Конспекты занятий с детьми по воспитанию уважения к русской народной культуре
план-конспект занятия по теме

Нагайцева Ирина Дмитриевна

Подбор конспектов занятий с детьми по воспитанию уважения к русской народной культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Добро пожаловать в сказку»

 

Цель: Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик, желание помочь, попавшей в беду Алёнушке.

Закрепить знания о русских на¬родных сказках. Предложить разгадать загадки о сказках, пословицах, художниках - иллюстраторах, умение отличать их творческую манеру. Игра «Что лишнее?».

Развивать наблюдательность, память, умение сопоставлять, сравнивать, высказывать собственное суждение, доказывать свою точку зрения

Поддерживать интерес детей к играм-драматизациям, к играм в кукольном театре, поощрять рассказывание по картине Продолжать учить детей сочинять двустишия по заданным рифмам.

Материалы: Оформление русской избы: Корзинка для Алёнушки.Иллюстрации: Ю Васнецова, Е. Рачева, Е. Чарушина.

Кубик «Бросайка» с иллюстрациями к русским народным сказкам: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «По щучьему веленью», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди» (на каждую сторону большого куба крепятся открытки с иллюстрациями к сказкам). Ширма, перчаточные куклы, цветы. Карточки, на которых две картинки подобраны по рифме (ложка — кошка). Шапочки волка и лисы, корзинка с рыбой. Пряник-угощение. Игрушки: мальчик Иванушка с гармошкой, каруселька напоминающая ярмарочный балаган. Репродукции картин: К. Васильев, «Ожидание», К. Брюллов, «Сон бабушки и внучки»; В. Васнецов, «Снегурочка»; А. Корзухин, «Бабушка с внучкой».

Ход занятия

Занятие проводится в помещении, стилизованном под русскую избу. Дети входят и садятся на скамеечки. Входит Алёнушка (воспитатель в русском сарафане) с корзинкой в руках, здоровается.

Алёнушка

По травушкам и камушкам

Тропинкою лесной

Алёнушка с Иванушкой

Идут к себе домой.

И хочет пить Иванушка,

В лесу колодца нет,

И вдруг в траве за камушком

Увидел чей-то след.

А в том следу была вода,

Прозрачная до донышка,

А в той воде была беда...

Где братец твой, Алёнушка?

Узнали вы, ребята, из какой сказки я к вам пришла? (Ответы детей.) А пришла я потому, что мой Иванушка опять потерялся. Помогите мне его найти. Для этого надо выполнить задания. Вот они, в моей корзин¬ке. Когда она опустеет, Иванушка и найдется.

Чтобы верный выбрать путь,

Надо сесть и отдохнуть

И в любимую корзинку

Ненароком заглянуть.

1- задание. Игра «Продолжи пословицы»

Алёнушка достает из корзинки карточки, на которых написано начало пословиц. Читает их, а дети продолжают текст сами.

ДОМ без книги — день без солнца.

Кто много читает - тот много знает.

Любишь кататься - люби и саночки возить

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Терпенье и труд все перетрут.

В доме ни одной книжки - плохи у хозяина делишки.

Делу время - потехе час.

У страха глаза, велики.

Как аукнется - так и откликнется.

2 - задание

Алёнушка показывает кубик «Бросайка» и просит запомнить картинки, а потом убирает картинку «Курочка Ряба», предлагает детям вспомнить, какой иллюстрации не стало. Про остальные загадывает загадки.

Отворили дверь козлята –

И пропали все куда-то.

(«Волк и семеро козлят»)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В ямке от копытца («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной,

Он, сам того не ведая.

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Теперь скорей ответь!

Названье этой сказки.

(«Маша и медведь») По тропе шагая бодро. Сами воду тащат ведра.

(«По щучьему веленью»)

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка.

Помогла красивая

Голубая речка

Все нам помогали,

Все нас укрывали,

К батюшке и матушке

Мы домой попали.

Кто унес братишку?

Назовите книжку.

(«Гуси-лебеди») А кто же моего братика унес?

Может быть, тоже гуси-лебеди?

Хоть пляши ты тут, хоть пой,

Где-то ж бродит братец мой?

