«Формирование нравственных качеств личности дошкольника в процессе ознакомления с православными традициями родного села»
статья

«Формирование нравственных качеств личности дошкольника в процессе ознакомления с православными традициями родного села»

Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и социального окружения. Начинать формирование нравственных качеств необходимо как можно раньше – в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст – это самый эмоциональный и восприимчивый период детства, наиболее благоприятный для развития нравственных качеств, таких, как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий мир, учится взаимодействовать с социумом, проходит первые этапы в своем нравственном развитии, приобщается к ценностям культуры.

Нравственное воспитание дошкольников - целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных и этических представлений, привития норм и правил поведения. В его основе лежит и развитие чувства малой родины, корней, связывающих малыша с его родным домом и с его ближайшим окружением. Начало чувства малой родины лежит в восхищении тем, что дети видят перед собой, тем, что изумляет их, что находит отклик в их маленькой душе.

И пусть многие впечатления не осознаны еще глубоко, но, будучи пропущенными через восприятие ребенка, они играют значительную роль в становлении личности.

Основой формирования любви к Родине у сельских дошкольников является накопление ими социального опыта – опыта жизни в родном селе, усвоение принятых в нем норм поведения, системы взаимоотношений, приобщение малышей к миру его культуры и православным традициям.

В нашем детском саду сложилась определённая система работы по ознакомлению и приобщению детей к культуре родного села, его православным традициям.

Целью нашей работы является: создание педагогических условий для формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников посредством ознакомления с православными традициями родного села, русской народной культуры.

Для реализации цели мы определили следующие задачи:

Развивать умение дошкольников видеть и понимать красоту окружающего мира.

Воспитывать любовь к родному дому, семье, малой родине и интерес к культуре, историческому и духовному наследию села.

Воспитывать бережное отношение к культурным и православным традициям.

Формировать нравственные и патриотические чувства: доброту, уважение, любовь к малой родине.

Обогащать словарный запас ребёнка путем введения культурных и православных понятий.

Заинтересовать и привлечь родителей к сотрудничеству и ориентировать их на духовно-нравственное воспитание детей.

 

Важным условием формирования нравственных качеств личности сельских дошкольников выступает поэтапное освоение компонентов культурного пространства села.

Однако само по себе даже самое богатое и насыщенное культурное пространство не гарантирует развитие. Превратить окружающую ребенка среду в среду его личностного становления можно лишь при условии целенаправленной организации педагогического процесса.

В каждой возрастной группе нашего детского сада ведётся работа по духовно-нравственному воспитанию детей согласно перспективному планированию.

В работу мы включаем различные виды деятельности: познавательно-исследовательскую, художественно-продуктивную, досуговую, игровую. В арсенале воспитателей экскурсии, знакомство с произведениями искусства, чтение художественной литературы, дидактические игры, этические беседы, мероприятия, освещающие природные достопримечательности и культурные события села.

Основой содержания работы по нравственному воспитанию в детском саду является календарь: природный, гражданский и православный, в соответствии с которыми планируется и строится воспитательно-образовательная деятельность с детьми.

Вершиной этой работы становятся наши православные праздники. Праздники – неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они приносят радость, задают особый ритм духовной жизни человека.

Обогащению знаний о православных традициях помогает знакомство с такими праздниками, как «Покров Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Крещение Господне», «Пасха»«Троица» и др.

Начиная с младшей группы, дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах. Значение этих праздников заключается в том, что они дают детям возможность проявить свои чувства, пробуждают эмоциональные переживания, стимулирует оптимистическое настроение. Готовясь к празднику, ребята знакомятся с его историей, изготавливают костюмы, атрибуты, становятся участниками праздничного действа.

Для приобщения детей к традиционной культуре посредством православных праздников, в нашем детском саду создана предметно-развивающая среда: в театральном уголке размещены различные сказочные персонажи, оформлен мини-музей «Русская изба», в группах есть уголки православия. Материально – техническая база детского сада оснащена аудио- и видеоаппаратурой. Дети имеют возможность просматривать фрагменты мультфильмов, сказок, слушать музыкальные произведения.

Воспитателями нашего детского сада разработана программа «Родной свой край – люби и знай».

Целью программы является воспитание гуманной, духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России.

В календарно-тематическое планирование программы входят:

- проведение экскурсий по достопримечательным местам родного села,

- беседы и рассказы об истории создания села, известных людях,

- участие в общественных мероприятиях, народных и православных праздниках.

