Выступление на педагогическом совете на тему: "Гражданское воспитание дошкольников посредством взаимодейсвия с социумом"( из опыта работы).
материал
Социальное партнерство в ДОО – современная эффективная форма взаимодействия педагогов, детей, родителей, представителей других организаций, которая способствует открытости, доступности и продуктивности дошкольного образования. Оно создает благоприятные условия для самореализации дошкольников и педагогов, предоставляет детям большие возможности для достижения новых образовательных результатов, повышает качество дошкольного образования. Данное сотрудничество позволяет привлечь большой круг заинтересованных лиц и организаций, оптимизировать образовательный и воспитательный процесс в ДОО, выполнить социальный заказ общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ystuplenie.docx | 36.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 1 «Тополек» второй категории общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Гражданское воспитание дошкольников посредством взаимодействия с социумом»
(из опыта работы).
Воспитатель: Григор И. А.
.
с. Самарское
2021 г.
Социальное развитие — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений и передачи обычаев от поколения к поколению. В настоящее время в дошкольном воспитании и образовании используются термины: «социальное развитие», «патриотическое воспитание» и «гражданское воспитание».
Области значений этих терминов частично пересекаются, но они не являются тождественными. Цель патриотического воспитания — привить любовь к Родине, к национальным традициям, к культуре. Поэтому патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения.
А что означает «гражданское воспитание» в дошкольной педагогике?
Гражданское воспитание — это формирование у ребенка активной социальной позиции, осознание себя участником и созидателем общественной жизни.
Гражданское поведение предполагает формирование таких черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического воспитания, — это активность, самостоятельность, инициативность, способность принимать решения. Гражданское воспитание можно рассматривать как составную часть социального развития, т.е. как одно из направлений социализации личности. Раньше задачи социального развития, гражданского воспитания и нашей стране не ставились: для участия в выборах, на которых избирателям предлагался только один кандидат и не было социального выбора, определенной гражданской позиции не требовалось. В новых социальных условиях гражданская активность, грамотность населения важны, потому что от этого зависит судьба народа.
Но современное дошкольное учреждение не может успешно работать и развиваться без взаимодействия с социумом, т.е. окружающим его миром, государственными и общественными организациями.
Дошкольная образовательная организация сегодня не просто оказывает образовательные услуги, но конкурирует с другими организациями своего профиля. Если детский сад обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг, он является конкурентноспособным. Это возможно достигнуть при условии тесного сотрудничества с социальными партнёрами, которые помогают решать образовательные задачи. Наше дошкольное образовательное учреждение тоже реализовывает свою деятельность и развивается в результате сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
Для того чтобы выбрать социальных партнеров дошкольной образовательной организации, необходимо понимать, в чем заключается это партнерство. Социальное партнерство – это взаимодействие двух или более равных сторон – лиц и/или организаций. Оно осуществляется на основе подписанного на определенное время соглашения. Его цель – решить конкретный вопрос (социальную проблему) путем объединения материальных, финансовых, человеческих и других ресурсов и организационных усилий.
Таким образом, социальное партнерство в ДОО – современная эффективная форма взаимодействия педагогов, детей, родителей, представителей других организаций, которая способствует открытости, доступности и продуктивности дошкольного образования. Оно создает благоприятные условия для самореализации дошкольников и педагогов, предоставляет детям большие возможности для достижения новых образовательных результатов, повышает качество дошкольного образования. Данное сотрудничество позволяет привлечь большой круг заинтересованных лиц и организаций, оптимизировать образовательный и воспитательный процесс в ДОО, выполнить социальный заказ общества.
Слайд 2. Основные цели взаимодействия с социумом - создание системы взаимосотрудничества ДОУ с социумом для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития и гражданского воспитания детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.
Слайд 3. Какие задачи решает социальное партнерство
Круг задач, которые дошкольная образовательная организация может решать благодаря сотрудничеству с другими организациями, зависит от того, какие педагогические проблемы являются для данной ДОО приоритетными. Однако можно выделить основные задачи социального партнерства – это
- привлекать ресурсы социальных партнеров для развития дошкольной образовательной организации;
- направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности социального партнера, его общественной самоорганизации и самоуправления;
- накапливать и передавать жизненный опыт образовательного сообщества и его партнеров;
- координировать совместную деятельность, предполагая степень ответственности каждого партнера.
Слайд 4. Семь шагов к эффективному взаимодействию с социальными партнерами.
1. Определить педагогические проблемы, которые ДОО необходимо решить.
2. Провести анализ социального окружения детского сада.
3.Выбрать социальных партнеров, которые помогут решить обозначенные педагогические проблемы.
4. Проинформировать социальных партнеров о желании с ним сотрудничать.
5. Разработать план совместных действий, определите цели и сроки взаимодействия.
6. Совместно провести запланированные мероприятия.
7. Оценить результативность взаимодействия, обсудить полученные результаты и принять решение о дальнейшем сотрудничестве.
Слайд 5. Взаимодействие МБДОУ с другими организациями.
