Проект: «Детский сад и семья – настоящие друзья». Реализация технологии социального партнерства с родителями
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Сегодня в дошкольном образовании происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Стандарт дошкольного образования утверждает основные принципы:
· содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития и их взаимодействия с людьми;
· приобщения детей к традициям семьи, общества и государства. ФГОС ДО является основой для реализации Программы, которая направлена на создание форм сотрудничества и общения, ролевых и межличностных отношений всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию. Выполнение этих требований во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_detskiy_sad_i_semya_nastoyashchie_druzya.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация технологии социального партнерства с родителями
Проект: «Детский сад и семья – настоящие друзья»
Подготовила: Хасанова Г.С.
Сегодня в дошкольном образовании происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Стандарт дошкольного образования утверждает основные принципы:
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития и их взаимодействия с людьми;
- приобщения детей к традициям семьи, общества и государства.
ФГОС ДО является основой для реализации Программы, которая направлена на создание форм сотрудничества и общения, ролевых и межличностных отношений всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию. Выполнение этих требований во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ.
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине.
Одним требованием к реализации программы дошкольного образования является построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников в непосредственно образовательный процесс.
Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Работа с семьей – один из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.
Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДО. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДО на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Разработанная примерная модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно - конструктивными.
Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в образовательном процессе ДО.
Чтобы добиться поставленных целей, необходимо решить ряд задач:
- Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
- Создать условия для благоприятного климата социального партнерства с родителями.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО.
В связи с этим можно выделить принципы взаимодействия с родителями:
1. открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня, вряд ли, принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. индивидуальный подход;
Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:
- изучения семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы);
- изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения;
- систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки);
- обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения;
Для сближения родителей с окружающим социумом реализуется ряд программ, предусматривающих общение в семейных клубах, родительских гостиных, проведение совместных праздников, встреч с интересными людьми. Большую роль играют практические формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например проекты, направленные на благоустройство территории ДОУ.
Реализация модели социального партнерства позволяет добиться следующих результатов:
- создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;
- достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;
- снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;
- признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;
- повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
- гармонизация детско-родительских отношений;
- повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения;
- эмоциональная взаимоподдержка, атмосфера взаимопонимания, общность интересов;
- контроль родителей за деятельностью дошкольного учреждения;
- сотрудничество родителей дошкольного возраста с ДОУ.
Я наметила план реализации технологии социального партнерства с родителями.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Цель: сбор, анализ информации о разработке модели партнерского взаимодействия дошкольного отделения с родителями воспитанников.
- изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС
- анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований;
- формирование «Почты доверия» для выявления актуальных вопросов, волнующих родителей, по воспитанию детей;
- подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.
2 этап – практический
Цель: организация партнерского взаимодействия дошкольного отделения с родительской общественностью.
- педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДО (анкетирование);
- педагогическая поддержка родителей (лекции, дискуссии, открытая непосредственно образовательная деятельность, маршруты выходного дня) ;
- педагогическое образование родителей (клубы интересных встреч, творческие и исследовательские проекты, тематические встречи, библиотека для родителей);
- совместная деятельность детей и родителей (конкурсы, досуги, акции) в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы.
Активные формы и методы работы с родителями:
-анкетирование
- занятия с участием родителей («День Матери»)
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями («Осенняя фантазия» - нетрадиционные способы изодеятельности, «Новогодняя игрушка»).
- экскурсии (в библиотеку, к памятнику 9Мая)
- акции («Кормушки для птиц»)
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
- оформление фотовыставок («Зимние забавы»)
- слайд-шоу («Наша жизнь в детском саду»)
- стенгазеты («Мы вместе»)
Это перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. Все эти приемы я использовала, как разнообразные современные формы работы с родителями.
Одна из форм работы – почтовый ящик. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд. Там отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность? », «Еще раз о правах ребенка» и т. п.
Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни, мероприятий с участием родителей. («День Защитника Отечества» «Папа, мама, я – спортивная семья»).
