Формирование нравственных качеств личности ребёнка в процессе патриотического воспитания
статья
Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Пархоменко Надежда Петровна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 215 «Калинка»
город Нижний Новгород
Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Воспитание патриотизма должно проходить в тесной взаимосвязи с ознакомлением с родным краем. Использование инновационных технологий позволяет более качественно организовать образовательный процесс.
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, проектный метод, электронные образовательные ресурсы.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа писали многие ведущие психологи 19-20 столетий различных научных школ зарубежных и отечественных отмечая особое значение в становлении личности и её смыслообразующих ценностных компонентов именно дошкольный период.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 - 2020 годы» своей целью видит развитие системы патриотического воспитания граждан РФ
Работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей настоящего времени. Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных качеств личности, в том числе формирования чувства патриотизма. Для формирования чувства патриотизма очень важно дать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, символике, обычаях, истории, культуре. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Известно, что русское народное искусство, являющееся частью русской культуры, во все времена развивалось на основе народных традиций. Народное творчество, будучи составной частью искусства, несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма.
Значение геральдики в патриотическом воспитании дошкольников нельзя недооценивать. Осознание неповторимости родной страны, края, даже небольшого города, его значения в истории государства, чувство гордости за его великих людей – вот результат целенаправленной работы по ознакомлению детей с государственной символикой.
Формирование у детей представлений об истории своего города и страны способствует их гармоничному, всестороннему развитию, знакомя детей с главными государственными символами, традициями и народным творчеством родного края, мы воспитываем патриотов.
Анализ результатов диагностического обследования воспитанников с использованием технологии М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе» показал, что большинство детей не знают названия страны, города, своего адреса, но узнают флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знают названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, также плохо знают содержание былин, имеют слабые представления о жизни, быте, основных занятиях людей в древней Руси, не используют в речи малые фольклорные формы.
Анкетирование родителей показало, что их большинство имеют фрагментарные знания об историческом прошлом родного города и Нижегородской области, знают некоторые достопримечательности, большинство родителей не знают произведений устного народного творчества, народные традиции родного края. Не владеют знаниями о декоративно-прикладном искусстве Нижегородской области, о символике Нижегородского края, города и его районов. Большая часть родителей не принимает активное участие в жизни города (участие в акциях, опросах, торжественных мероприятиях), очень редко посещают достопримечательности и места культуры и отдыха Нижнего Новгорода совместно с детьми. Тему нравственно-патриотического воспитания через ознакомление с родным краем 100% родителей считают важной и актуальной.
Нами была создана единая система работы по нравственно-патриотическому воспитанию всех субъектов образовательного процесса ДОО.
Свою работу мы вели по трём направлениям: ознакомление с ближайшим окружением, символикой и народным творчеством родного края.
Нами был разработан перспективный план работы с воспитанниками по данной теме, выбраны целесообразные технологии, методы работы с учетом условий разновозрастной группы.
Была разработана программа социального партнёрства с семьями воспитанников.
Разработаны методические материалы взаимодействия с педагогами и родителями по данной теме (консультации, мастер-классы, буклеты и др.)
Разработан план взаимодействия с библиотекой – филиалом им. М.В.Ломоносова. Центр семейного досуга по нашей теме.
Развивающую предметно-пространственную среду пополнили электронными образовательными ресурсами (видеоролики и презентации о родном крае, его достопримечательностях, народных промыслах, культуре, районах и др.)
На данном этапе работы мы активно использовали метод проектов как долгосрочных, так и краткосрочных, так как данный метод позволяет охватить все виды детской деятельности в работе по воспитанию патриотических чувств.
Нами были реализованы следующие проекты: «Макет Нижегородского кремля», в котором принимали участие практически все семьи ребят нашей группы. Результатом реализации проекта «Районы Нижнего» было совместное изготовление лэпбука и макета «Парк Светлоярский».
В ходе реализации проекта «Широкая Масленица» была изготовлена книга рецептов приготовления блинов, вкоторой мамочки поделились своими секретами приготовления блинов.
Проект «День Победы» мы реализуем каждый год, привнося что-то новое для детей. В ходе проекта мы проводим мероприятия с приглашением ветерана ВОВ, ходим на парад совместно с бывшими выпускниками, возлагаем к памятнику цветы.
