Практико-значимый проект на тему «Преодолеем вместе» - реализация технологии социального партнерства с родителями.
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Тема: «Преодолеем вместе» - реализация технологии социального партнерства с родителями.
Автор: учитель-логопед Тарасова Инна Геннадьевна
Участники проекта: учитель-логопед,
воспитанники МДОУ,
родители (законные представители) воспитанников,
воспитатели МДОУ.
Срок реализации: сентябрь 2014 год- май 2015 год.
Проблема: Большинство родителей детей, посещающих детский сад, заинтересованы в их развитии. Но они не в состоянии сформулировать цели и способы осуществления дошкольного образования. Как показывает практика, различная разъяснительная работа в форме лекций и семинаров, которая должна способствовать, казалось бы, осознанию данного вопроса, является малоэффективной.
Актуальность проекта: Актуальность темы обусловлена тем, что существует необходимость рационально рассматривать образовательный процесс как деятельность, которая качественно дифференцируется в процессе исполнения. Иными словами, взаимодействие между детским садом и семьёй возможно представить как «разделение труда» по воспитанию и образованию ребенка.
При этом отношения участников должны быть определенным образом организованы. Каждый из участников должен представлять, что он должен сделать, каков ожидаемый результат, и при этом эффективно взаимодействовать с остальными участниками.
Цель: направление активности родителей на реализацию их специфической роли в воспитании и образовании детей.
Задачи:
1. Активное привлечение родителей (законных представителей) к учебно- воспитательному процессу, и ведение просветительской и консультативной работы с родителями по развитию речи;
2. Разработка методических рекомендаций для родителей, которые продолжают и дополняют коррекционно-образовательную программу МДОУ;
3. Знакомство родителей с содержательной частью практической педагогики, которая в первом приближении сводится к тому, чем и как взрослый может занять ребенка в условиях семейного воспитания.
4. Организация образовательного пространства в домашних условиях.
5. Повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива по данной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ №18
Практико-значимый проект
на тему « Преодолеем вместе»
Выполнил: учитель-логопед
Тарасова Инна Геннадьевна
Островцы
2014
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Тема: «Преодолеем вместе» - реализация технологии социального партнерства с родителями.
Автор: учитель-логопед Тарасова Инна Геннадьевна
Участники проекта: учитель-логопед,
воспитанники МДОУ,
родители (законные представители) воспитанников,
воспитатели МДОУ.
Срок реализации: сентябрь 2014 год- май 2015 год.
Проблема: Большинство родителей детей, посещающих детский сад, заинтересованы в их развитии. Но они не в состоянии сформулировать цели и способы осуществления дошкольного образования. Как показывает практика, различная разъяснительная работа в форме лекций и семинаров, которая должна способствовать, казалось бы, осознанию данного вопроса, является малоэффективной.
Актуальность проекта: Актуальность темы обусловлена тем, что существует необходимость рационально рассматривать образовательный процесс как деятельность, которая качественно дифференцируется в процессе исполнения. Иными словами, взаимодействие между детским садом и семьёй возможно представить как «разделение труда» по воспитанию и образованию ребенка.
При этом отношения участников должны быть определенным образом организованы. Каждый из участников должен представлять, что он должен сделать, каков ожидаемый результат, и при этом эффективно взаимодействовать с остальными участниками.
Цель: направление активности родителей на реализацию их специфической роли в воспитании и образовании детей.
Задачи:
1. Активное привлечение родителей (законных представителей) к учебно- воспитательному процессу, и ведение просветительской и консультативной работы с родителями по развитию речи;
2. Разработка методических рекомендаций для родителей, которые продолжают и дополняют коррекционно-образовательную программу МДОУ;
3. Знакомство родителей с содержательной частью практической педагогики, которая в первом приближении сводится к тому, чем и как взрослый может занять ребенка в условиях семейного воспитания.
4. Организация образовательного пространства в домашних условиях.
5. Повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива по данной теме.
Введение:
Идеальным педагогом для ребенка дошкольного возраста является не тот, кто в совершенстве освоил различные методики преподавания и обладает другими специальными знаниями. Хорошим педагогом для дошкольника скорее станет эмоционально близкий ему взрослый. Наиболее вероятно, что это будут его родители или другие близкие родственники.
Таким образом, вариант непосредственного участия родителей в образовании детей представляется нам более естественным, культуросообразным и не подразумевающим полную и безоговорочную капитуляцию перед сомнительными ценностями «общества потребления», в котором образование представлено как «нематериальная услуга», а иными словами – товар. Технически он заключается во включении родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом. Рассмотрим возможность реализации подобного варианта более подробно.