3- задание. Игра «Что лишнее?»

Детям предстоит разобраться, какая иллюстрация лишняя (Алёнушка вы¬нимает их из корзинки), и обосновать свой выбор.

Е. Рачев, «Петушок — золотой гребешок»,

Е. Чарушин, «Зайчиха с зайчатами».

Е. Чарушин, «Томка». Е, Чарушин, «Волчишко». Предполагаемые ответы детей: иллюстрация «Петушок - золотой гребешок» лишняя, так как Звери у художника Рачева одеты как люди, а у Чарушина они как живые — лохматые и пушистые.

Е. Чарушин, «Почему Тюпу прозвали Тюпой».

Ю. Васнецов, «Ладушки».

Ю. Васнецов, «Заячьи слезы».

Ю. Васнецов, «Радуга-дуга».

Предполагаемые ответы детей: лишняя иллюстрация Е. Чарушина, потому что у Васнецова герои сказочные, нарядные, а в домиках «ставенки резные, окна расписные».

Алёнушка

Хоть бы малую подсказку, Заглянуть бы надо в сказку. (Достает из корзины козочку-игрушку бибабо и цветы.)

В путь дорогу нам пора,

Собирайтесь, детвора.

Через тёмный лес, вперёд,

Что за сказка здесь нас ждёт?

Дети разыгрывают на ширме сказку М. Дружининой «Розочки для козочки».

Козочка

Скачет козочка с утра

«День рождения! ура!

Скоро будут поздравленья.

Игры, танцы, развлеченья!

Пахнет в доме пирогами.

Вот и гости. Все с цветами

Барбос

«Поздравляю»- гавкнул пес

И нарциссы преподнес.

Две собаки

«Ты забыл, Барбос,

про маки», — Прибежали две собаки.

Кошка

«Будь здоровой, наша козочка»,

Протянула кошка розочки

Олень

«Будь рогатой, как олень»,

И олень вручил сирень,

Мышка

Прошмыгнула в щелку мышка

С хризантемою под мышкой

«Целый день точи копытца,

Чтоб с котами смело биться-

Козочка

«Ах, вся уже в цветах, —

Млела козочка. — Ах! Ах!

Это просто наслажденье —

Быть с друзьями

В день рожденья

Алёнушка спрашивает у кукловодов: не видели ли они ее братца, и благо¬дарит их за выступление, ведь ей ещё не приходилось бывать в кукольном театре.

Алёнушка

Шутки-прибаутки,

Бежит время минутками,

А Иванушки все нет,

Где искать нам — дай совет (Достает из корзинки игру «Рифма».)

4 - задание. Игра «Рифма»

Детям предлагается придумать двустишия к картинкам, подобранным в пары по рифме.

Например: мышка — книжка

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я книжки.

ложка — кошка

гребешок — петушок

колобок — клубок

пчелка — елка

Алёнушка достает из корзинки шапочки лисы и волка.

Игра-драматизация «Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису»

Лиса

Мужичка перехитрила

И всю рыбу утащила

Вот, устала, так устала,

Возле речки я гуляла.

Появляется волк.

ВолкЛисавета, здравствуй!

ЛисаКак дела, зубастый?

ВолкНичего идут дела.

Голова пока цела.

ЛисаГде ты был?

ВолкНа рынке.

Лиса:Что купил?

ВолкСвининки

ЛисаСколько взяли?

ВолкШерсти клок...

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке

ЛисаКто отгрыз?

ВолкСобаки!

Ну, а ты-то где бродила?

ЛисаРыбку в проруби ловила.

Только хвостик опустила,

Видишь, сколько наловила (показывает корзину с рыбой).

ВолкРыбки тоже я хочу (тянется к рыбе).

ЛисаТак поймай, я научу

(прячет рыбу за спину).

Ты ступай, дружок, к реке,

Сядь в укромном уголке,

Хвост свой в прорубь опускай

И все время повторяй:

«Ловись, рыбка

большая и маленькая».

ВолкНу, спасибо, Лисавета,

Помогла ты мне советом.

Где тут прорубь? Покажи!

Лиса (показывает). Не забудь, слова скажи!

Алёнушка спрашивает у Волка и Лисы, где ее братец, но они его не видели. Сестрица просит детей показать ей музей (может быть, там Иванушка) и рассказать о картинах.

Дети рассказывают о картинах, репродукции которых Алёнушка достает из корзины

1.К.Васильев, «Ожидание» (Алё¬нушка выбрала эту картину, так как у нее тоже длинная коса).

2.К.Брюллов, «Сон бабушки и внучки» (Алёнушке очень хочется узнать, что им снится).

3.В.Васнецов, «Снегурочка» (так как она читала эту, сказку).

4.А, Корзухин, «Бабушка с внучкой» (Алёнушке понравилось, что действие происходит в русской избе).

Корзина Алёнушки опустела, все задания выполнены.

Выйдя из музея, Алёнушка увидела братца. Это игрушка-гармонист, она стоит около карусельки, напоминающей ярмарочный балаган. Алёнушка ругает братца за то, что он ушел от нее, но рада, что он нашелся

Алёнушка (радостно) Мы Иванушку искали,

С ног все посбивалися,

А он вовсе не пропал,

Он по ярмарке гулял.

(Поет, обращаясь к Иванушке.)

Гармонисту за игру,

За игру кипучую –

Два соленых огурца,

Картошку рассыпучую. (Обращается к детям.)

Коли мы на празднике —

Все в чудном настроении,

А коли мы на ярмарке —

Несите угощение.

Угощает детей пряником печатным и благодарит за помощь в поисках брата.

 

 



Предварительный просмотр:

Ханты - Мансийский Автономный округ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №76

«Подснежник»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: Рассказывание детям потешки «Козушка белоногушка»

Воспитатель: Нагайцева И.Д.

г. Нижневартовск

Цель: рассказать детям потешку, сопровождая текст показом фигурок настольного театра;

вызвать у детей желание слушать потешку неоднократно;

побуждать принимать участие в повторении потешки, в договаривании отдельных слов и фраз;

развивать слуховое внимание и умение воспринимать интонационную выразительность речи;

эмоционально выделить торжество доброго начала;

учить выкладывать из фигурок домик, опираясь на образец воспитателя;

активизировать в речи детей слова: коза, Козушка-Белоногушка, схоронюсь, матушка, избушка, козлятки, березка.

Материал: фигурки настольного театра ( коза, волк, березка, домик козы); маски козлят; пластмассовые фигурки для выкладывания домика.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей отправиться в лес, в гости к Козушке- Белоногушке. Дети вместе с воспитателем идут в лес. Приходят на полянку.

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня отправимся в лес, в гости к Козушке - Белоногушке, пойдем по тропинке в лес. Идите осторожно, тихонько, тропиночка в лесу узенькая. Вот мы и пришли на полянку. На полянке в лесу стоят пенечки, садитесь на них поудобнее.

Дети рассаживаются на модули — подушечки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво в лесу. Какие здесь деревья красивые растут. Это береза. Повтори, Маша, Женя, Анечка. А это дерево - елочка. Как оно называется, скажи Ирочка, Катя.

Дети повторяют названия деревьев: березка, елочка.

Воспитатель показывает на домик, говорит, что в этом домике живет Козушка - Белоногушка. Показывает козу, обращает внимание на ее белые ножки, поэтому ее назвали Белоногушка. Воспитатель спрашивает детей, как же звали козочку. Дети отвечают.

Воспитатель: Вышла Козушка - Белоногушка на лесную полянку, грибочки и ягодки собирает. А кто это выглядывает из-за елки? Как вы думаете, кто это спрятался за елкой? Это Волчок — серый бочок. Воспитатель показывает фигурку волка. Решила Козушка- Белоногушка спрятаться за березу. Волк туда - сюда, кинулся в разные стороны, ищет Козушку, а найти не может. Мы ему не скажем, где Козушка? Не так ли? Волчок - Серый Бочок убежал в лес.

Перед детьми снова появляется изображение Козушки. Воспитатель читает потешку:

Козушка - Белоногушка

По лесу ходила,

Волка дразнила:

- А я волка не боюсь,

Не боюсь,

Я серого не страшусь,

Не страшусь.

Я от серого, от волка

                              Под березкой схоронюсь.

 Затем воспитатель  предлагает вместе с Козушкой — Белоногушкой спеть про нее песенку. Дети повторяют за воспитателем потешку.    

Игра «Идет коза рогатая».

Воспитатель вместе с детьми выходит на полянку, предлагает поиграть в игру, где детки будут козлятками, а воспитатель - мамой козой. Воспитатель одевает детям маски козлят. Дети играют в игру, повторяя потешку за воспитателем, сопровождая движения словами текста потешки «Идет коза рогатая».



Предварительный просмотр:

Ханты - Мансийский Автономный округ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №76

«Подснежник»

Конспект занятие

На тему:пересказ сказки «Репка».

Воспитатель: Нагайцева И.Д.

г. Нижневартовск, 2010г.

Ханты - Мансийский Автономный округ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №76

«Подснежник»

Конспект тематического занятия:  

 «Эти мудрые русские сказки!»

(старший возраст)

Воспитатель: Нагайцева И.Д.

Нижневартовск, 2010г.

Ханты - Мансийский Автономный округ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №76

«Подснежник»

Конспект тематического занятия  

 «У природы нет плохой погоды…»

(старший возраст)

Воспитатель: Нагайцева И.Д.

Нижневартовск, 2010г.

Ханты - Мансийский Автономный округ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №76

«Подснежник»

Конспект тематического занятия

 «Без труда – не вынешь рыбку из пруда»

(старший возраст)

Воспитатель: Нагайцева И.Д.

Нижневартовск, 2010г.

Ханты - Мансийский Автономный округ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №76

«Подснежник»

Конспект занятие

На тему:пересказ сказки «Репка».

Воспитатель: Нагайцева И.Д.

Нижневартовск, 2010г.

Ханты - Мансийский Автономный округ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №76

«Подснежник»

Конспект занятие

На тему:пересказ сказки «Репка».

Воспитатель: Нагайцева И.Д.

Нижневартовск, 2010г.

Ханты - Мансийский Автономный округ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №76

«Подснежник»

Конспект занятие

На тему:пересказ сказки «Репка».

Воспитатель: Нагайцева И.Д.

Нижневартовск, 2010г.

Ханты - Мансийский Автономный округ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №76

«Подснежник»

Конспект занятие

На тему:пересказ сказки «Репка».

Воспитатель: Нагайцева И.Д.

Нижневартовск, 2010г.

Ханты - Мансийский Автономный округ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №76

«Подснежник»

Конспект занятие

На тему:пересказ сказки «Репка».

Воспитатель: Нагайцева И.Д.

Нижневартовск, 2010г.

Ханты - Мансийский Автономный округ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №76

«Подснежник»

Конспект занятие

На тему:пересказ сказки «Репка».

Воспитатель: Нагайцева И.Д.

Нижневартовск, 2010г.



Предварительный просмотр:

Сценарий праздника для дошкольников «Широкая Масленица»

Цель: Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности.

Задачи:

- познакомить с народным обрядовым праздником Масленицы, ее значением, символами, традициями;

- обогатить словарь детей через народный фольклор (заклички, пословицы, песни);

- упражнять в  ловкости, меткости, согласованности движений;

- доставить детям радость, удовольствие от совместной деятельности (игры, забавы, угощение).

Действующие лица:

Ведущий в русском народном костюме

Скоморох

Дети

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, шест с разноцветными лентами,  кукла-Масленица, доска паркетная, 3 маленьких обруча, 8-10 кеглей, снежки, колпак, бумажные блины с надписями;

угощение: блины.

Украшение зала: центральная стена – большое солнце с лучами-лентами, на концах - птицы, цветы; по боковым стенам развешаны иллюстрации к празднику «Масленица», в стороне – столы с угощением.

Ход:

Под веселую русскую народную мелодию дети заходят в зал и рассаживаются на стульчики полукругом.

Скоморох:

Собирайся, народ

В гости Масленица ждет!

Масленица блинная,

Сытная, старинная,

С самоваром, огоньком,

Солнцем, снегом, ветерком!

Мы зовем к себе тех,

Кто любит веселье и смех! 

