Формирование креативных качеств личности в процессе театрально-игровой деятельности
учебно-методический материал на тему
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)
Креативность – сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Развитие креативности посредством театрализации в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Современные условия предусматривают развитие творческой и креативной личности. А в истоках развития личности в целом изначально лежит воспитание. Для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации. Только такая личность может быть успешной в современном социуме.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной становится задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.
С прошлого года мне пришлось углублённо работать с детьми (одной группы) по теме: «Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности».
Цель деятельности:
- способствовать формированию творческой личности;
- способствовать развитию речи и коммуникативных навыков у детей;
- способствовать созданию условий для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечение условий взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, приобщению детей к театральному искусству, театрализованной деятельности;
Задачи:
- развивать творческие способности детей;
- развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;
- прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
- формировать эстетический вкус;
- расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях.
- создавать у родителей представление о театральной деятельности детей, как об одном из важных видов деятельности в дошкольном возрасте;
- найти пути сотрудничества с семьями воспитанников, направленные на обеспечение благоприятных условий для творческой личности.
Театрализованная деятельность в детском саду - это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Театр является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Универсальный характер театрализованных игр способствует развитию творческого мышления и воображения, развитию поисковой активности и экспериментирования, и, в целом, развитию интеллектуальной способности.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Известно, что игра – дело не только серьезное, но и веселое.
В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими.
Поэтому так важны принципы построения работы по развитию креативных способностей детей:
- Организация взаимодействия педагога с детьми на основе сотрудничества и сотворчества;
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- Индивидуальный подход и вера педагога в креативный потенциал каждого ребенка;
- Уважение мнения ребенка, его личностной позиции;
- Активная игровая деятельность детей.
Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Она имеет такую же структуру: замысел, сюжет, содержание, игровые правила. Креативность проявляется в том, что ребенок художественно передает замысел, варьирует свое поведение. В игре ребенок побуждает к неформальному общению, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого используются этюды, тренинги, упражнения, которые способствуют развитию навыков театральной игровой деятельности.
Игра « Подбери рифму»
Цель: развивать чувство рифмы.
Волшебник задает рифмы по очереди :
Кочка — бочка, строчка, дочка, точка...
Картошка — матрешка, морошка, кошка...
Печь — меч, течь, лечь...
Лягушка — квакушка, подружка, кружка...
Зайчик — пальчик, мальчик...
Мышь — тишь, камыш, шуршишь...
Кошка — мошка, блошка, плошка...
Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок...
Снежинка — пушинка, пружинка...
Расскажи стихи руками
Цель: побуждать детей к импровизации.
Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:
Кот играет на баяне,
Киска — та на барабане,
Ну, а Зайка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)
Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.
Проговаривание диалога с различными интонациями
Ребенок: Мед в лесу медведь нашел...
Медведь: Мало меду, много пчел!
Диалог проговаривается всеми детьми. Педагог помогает найти нужную интонацию.
Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, можно использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.
Наибольший эффект дают такие методы развития креативности, как: творческие задания; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; этюды, упражнения.
Для раскрытия креативных способностей детей в театрализованной деятельности, также используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации. Широко применяются и игры-драматизации, главным объектом обыгрывания в которых становится сам ребенок. Все эти забавы не только способствуют развитию креативности детей, но и тренируют память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.
Развитие креативности посредством театрализации – это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу, синтезу, эмоциональным переживанием, развитию творческой активности детей. Такая деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корректирует в разных сферах психической деятельности.
В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:
Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.
Словесные и подвижные игры.
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковые игры со словами.
Пантомимические этюды и упражнения.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается в образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Итогом являются: инсценировки, драматизации, спектакли, концерты, которые входят в содержание праздников и развлечений. Театрализация позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
Задачи, которые мною ставились, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, хотелось бы верить, что они будут творчески относиться к своему делу.
Основная идея опыта моей работы: помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развить творческие способности средствами театра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование креативных качеств личности в процессе театрально-игровой деятельности | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 141 «Пилеш» города Чебоксары
Педагогический совет
доклад на тему
Формирование креативных качеств личности в процессе театрально-игровой деятельности
Подготовила:
музыкальный руководитель
Бороздинова Ю.Ю.
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)
Креативность – сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Развитие креативности посредством театрализации в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Современные условия предусматривают развитие творческой и креативной личности. А в истоках развития личности в целом изначально лежит воспитание. Для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации. Только такая личность может быть успешной в современном социуме.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной становится задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.
