проект «Реализация технологии социального партнерства с родителями»
проект на тему

Галкина Марина Борисовна

   Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить

друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений  между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx46.76 КБ

Предварительный просмотр:

  В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
 Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
     В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы  и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений  с  учётом  образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и  педагогов.

     

   Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить

друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений  между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Социальное партнёрство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь

Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.

Семья -  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
      Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

Цель проекта:

Создание дружелюбного партнёрства между детским садом и семьёй.

Задачи проекта :

1. Совершенствовать стиль партнёрских отношений.

2. Создать условия для благоприятного климата социального партнерства с родителями.

3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

4. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО.

Принципы взаимодействия с родителями:

1. Открытость детского сада для семьи.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

4. индивидуальный подход.

Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5. динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Цель: сбор, анализ  информации о разработке модели партнерского взаимодействия ДОО с родителями воспитанников.

подготовка педагогических кадров к разработке модели партнерского взаимодействия ДОО с родителями;

изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС

анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований;

формирование «Почты доверия» для выявления актуальных вопросов, волнующих родителей, по воспитанию детей;

подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.

2 этап – практический.

Цель: организация партнерского взаимодействия ДОО с родительской общественностью. Здесь уместны:

  • Педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОО
  • Педагогическая поддержка родителей (лекции, дискуссии, открытая непосредственно образовательная деятельность, маршруты выходного дня) ;
  • Педагогическое образование родителей (клубы интересных встреч, творческие и исследовательские проекты, тематические встречи, библиотека для родителей) ;
  • Совместная деятельность детей и родителей (конкурсы, досуги, акции) в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы.

 В семейных клубах и объединениях проводятся следующие виды

мероприятий:

  • "Круглый стол". В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания Цель мероприятия: помочь родителям увидеть актуальность необходимость и возможность воспитания доброты и гуманного отношения к окружающим,а так же формирование у родителей личностного смысла в усвоении психолого-педагогических знаний, которые помогают воспитывать ребенка.
  • День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.) .

  • Тематические выставки. «Музей одной семьи» (традиции, увлечения, интересы семьи и др.), фотовыставки, выставки «Очень умелые ручки» (поделки, рукоделие и др.), выставка совместных изданий литературно-художественных журналов, книг (соавторство детей и взрослых в придумывании и оформлении сказок, стихов, комиксов). Такие формы совместной творческой деятельности сближают семейный коллектив, помогают детям и родителям учиться понимать друг друга, доверять друг другу, стать настоящими партнерами. Участие в конкурсах и выставках способствует появлению новых семейных интересов и увлечений, сплочению семьи, выстраиванию благоприятных взаимоотношений между детьми и родителями.
  • Соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы.  Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. — Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
  • Консультации специалистов, встречи-диалоги. Вести встречи-диалоги могут воспитатели-педагоги, а также старший воспитатель, медицинская сестра, музыкальный руководитель, социальный педагог, психолог, инструктор по физической культуре, логопед. И, конечно, больше всего выигрывают подобные встречи с родителями, когда на них присутствует заведующий ДОУ. От того, кто присутствует на встрече, будет зависеть форма проведения собрания. Это могут быть форма дискуссионных качелей или форма круглого стола, вечер вопросов и ответов, вечер встреч отцов и мам, семейные гостиные, диспуты.
  • Устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице:
  • Семейные спортивные встречи. Спортивные мероприятия с участием детей и их родителей- это активная форма сотрудничества со взрослыми. Такие мероприятия как: «Мама, папа, я- дружная семья», «А ну-ка, папы», «А ну-ка, бабушки", «В гостях шахмат».

  • Почта доверия, телефон доверия. Родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с коллективом учреждения и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
  • Семейные проекты "Наша родословная" . Семейные проекты помогают взрослым понять мир детей и наоборот, детям увидеть взрослых рядом с собой в новом свете. Дети, находясь рядом с родителями, чувствуют себя более защищенными и легче идут на контакт, как с педагогами, так и с детьми и родителями группы. А групповое взаимодействие рождает новый, более высокий уровень отношений: и родители, и дети, и педагоги становятся более открытыми для общения, доверия, уважения, готовы к проведению новых проектов. Семейные проекты как раскрывают индивидуальность каждого, так и дают возможность понять, принять взгляды и традиции рядом живущих людей.
  • Тренинги. Тренинговые  игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. 
  • Интеллектуальные ринги детей и родителей.
  • Интеллектуальные ринги для детей ДОУ с их старшими братьями и сестрами.

