Формирование нравственных качеств личности в процессе игровой деятельности
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_nravsvennyh_eachestv_lichnosti.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Формирование нравственных качеств личности в процессе игровой деятельности
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Игра ребёнка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребёнок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами. Воспитатели, руководя игрой, должны обеспечивать накопление положительного опыта социальных отношений. Игра является и средством, и методом нравственного воспитания детей. Младший дошкольный возраст – от двух до четырёх лет - важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Во второй младшей группе воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь. Усилия воспитателя в руководстве детьми этой возрастной ступени направляются на использование разных видов игр для формирования у малышей добрых чувств к сверстникам, правильных взаимоотношений. Нужно так организовать жизнь детей своей группы, чтобы ролевые, строительные игры, игры с песком и водой занимали большое место: в них создаются благоприятные условия для объединения детей в небольшие группы, которые постепенно становятся более устойчивыми. У трехлетних детей уже имеются любимые игры и игрушки. Воспитатель стареется узнать об интересах и склонностях малыша, позаботиться о том, чтобы он и в новой для него группе нашёл привлекательные игрушки, сумел занять себя игрой, не скучал. Особое внимание нужно обращать на формирование у малышей интереса к игре, умение доводить игру до конца. Обычно маленькие дети не умеют этого делать, так как опыт их беден, мышление и воображение развиты недостаточно. В данной группе чаще, чем в других воспитатель играет вместе с детьми. Это нужно для того, чтобы направить игру, поддержать к ней интерес, сделать его более устойчивым. Содержание ролевых игр обычно довольно разнообразно: дети изображают быт семьи, детского сада, виденное на улице, а иногда и эпизоды сказок. Вместе с тем в этих играх жизнь отражается отрывочно, действия непоследовательны и однообразны. Чтобы использовать игру в целях нравственного воспитания, нужно, прежде всего, способствовать усложнению её содержанию: обогащать представления детей, давать им новые игрушки и материалы. Расширяя сведения об общественных явлениях, использовать наблюдения (например, труд помощника воспитателя в детском саду), чтение рассказов и стихов, рассматривание картинок (доктор лечит, повар готовит обед), проведение дидактических игр, показ кукольного театра. Всё это побуждает детей брать на себя определённые роли и действовать соответствующим образом в игре. Находить надо много поводов, чтобы похвалить детей, одобрить проявленное ими внимание к сверстникам, взрослым (вежливое обращение с просьбой, спокойный, доброжелательный тон речи) или напротив, выразить отрицательное отношение к плохому поступку. Например, София А. топчет постройку из песка, которую построила Арина. Я ей говорю: «Ты бы, София, лучше помогла Арине построить заборчик из песка. У неё не получается». И, обращаясь к находившимся поблизости детям, продолжаю: «А мешать другим – нехорошо. Правда, ребята?».
Большое значение для нравственного развития детей имеют игры с правилами: подвижные, дидактические, музыкальные. Воспитатель учит малышей пользоваться этими правилами, подчиняться им. Воспитатель тщательно следит за обязательным выполнением всех правил игры: «когда петушок крикнет «ку-ка-ре-ку» только тогда цыплята могут бежать домой». Воспитатель не забывает похвалить ребёнка за то, что он сумел подчиниться товарищу, выполнявшему ведущую роль, делал только то, что разрешалось правилами подвижной игры. Организуя дидактические игры, воспитатель стремится использовать их также как одно из средств нравственного воспитания. Старается вызвать у малышей радость от общей игры, удовлетворение от того, что они, например, хорошо узнают многих детей по голосу, поддерживает интерес ребят друг к другу, создаёт доброжелательную атмосферу в группе. Стремится использовать конкретные поступки и проявления детей в игре и на этих фактах раскрыть им, что хорошо и что плохо: дружно ли играли, делились ли игрушками, помогали ли советом друг другу. При осуществлении нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста воспитателю необходимо иметь в виду, что они обладают большими возможностями, чем малыши третьего и четвёртого года жизни. Дети, посещающие детский сад, к четырём годам накапливают определенный опыт, который важно учитывать педагогу.