С прошлого года мне пришлось углублённо работать с детьми (одной группы) по теме: «Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности».
Цель деятельности:
- способствовать формированию творческой личности;
- способствовать развитию речи и коммуникативных навыков у детей;
- способствовать созданию условий для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечение условий взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, приобщению детей к театральному искусству, театрализованной деятельности;
Задачи:
- развивать творческие способности детей;
- развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;
- прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
- формировать эстетический вкус;
- расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях.
- создавать у родителей представление о театральной деятельности детей, как об одном из важных видов деятельности в дошкольном возрасте;
- найти пути сотрудничества с семьями воспитанников, направленные на обеспечение благоприятных условий для творческой личности.
Театрализованная деятельность в детском саду - это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Театр является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Универсальный характер театрализованных игр способствует развитию творческого мышления и воображения, развитию поисковой активности и экспериментирования, и, в целом, развитию интеллектуальной способности.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Известно, что игра – дело не только серьезное, но и веселое.
В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими.
Поэтому так важны принципы построения работы по развитию креативных способностей детей:
- Организация взаимодействия педагога с детьми на основе сотрудничества и сотворчества;
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- Индивидуальный подход и вера педагога в креативный потенциал каждого ребенка;
- Уважение мнения ребенка, его личностной позиции;
- Активная игровая деятельность детей.
Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Она имеет такую же структуру: замысел, сюжет, содержание, игровые правила. Креативность проявляется в том, что ребенок художественно передает замысел, варьирует свое поведение. В игре ребенок побуждает к неформальному общению, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого используются этюды, тренинги, упражнения, которые способствуют развитию навыков театральной игровой деятельности.
Игра « Подбери рифму»
Цель: развивать чувство рифмы.
Волшебник задает рифмы по очереди :
Кочка — бочка, строчка, дочка, точка...
Картошка — матрешка, морошка, кошка...
Печь — меч, течь, лечь...
Лягушка — квакушка, подружка, кружка...
Зайчик — пальчик, мальчик...
Мышь — тишь, камыш, шуршишь...
Кошка — мошка, блошка, плошка...
Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок...
Снежинка — пушинка, пружинка...
Расскажи стихи руками
Цель: побуждать детей к импровизации.
Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:
Кот играет на баяне,
Киска — та на барабане,
Ну, а Зайка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)
Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.
Проговаривание диалога с различными интонациями
Ребенок: Мед в лесу медведь нашел...
Медведь: Мало меду, много пчел!
Диалог проговаривается всеми детьми. Педагог помогает найти нужную интонацию.
Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, можно использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.
Наибольший эффект дают такие методы развития креативности, как: творческие задания; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; этюды, упражнения.
Для раскрытия креативных способностей детей в театрализованной деятельности, также используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации. Широко применяются и игры-драматизации, главным объектом обыгрывания в которых становится сам ребенок. Все эти забавы не только способствуют развитию креативности детей, но и тренируют память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.
Развитие креативности посредством театрализации – это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу, синтезу, эмоциональным переживанием, развитию творческой активности детей. Такая деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корректирует в разных сферах психической деятельности.
В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:
Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.
Словесные и подвижные игры.
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковые игры со словами.
Пантомимические этюды и упражнения.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается в образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Итогом являются: инсценировки, драматизации, спектакли, концерты, которые входят в содержание праздников и развлечений. Театрализация позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
Задачи, которые мною ставились, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, хотелось бы верить, что они будут творчески относиться к своему делу.
Основная идея опыта моей работы: помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развить творческие способности средствами театра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете "Формирование креативных качеств личности в процессе театрально-игровой деятельности"
ldquo;Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…&rdquo...
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста
Независимо от того, что ребенок и взрослый выбирают для своих занятий, основная цель использования изотерапии всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в мире....
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста
Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия. Сказкотерапию проводить лучше в отдельном небольшом помещении, хорошо освещенном. В...
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста
Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия....
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста К И Н Е З О Т Е РА П И Я
Кинезотерапия в основном используется в подвижных играх, поэтому в период адаптации чаще всего используются игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем («Давайте познакоми...
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста К И Н Е З О Т Е Р П И Я
Кинезотерапия в основном используется в подвижных играх, поэтому в период адаптации чаще всего используются игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем («Давайте познакоми...
Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста К И Н Е З О Т Е Р П И Я
Кинезотерапия в основном используется в подвижных играх, поэтому в период адаптации чаще всего используются игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем («Давайте познакоми...