Консультация для воспитателей и специалистов МБДОУ
рабочая программа (старшая группа) на тему

«Планирование образовательной работы в    ДОУ»

 

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов вносит в действующую структуру планирования значительные изменения.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю и педагогу необходимо соблюдать при планировании:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_planirovanie.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Аляба Зинаида Анатольевна, заместитель заведующей МБДОУ «Аленушка»

2014г.

                          Консультация

        для воспитателей и специалистов МБДОУ 

                                   по теме

  «Планирование образовательной работы в    ДОУ»

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов вносит в действующую структуру планирования значительные изменения.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю и педагогу необходимо соблюдать при планировании:

Рассмотрим условия, которые необходимо соблюдать при планировании образовательной работы в ДОУ:

  • Объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
  • Выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетным направлением образовательного процесса ДОУ;
  • Четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
  • Выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, что предстоит сделать для достижения целей и задач. План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

  • Основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
  • Комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • Принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
  • Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

 

ФГОС ДО рекомендует планировать образовательную работу, охватывая следующие образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательно развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое;
  • Физическое развитие.

Остановимся подробнее на содержании образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей.

А сейчас предлагаю Вашему вниманию модель календарно-перспективного плана образовательной работы в ДОУ.

Структура плана образовательной работы такова:  

темы месяца планируются с учетом возраста детей, сезонных явлений, традиционных событий, праздников, мероприятий.

Работа по взаимодействию с семьей планируется в соответствии с годовым учебным планом, на один месяц.

Содержание образовательной работы распределяется по пяти образовательным областям следующим образом:

Наименование образовательной области

Разделы:

  • Задачи
  • Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми
  • Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности  детей
  • планирование непосредственно образовательной деятельности

 

Социально-коммуникативное развитие:

В разделе «Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми» можно указать темы бесед (по праздничным датам, временам года и т.д.),  темы для проигрывания ситуаций, названия игр (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных и др.) художественную литературу и другой материал, использующийся при организации совместной деятельности педагога с детьми, индивидуальная работа.

В разделе «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей» указываются вносимые игры, книги, карты, схемы и другой дидактический материал вносимый педагогом для самостоятельной деятельности детей.

В разделе «Планирование непосредственно образовательной деятельности» планируется деятельность по освоению правил речевого этикета и норм поведения принятых в обществе; по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой Родине и Отечеству, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; по формированию основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие:

В разделе «Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми» можно указать темы наблюдений в природе, темы экскурсий, темы для познавательно-исследовательской деятельности, названия дидактических игр, тематику игровых упражнений, художественную и научную литературу и др., индивидуальная работа.

В разделе «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей» указываются вносимые атрибуты к играм, атрибуты для выполнения трудовых поручений, игры для самостоятельной деятельности, художественная и справочная литература, картины, иллюстрации схемы и другой дидактический материал вносимый педагогом для самостоятельной деятельности детей.

В разделе  «Планирование непосредственно образовательной деятельности»

 планируется познавательно-исследовательская деятельность; деятельность по формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах  и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов.

 

Художественно-эстетическое развитие:

В разделе «Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми» можно указать темы для продуктивной деятельности, игры, картины, иллюстрации, художественная литература, развлечения, досуги, праздники, индивидуальная работа.

В разделе «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей» указываются вносимые материалы и инструменты для творчества (краски, бумага – разного цвета, формата, фактуры, природный и бросовый материал, кисти), художественная литература, картины, иллюстрации, схемы, игры для самостоятельной деятельности, конструкторы.

В разделе   «Планирование непосредственно образовательной деятельности»

планируется деятельность по формированию элементарных представлений о видах искусства (виды и жанры); деятельность по овладению навыков по изобразительной, конструктивно-модельной деятельности и др.

Речевое развитие:

В разделе «Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми» можно указать темы бесед  для развития связной речи, игры (драматизации, имитации, театрализации), картины, иллюстрации, художественная литература, темы для книгоиздательства, театрализация, кружковая деятельность, досуги, праздники, индивидуальная работа.

В разделе «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей» указываются вносимые атрибуты для игр,  художественная литература, картины, иллюстрации, разнообразные игры, схемы и другой дидактический материал.

В разделе    «Планирование непосредственно образовательной деятельности»

планируется работа по обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; по развитию звуковой и интонационной  культуры речи, фонематического слуха; по формированию звуковой аналитико-синтаксической активности как предпосылки обучения грамоте через чтение художественной литературы, беседы, рассказы взрослого, составление рассказов, пересказ, заучивание стихов   и др.

 

Физическое развитие:

В разделе «Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми» можно указать темы бесед  по формированию элементарных норм и правил здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, для формирования полезных привычек и др.), темы бесед по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта; подвижные игры, игры-соревнования, игровые упражнения, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, закаливание, досуги, спортивные праздники, индивидуальная работа.

В разделе «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей» указывается вносимое  физкультурное оборудование.

В разделе «Планирование непосредственно образовательной деятельности»

  планируется работа по формированию двигательной активности детей дошкольного возраста направленной на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, на развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, на выполнение основных движений, на формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; на овладение подвижными играми; на становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; на овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни и др.

Рассмотрим конкретное содержание образовательной работы по областям, взяв по одной задаче в каждой образовательной области.

Берем планирование на февраль, тема: транспорт и профессии, подтема: азбука светофора, День Защитника Отечества.

Социально-коммуникативное развитие:

В разделе задачи пишем задачи на месяц в соответствии с темой месяца, возрастной группой.

Задачи: способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости.

