Формирование креативных качеств личности в процессе театрально-игровой деятельности
учебно-методический материал на тему

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

 

Креативность – сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Развитие креативности посредством театрализации в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Современные условия предусматривают развитие творческой и креативной личности. А в истоках развития личности в целом изначально лежит воспитание. Для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации. Только такая личность может быть успешной в современном социуме.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной становится задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

С прошлого года мне пришлось углублённо работать с детьми (одной группы) по теме: «Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности».

Цель деятельности:

- способствовать формированию творческой личности;

- способствовать развитию речи и коммуникативных навыков у детей;

- способствовать созданию условий для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечение условий взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, приобщению детей к театральному искусству, театрализованной деятельности;

Задачи:

- развивать творческие способности детей;

- развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;

- прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);

- формировать эстетический вкус;

- расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях.

- создавать у родителей представление о театральной деятельности детей, как об одном из важных видов деятельности в дошкольном возрасте;

- найти пути сотрудничества с семьями воспитанников, направленные на обеспечение благоприятных условий для творческой личности.

Театрализованная деятельность в детском саду -  это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Театр является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. 

Универсальный характер театрализованных игр  способствует развитию творческого мышления и воображения, развитию поисковой активности и экспериментирования, и, в целом, развитию интеллектуальной способности.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Известно, что игра – дело не только серьезное, но и веселое.

В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.

В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими.

Поэтому так важны принципы построения работы по развитию креативных способностей детей:

  • Организация взаимодействия педагога с детьми на основе сотрудничества и сотворчества;
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • Индивидуальный подход и вера педагога в креативный потенциал каждого ребенка;
  • Уважение мнения ребенка, его личностной позиции;
  • Активная игровая деятельность детей.

Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Она имеет такую же структуру: замысел, сюжет, содержание, игровые правила. Креативность проявляется в том, что ребенок художественно передает замысел, варьирует свое поведение. В игре ребенок побуждает к неформальному общению, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого используются этюды, тренинги, упражнения, которые способствуют развитию навыков театральной игровой деятельности.

Игра « Подбери рифму»

Цель: развивать чувство рифмы.

Волшебник задает рифмы по очереди :

Кочка — бочка, строчка, дочка, точка...

Картошка — матрешка, морошка, кошка...

Печь — меч, течь, лечь...

Лягушка — квакушка, подружка, кружка...

Зайчик — пальчик, мальчик...

Мышь — тишь, камыш, шуршишь...

Кошка — мошка, блошка, плошка...

Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок...

Снежинка — пушинка, пружинка...

Расскажи стихи руками

Цель:  побуждать детей к импровизации.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.

Проговаривание диалога с различными интонациями

Ребенок: Мед в лесу медведь нашел...

Медведь: Мало меду, много пчел!

Диалог проговаривается всеми детьми. Педагог помогает найти нуж­ную интонацию. 

Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, можно использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.

Наибольший эффект дают такие методы развития креативности, как: творческие задания; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; этюды, упражнения.

Для раскрытия креативных способностей детей в театрализованной деятельности, также используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации. Широко применяются и игры-драматизации, главным объектом обыгрывания в которых становится сам ребенок. Все эти забавы не только способствуют развитию креативности детей, но и тренируют память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.

Развитие креативности посредством театрализации – это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу, синтезу, эмоциональным переживанием, развитию творческой активности детей. Такая деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корректирует в разных сферах психической деятельности.

В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:

Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.

Словесные и подвижные игры.

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры со словами. 

Пантомимические этюды и упражнения.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается в образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Итогом являются: инсценировки, драматизации, спектакли, концерты, которые входят в содержание праздников и развлечений. Театрализация позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Задачи, которые мною ставились, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, хотелось бы верить, что они будут творчески относиться к своему делу.

Основная идея опыта моей работы: помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развить творческие способности средствами театра.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 141 «Пилеш» города Чебоксары

Педагогический совет

доклад на тему

Формирование креативных качеств личности в процессе театрально-игровой деятельности

Подготовила:

музыкальный руководитель

Бороздинова Ю.Ю.

“Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

Креативность – сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Развитие креативности посредством театрализации в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Современные условия предусматривают развитие творческой и креативной личности. А в истоках развития личности в целом изначально лежит воспитание. Для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации. Только такая личность может быть успешной в современном социуме.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной становится задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

С прошлого года мне пришлось углублённо работать с детьми (одной группы) по теме: «Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности».