Наше село Дубовое Петровского района богато православными и культурными традициями. В селе действует храм Михаила Архангела. Отмечаются православные праздники, проводятся праздничные богослужения, крестный ход,

Ежегодно 21 ноября отмечается православный праздник - Собор архистратига Михаила или Михайлов день, который для села является престольным. Для жителей это нерабочий день. Проводится богослужение, праздничный концерт народного творчества, в котором принимают участие и наши воспитанники. В  этом году прошел крестный ход, был открыт и освящен источник в честь Архангела Михаила.

Широко отмечается в селе праздник Светлой Пасхи.

Новой культурной традицией стал открытый летний фестиваль «Фруктовый вернисаж», в рамках которого  проводятся экскурсии в местный краеведческий музей, храм Архангела Михаила, в сады и производственные объекты предприятия «Дубовое», выступают творческие коллективы.

Участвуя в мероприятиях, как в качестве зрителей, так и в качестве непосредственных участников, наши воспитанники приобщаются к историческому, культурному и православному наследию села, которое имеет богатую историю.

Духовно-нравственное воспитание детей осуществляться совместными усилиями детского сада и семьи. Мы стараемся организовывать совместную творческую деятельность педагогов, детей и родителей. Совместно с родителями мы создаём проекты, организуем и проводим праздники и экскурсии.

Организуя ознакомление и участие детей в традиционных мероприятиях, мы стараемся прививать не только нравственные качества, но и гордость за наше село, за его культурные и духовные традиции.

Проводимая работа показала, что дети живо интересуются историей своего села, с удовольствием разучивают и исполняют народные песни, играют в народные игры. Педагоги нашего дошкольного учреждения постоянно находятся в творческом поиске новых форм работы с детьми в духовно-нравственном направлении.

Святитель Феофан Затворник говорил: «Воспитание - самое святое из всех святых дел».

Мы уверены, что деятельность педагогического коллектива нашего детского сада благотворно воздействует на эмоциональное состояние каждого ребёнка. Все проводимые мероприятия интересны и полезны для развития детей и их духовного роста. Главный результат нашей работы – усвоение детьми вечных ценностей: доброты, милосердия, сострадания, любви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего доклада: «Формирование нравственных качеств личности дошкольника в процессе ознакомления с православными традициями родного села»

Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и социального окружения. Начинать формирование нравственных качеств необходимо как можно раньше – в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст – это самый эмоциональный и восприимчивый период детства, наиболее благоприятный для развития нравственных качеств, таких, как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий мир, учится взаимодействовать с социумом, проходит первые этапы в своем нравственном развитии, приобщается к ценностям культуры.

Нравственное воспитание дошкольников - целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных и этических представлений, привития норм и правил поведения. В его основе лежит и развитие чувства малой родины, корней, связывающих малыша с его родным домом и с его ближайшим окружением. Начало чувства малой родины лежит в восхищении тем, что дети видят перед собой, тем, что изумляет их, что находит отклик в их маленькой душе.

И пусть многие впечатления не осознаны еще глубоко, но, будучи пропущенными через восприятие ребенка, они играют значительную роль в становлении личности.

Основой формирования любви к Родине у сельских дошкольников является накопление ими социального опыта – опыта жизни в родном селе, усвоение принятых в нем норм поведения, системы взаимоотношений, приобщение малышей к миру его культуры и православным традициям.

В нашем детском саду сложилась определённая система работы по ознакомлению и приобщению детей к культуре родного села, его православным традициям.

Целью нашей работы является: создание педагогических условий для формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников посредством ознакомления с православными традициями родного села, русской народной культуры.

Для реализации цели мы определили следующие задачи:

Развивать умение дошкольников видеть и понимать красоту окружающего мира.

Воспитывать любовь к родному дому, семье, малой родине и интерес к культуре, историческому и духовному наследию села.

Воспитывать бережное отношение к культурным и православным традициям.

Формировать нравственные и патриотические чувства: доброту, уважение, любовь к малой родине.

Обогащать словарный запас ребёнка путем введения культурных и православных понятий.

Заинтересовать и привлечь родителей к сотрудничеству и ориентировать их на духовно-нравственное воспитание детей.

Важным условием формирования нравственных качеств личности сельских дошкольников выступает поэтапное освоение компонентов культурного пространства села.

Однако само по себе даже самое богатое и насыщенное культурное пространство не гарантирует развитие. Превратить окружающую ребенка среду в среду его личностного становления можно лишь при условии целенаправленной организации педагогического процесса.

В каждой возрастной группе нашего детского сада ведётся работа по духовно-нравственному воспитанию детей согласно перспективному планированию.

В работу мы включаем различные виды деятельности: познавательно-исследовательскую, художественно-продуктивную, досуговую, игровую. В арсенале воспитателей экскурсии, знакомство с произведениями искусства, чтение художественной литературы, дидактические игры, этические беседы, мероприятия, освещающие природные достопримечательности и культурные события села.