  • Благотворительный акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.
  • Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия»- конкурс семейных талантов,выст
  • Портфолио семейного успеха. Участники сбора – родители, дети, воспитатель и даже бабушки и дедушки. Важно отметить степень участия детей в формировании портфолио. Все, что сегодня делает ребенок вместе с родителями, завтра он сделает сам. Ведь оформление портфолио – дело совместное и «красивость» с точки зрения взрослого должна уступать «красивости» с точки зрения ребенка. Семья самостоятельно выбирает, какую информацию будет использовать. Папы и мамы, увлеченные этой идеей, не только по-иному видят своего ребенка, радуясь его успехам, но и открывают новые таланты у себя. 

  • Аукцион секретов воспитания : Участниками аукциона могут быть сами родители (законные представители) воспитанников детского сада. Экспертами – квалифицированные педагоги, специалисты сада. Лоты на обсуждение - актуальные проблемы развития и воспитания  современных дошкольников. А вопросы – самые разнообразные:  «Драчун и забияка», «Агрессивное поведение ребенка – в чём причина?»,  «Компьютер-вред или польза?», «Формирование здорового образа жизни ребенка-дошкольника».

3 этап – аналитический

Цель: определение результативности внедрения моделей социального партнерства ДОО с родителями воспитанников.Анкетирование по удовлетворенности работой ДОО родителей.

Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей.

- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

-  Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.

- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

Результатами  проекта являются: повышение правовой и педагогической культуры родителей и вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Благодаря всей этой работе родители становятся непосредственными творцами интересной жизни детей и в детском саду и дома. Интерес и доверие друг к другу позволяют родителям наших воспитанников узнать о культурных традициях других семей, о различных подходах к воспитанию, что помогает в дальнейшем избежать проблем в детско-родительских отношениях и быстрее находить верный выход из трудной ситуации.

    И ещё об одном моменте в системе работы с родителями хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители.

    «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 274-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

3.«Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития» Линка-пресс, Москва, 2001.

4.Журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика».

Лагутина Н.Ф. «Детский сад как открытая развивающая система» Детский сад от А до Я.

5.Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй» М:АРКТИ, 2004.

6.А.В.Козлова, Р.П. Дешеулина «Работа ДОУ с семьёй», Москва, 2004.

7.Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект ФГОС «Реализация технологии социального партнерства с родителями»

ФГОС ДОО  является основой для реализации Программы, которая направлена на создание форм сотрудничества и общения, ролевых и межличностных отношений всех участников образовательного процесса, вкл...

Практико-значимый проект на тему «Преодолеем вместе» - реализация технологии социального партнерства с родителями.

Вид проекта:  практико-ориентированный, долгосрочный.Тема: «Преодолеем вместе» - реализация технологии социального партнерства с родителями.Автор: учитель-логопед Тарасова Инна ГеннадьевнаУчастни...

Методическая разработка на тему: Проект ФГОС «Реализация технологии социального партнерства с родителями»

ФГОС ДОО  является основой для реализации Программы, которая направлена на создание форм сотрудничества и общения, ролевых и межличностных отношений всех участников образовательного процесса, вкл...

Проект: «Детский сад и семья – настоящие друзья». Реализация технологии социального партнерства с родителями

 Сегодня в  дошкольном образовании происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Стандарт дошкольного образования  утверждает основные прин...

Проект "Реализация технологии социального партнерства с родителями воспитанников ДОУ"

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимос...

Практико-ориентированный проект «Реализация технологии социального партнерства с родителями»

В законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в ...

«Проект реализации технологии социального партнерства с родителями в подготовительной группе» «Создай свою книгу»

Проблемная ситуация: год от года резко снижается интерес дошкольников к чтению. Воспитателями ведётся активная работа по пропаганде чтения. Но почему эта работа становится малоэффективной? Актуал...