Содержание игр у воспитанников средней группы разнообразно: главное, что привлекает детей,- это профессиональный труд взрослых, который они наблюдают, - шофёра, машиниста, продавца, доктора, воспитателя, музыкального работника, милиционера. Игры обогащаются яркими переживаниями, связанными с общенародными праздниками, радостными событиями в семье, В играх находят отражение и те впечатления, которые дети черпают при чтении им народных сказок, литературных произведений. В играх детей формируются чувства. В процессе наблюдения, которые проводятся на прогулках, экскурсиях, воспитатель обращает внимание детей не только на то, что делают взрослые, но и на то, как они относятся друг к другу, как ведут себя. Главным условием, помогающим сделать игры средством нравственного воспитания, является такое руководство ими, при котором содержание игр увлекает детей и детские взаимоотношения приобретают нравственно направленный характер. Во время игры дети выполняют самые разнообразные действия: кормят дочек, укладывают спать, одевают, собирают на прогулку, водят к врачу, устраивают для них праздник и др. Целенаправленные действия способствуют формированию привязанностей, заботливости. В процессе игры воспитатель может использовать различные приемы воздействия на поведение детей: напоминания, советы, вопросы. Иногда воспитатель берёт на себя определённую роль. Он воздействует на чувства детей, вызывает у них стремление подражать конкретному лицу, ставит их перед необходимостью выполнения определённых норм. В играх возможны споры между детьми, которые иногда переходят в конфликты, ведь нравственный опыт ещё невелик Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь им. Но для этого ему нужно знать своих воспитанников, уметь быстро установить причину конфликта, объективно и убедительно доказать детям справедливость требований одних и несправедливость других.
Большое значение в нравственном воспитании детей четырёх лет имеют строительные игры. У детей этого возраста они тесно связаны с сюжетными играми. Дети охотно объединяются по 3-4 человека, договариваются о том, что будут строить, как будут играть. Процесс постройки требует согласованности в темпе, в отборе деталей, в расположение частей постройки. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети учились считаться с мнением товарищей, справедливо оценивали клад каждого в общее дело, скромно определяли долю своего участия. В старшей группе создаются более широкие возможности для нравственного воспитания детей в игре. Типичны игры «Улица», «Стройка», «Зоопарк», «Цирк». Ребёнок шести лет умеет поставить перед собой цель – самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. Конечно, в старшей группе часто еще нужна помощь педагога, проявляющаяся в совете, одобрении, рассмотрении детских конфликтов. По- прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируется такие качества, как доброта, заботливость. Чем сложнее игра, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремлёнными и дружными, т. е. те качества, без которых невозможно развитие организаторских способностей. Дети старшей группы имеют очень смутное представление о правах и обязанностях организатора. Воспитатель учит детей приемам организации в игре, помогает каждому решать определенные организаторские задачи: сообща договариваться об игре, справедливо решать споры, в трудных случаях обращаться к педагогу. «Нужно уважать друг друга, выслушивать мнение товарища», - говорит воспитатель детям. Успех воспитания различных нравственных качеств – в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации. Например, дети хотят играть в мяч. Я даю умышленно мячей меньше, чем детей, затем наблюдаю, как ведут себя дети. Одобряю, если они решают играть вместе, если нет, обращаю их внимание на то, что в игре хочется участвовать и тем, кому не досталось мяча. «Как сделать так,- спрашиваю,- чтобы всем было весело и интересно?»
Закрепление умения детей следовать моральным нормам успешно происходит в подвижных играх. Какие правила должны знать ребята? Играть честно, соблюдая правила; играть дружно, выручать товарища; заботиться не только о себе, но и обо всей команде; выбирать «противников», равных по силам; победив. Не зазнаваться, не смеяться над проигравшими; проиграв, не унывать, постараться выиграть в следующий раз; беречь предметы для игр, убирать их на место.
