.
Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, приобщает к миру прекрасного, и поэтому его нужно включать в педагогический процесс детского сада.
Правильно организованная работа помогает сформировать у детей чувство национальной гордости, а также гордости от сознания своей принадлежности к мордовскому народу.
Я считаю, что в нашем детском саду созданы все необходимые условия для ознакомления дошкольников с жизнью, национальным творчеством мордовского народа и другими народами Поволжья.
Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, которые накапливаются человечеством, поэтому я выбрала следующие направления в работе:
- расширить знакомство детей с изделиями художественных народных промыслов;
- познакомить с национальными орнаментами декоративно-прикладного искусства народов республики;
- учить самостоятельно создавать изделия по мотивам декоративно-прикладного искусства народов, живущих в нашей республике;
- воспитывать гуманные чувства по отношению к народам разной национальности.
Для реализации данной проблемы использую следующие программы:
1. «Детство» (авторы: Т.И.Бабаева, В.И. Логинова, Н.А.Ноткина)
- 4 -
2. «Валдоня» (авторы: педагогический коллектив кафедры дошкольного воспитания МГПИ им.М.Е.Евсевьева).
3. «Возрождение» Программа духовно-нравственного воспитания (автор: Е.К.Турилова).
Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка; прививается любовь к своему краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного и развивать у них художественный вкус; благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту».
Мои дети не имеют возможности увидеть непосредственный технический процесс изготовления народных костюмов, росписи игрушек, посуды. И у детей нет возможности соприкоснуться воочию с декоративно-прикладным искусством мордовского народа и других народов.
Поэтому, я перед собой поставила цель:
- подарить детям радость творчества мордовского народа, познакомить с его историей и орнаментальностью через изобразительную деятельность;
- развивать интерес к искусству народов русской и татарской национальностей;
- воспитывать гуманные чувства по отношению друг к другу, окружающим людям.
Мою группу посещают дети разных национальностей (мордва, татары, русские и др.). У многих были самые незначительные представления о национальном творчестве мордовского народа
Поэтому была необходимость провести диагностику по выявлению уровня развития гражданских качеств личности.
Мною были поставлены следующие задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения декоративно-прикладного искусства народов, живущих в нашей республике.
2. Расширить знания детей о характерных особенностях орнамента мордовского, татарского и русского народов.
- 5 –
3. Формировать у детей гуманные чувства по отношению к окружающим: доброжелательность, честность, правдивость, справедливость, отзывчивость.
4. Развивать интерес к народному искусству, умение понимать его ценность и необходимость для любой национальности.
5. Развивать умение выражать свои чувства в изделиях, созданных своими руками.
6. Воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей.
7. Воспитывать эстетические чувства.
В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997г было провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны человек осознавал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, с другой - привить ему уважение к другим культурам. Именно, поэтому для решения поставленных задач широко использую произведения декоративно-прикладного искусства мордовского, русского и татарского народов. Все это создает предпосылки для патриотического воспитания детей.
Предусматриваю следующие принципы воспитания и обучения:
1. Гуманность.
2. Природосообразность.
3.Культуросообразность.
4.Светский характер.
5. Научность.
6. Многоуровневость.
Мною были определены формы работы с детьми:
1. Занятия (фронтальные и подгрупповые)
2. Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности.
3. Экскурсии и целевые прогулки.
4. Выставки.
5. Тематические вечера этической и национальной направленности .
6. Просмотр фильмов, прослушивание аудиозаписи и другие ТСО.
7. Детская благотворительность.
8. Праздники и развлечения.
При планировании работы по данной тематике, я учитываю такие принципы дидактики, как активность, наглядность, реалистичность, доступность, научность, систематичность, последовательность.
Формы проведения занятий:
- путешествие по городам, знаменитых своим художественным промыслом;
- экскурсии на выставку, в музей, сказку;
- превращения в мастеров, художников.
- 6 -
Методы и приемы воспитания и обучения.
Наглядные:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- рассматривание иллюстраций, репродукций, изделий, предметов;
- дидактические и сюжетно-дидактические игры;
- моделирование.
