Сообщение "Поисково-исследовательская деятельность дошкольников"
консультация по теме

Кривошеева Ирина Владимировна

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poiskovo-issledovatelskaya_deyatelnost_doshkolnikov.docx23.05 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Поисково-исследовательская  деятельность дошкольников

Кривошеева Ирина Владимировна

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 с. Кабанск»

  Китайская пословица гласит:

 «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать  - и я пойму».

Усваивается всё прочно и надолго,

когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед  дошкольным учреждением и родителями встает задача необходимой важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости: радость преодоления, радость открытия, радость творчества.  Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.                                                                        

Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Поддьякова Н.Н (Николай Николаевич)  Усовой А.П.,  Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.  

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид  ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

В связи с этим с  целью изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в старшей группе провели диагностику, используя  методику   «Выбор деятельности» Людмилы Николаевны Прохоровой. Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

  Результаты показали, что можно выделить 3 группы детей по уровню сформированности  детского экспериментирования.

  В первую группу вошло 5 детей, что составляет – 20 % . Познавательное отношение у дошкольников к экспериментальной деятельности устойчиво. Они проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видят проблему. Активно высказывают предположения. Осознано выбирают предметы и материалы для самостоятельной экспериментальной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. В диалоге со взрослым поясняют ход экспериментальной деятельности. Доводят дело до конца. Формулируют в речи, достигнут или нет результат. Делают выводы.

   Ко  второй  группе относятся  13 детей -  это 52 %. В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого, высказывает предложения с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно со взрослым. Готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств.  Может формулировать выводы по наводящим вопросам.

    И в третьей группе 7 детей – это  28 %. Редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Могут увидеть проблему только с  подсказки взрослого. Принимают участие в планировании экспериментальной деятельности с подачи взрослого. С помощью взрослого готовят материал для эксперимента. Не всегда способны сформулировать вывод, им необходима подсказка взрослого или пример сверстников.

 Причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:

1.  Познавательный интерес неустойчивый;

2.  Не всегда дети видят проблему;

3.  Малоактивны в выдвижении идей;

4. Стремление к самостоятельности не выражено;

5. Пользуются доказательствами с помощью взрослого.

           Исследователь Павлов И.П. считал, наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение - очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий.

Опытно – экспериментальная деятельность тесно связана с разными видами деятельности. Одной из которых является труд.

 Он может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

В своей работе с детьми придаем большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: « Отвечай быстро», "Когда это бывает", «Кузовок», " Кто больше назовет предметов ", " Что, где растет? " Такие игры помогают в ознакомлении детей с  явлениями природы.

Словесные игры:  "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", «Закончи предложение»" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.    

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. хорошо развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.  Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Также экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.

У детей поддерживается интерес к экспериментам в том случае, если результат виден сразу или через непродолжительное время. Эксперименты с живой природой,  как правило, в большинстве долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. Поэтому для развития интереса к поисково-исследовательской  деятельности используем эксперименты и опыты с неживой природой, знакомим детей со свойствами воды, песка, земли, глины, воздуха  и т.п. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал среды, который дается в свободное распоряжение детей, стал стимулом, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые ребенок мог бы опереться.

В связи с этим оформлена мини - лаборатория, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности  детей.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • возрастные особенности детей
  • доступность расположения

В лаборатории имеется   разнообразное оборудование:

• Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
• Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,, пластмассы;
• Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
• Гайки, скрепки, винтики, гвоздики, проволока;
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
• Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
• Детские халаты, фартуки;
• Схемы для проведения опытов;
• Журнал для фиксирования результатов.

  Постепенно с помощью родителей пополняем «лабораторию» новыми материалами для опытов, поддерживаем интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми мы используем следующие формы работы:

 * познавательные занятия;

 * беседы;

 * дидактические и развивающие игры и упражнения;

 * сюжетно-ролевые игры;

 * эксперименты и опыты;

 * использование мультимедиа, видео-слайдов;

 * фотосессии;

 * картотека опытов;

 * конкурсы, праздники и развлечения.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.  

Формы работы с родителями вы видите на экране одно из которых является анкетирование

Формы:

  • оформление наглядности;
  • групповые родительские собрания;
  • «Дни открытых дверей»;
  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, открытых мероприятий;
  • Рубрику в родительском уголке «Спрашивайте! Отвечаем!»;
  • Картотека «Опыты»
  • организация тематических выставок совместного с детьми творчества;
  • Анкетирование.

Анкета для родителей:

1. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?

2.С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

3. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома?      

    Если да, то как часто?

4. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?

    Если да, то какое?

5. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с

   вами своими открытиями?

Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашей работы. Нами был разработан  проект  «Детское экспериментирование – юный исследователь»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...