В разделе «формы организации совместной деятельности педагога с детьми»

Планируем чтение произведения С. Михалкова «Дядя Степа», сюжетно-ролевую игру «Автобус», развивающую игру «Подбери синоним, антоним»

Ситуации «Мы звоним…», 4. Общение «Как звонить в пожарную часть», загадки о вежливых словах, тематическую беседу на тему «Тот герой – кто за Родину горой».

В разделе «организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей планируем внесение дидактической игры «Кому что нужно?», книги С. Михалкова «Дядя Степа», иллюстрации с разными видами труда, карту города Вельска.

В разделе «планирование непосредственно образовательной деятельности» указываем темы и литературу: «Добрые слова» 126/23; «Кто кем был?» 29/91;

«Как вести себя в общественных местах» 4/49.

Познавательное развитие:

Задачи: продолжать формировать умение пересчитывать и отсчитывать по единице при решении задач и примеров..

В разделе «формы организации совместной деятельности педагога с детьми» планируем игры на развитие логического мышления: лабиринты, собери квадрат; на «геовизоре» (по схеме нарисуй фигуру), «нетающие льдинки» (выложи транспорт); работа в тетради4 игровые задачи для дошкольников 23/27 (вся методическая литература в нашем детском саду пронумерована, первая цифра – номер пособия, вторая цифра – номер страницы)

В разделе «организация развивающей среды для самостоятельной деятельности» планируем внесение «Геовизора», счетные палочки, схемы для выполнения заданий на «геовизоре».

В разделе «планирование непосредственно образовательной деятельности» планируем  темы «Работа с «геовизором» 159/260; «Решение задач и запись в тетради» 159/261; «Сравнение схем сравнения по объему (тетрадь «Раз ступенька..» стр. 34).

Художественно-эстетическое развитие:

Задачи: способствовать освоению техники симметричного, силуэтного, многослойного вырезания. Совершенствовать навыки оформления поздравительных открыток.

В разделе «формы организации совместной деятельности педагога с детьми» планируем темы для выполнения работ «Самолеты в небе», «Открытка папе»; рассматривание картин и иллюстраций о празднике «День Защитника Отечества»; рисование «по-сырому» - «Праздничный салют»; чтение книги Б.Никольского «Как живет аэродром»; игры «четвертый лишний», «подбери предмет по признаку» (на классификацию видов транспорта); оригами «Лодка», «Парусник», «Машинки».

В разделе «организация развивающей среды для самостоятельной деятельности» планируем  внесение бумаги для рисования; иллюстрации с изображением разных видов транспорта; схемы последовательного сгибания бумаги для вырезания деталей транспорта; книгу Б. Никольского «Как живет аэродром»; игры «Лего»: комплекты «Аэропорт», «Автомобильная заправка», «Морской порт».

В разделе «планирование непосредственно образовательной деятельности» планируем темы «Пожарная машина спешит на помощь» 159/448; «Военная техника» лепка; «Алые паруса» аппликация..

Речевое развитие:

Задачи: развивать связную речь детей, учить придумывать рассказы и сказки на заданную тему по серии сюжетных картинок.

В разделе «формы организации совместной деятельности педагога с детьми» планируем чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» (хрестоматия, стр. 235); беседа «Хорошие поступки», детское книгоиздательство на тему «Наземный транспорт»4 заучивание стихотворение «Дуют ветры в феврале», игры «Отгадай загадку – составь отгадку» - транспорт, рода войск; 2Составь рассказ по картинкам»; «Вещи и их хозяева».

В разделе «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей»  планируем внесение настольного театра для сказки «Каша из топора»; фуражки, бескозырки; иллюстрации с изображением разных родов войск; книги Л.Н.Толстого «Прыжок», Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?»; схемы последовательного составления рассказов и сказок.

В разделе «планирование непосредственно образовательной деятельности» планируем темы «Придумываем рассказ «Почему люди трудятся вместе» 67/147; «Составление загадок о транспорте 57/124.

Физическое развитие:

Задачи: формировать умение ходить на лыжах переменным шагом.

В разделе «формы организации совместной деятельности педагога с детьми» планируем подвижные игры «Снайперы», «Мороз Красный нос», игры-соревнования с санками, лыжами, игровые упражнения «Лыжники», «Скользящий шаг», утреннюю гимнастику с палками 117/50, с флажками 117/53, физкультминутки 159/370, 344, 343, бодрящую гимнастику, закаливание; физкультурный досуг «Мы – защитники!».

В разделе «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей»  планируем внесение санок, лыж, лопат, в группу  маты, мячи, кегли.

В разделе «планирование непосредственно образовательной деятельности» планируем темы выполнения основных движений «Катание на лыжах переменным шагом» 117/60, 62, 63.

В условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может быть единого для всех ДОУ плана образовательной работы. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом ФГОС ДО, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей.

План  должен быть рассмотрен и принят на педагогическом совете ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы специалистов МБДОУ с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья.

Основные задачи работы:    •Создание ребёнку с ОВЗ возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психи...

Консультациядля воспитателей "Логические математические игры"

Развиваем детей с помощью математических игр....

Взаимодействие воспитателя коррекционной группы со специалистами МБДОУ

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и ада...

Справка совместной работы учителя-логопеда со специалистами МБДОУ детского сада № 50, способствующая успешному освоению воспитанниками коррекционной программы.

Справкасовместной работы учителя-логопеда    со специалистами  МБДОУ детского сада № 50, способствующая успешному освоению воспитанниками коррекционной  программы....

Консультациядля воспитателей

Консультация для воспитателей...

«Взаимодействие воспитателей со специалистами МБДОУ»

Доклад по теме:  «Взаимодействие воспитателей  со специалистами МБДОУ»...