В подготовительной группе игры продолжают занимать существенное место в нравственном развитии дошкольников. Задача педагога, поддерживая хорошие игры. Способствовать воспитанию у каждого ребенка в разных видах игр нравственных качеств: коллективизма, взаимопомощи и др.; волевых качеств: настойчивости, целеустремленности; нравственных чувств: любви к родным и близким к своему городу, стране. Решению этих задач содействует обогащение содержания игр и правильное руководство воспитателя ими. В подготовительной группе руководство игрой направлено на развитие самостоятельной игровой деятельности детей, инициативы, умения устанавливать дружеские взаимоотношения, разрешать конфликты, считаться с желанием товарищей, реализовывать игровые замыслы. Этому способствуют игры-драматизации. Такие игры помогают объединить значительную группу детей, удовлетворить их стремление к общению. Личные симпатии и влечения друг к другу при этом всегда должны приниматься во внимание. Для того чтобы игра- драматизация больше способствовала воспитанию коллективизма, дружеских взаимоотношений, полезно подсказать детям мотив игры (покажем сказку малышам), создать перспективу завтрашней радости (игра может длиться несколько дней, роли исполняют то одни, то другие дети). Беседуя потом с детьми, слушая, как они показывают друг другу театр, помогают строить, воспитатель вместе с ними радуется тому, как хорошо у них всё получилось. Подвижные игры широко используются не только для решения прямых задач физического воспитания, но и для нравственного развития. Воспитатель наблюдает, как ведут себя дети, как проявляются то или иное качество, а затем проводит игру для упражнения детей в правильных поступках. Дети шести - семи лет жадно тянутся к грамоте, любят счёт, стихи, сказки, музыкальные и физкультурные занятия. Игра в школу – игра групповая Воспитатель советует, как лучше объединиться, чтобы в группе играющих наряду с более инициативными детьми были и робкие, застенчивые. После игры желательно провести беседу на тему «Как мы играли в школу». Подобные беседы способствуют поддержанию интереса к игре, в них подчеркиваются добрые взаимоотношения между детьми, намечаются пути для дальнейшего развития содержания игры.
Игры - драматизации, подвижные, сюжетно- ролевые могут стать средством воспитания у детей настойчивости, целеустремлённости. Руководя игрой, помогая детям развертывать её сюжет, воспитатель включает определённые ситуации, которые, с одной стороны, направлены на поддержание игры, а с другой - на воспитание волевых качеств. Например, для игр-драматизаций педагог предлагает детям самим сделать шапочки персонажей, декорации. Атрибуты (морковку зайчику, косу для петуха и др.); в процессе сюжетно-ролевых игр - вылепить фрукты, овощи, смастерить игрушку, книжку и т. д. Дети ставятся перед необходимостью проявит настойчивость, целеустремлённость. А интерес к игре поддерживает их волевые усилия. Знания об общественных явлениях, которые дети получили на занятиях. Они стремятся отразить в играх. Воспитатель, поддерживая инициативу детей, направляет развитие сюжета, чтобы игры наиболее эффективно влияли на воспитание нравственных чувств детей. При правильном педагогическом руководстве такая игра оказывает сильное воздействие на чувства детей, побуждают к расширению знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Формирование нравственных качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности»
Консультация для воспитателей «Формирование нравственных качеств личности у дошкольников в музыкальной деятельности»Проблема нравственного развития дошкольников стояла пе...
Формирование креативных качеств личности в процессе театрально-игровой деятельности
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”(Б. М. Теплов) Креа...
Выступление на педсовете "Формирование креативных качеств личности в процессе театрально-игровой деятельности"
ldquo;Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…&rdquo...
Статья" Формирование нравственных качеств личности дошкольников в процессе экономического воспитания".
В центре внимания данной статьи находится проблема формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания. Рассматриваются педагогические условия, способствующие эфф...
Формирование нравственных качеств личности ребёнка в процессе патриотического воспитания
Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям....
«Формирование нравственных качеств личности в процессе патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста»
Развитие у детей патриотических -нравственных чуств, и любви к малой Родине....
«Формирование нравственных качеств личности дошкольника в процессе ознакомления с православными традициями родного села»
laquo;Формирование нравственных качеств личности дошкольника в процессе ознакомления с православными традициями родного села»Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельн...