ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Планирование | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА
Месяц | Неделя | Тема | Содержание |
сентябрь | 1 | «Милости просим, гости дорогие» | Первое посещение детьми «избы». Знакомство с её Хозяйкой. Р.н.и. « Дедушка Тимофей», « Гости». |
2 | «Что за чай без самовара?» | Знакомство детей с самоваром, обычаем русского народа угощать гостей чаем, сластями. Р.н.и. « Пирог», «Федул». | |
3 | «В горнице» | Знакомство с убранством рус- ской избы. Закреплять правила гостеприимства. Обогащать словарь пословицами, поговор- ками, загадками, старинными словами. Р.н.и. «Муха», «Никанориха». | |
4 | «Баю – баю – баюшок» | Познакомить с колыбельными песнями как жанром фольклора. Открыть мир словесного фольк- лора ( ритмичность, напевность, выразительность). Укачивание Ванечки в люльке. Р.н.и. «Молчанка», «Заинька». | |
октябрь | 1 | «Октябрь пахнет капустой» «Капустные вечёрки» | Фольклорный праздник «Капустные вечёрки». Знакомство с обычаями, предме- тами обихода - деревянным ко- рытцем, тяпкой, сечкой. Р.н.и. «Капуста», «Огородник». Хоровод «Вейся, вейся,капустка» |
2 | «Батюшка Покров, натопи нашу печку без дров» | Развлечение «Покров». Народные игры, песни, хорово- ды, потешки, пословицы. Р.н.и. «У дядюшки Трифона», «Заря – заряница», «Пятнашки». | |
3 | «С хлебом – солью всякая шутка хороша» | Знакомство с обычаем встречать гостей хлебом- солью. Позна- комить с цепом, серпом . Посло- вицы и поговорки о хлебе. Р.н.и.«Пахари и жнецы»,«Пирог» | |
4 | «Пошла млада за водой» | Знакомство с предметами обихо- да – деревянными вёдрами, коро- мыслом, их яркой и нарядной росписью. Игры, пение песенок – -потешек. Р.н.и. «Водяной», «Ручеёк», «Скок- поскок». | |
ноябрь | 1 | «Предметы крестьянского быта: прялка, веретено» | Знакомство с пялкой, веретеном. Продолжать закреплять знание и других предметов обихода: кадка, люлька, рушник, рубель, самовар, лапти, валек и др. Р.н.и. «Прялица», «Клубок», «Петя –петушок». |
2 | «Русской печки нет добрее» | Знакомство с главной частью избы – печью, её назначением. Активизировать в речи слова «ухват», «чугунок», «горшок», «печник», «домовой» и др. Р.н.и. «Кострома», «Горшки», «Как у нас-то козёл». | |
3 | «Сошью Дуне сарафан ( р. н. одежда)» | Знакомство с женской русской народной одеждой , с элементами народного костюма. Р.н.и. «Иголка, нитка, узелок», Хоровод «Во кузнице». | |
4 | Экскурсия «В гостях у Хозяюшки» | Систематизировать знания о предметах быта, обычаях, госте- приимстве, обогащать речь де- тей ,воспитывать интерес, знако- мить с устным нар. творчеством. Р.н.и. «Барашеньки - круторо- женьки», «Маланья». | |
декабрь | 1 | «Смотрины зимы» | Знакомство с зимними примета- ми, явлениями, пословицами, загадками, прибаутками, заклич- ками. Чувствовать красоту рус- ской речи. Р.н.и. «Арина», «Баба Яга», «Салки», «Метелица». |
2 | «Волшебный сундучок Деда Мороза» | Знакомство с традициями празднования Нового года. Загадывание загадок из сундучка о зиме, о зимней одежде. Выз- вать радостное ожидание Нового года, исполнения желаний. Р.н.и. «Два Мороза», «Краски», «Фанты». | |
3 | «Зимние забавы» | Продолжать знакомить детей с народными играми и забавами. Создать обстановку бодрого и жизнерадостного настроения посредством соприкосновения с культурой и историей русского народа. Укреплять здоровье. Р.н.и. «Бабка – Ёжка», «Масло с санками», «Два Мороза», «С города долой!», «Стрельба в цель», «Воевода» и др. | |