Ждут вас игры, забавы и шутки,

Скучать не дадут ни минутки…

Масленицу широкую открываем,

Веселье начинаем!

Ведущий:

Вот так раньше зазывали Скоморохи на веселый праздник Масленицу.

Кто знает, что это за праздник?

Масленицей провожали зиму и встречали весну. А в народе говорили:

«В феврале зима с весной встречаются впервой». Праздник отмечали шумно, весело, с играми, потехами, поэтому Масленицу называли «широкой»,  «разгульной», «веселой», «хлебосольной».

Почему называли праздник Масленицей?

Название «масленица» - от обильной масленой еды, которой полагалось угощаться всю неделю. Про это есть пословицы: «Масленица идет, блин да мед несет», «Не житье, а масленица». А еще Масленица – это тряпичная или соломенная кукла, одетая в платье, символ зимы.

Скоморох    вносит тряпичную куклу на шесте

Масленица-кривошейка,

Встретили тебя хорошенько:

Сыром, маслом, блином

И румяным пирогом…-

Ставит к центральной стене.

Длилась Масленица  неделю. Сколько это дней?  Семь дней веселились, устраивали ярмарки с веселыми играми, песнями, хороводами.

Посередине площади ставили огромную карусель – символ солнца.  А вы хотите покататься на карусели? Занимайте места.

Звучит веселая русская народная музыка.

Игра «Карусель» (Скоморох держит шест с лентами. Дети встают в круг, берутся за концы лент и под слова в разном темпе движутся по кругу).

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом, потом все бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите…

Карусель остановите.

Ведущий:

А ведь совсем недавно мы встречали зиму, радовались первому снегу, морозу; любовались снежными узорами…  Давайте же вспомним пословицы и поговорки о зиме.

- Много снега, много хлеба.

- Мороз невелик, да стоять не велит: за нос домой тянет.

 - Береги нос в сильный мороз.

- Зима без мороза не бывает.

- Зимой солнце светит, да не греет.

Ведущий: А теперь  пришла пора проводить зиму.

Ребенок: Уж ты, Зимушка-зима,

Зима снежная была!

Тебе уйти пришла пора,

В  гости к нам идет весна!

Ребенок: Ты прости-прощай, Зима-матушка,

Ты прости-прощай, на нас не серчай.

Ждем тебя через годок

На осенний наш пирог!

Скоморох: Чтобы зиму нам прогнать,

Надо силой обладать!

Ведущий:

Поэтому устраивали состязания в силе, ловкости, меткости, смелости и каждый стремился показать свою удаль. Одно из главных состязаний – взятие Снежной крепости. Из снега лепили крепость и брали ее штурмом.

Мы тоже сейчас будем брать крепость, но сначала к ней надо подобраться…

Эстафеты:

«Пройти по мосту» - упражнение в равновесии;

- «Перейти болото» - прыжки из обруча в обруч;

- «Взятие крепости» - метание снежков по кеглям.

Ведущий:

Зазывая весну, люди водили хороводы, потому что они похожи на солнце.

Ребенок:

Солнышко красно,

Гори, гори ясно!

Встанем вместе в хоровод,

Солнце пусть быстрей придет!

Ребенок:

Солнышко красно,

Гори, гори ясно!

В небо пташкою взлети,

Нашу землю освети…

Игра-хоровод русская народная  «Колпачок» (Водящий в ярком колпачке сидит в центре круга. Дети водят вокруг него хоровод и поют:

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Все хлопают в ладоши, а водящий танцует.

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, становится на его место).

Ведущий:

Солнышко согрело землю, снег стал таять, потекли ручьи…

Ребенок:

Солнышко красно,

Гори, гори ясно!

С крыши капели,

Грачи прилетели,

Воробьи чирикают,

Весну-красну кликают!

Звучит журчание ручья.

Игра р.н. «Ручеек» (Дети выстраиваются парами друг за другом. Ребенок без пары идет к началу «ручейка» и выбирает пару. Взявшись за руки, новая пара идет в конец. Оставшийся один ребенок  идет  в начало «ручейка» за парой)

Скоморох:

Весна, весна красная,

Приди весна с радостью!

С радостью, с великой милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождями сильными,

Хлебами обильными!

