Сообщение на тему "Психологические аспекты развития исследовательской деятельности дошкольников"
консультация по теме

Антонова Ольга Тарасовна

В сообщении можно найти ответы на 3 вопроса:1) Мотивационная составляющая исследовательского поведения детей;2).Последствия нереализованной поисковой деятельности детей;3)Условия развития исследовательского поведения. Материал будет интересен воспитателям и родителям, а также специалистам, работающим с детьми и интересующимися вопросами развития познавательной сферы детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на тему «Психологические аспекты развития исследовательской деятельности дошкольников» (по материалам научно-методических журналов «Исследовательская работа школьников»)

Докладчик: Антонова Ольга Тарасовна, педагог-психолог МБДОУ  ЦРР д/с №12 «Орленок»

Вопросы:

  1.  Мотивационная составляющая исследовательского поведения детей;
  2. Последствия нереализованной поисковой деятельности детей;
  3. Условия развития исследовательского поведения.

18 февраля 2015год

Психологами доказано, что детская любознательность лежит в основе исследовательского поведения. Со временем любознательность превращается в познавательную потребность – главный мотив исследовательского поведения.

Потребность в поиске, получение удовольствия от результатов творчества, от процессов «сотворения» являются неотъемлемой частью развития человека как личности и творца. Неудовлетворенная потребность в исследовательском поведении является причиной нервных расстройств, приводящих к нервным заболеваниям.

В воспитательном плане необходимо отметить, что нереализованная исследовательская активность ребенка может найти выход в деструктивной (разрушительной) деятельности.

Дошкольный возраст служит хорошей базой (сенситивный период) для развития исследовательского поведения, т.к. в дошкольном возрасте формируются произвольность, активность, самостоятельность и инициативность.

Важно создавать условия для формирования и развития исследовательского поведения.

Под созданием условий следует понимать степень «вмешательства» взрослых в поисковую детскую деятельность. Педагоги должны

1). Обеспечить безопасность детской деятельности.

Педагогическая задача должна состоять в том, чтобы учить детей разумному исследовательскому поведению и предвидению возможных опасностей

2).Повышать эффективность деятельности ребенка по определенным параметрам.

Учить будем самостоятельно строить компоненты, в том числе такие, которые требуют от ребенка активных поисков и проб. Если объект или ситуации  являются действительно новыми и содержат неизвестные скрытые свойства, то человек вынужден использовать пробующие действия и их стратегии различной сложности, результат которых ему не может быть известен заранее. Эти действия не являются ошибочными в силу отсутствия полной информации о потенциальных возможностях объекта, о четко сформулированных конкретных целях деятельности с ним и способах их достижения.

С дидактической позиции, взрослые не ликвидируют исследовательскую активность ребенка, а развивают ее.

Что понижает исследовательскую инициативность и любознательность ребенка?

а) формирование глобальной установки на избегание и пресечение исследовательского поведения и любознательности («Любопытной Варваре на базаре нос оторвали», «От любопытства кошка умерла», «Никогда не суйся туда, куда не знаешь», «Никогда не задавай лишних вопросов»)

б) формирование отрицательного отношения в определенных областях («игры с огнем опасны»), у лиц определенного возраста («ты еще маленький»), определенного пола («это не для девочек/мальчиков»),социального положения («люди твоего положения этим не должны интересоваться»), определенным формам исследовательского поведения («нельзя подслушивать, подсматривать»)

в) частные, ситуативные и временные запреты («не тронь, пока горячее», «не подходи, пока не остановится»)

Таким образом, основной задачей педагогов при формировании у детей исследовательского поведения является создание условий для безопасной целенаправленной поисковой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические аспекты исследовательской деятельности дошкольников

Дети по своей природе исследователи. Задача взрослого -  сохранять и развивать этот интерес к познанию окружающего мира....

Сообщение "Поисково-исследовательская деятельность дошкольников"

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматри...

Статья "Развитие исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Представление собственного опыта работы по экспериментированию с детьми....

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

Правильное питание наших детей – залог их драгоценного здоровья, именно от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого, поэтому главная за...

Технология развития исследовательской деятельности дошкольников Поддьяков Н.Н.

Технология направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты....

Организация и развитие исследовательской деятельности дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

В работе рассматриваются некоторые особенности организации детской исследовательской деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, проблемы и пути их решения. А также представлены пр...