Родители детей, посещающих логопедическую группу, в большинстве своём заинтересованы в коррекции речи ребёнка, но они не в состоянии сформулировать цели и способы осуществления коррекционной работы. Как показывает практика, различная разъяснительная работа в форме лекций и семинаров, которая должна способствовать, казалось бы, осознанию данного вопроса, является малоэффективной. Также общеизвестно, что для любой продолжительной сознательной деятельности необходимы не только начальный мотив, но и реальные средства для осуществления.
Наиболее эффективным средством для понимания взрослым движущих сил развития ребенка в дошкольном возрасте является практическая образовательная деятельность. Сенситивность дошкольника к адекватным возрасту формирующим воздействиям создает благоприятные условия для этого.
Нет нужды доказывать, что детский сад не может заменить семью. Даже в случае наличия некого консенсуса между участниками по вопросам целей и результатов образования, детский сад не в состоянии без участия родителей осуществить их самостоятельно.
Для конкретного, практического решения всех перечисленных выше проблем рационально рассматривать образовательный процесс как деятельность, которая качественно дифференцируется в процессе исполнения. Иными словами, взаимодействие между детским садом и семьёй возможно представить как «разделение труда» по воспитанию и образованию ребенка.
Культурно-исторически подобный подход оправдан. Действительно, некоторые аспекты развития ребенка традиционно решались профессионалами.
Примеров разделения труда между родителями (или родственниками) ребенка и профессионалами можно встретить немало в текстах биографического характера, особенно, 19-го столетия. Это было знакомство ребенка с музыкой, танцами, а иногда – даже с художественной литературой, как культурной практикой.
При этом отношения участников должны быть определенным образом организованы. Каждый из участников должен представлять, что он должен сделать, каков ожидаемый результат, и при этом эффективно взаимодействовать с остальными участниками.
Основная цель проекта – направление активности родителей на реализацию их специфической роли в воспитании и образовании детей. Для этого, прежде всего, необходимо хотя бы минимальное знание содержательной части практической педагогики, которая в первом приближении сводится к тому, чем и как взрослый может занять ребенка в условиях семейного воспитания.
Вместе с тем, задачи семейного воспитания должны быть логически связаны с задачами, которые ставит перед собой детский сад в образовательной программе. Следовательно, создание методических рекомендаций для родителей, которые продолжают и дополняют образовательную программу детского сада так же является задачей проекта.
Но, даже имея в наличии хорошие во всех отношениях методические рекомендации, возникает новый вопрос – как добиться того, чтобы родители их реализовывали в совместной деятельности с ребенком. Для этого необходимо проводить мастер-классы и открытые занятия.
Принципы реализации проекта:
- Принцип развития отражает четкую ориентацию познавательно- исследовательской деятельности на развитие речи и личности в целом.
- Принцип системности, обеспечивающий взаимосвязь изучаемых понятий; -
- Принцип дифференциации и индивидуализации, предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
- Принцип проблемно-диалогического общения, как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием педагога и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
- Принцип доступности, предусматривает использование в образовательном процессе активных игровых методов обучения с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
- Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе образовательной деятельности.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап (сентябрь, 2014 год)
1. Разработка методического обеспечения повышения компетентности родителей по осуществлению развития речи у детей дошкольного возраста.
2. Разработка методических рекомендаций по организации предметно -развивающей среды.
3. Комплектование пакета диагностических методик и методов мониторинга эффективности проекта, критериев оценивания.
4. Проведение первичного мониторинга уровня развития речи.
Практический этап (октябрь 2014- апрель 2015 год)
Длится 12 месяцев. Проведение мероприятий со всеми участниками проекта. Накопление педагогического опыта. Проведение индивидуальных и груповых консультаций в рамках темы проекта. Составление конспектов.
Заключительный этап (апрель-май, 2015 год)
1. Проведение заключительного мониторинга, оценки эффективности проекта;
2. Обобщение педагогического опыта.
3. Диссеминация передового педагогического опыта в СМИ, конкурсах и печатных изданиях.