Ведущий:

Вот так встречали весну на Руси. А еще пели песни о весне. Русская народная  песня «Перед весной»

Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит.

Снег и холод прочь уводит,

Весну красную приводит.

Люли, люли, приводит.

Встает солнышко пораньше,

Светит красное подольше,

Люли, люли, подольше.

Прощай, зимушка-старушка,

Ты, седая холодушка.

Люли, люли, холодушка.

Скоморох:

Мы шутили, мы играли,

Очень весело плясали.

Пришла пора с Масленицей проститься

И блинами угоститься.

Ведущий:

Какая же Масленица без блинов – горячих, румяных! Это главное угощение на празднике. Почему? Блин кругл, красен и горяч как щедрое солнце.  А если еще и с начинкой! Каждый выберет себе блин с любимой начинкой…

Игра «Начинка для блинов» (на бумажном блине написана начинка, ребенок читает и выбирает блин; рассказывает  какую начинку выбрал).

Звучит музыка русской  народной песни «Блины» обр. Абрамского

Скоморох:

Как на масленой неделе

Мы блиночков захотели…

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины наши готовы!

Ведущий:

Масленая неделя продолжается. Не все блины еще съедены, не все песни спеты, игры сыграны… Счастливого праздника и приглашаем на блины.

Угощение блинами.



Предварительный просмотр:

ПТИЦЫ (ЗВЕРИ, РЫБЫ)

Народная игра

Дидактическая задача. Закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Игровые правила. Называть птицу (зверя, рыбу) можно только после того, как получишь камешек, отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя.

Игровые действия. Передача камешка, отыгрывание фантов.

Ход игры. Все дети садятся на стулья, поставленные в ряд или вокруг стола, или становятся в кружок.

Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает: «Орел», Затем он передает вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Воробей»,— отвечает тот и быстро передает предмет следующему.

Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Отвечать надо не мешкая. Если ребенок медлит, это значит, что он плохо знает птиц. Тогда другие участники игры начинают помогать ему, называя птиц. Одну и ту же птицу нельзя называть дважды, каждый раз нужно называть новую. Если кто-нибудь повторит название два раза, у него берут фант, а по окончании игры заставляют выкупать его.

Так же играют, называя рыб, зверей, насекомых.



Предварительный просмотр:

ЧТО ЗА ПТИЦА?

 Народная игра

Дидактическая задача. Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Игровые правила. Описывать прилетевшую птицу нужно не только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назвал птицу, тот становится водящим.

Игровые действия. Имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается. Выбор водящего считалочкой.

Ход игры. Эта игра требует большой предварительной подготовки. Дети наблюдают за птицами, обращают внимание на их особые приметы (например, на величину и длину клюва, ног, цвет перьев, на то, где эта птица живет, что она ест, как кричит или поет), по которым можно узнать, что это за птица.

Игра начинается с назначения водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он произносит нараспев, а все остальные хором повторяют определенные слова. Например, водящий так описывает журавля:

Есть у меня птица

Вот такая, вот такая!—

показывает руками, какой величины у него птица.

Все  играющие говорят:

Летит, летит птица,

К нам летит!

Водящий:

Крылья у птицы

Вот такие, вот такие!—

и  показывает,  широко раскинув  руки,  какие большие  крылья у птицы.

Все  играющие:

Летит, летит птица,

К нам летит!

Водящий:

Клюв у этой птицы

Вот такой, вот такой!

Но водящий еще не уверен, что играющие узнали птицу. Он говорит где живет птица, чем питается и т.д., и заканчивает вопросом: «Что за птица к нам прилетела?» На вопрос отвечают не все дети, кто – нибудь один (на кого укажет водящий). Если ребенок ответил правильно, дети говорят: «Вот какая птица к нам прилетела!» Тот, кто отгадал, становится водящим и дает описание птицы, которую он угадал. Если же ответ ребенка неправильный, водящий ему говорит: «Не такая птица к нам прилетела». Затем он обращается к другому играющему и повторяет вопрос. Названный водящим может отгадывать только один раз.

Новый водящий описывает другую птицу, у которой есть особые приметы, например орла, попугая, дятла, ворону, петуха, гуся.