Словесные:
- чтение художественных произведений;
- беседы с элементами диалога;
- рассказ;
- малые формы фольклора.
Практические:
- продуктивная деятельность;
- постановка спектаклей.
Работа, проводимая по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством мордовского народа, способствовала не только дать детям представления о специфике национального искусства, но подчеркнуть общие черты в искусстве других народов (русских, татар).
На занятиях знакомила детей с характерными признаками национальной одежды, обуви и предметов быта. Дети знают, какую одежду носили народы издавна, научились различать и называть головные уборы, одежду, украшения.
Знакомя детей с изделиями народных промыслов, стараюсь приобщать детей к искусству народов разной национальности, помочь им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.
Стараюсь научить видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков. Ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить.
В процессе работы по данной теме я пришла к выводу, что нельзя вести работу одними и теми же материалами (кисточка, карандаш), а необходимо менять материал и технику рисования. Мои дети рисуют поролоном, палочками, пальцами, картошкой. Разная организация занятий, использование различных материалов, художественного слова, музыки – все это позволяет мне помочь попасть детям в необычный мир искусства, приобщить их к художественной культуре.
Я стараюсь пробудить у детей веру в свои творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что они пришли в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Каждому человеку, тем более ребенку, приятно слышать похвалы, особенно заслуженные. Я неустанно подбадриваю детей, одобряю их работу. Но достичь хороших
- 7 -
результатов возможно только совместными усилиями детского сада и семьи. Поэтому, большое внимание я уделяю работе с родителями. Информацию родители получают из разных источников: на собраниях, в процессе бесед, консультаций, тематических вечеров.
Если мы посмотрим на эту диаграмму, то увидим, что целенаправленная, систематическая работа дает хорошие результаты и гражданские представления и навыки у детей развиваются. Благодаря проводимой работе мои воспитанники пропитываются духом творчества, гуманизма, у них появилось стремление к созидательной деятельности.
Я вижу, что соприкосновение с декоративно-прикладным искусством обогащает ребят, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Ведь познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, формируются образные представления, развивается мышление и воображение.
Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и развивается художественный вкус, эстетическая оценка. У детей формируются разные способности – как интеллектуальные, так и художественные.
Вместе с тем, в процессе ознакомления с народным творчеством у детей формируются гуманные качества (доброжелательность, милосердие, уважение) к народам разных национальностей.
Я убеждена, что та любовь к искусству, которую я стараюсь привить своим подопечным в детстве, лейтмотивом пройдет через всю жизнь, обогащая ее яркими, позитивными эмоциями.
Я, как воспитатель, верю, что мои воспитанники, в которых я заложила зерно доброго, человеческого, прекрасного, вырастут настоящими людьми.
Литература
1.Алешина Н.В., Патриотическое воспитание дошкольников. – М., ЦГЛ, 2004.
2. Кондрыкинская Л.А.. С чего начинается Родина? М., Творческий центр «СФЕРА», 2003.
3. Островская Л.Ф. Нравственное воспитание дошкольников, М., «Просвещение», 1987.
4. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников, М., «Просвещение», 1989.
5. Островская Л.Ф. Растить гражданина, М., «Просвещение», 1989.
6. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью, М., «Просвещение», 1987.
7. Комарова Т.С., Саккулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду, М., «Просвещение», 1982.
8. Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. М., «Просвещение», 1982.
9. Журнал «Дошкольное воспитание», 2,6/2004, 1,2/2005, 2/2006.
10. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №5/2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ « Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в условиях ФГОС»
Актуальность темы работы обусловлена тем, что одной из примечательных черт современного этапа культурной революции в нашей стране является рост общественного интереса к практике и теории эстетич...
"Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"
Изучение декоративно-прикладного искусства как часть художественно - эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях творческие способности, любознательность и тягу к экспериментам...
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ФГОС
Введение ……………………………………………………&hel...
Выступление на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства».
Народное искусство в России занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, му...
Методическая разработка. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного искусства.
Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство....
Доклад "Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"
Доклад "Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"...