Организация | Содержание деятельности |
Библиотека | экскурсии, выставки,проведение познавательных занятий,акции |
Школа | Взаимопосещения; экскурсии, совместные спортивные соревнования, метод объединения педагогов. |
Музыкальная школа | посещение концертов; концерты воспитанников музыкальной школы в ДОУ; совместные мероприятия, выставки детских работ; |
Центр детского творчества | совместная организация концертов, спектаклей; занятия в творческих объединениях. |
Детская поликлиника | контроль за организацией оздоровительной работы в ДОУ; лабораторные обследования детей; обследования детей узкими специалистами. |
Предприятия | ознакомление детей с профессиональным статусом совместная организация мероприятий для детей; выполнение ремонтных работ; изготовление оборудования. |
Музеи | экскурсии, выставки |
Выездные группы театра | показ театральных представлений. |
Дом культуры | участие в кружках |
Социальное партнерство МБДОУ с другими организациями может осуществлять по трем уровням.
Первый уровень – это организации, у которых социальное партнерство – необходимое условие для реализации основной деятельности, то есть это взаимообразное партнерство, в котором его субъекты являются условиями для развития друг друга.
Наше МБДОУ в гражданском воспитании взаимодействует на этом уровне со следующими сетевыми партнёрами.
Слайд 6. В сетевом взаимодействии участвует Самарский детский отдел МБУК МЦБ. Библиотекари организовывают с воспитанниками МБДОУ экскурсии, выставки, познавательные беседы. Организовывают также дистанционную работу: онлайн беседы к знаменательным датам, например к дню пожилого человека, и онлайн чтение художественных произведений, знакомят с литературой по правилам дорожного движения.
Слайд 7. Самарский центр детского творчества. С данной организацией мы сотрудничаем с целью реализации ФГОС ДО по всем направлениям воспитания и образования, в том числе и гражданского воспитания.
На базе нашего МБДОУ с детьми занимаются преподаватели творческих объединений
Слайд 8. Творческое объединение «Дорожная азбука» с целью привития навыков безопасного поведения на дороге, формирования начальных представлений о правилах дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Во время занятия ребята знакомятся с правилами дорожного движения в игровой форме.
Участвуют в театрализованном представлении для закрепления материала, а также важных акциях и мероприятиях.
Слайд 9. Творческое объединение «Чудеса природы» - с целью развитие личности ребенка, способности к художественному творчеству, самореализация деятельности через творческое воплощение.
Слайд 10. Творческое объединение «Шахматная азбука» с целью формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы, развития внимания, логического мышления, произвольной памяти, изобретательности.
Слайд 11. Творческое объединение «Крепыш» - с целью повышения физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии их умственных способностей.
Творческое объединение «Волшебный квадрат» с целью развития индивидуальности и творческого потенциала детей.
Слайд 12. Творческое объединение «Радуга» - с целью развитие познавательных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Слайд 13. Во взаимодействии с МБОУ Самарской СШ №1 мы осуществляем одну из задач ФГОС ДО - преемственность целей, задач и содержания образования в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования, в том числе и гражданского воспитания.
Воспитанники подготовительной группы бывают на экскурсии в первом классе с целью расширения представлений детей о школе, развития желания как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе, развития умения проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.
Слайд 14. Был проведён совместный спортивный праздник «Весёлые старты».
Слайд 15. Дети старшей группы №2 приняли участи в акции по ПДД, которую провели учащиеся начальных классов СШ №1., во время которой закрепили правила безопасного поведения на дороге, правила пешехода.
Слайд 16. Учащиеся первого класса в дистанционном формате приняли участие в акции ко Дню пожилого человека в форме агитбригады, цель которой - создать условия для пропаганды формирования духовности, нравственности, гражданско - патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к пожилым людям.
Слайд 17. Мы таже сотрудничаем с педагогами начальных классов в методической работе. Я представляла опыт работы с элементами педагогической мастерской «Основные педагогические технологии в работе ДОУ и школы, как одно из условий повышения качества образования» в рамках методического объединения с участием учителей начальных классов МБОУ Самарской СШ № 1.
Слайд 18. Также наше МБДОУ сотрудничало с Самарской СШ №4 по обучению правилам дорожного движения. Викторина по ПДД совместно с командой ЮИД Самарской СОШ №4.
Слайд 19. Детская Школа искусства с. Самарского. Ежегодно для ребят подготовительной группы детского сада организуются и проводятся экскурсии в детскую Школу искусств. Дети знакомятся с различными отделениями, посещают выставки творческих работ учащихся Школы. Традиционно воспитанники Школы искусств проводят в детском саду выездные концерты для дошкольников. Такие встречи в легкой доступной форме знакомят детей с музыкальными инструментами, пробуждают интерес к музыке, способствуют развитию музыкального вкуса, слуха, памяти. У детей возникает желание обучаться в этом учебном заведении. И, неслучайно, дети старших дошкольных групп уже являются ученикам Школы искусств, делающие ещё первые шаги в мире музыки, искусства. Дети получают новые впечатления. Концерты производят на дошкольников яркое впечатление, активизируют интерес к музыкальному искусству, стимулируют творческую деятельность.