Возможен и другой вариант этой игры. Дети дают описание различных зверей: тигра, зайца, лисы, слона, оленя и др., надо только изменить слова: «Есть у меня зверь, вот такой!» Все приговаривают: «Бежит, бежит зверь, к нам бежит!» И т.д.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Русские загадки – это поэзия родного языка. Загадки развивают смекалку, сообразительность, ум, учат видеть прекрасное. Загадки собираются в большую копилку народной мудрости. Известными русскими фольклористами В.Далем, И.Худяковым, Д. Садовниковым собрано великое множество загадок, которые публикуются в книгах и бережно хранятся всеми поколениями. Мама загадывает своему сыну, а когда сын вырастает, то загадывает их своей дочке. Так и будут люди много лет помнить загадки. Загадки дошли до нас с вами, мы их запомним и научим младших детей.

Загадки о народной утвари

Бычок рогат,

В руках зажат,

Еду хватает,

А сам голодает.                                                                                              (Ухват)

Кривая собака в печку глядит                                                                  (Кочерга)

Концами над водой весит,

А серединой на плече лежит.                                                              (Коромысло)

Четыре ноги, два уха,

Один нос, да брюхо.                                                                                 (Самовар)

Скручено, связано,

На кол посажено,

А по улице пляшет.                                                                                      (Метла)

В избе – изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.                                                                                          (Печка)

Стоит бычок,

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит                                                                                 (Самовар)

В брюхе – баня,

В носу – решето,

На голове – пупок,

Одна рука, и та – на спине.                                                                        (Чайник)

Посмотрите на меня –

Вся дырявая я,

Но за то я ловко

Тру тебе  морковку.                                                                                       (Терка)

 У меня есть лезвие

Острое, железное.

Обращайтесь осторожно

Мной порезаться можно.                                                                                 (Нож)

В брюхе жарко у меня

А в носу моем дыра,

Когда все во мне кипит

Из нее пар валит.                                                                                         (Чайник)

Загадки о природе

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.                                                              (Золотая осень)

Все мрачней лицо природы

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мокнут птичьи голоса.                                                                   (Поздняя осень)

Сама холодная,

А людей жжет.                                                                                           (Крапива)

Что вверх корнем растет?                                                                       (Сосулька)

По синему небу, белые гуси плыли.                                                          (Облака)

В огне не горит и в воде не тонет                                                                    (Лед)

Сперва летит, потом бежит.

Потом на улице лежит…

Тогда без бот или калош

Его сухим не прейдешь.                                                                              (Дождь)

Растет она вниз головою,

Растет не летом а зимою.

Чуть солнце ее припечет

Заплачет она и умрет.                                                                              (Сосулька)

Что за звездочки, сквозные

На пальто и на платке.

Все сквозные – вырезные,

А возьмешь вода в руке.                                                                        (Снежинки)

Меня никто не видит

Но всякий слышит,

А спутницу мою

Всякий может видеть,

Но никто не слышит.                                                                     (Гром и молния)

Грохочет без рук, горит без огня                                                  (Гром и молния)

Гляжу в окошко – ходит черная кошка                                                        (Ночь)

По утру оживает, к вечеру умирает                                                              (День)

Братьев этих ровно семь. Вам они известны всем,

Каждую неделю кругом, ходят братцы друг за другом,

Попрощается последний, появляется передний.                              (Дни недели)

Что за птицы пролетают

По семерке в каждой стаи,

Вереницею летят, не воротятся назад.                                               (Дни недели)

Друг за другом ходят,

Друг друга не обходят.                                                                              (Месяцы)

Не птица а с крыльями,

Над цветами летает,

Медок собирает.                                                                                            (Пчела)

Модница крылатая, платье полосатое,

Ростом хоть и кроха, укусит – будет плохо.                                                  (Оса)

Кто над нами вверх ногами.                                                                          (Муха)

Растут в лесу сестрички, рыжие…                                                          (Лисички)

Я в красной шапочке расту,

Под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я …                                                                                         (Подосиновик)

На пеньке сидят ребята,

Называют их …                                                                                             (Опята)

Семь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок …                                                                                     (Масленок)

Серенькие шапочки,

Рябенькие ножки,

Под березой растут.