В ходе проекта «Русская изба» совместно с родителями был изготовлен мини-музей, посвящённый русскому народному быту, сшиты русские народные костюмы, проведены совместные праздники.
Обязательной традицией стало совместное проведение государственных праздников: 8 Марта, День защитника отечества и др., в ходе которых мы прививаем гордость за своих родителей и родной страны в целом.
Изучая с детьми свой район, мы активно использовали совместные экскурсии с родителями и виртуальные экскурсии. Дети нашей группы были в полном восторге, посетив территорию завода «Красное Сормово», наблюдая спуск судна, которое было построено на нашем заводе, в котором работает или работал член каждой семьи.
Для изучения других районов нашего города мы использовали виртуальные экскурсии, в виде презентаций, видеороликов, которые были изготовлены родителями наших воспитанников.
Мы проводили занятия о русских народных ремеслах с использованием в презентаций и видеороликов: «Хохлома», «Семеновская матрешка», «Городецкая игрушка», «Игрушки- свистульки села Жбанниково». Также был проведён мастер - класс для детей и родителей по изготовлению народных кукол – оберегов «Масленица». Это так понравилось и детям и родителям, что дома они продолжили изготовление таких кукол и принесли нам для пополнения нашей коллекции. На основе этого мы сделали выставку.
Мы тесно сотрудничаем с библиотекой – филиалом им. М.Ломоносова. Совместно с сотрудниками библиотеки проводили мероприятие «Славный город Городец», «Осенины». И даже в условиях пандемии мы выбрали возможность организовать мероприятие для воспитанников, в ходе которого сотрудники библиотеки провели беседу о народных и православных праздниках, а также мастер-класс по изготовлению куклы «Рябинницы».
При знакомстве дошкольников с Государственной символикой по ходу рассказа, беседы мы обязательно использовали наглядный материал, это: фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.
Так как группа нашего детского сада разновозрастная (с 3 до 7 лет), то приходилось работать и над изложением материала, его содержанием, для того чтобы всем детям было интересно и познавательно. Нравственно-патриотическим воспитанием нужно заниматься с самого раннего детства и только в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников.
Контакт с родителями мы поддерживали через такие формы письменного общения, как объявления и информация, через которые постоянно обеспечивали семьи информацией о проводимых мероприятиях, о достижениях детей и т.д., «шкатулка предложений», в которую родители клали записки со своими идеями и предложениями, что позволило им делиться своими мыслями с воспитателем.
Постоянно организованные выставки детских работ, способствовали возникновению интереса и включению родителей в совместную с детьми творческую деятельность.
Некоторые семьи по моей рекомендации использовали прогулки по городу, семейные экскурсии, к памятникам истории и культуры с последующим изготовлением презентаций или видеороликов.
Специфика нашего подхода заключается в активном использовании в работе проектного метода, электронных образовательных ресурсов.
Таким образом, познание родного края превращается в захватывающий, интереснейший процесс совместного со взрослым «открытия» мира, формирования позитивного отношения к родному краю и событиям, происходящим в нём!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие личности ребёнка в процессе трудового воспитания.
Презентация на тему "Развитие личности ребёнка в процессе трудового воспитания: взаимосвязь игры и труда" иллюстрирует формы работы с детьми по трудовому воспитанию....
Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"
Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...
Статья" Формирование нравственных качеств личности дошкольников в процессе экономического воспитания".
В центре внимания данной статьи находится проблема формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания. Рассматриваются педагогические условия, способствующие эфф...
«Формирование нравственных качеств личности в процессе патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста»
Развитие у детей патриотических -нравственных чуств, и любви к малой Родине....
Выступление на заседании «Школы профессионального мастерства»: «Становление нравственных качеств личности дошкольников в процессе патриотического воспитания»
Рекомендации для молодых педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию – взаимодействие взрослого и детей (Педагог-Ребенок-Родитель) в совместной деятельности и общении, направленное на ра...
Конспект родительского собрания "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"
Родительское собрание по духовно - нравственному воспитанию...
Выступление на методическом часе "Становление нравственных качеств личности дошкольников в процессе патриотического воспитания"
Выступление на методическом часе "Становление нравственных качеств личности дошкольников в процессе патриотического воспитания"...