Цель деятельности: 

- способствовать формированию творческой личности;

- способствовать развитию речи и коммуникативных навыков у детей;

- способствовать созданию условий для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечение условий взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, приобщению детей к театральному искусству, театрализованной деятельности;

Задачи:

- развивать творческие способности детей;

- развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;

- прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);

- формировать эстетический вкус;

- расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях.

- создавать у родителей представление о театральной деятельности детей, как об одном из важных видов деятельности в дошкольном возрасте;

- найти пути сотрудничества с семьями воспитанников, направленные на обеспечение благоприятных условий для творческой личности.

Театрализованная деятельность в детском саду -  это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Театр является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. 

Универсальный характер театрализованных игр  способствует развитию творческого мышления и воображения, развитию поисковой активности и экспериментирования, и, в целом, развитию интеллектуальной способности.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Известно, что игра – дело не только серьезное, но и веселое.

В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.

В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими.

Поэтому так важны принципы построения работы по развитию креативных способностей детей:

  • Организация взаимодействия педагога с детьми на основе сотрудничества и сотворчества;
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • Индивидуальный подход и вера педагога в креативный потенциал каждого ребенка;
  • Уважение мнения ребенка, его личностной позиции;
  • Активная игровая деятельность детей.

Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Она имеет такую же структуру: замысел, сюжет, содержание, игровые правила. Креативность проявляется в том, что ребенок художественно передает замысел, варьирует свое поведение. В игре ребенок побуждает к неформальному общению, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого используются этюды, тренинги, упражнения, которые способствуют развитию навыков театральной игровой деятельности.

Игра « Подбери рифму»

Цель: развивать чувство рифмы.

Волшебник задает рифмы по очереди :

Кочка — бочка, строчка, дочка, точка...

Картошка — матрешка, морошка, кошка...

Печь — меч, течь, лечь...

Лягушка — квакушка, подружка, кружка...

Зайчик — пальчик, мальчик...

Мышь — тишь, камыш, шуршишь...

Кошка — мошка, блошка, плошка...

Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок...

Снежинка — пушинка, пружинка...

Расскажи стихи руками

Цель:  побуждать детей к импровизации.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.

Проговаривание диалога с различными интонациями

Ребенок: Мед в лесу медведь нашел...

Медведь: Мало меду, много пчел!

Диалог проговаривается всеми детьми. Педагог помогает найти нужную интонацию. 

Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, можно использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.

Наибольший эффект дают такие методы развития креативности, как: творческие задания; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; этюды, упражнения.

Для раскрытия креативных способностей детей в театрализованной деятельности, также используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации. Широко применяются и игры-драматизации, главным объектом обыгрывания в которых становится сам ребенок. Все эти забавы не только способствуют развитию креативности детей, но и тренируют память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.

Развитие креативности посредством театрализации – это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу, синтезу, эмоциональным переживанием, развитию творческой активности детей. Такая деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корректирует в разных сферах психической деятельности.

В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:

Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.

Словесные и подвижные игры.

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры со словами. 

Пантомимические этюды и упражнения.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается в образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Итогом являются: инсценировки, драматизации, спектакли, концерты, которые входят в содержание праздников и развлечений. Театрализация позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Задачи, которые мною ставились, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, хотелось бы верить, что они будут творчески относиться к своему делу.

Основная идея опыта моей работы: помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развить творческие способности средствами театра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Формирование креативных качеств личности в процессе театрально-игровой деятельности"

ldquo;Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…&rdquo...

Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста

Независимо от того, что ребенок и взрослый выбирают для своих занятий, основная цель использования изотерапии всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в мире....

Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста

Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия. Сказкотерапию проводить лучше в отдельном небольшом помещении, хорошо освещенном. В...

Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста

Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия....

Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста К И Н Е З О Т Е РА П И Я

Кинезотерапия в основном используется в подвижных играх, поэтому в период адаптации чаще всего используются игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем («Давайте познакоми...

Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста К И Н Е З О Т Е Р П И Я

Кинезотерапия в основном используется в подвижных играх, поэтому в период адаптации чаще всего используются игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем («Давайте познакоми...

Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста К И Н Е З О Т Е Р П И Я

Кинезотерапия в основном используется в подвижных играх, поэтому в период адаптации чаще всего используются игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем («Давайте познакоми...