4 | «Пришла Коляда – отворяй ворота» | Рассказ о рождественских празд- никах , обычае колядования, ря- жения. Разучивание колядок, пение песенок. Вызвать интерес к обыгрыванию колядок – величальных песенок Хозяину и всей его семье. Р.н.и. «Орешек», «Слепой козёл», «Дедушка – рожок». | |
январь | 1 | «Зимние святки» | Фольклорный праздник. Знако- мить ребят с традиционными святочными обрядами, атрибута- ми и героями колядования. Выз- вать праздничное настроение. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным. Р.н. игры «Баба Яга»,«Слепая курица и чулок», «Гуськи», «Шел козёл по лесу». |
2 | «Весёлые ложки» | Знакомство с предметами обихо- да – деревянными ложками «Пу- тешествие в прошлое ложки». Игра на ложках под р.н.м. Любоваться красотой росписных ложек. Р.н.и. «Ладушки», «Перевёртуш- ки». | |
3 | «Посуда вчера» | Дать представления о том, какая посуда была раньше, сравнить какая сейчас. Воспитывать лю- бовь к русским традициям. Р.н.и. «Горшок», «Как у нас-то козёл». | |
4 | «Ох, лапти, да лапти, да лапти мои» | Вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам – лаптям, народному творчеству о них. Р.н.и. «Лапти», «Башмачник». | |
февраль | 1 | «Ремёсла на Руси» | Знакомство с ремёслами на Руси. Игра – лото «Ремёсла Киевской Руси». Формировать интерес к истории родного народа. Р.н.и. «Царь Горох», «Кузнецы». |
2 | «В старину едали деды» (русская кухня) | Знакомство с блюдами русской национальной кухни. Воспиты- вать качества гостеприимства. Пословицы о еде. Р.н.и. «Каравай», « Пирог». | |
3 | «На героя и слава бежит» | Знакомство детей с богатырями земли русской, с былинами о русских богатырях. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей. Р.н.и. «Перетягивание каната», «В цепи» («Калим -Баба»). | |
4 | «Русь деревянная» (плотники) | «Волшебный мир дерева». Познакомить с жилищем рус- ского человека – избой, с тем, как и кто её строили. Резьба по дере- ву. Вызвать интерес к русским традициям и уважение к стар- шим. Выставка изделий из дерева Р.н.и. «Где мы бывали, что мы видали…», «Шатёр». | |
март | 1 | «При солнышке тепло, при матушке – добро» | Развивать доброту сердца, чут- кость души, действенную любовь к маме – самому родному челове- ку, уважение к её труду. Пословицы, поговорки о маме, стихи, песенки. Р.н.и. «Садовник», «Колечко». |
2 | «Едет Масленица дорогая» (масленичная неделя) | Рус. нар. праздник «Масленица». Знакомство с чучелом Маслени- цы, обрядовой едой – блинами, обрядовыми песнями, играми. Праздник продолжается целую неделю, каждый день имеет своё название, традиции. Р.н.и. «Горелки», «Гори, гори, ясно», «Крута гора», «Взятие снежной крепости», «Салки – догонялки», «Водить козла», «Петушинный бой» и др. | |
3 | «Приди, весна, с радостью» | Знакомство с обычаями встречи весны, закличками. Загадывание загадок. Наблюдение за погодой, приметами весны. Развивать эмоцион. Отзывчивость на весеннее пробуждение природы. Р.н.и. «Матушка –весна», «Верба- вербочка», «Ручеёк». Хоровод «Как под наши ворота». | |
4 | «Жаворонки, прилетите» | Познакомить детей с праздником прилёта птиц « Сороки». Актив- но исполнять заклички, попевки, рус. нар. игры. Работа с тестом «Жаворонки». Р.н.и. «Жаворонок», «Птички». | |