Календарный план проекта:
Этап проекта | Участники | Мероприятия проекта | Сроки | Содержание |
Подготовительный | дети | первичный мониторинг | сентябрь, 2014 | Обследование речи детей. Оформление документации: заполнение речевых карт, составление планов работы |
воспитатели | Отчет: «Результаты обследования устной речи» Разработка методических рекомендаций по организации предметно -развивающей среды | Рекомендации для педагогов по организации предметно -развивающей среды | ||
родители | Сбор анамнеза. Участие в родительских собраниях, тема выступления: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» | Рекомендации для родителей по организации предметно -развивающей среды, выполнениии артикулляционных, дыхательных и т.д. упражнений с ребенком в домашних условиях | ||
Практический | дети | 1. Комплектование подгрупп для занятий 2. Составление расписаний занятий 3. Направление детей на консультации к специалистам 4. Подгрупповая, фронтальная и индивидуальная коррекционная работа с детьми 5.Речевая подготовка детей к утренникам и др. мероприятиям | октябрь 2014 год в течении учебного года Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Март 2015 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 один раз в квартал | по итогам диагностики списки детей, сообщение о распределении по подгруппам администрации, воспитателям, родителям по необходимости работа по коррекции речи детей с ФНР, ФФНР,ОНР, ЗПР |
воспитатели | Индивидуальное и групповое консультирование учителем-логопедом Консультация «Взаимодействие логопеда и воспитателя, помощь в логопедической работе» Консультация «Помощь логопеду в автоматизации поставленных звуков» Доклад к педсовету «Развитие лексико-грамматических категорий» Консультация «Формирование звукового анализа и синтеза» Практикум «Дифференциация и введение в связную речь автоматизированных звуков» | составляются конспекты. Проводится фото и видеосъемка консультаций и практикумов | ||
Родители | Индивидуальное и групповое консультирование учителем-логопедом Анкетирование; Тематические презентации; Выступление на родительском собрании «Речевые нарушения и причины их возникновения» Консультация: «Роль домашних заданий для успешной коррекции речевых нарушений» Консультация: «Этапы в становлении речи детей» Практикум по формированию звукового анализа и синтеза Консультация«Психологические особенности детей с нарушениями речи» Выступление на родительском собрании «Речевая подготовка детей к школе» Оформление стенда «Ответы на вопросы родителей» | На сайте ДОУ еженедельно выкладывается материал по совместной работе по развитию и коррекции речи детей (домашние задания для родителей). составляются конспекты. Проводится фото и видеосъемка консультаций, выступлений и практикумов | ||
Заключительный этап | Дети | Вторичный мониторинг Итоговое мероприятие «Праздник чистой речи» | Апрель-май, 2015 Апрель-май, 2015 | Обследование речи детей логопедической группы. Подготовка детей и участие в работе ПМПК по выпуску детей из логопедической группы. Составление графика динамики развития речи. Оценка эффективности проекта |
воспитатели | Отчет о результатах коррекционной работы | Обсуждение полученных результатов от проекта | ||
Родители | Выступление на родительском собрании «Об итогах совместной работы по коррекции и развитию речи детей» Анкетирование | Анализ работы с родителями, выделение положительных тенденций |
Планируемые результаты от реализации проекта:
1.Высокий уровень коррекционной работы по развитию речи детей;
2.Повышение уровня заинтересованности родителей на реализацию их специфической роли в воспитании и образовании детей;
3.Удовлетворенность социальным заказом со стороны родителей на речевое развитие дошкольника со стороны ДОУ.
4.Развитие у детей инициативности, сообразительности, самостоятельности, активности.
5.Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
6.Повышение уровня профессионализма педагогов в реализации развивающих технологий.
7.Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.
8.Личностный и профессиональный рост.
9.Самореализация.
Основные риски проекта:
№ | Основные риски проекта | Пути их минимизации |
1 | Трудности в преодолении стереотипов родителей в образовании детей. | Просвещение родителей по новым методам работы с учетом индивидуальных качеств каждого. |
2 | Рост перегрузки воспитанников. | Постоянный мониторинг нагрузки. Оптимизация образовательного процесса. |
3 | Отказ родителей от личного участия в проекте. | Развитие партнерских отношений между педагогом и родителями. Обеспечение максимальной открытости и доступности информации о реализуемом проекте на сайте ДОУ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект ФГОС «Реализация технологии социального партнерства с родителями»
ФГОС ДОО является основой для реализации Программы, которая направлена на создание форм сотрудничества и общения, ролевых и межличностных отношений всех участников образовательного процесса, вкл...
проект «Реализация технологии социального партнерства с родителями»
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменитьдруг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений между дошкольным образовате...
Методическая разработка на тему: Проект ФГОС «Реализация технологии социального партнерства с родителями»
ФГОС ДОО является основой для реализации Программы, которая направлена на создание форм сотрудничества и общения, ролевых и межличностных отношений всех участников образовательного процесса, вкл...
Проект: «Детский сад и семья – настоящие друзья». Реализация технологии социального партнерства с родителями
Сегодня в дошкольном образовании происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Стандарт дошкольного образования утверждает основные прин...
Реализация технологии социального партнерства с родителями Проект: «Детский сад и семья – настоящие друзья»
Сегодня в дошкольном образовании происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Стандарт дошкольного образования утверждает основные принципы:·...
Проект "Реализация технологии социального партнерства с родителями воспитанников ДОУ"
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимос...
Практико-ориентированный проект «Реализация технологии социального партнерства с родителями»
В законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в ...