Родители принимают активное участие в спортивных праздниках, субботниках.
Еще один вид сотрудничества – акция.
К примеру, в ходе акции «Зимняя сказка» родители получили возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками.
«Домик для скворца» - изготовление скворечников.
«Покормите птиц зимой»- изготовление кормушек.
«Корм для птиц» -конкурс между группами
Родителям как участникам, предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы.
Проводили совместно с инспектором (родителем) познавательнeе игру-занятие, направленное на формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, изучение правил безопасного поведения на улице и пропаганду Правил дорожного движения.
Папа (родитель) приходил в группу и обучал детей игре в шахматы.
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких мероприятий также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.
Таким образом, в лице родителей, я хочу найти активных и заинтересованных участников и помощников.
3 этап – аналитический
Цель: определение результативности внедрения моделей социального партнерства ДО с родителями воспитанников.
-анкетирование по удовлетворенности работой ДО родителей;
-определение эффективности работы педагогического коллектива в рамках внедрения моделей социального партнерства ДО с родителями.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Как показали результаты анкетирования, эти проблемы интересуют более 80% родителей. Родители читают педагогическую литературу, посвященную проблемам воспитания дошкольников (60% – регулярно). Многие родители (75%) с большим интересом хотели бы принимать участие в жизни детского сада. Получать информацию о воспитании своих детей в игровой форме хотят 50% родителей, участвовать в акциях – 70%. .
Предполагаемые результаты:
Дети
- формирование заботливого отношения к своей семье;
- улучшение качества усвоения детьми программных материалов;
Родители
- воспитание чувства уверенности и защищённости.
- повышение уровня доверия родителей к детскому саду;
- повышение педагогической грамотности родителей;
- обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
-увеличение числа активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии в воспитательно-образовательном процессе;
Педагоги
- продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей;
- создание положительного эмоционального микроклимата
взаимодействия с родителями;
- повышение профессиональной компетентности педагогов.
-изменение общественного мнения и осознание престижности ДОУ.
Предметно-развивающая среда:
- созданы условия для формирования положительного образа семьи;
- комфортная, безопасная.
Результативность разработанной модели социального партнерства определяется по следующим критериям: создание качественно новых отношений между родителями, детьми и педагогами.
Это перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Он ориентирован на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.
Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует укреплению партнерских взаимоотношений. В заключении хочу представить сценарий совместного праздника « Детский сад и семья – настоящие друзья»
Литература.
1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
2. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1991.
ИПК, 2006. – 95 с.
3.Доронова Т.Н.и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей-
М.Просвещение,2005.
4.Горшненина В.В. и др., Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. -Волгоград: Панорама., 2006.
5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
6.Лебедева С.С.,Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства.- СПб.: Детствопресс.2001.
7.Солодянкина О.В.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.:Аркти,2004.
8. ФГОС ДОО - проект
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Детский сад и семья-настоящие друзья"
Создание в ДОУ психологически комфортных условий для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей....
презентация проекта "Детский садик плюс семья - настоящие друзья"
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, возникает необходимость построения новой системы взаимодействия «Родитель-Ребенок-Педагог»....
Проект «Детский садик плюс семья – настоящие друзья»
На современном этапе модернизации системы образования необходимы нововведения в сотрудничестве с родителями, активного включения их в жизнь ДОУ. В связи с этим встает необходимость построения новой си...
Реализация технологии социального партнерства с родителями Проект: «Детский сад и семья – настоящие друзья»
Сегодня в дошкольном образовании происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Стандарт дошкольного образования утверждает основные принципы:·...
ПРОЕКТ «Детский сад и семья- настоящие друзья».
Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности ...
Социальный проект "«Детский сад и семья - настоящие друзья»
Я предстовляю социальный проект "Детский сад и семья - настоящие друзья" для того, что бы можно было организовать совместную работу с детьми, родителями и педагогами....
Социальный проект "Детский сад и семья - настоящие друзья"
Реализация совместного проекта "Детский сад и семья - настоящие друзья"...