апрель | 1 | «Яркие узоры» (ярмарка) | Обобщить знания о декоративно- прикладном искусстве , о народ- ных промыслах: Гжели, Городца, Хохломы, Дымкова. Воспиты- вать уважительное отношение к народным умельцам, их мас- терству,чувство гордости за Рос- сию. Связь между нар. промысла- ми, нар. музыкой, уст. нар. творч. Р.н.и. «Карусель», «Плетень». |
2 | «Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены» | Ознакомление с представления- ми о небе и небесных светилах. Русская народная игра «Солнце и месяц». Народные приметы, загадки. Р.н.и. «Солнышко – вёдрышко», «Золотые ворота». | |
3 | «Народная игрушка» (матрёшка) | Знакомство с русской народной игрушкой – матрёшкой. Исполнение песен, плясок, игры. Декоративное рисование «Семёновские матрёшки». Вос- питывать чувство уважения к мастерству народных мастеров. Р.н.и. «Три матрёшечки», «Де- душка Мазай». | |
4 | «Светлая Пасха» | Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развле- чениями на Пасху. Развивать ин- терес к традициям, обычаям на- рода: красить яица, обмениваться ими, печь куличи. Воспитывать гостеприимство, быть добрым, щедрым. Роспись бумаж. Яиц. Р.н.и. «Чьё яйцо дольше прокру- тится», «Катание яиц с горки», «Солнышко-вёдрышко», «Верба -вербочка», «Бой яйцами». | |
май | 1 | «Делу – время, потехе – час» | Ознакомление с трудом крестья- нина на Руси, дать понятие о зем- леделии. Сельскохоз. Инвентарь прошлых лет и современного. Пословицы о труде. Воспитывать уважение к труду , оказывание посильной помощи. Р.н.и. «Пастух и стадо», «Лошад- ки», «Жмурки». |
2 | «Бабушкины сказки» | Путешествие по сказкам. Вспом- нить сказки, в которых встреча- ются старинные предметы быта (серп, цеп, жернова, ткацкий ста- нок, прялка, веретено, ухват, кочерга и др.). Создать атмосфе- ру радости от общения с прош- лым. Р.н.и. «Утка и селезень», «Ло- вишки с платочком». | |
3 | «Белая берёзонька, ходи с нами гулять» | Познакомить детей с праздником Троицы, обычаем украшать жи- лище веточками берёзы. Чтение стихов о берёзе, хороводы, игры. Р.н.и. «Венок», «Вьётся пле- тень», «Ерыкальце». Хоровод «Ай, да берёзка». | |
4 | «Прощание с избой» | Прощальные посиделки с чаепи- тием из самовара с пирогами и баранками. Вспомнить знакомые потешки, поговорки, заклички, народные песни, хороводы, игры, загадки о предметах быта. Р.н.и. «Заря», «Куры – курченя- точки», «Иван да Марья». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности "Русской печки нет добрее" ("Приобщение к основам русской народной культуры и быта")
"Игры в уголке русской избы" на доступном детям уровне знакомят детей с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского на...
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА
Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями....
Конспект организованной образовательной деятельности "Знакомство с предметами быта:прялка, веретено" ("Приобщение к основам русской народной культуры и быта")
Открытое занятие для родителей....
Анкеты для родителей по приобщению к основам русской народной культуры.
Определить роль семьи в приобщении к основам народной культуры, обычаям, обрядам; воспитать ж...
Анкета для родителей "Приобщение к основам русской народной культуры"
Анкета для родителей"Приобщение к основам русской народной культуры"...
Анкеты для родителей «ПРИОБЩЕНИЕ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Сборник анкет для родителей на тему: «ПРИОБЩЕНИЕ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»...
Анкета "Приобщение к основам русской народной культуры"
Анкета для родителей...