Сообщение на тему "Психологические аспекты развития исследовательской деятельности дошкольников"
консультация по теме
В сообщении можно найти ответы на 3 вопроса:1) Мотивационная составляющая исследовательского поведения детей;2).Последствия нереализованной поисковой деятельности детей;3)Условия развития исследовательского поведения. Материал будет интересен воспитателям и родителям, а также специалистам, работающим с детьми и интересующимися вопросами развития познавательной сферы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_temu_razvitiya_issledovatelskoy_deyatelnosti.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему «Психологические аспекты развития исследовательской деятельности дошкольников» (по материалам научно-методических журналов «Исследовательская работа школьников»)
Докладчик: Антонова Ольга Тарасовна, педагог-психолог МБДОУ ЦРР д/с №12 «Орленок»
Вопросы:
- Мотивационная составляющая исследовательского поведения детей;
- Последствия нереализованной поисковой деятельности детей;
- Условия развития исследовательского поведения.
18 февраля 2015год
Психологами доказано, что детская любознательность лежит в основе исследовательского поведения. Со временем любознательность превращается в познавательную потребность – главный мотив исследовательского поведения.
Потребность в поиске, получение удовольствия от результатов творчества, от процессов «сотворения» являются неотъемлемой частью развития человека как личности и творца. Неудовлетворенная потребность в исследовательском поведении является причиной нервных расстройств, приводящих к нервным заболеваниям.
В воспитательном плане необходимо отметить, что нереализованная исследовательская активность ребенка может найти выход в деструктивной (разрушительной) деятельности.
Дошкольный возраст служит хорошей базой (сенситивный период) для развития исследовательского поведения, т.к. в дошкольном возрасте формируются произвольность, активность, самостоятельность и инициативность.
Важно создавать условия для формирования и развития исследовательского поведения.
Под созданием условий следует понимать степень «вмешательства» взрослых в поисковую детскую деятельность. Педагоги должны
1). Обеспечить безопасность детской деятельности.
Педагогическая задача должна состоять в том, чтобы учить детей разумному исследовательскому поведению и предвидению возможных опасностей
2).Повышать эффективность деятельности ребенка по определенным параметрам.
Учить будем самостоятельно строить компоненты, в том числе такие, которые требуют от ребенка активных поисков и проб. Если объект или ситуации являются действительно новыми и содержат неизвестные скрытые свойства, то человек вынужден использовать пробующие действия и их стратегии различной сложности, результат которых ему не может быть известен заранее. Эти действия не являются ошибочными в силу отсутствия полной информации о потенциальных возможностях объекта, о четко сформулированных конкретных целях деятельности с ним и способах их достижения.
С дидактической позиции, взрослые не ликвидируют исследовательскую активность ребенка, а развивают ее.
Что понижает исследовательскую инициативность и любознательность ребенка?
а) формирование глобальной установки на избегание и пресечение исследовательского поведения и любознательности («Любопытной Варваре на базаре нос оторвали», «От любопытства кошка умерла», «Никогда не суйся туда, куда не знаешь», «Никогда не задавай лишних вопросов»)
б) формирование отрицательного отношения в определенных областях («игры с огнем опасны»), у лиц определенного возраста («ты еще маленький»), определенного пола («это не для девочек/мальчиков»),социального положения («люди твоего положения этим не должны интересоваться»), определенным формам исследовательского поведения («нельзя подслушивать, подсматривать»)
в) частные, ситуативные и временные запреты («не тронь, пока горячее», «не подходи, пока не остановится»)
Таким образом, основной задачей педагогов при формировании у детей исследовательского поведения является создание условий для безопасной целенаправленной поисковой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение для воспитателей "Исследовательская деятельность дошкольника""
Из личного опыта работы...
Психологические аспекты исследовательской деятельности дошкольников
Дети по своей природе исследователи. Задача взрослого - сохранять и развивать этот интерес к познанию окружающего мира....
Сообщение "Поисково-исследовательская деятельность дошкольников"
Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматри...
Статья "Развитие исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Представление собственного опыта работы по экспериментированию с детьми....
СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
Правильное питание наших детей – залог их драгоценного здоровья, именно от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого, поэтому главная за...
Технология развития исследовательской деятельности дошкольников Поддьяков Н.Н.
Технология направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты....
Организация и развитие исследовательской деятельности дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
В работе рассматриваются некоторые особенности организации детской исследовательской деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, проблемы и пути их решения. А также представлены пр...