Как же их зовут?                                                                            (Подберезовики)

На толстой белой ножке,

Коричневая шапка.

Наверняка любой грибник

Найти мечтает …                                                                                       (Боровик)

Ножка белая, прямая,

Шапка красна, большая,

А на шапке как веснушки

Беленькие конопушки.

Возле леса на опушке

Украшает темный бор

Вырос пестрый как петрушка    

Ядовитый…                                                                                              (Мухомор)  

В лесу есть грибы, что не надо искать

Много растет их на каждой полянке,

Но эти грибы нельзя трогать и брать –

Яд в них опасный. Это - …                                                                      (Поганки)

Загадки о домашних животных

Голодная мычит,

Сытая жует.

Всем ребятам молоко дает.                                                                        (Корова)

Я копытами стучу, стучу

Я скочу, скочу

Грива вьется на ветру.                                                                               (Лошадь)

С бородой, а не старик.

С роками, а не бык,

Доят а не корова,

Лыко дерет а лаптей не плетет.                                                                      (Коза)

По горам

По долам

Ходит шуба

Да кафтан                                                                                                         (Овца)

Сама пестра, ест зеленое, дает белое.                                                       (Корова)

Посреди двора, стоит копна, спереди вилы, сзади метла                       (Корова)

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.                                                                                  (Собака)

Шерстка мягкая, да коготок остер.                                                            (Кошка)

 

                                       Загадки про все на свете

Под дугами, под дугами

Ходят яблоки с кругами.                                                                               (Глаза)

Пузыри пускала,

Пеной к верху лезла

И его не стало

Все оно исчезло.                                                                                            (Мыло)

Всех на свете обшивает,

Что сошьет не надевает.                                                                                 (Игла)

Весь день усами шевелят

И время узнавать велят.                                                                                 (Часы)

За белой дверцей, стужа, лед.

Там Дед Мороз, друзья живет.                                                        (Холодильник)

Всегда во рту а не проглотишь.                                                                     (Язык)

На двух колах бочка,

На бочке – кочка,

А на кочке – лес.  (Человек)

Горшок умен, семь дырочек в нем.                                                            (Голова)

Два Егорки

Живут возле горки,

Живут дружно,

А друг на друга не глядят.                                                                             (Глаза)

Оно весь век бежит вперед

И никогда не устает.                                                                                     (Время)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а кажу,

Когда спать,

Когда вставать,

Когда работу начинать.                                                                                  (Часы)

Щипит и злится

Воды боится

С языком а не лает

Без зубов а не кусает.                                                                                    (Огонь)

Вот так ложка – осиновая ножка,

На сток села – все сено съела.                                                                   (Спички)

Я не сам по себе,

А сильнее всего и страшнее всего

Все любят меня и все губят меня.                                                               (Огонь)

Без рук, без ног а на гору быстро ползет.                                                   (Огонь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: «Приобщение к русской народной культуре посредством изготовления народной куклы"

Цель занятия: возрождение и сохранение древних традиций. Пробудить интерес к народным традициям и  духовным ценностям русского народа.Воспитательные задачи:Воспитывать патриотические качества: пр...

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре   трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них ...

Конспект открытого занятия по ознакомлению старших дошкольников с истоками русской народной культуры

Заключительное занятие с детьми,  по ознакомлению старших дошкольников с истоками русской народной культуры...

ПРОЕКТ "МАСЛЕНИЦА" в средней группе. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русской народной культуры.

ПАСПОРТ ПРОЕКТАТема: «Масленица»Образовательные области:• «Познание»;• «Музыка»;• «Коммуникация»;• «Художественное творчество»;Вид проекта: творческийУчастники проекта: дети средней группы, воспитател...

План-программа по воспитанию дошкольников средствами русской народной культуры

План-программа по воспитанию дошкольников средствами русской народной культуры...

План-конспект интегративного занятия по программе «Добрый мир — к истокам русской народной культуры»

Интегративное занятие по программе "Добрый мир - к истокам русской народной культуры" для детей подготовительной к школе группы по теме: "Пришёл апрель - погоде не верь". Направлен...