Слайд 20. На базе нашего детского сада мы взаимодействовали со «Школой футбола «Митра». Это взаимодействие позволило создать благоприятные условия для успешного физического развития и приобщения к спорту. Сотрудничество и преемственность в работе детского сада и спортивной школы позволяют создать атмосферу эмоционального благополучия, сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье дошкольников, сформировать у них основы здорового образа жизни. формировать у детей положительную мотивацию к занятиям футболом, потребность в здоровом образе жизни; развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость, прыгучесть, выносливость и т. д.; повышать уровень психолого-педагогической компетентности педагогов, тренеров, родителей Такая комплексная спортивно-оздоровительная система работы детского сада и спортивной школы дает возможность как можно раньше обнаружить способности у детей к футболу.
Слайд 21. Также МБДОУ взаимодействует с МБУ «Центром психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие» Азовского района.
Также взаимодействуем с МБУЗ Районной больницей Азовского района с
целью создания единого образовательно-оздоровительного пространства: контроль за организацией оздоровительной работы в ДОУ, обследования детей.
Второй уровень – это организации, у которых нашлись общие основания для совместной деятельности (интеграция).
Слайд № 22. Взаимодействие с ОГИБДД МО МВД России "Азовский" позволяет нашему МБДОУ эффективно решать приоритетные задачи – профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и обучение детей правилам безопасности на дорогах.
Слайд № 23 - 25. С выездными театральными группами мы взаимодействовали в организации работы по региональному компоненту. Они знакомят дошкольников с историей казачества с традициями, обрядами, семейным укладом донских казаков, с бытом и взаимоотношениях в казачьей семье, с казачьими играми, знакомство с казачьим песнями, фольклором.
Третий уровень составляют организации, специфика деятельности которых не связана друг с другом и взаимодействие имеет разные цели и мотивы: различные предприятия, благотворительные фонды и т. п.
Сотрудничество с организациями данного уровня помогает ДОУ улучшить материально-техническую базу для проведения мероприятий с детьми дошкольного возраста, получить поддержку (материальную, методическую, имиджевую)
К результатам взаимодействия с организациями 3-го уровня можно отнести: шефскую помощь (ремонт), благоустройство участков, значительный вклад в развитие предметно-развивающей среды, поставку в ДОО современного игрового и обучающего оборудования, сладкие подарки детям на праздники, а также участие педагогов и воспитанников в социально значимых мероприятиях (природоохранных экологических акциях «Зеленый мир», «Май – для цветов рай», «Благородные дела одаренных детей», проектах по поддержке семей с детьми «Кусочек счастья», «Детства мир счастливый»)
Таким образом, каковы бы ни были мотивы социального партнерства, его успешность для ДОО определяется тем, насколько совместная с другими организациями деятельность будет способствовать повышению качества образовательного процесса и достижению детьми высоких образовательных результатов.
Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показывает, что взаимодействие с социальными партнерами создает благоприятные возможности для обогащения деятельности, опыта в ДОУ, расширяет спектр возможностей по осуществлению сотрудничества с социокультурными учреждениями в рамках разностороннего развития воспитанников, особенно гражданского воспитания.
Практика работы нашего учреждения с социальными партнерами показывает, что подготовка жизнеспособного, свободомыслящего и активнодействующего человека – гражданина новой России может осуществляться в условиях социального партнерства.
Организация сотрудничества с социумом формирует устойчивую систему ценностей ребенка выступающих в качестве внутренних регуляторов его поведения в любых ситуациях, делает успешной подготовку к школьному обучению, оптимизирует взаимодействие взрослого и дошкольника, способствует успешной социализации личности дошкольника, дает возможность реализации личностно ориентированного подхода к воспитаннику, совершенствует профессиональную компетентность педагога.
Взаимодействие ДОО с социальными партнерами позволяет выйти на новый, инновационный уровень развития системы дошкольного образования, создать благоприятные условия для образовательной деятельности с учетом современных требований, получить высокие результаты развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме: «Гендерное воспитание дошкольников» на тему «Организация коллективного труда в подготовительной к школе группе»
Трудовое воспитание дошкольников с учетом гендерного подхода...
Игра - Педагогический экспресс на тему "Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников"
laquo;Правильное воспитание по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, ...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы (обобщение опыта работы в рамках плана по самообразованию с детьми второй младшей группы)
Данная статья содержат обобщение опыта по реализации плана по самообразованию педагога во второй младшей группе в 2020/2021 учебном году по теме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников поср...
Выступление на педагогическом совете "Логоритмика как эффективное средство развития речи детей средней группы" (из опыта работы)
В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нерв...
«Патриотическое воспитание дошкольников посредством организации мини-музея» (из опыта работы)
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством организации мини-музея»....
ВЫСТУПЛЕНИЕ на педагогическом совете на тему «Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности» Подготовила: Музыкальный руководитель Скворцова Т.А Дата проведения: 21.02.2023 г.
Методическая разработка для педагога....
Выступление на педагогическом совете с темой: «Экологическое воспитание дошкольников»
Экологическое воспитание одно из важнейших направлений с дошкольниками...