Основой содержания работы по нравственному воспитанию в детском саду является календарь: природный, гражданский и православный, в соответствии с которыми планируется и строится воспитательно-образовательная деятельность с детьми.

Вершиной этой работы становятся наши православные праздники. Праздники – неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они приносят радость, задают особый ритм духовной жизни человека.

Обогащению знаний о православных традициях помогает знакомство с такими праздниками, как «Покров Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Крещение Господне», «Пасха», «Троица» и др.

Начиная с младшей группы, дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах. Значение этих праздников заключается в том, что они дают детям возможность проявить свои чувства, пробуждают эмоциональные переживания, стимулирует оптимистическое настроение. Готовясь к празднику, ребята знакомятся с его историей, изготавливают костюмы, атрибуты, становятся участниками праздничного действа.

Для приобщения детей к традиционной культуре посредством православных праздников, в нашем детском саду создана предметно-развивающая среда: в театральном уголке размещены различные сказочные персонажи, оформлен мини-музей «Русская изба», в группах есть уголки православия. Материально – техническая база детского сада оснащена аудио- и видеоаппаратурой. Дети имеют возможность просматривать фрагменты мультфильмов, сказок, слушать музыкальные произведения.

Воспитателями нашего детского сада разработана программа «Родной свой край – люби и знай».

Целью программы является воспитание гуманной, духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России.

В календарно-тематическое планирование программы входят:

- проведение экскурсий по достопримечательным местам родного села,

- беседы и рассказы об истории создания села, известных людях,

- участие в общественных мероприятиях, народных и православных праздниках.

Наше село Дубовое Петровского района богато православными и культурными традициями. В селе действует храм Михаила Архангела. Отмечаются православные праздники, проводятся праздничные богослужения, крестный ход,

Ежегодно 21 ноября отмечается православный праздник - Собор архистратига Михаила или Михайлов день, который для села является престольным. Для жителей это нерабочий день. Проводится богослужение, праздничный концерт народного творчества, в котором принимают участие и наши воспитанники. В этом году прошел крестный ход, был открыт и освящен источник в честь Архангела Михаила.

Широко отмечается в селе праздник Светлой Пасхи.

Новой культурной традицией стал открытый летний фестиваль «Фруктовый вернисаж», в рамках которого проводятся экскурсии в местный краеведческий музей, храм Архангела Михаила, в сады и производственные объекты предприятия «Дубовое», выступают творческие коллективы.

Участвуя в мероприятиях, как в качестве зрителей, так и в качестве непосредственных участников, наши воспитанники приобщаются к историческому, культурному и православному наследию села, которое имеет богатую историю.

Духовно-нравственное воспитание детей осуществляться совместными усилиями детского сада и семьи. Мы стараемся организовывать совместную творческую деятельность педагогов, детей и родителей. Совместно с родителями мы создаём проекты, организуем и проводим праздники и экскурсии.

Организуя ознакомление и участие детей в традиционных мероприятиях, мы стараемся прививать не только нравственные качества, но и гордость за наше село, за его культурные и духовные традиции.

Проводимая работа показала, что дети живо интересуются историей своего села, с удовольствием разучивают и исполняют народные песни, играют в народные игры. Педагоги нашего дошкольного учреждения постоянно находятся в творческом поиске новых форм работы с детьми в духовно-нравственном направлении.

Святитель Феофан Затворник говорил: «Воспитание - самое святое из всех святых дел».

Мы уверены, что деятельность педагогического коллектива нашего детского сада благотворно воздействует на эмоциональное состояние каждого ребёнка. Все проводимые мероприятия интересны и полезны для развития детей и их духовного роста. Главный результат нашей работы – усвоение детьми вечных ценностей: доброты, милосердия, сострадания, любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение коллективных работ по рисованию (лепке, аппликации) для формирования нравственных качеств личности дошкольника

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об ...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Одним из самых актуальных в различных сферах нашего бытия на сегодняшний день, встает вопрос о нравственности и морали каждого человека. Что нужно предпринять, чтобы уберечь сегодняшнее и будущее поко...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Нравственное развитие личности ребенка определяется следующим: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка....

Статья" Формирование нравственных качеств личности дошкольников в процессе экономического воспитания".

В центре внимания данной статьи находится проблема формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания. Рассматриваются педагогические условия, способствующие эфф...

Формирование нравственных качеств личности ребёнка в процессе патриотического воспитания

          Формирование личности  дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям....

Выступление на заседании «Школы профессионального мастерства»: «Становление нравственных качеств личности дошкольников в процессе патриотического воспитания»

Рекомендации для молодых педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию – взаимодействие взрослого и детей (Педагог-Ребенок-Родитель) в совместной деятельности и общении, направленное на ра...