Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики
методическая разработка на тему

Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_model_razvitiya_patrioticheskogo_vospitaniya.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики».

Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования повлекли за собой изменения в содержании работы дошкольных образовательных организаций. Одним из аспектов, рассматриваемых в Стандарте, является «…приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства …».

     Наше дошкольное учреждение посещают дети разных национальностей, поэтому воспитание чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, а также ценностного отношения к представителям иных социокультурных групп, сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России, является одним из значимых направлений развития образования дошкольников. Помимо всего данный аспект является основополагающим в реализации миссии детского сада – патриотическое воспитание дошкольников.

Анализ обширности контингента воспитанников дошкольной организации по национальному составу представлен на слайде. (контингент воспитанников в процентном соотношении)

Данный факт обосновывает необходимость разработки и реализации модели развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики с учетом контингента воспитанников, особенностей дошкольного учреждения, имеющихся традиций, кадрового потенциала.

Целью реализации модели является - формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Обеспечить положительную динамику формирования у дошкольников основ патриотизма.

2. Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах формирования основ патриотизма:

- разработать технологию формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста на основе метода проектов.

- создать образовательную среду, способствующую формированию основ патриотизма в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

3. Совершенствовать систему оценки качества образования по определению уровня сформированности основ патриотизма у детей дошкольного возраста.

4. Осуществлять мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах формирования основ патриотизма детей дошкольного возраста.

Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики

Оптимальные условия для повышения качества образования

Актуальные практики патриотического воспитания

Эффективные технологии патриотического воспитания

Организация музеев патриотической направленности

Технология формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста на основе метода проектов

Целевой модуль

Цель

Задачи

Содержательный модуль

Содержание технологии строится по проектам:

  • «Моя семья»
  • «Мой детский сад»
  • «Край родной»
  • «Большая семья»
  • «Земля – наш общий дом»

Процессуально-деятельностный модуль

Диагностико-результативный модуль

Результат

Диагностические методы

- музей «Русская изба»,

- музей «Русь мастеровая»,

- музей «Мой край – Югра»,

- музей «Дуслык»,

– музей «Войска России»

Мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей

Оценка качества образования по определению уровня сформированности основ патриотизма

Основу модели развития патриотического воспитания составляют:

1) актуальные практики патриотического воспитания – это организация деятельности музеев патриотической направленности, являющиеся центром воспитательной работы по патриотическому воспитанию в МАДОУ:

- музей «Русская изба»,

- музей «Русь мастеровая»,

- музей «Мой край – Югра»,

- музей «Дуслык»,

– музей «Войска России».

2) второй специфический ресурс - эффективные технологии патриотического воспитания, в частности, технология формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста на основе метода проектов, содержательный, процессуально-деятельностный модули которой представлены 5-ю проектами:

  • «Моя семья»,  
  • «Мой детский сад»,
  • «Край родной»,
  • «Большая семья»,
  • «Земля – наш общий дом».

Работа проводится в трех направлениях:

  • работа с детьми осуществляется в совместной деятельности воспитателя и детей. Разработанное содержание логично интегрируется в различные виды детской деятельности;
  • успех реализации технологии обеспечивается построением системы работы с педагогами;
  • задачи по формированию основ патриотизма у детей в полной мере невозможно решить без взаимодействия с родителями.

Технология ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,  в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде. Данная технология, реализуя принцип развивающего образования, предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

В рамках реализации модели развития патриотического воспитания проводятся мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей: 

  • с педагогами проводится теоретико-практическая подготовка по вопросам внедрения метода проектов в образовательный процесс; происходит обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов на мастер-классах;
  • сотрудничество с родителями подразумевает тесный контакт c семьей, опору на ее традиции и опыт. Вовлечение родителей в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Мы считаем, что работу по патриотическому воспитанию необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, когда сведения усваиваются самым экономным способом – путем запечатления. В дальнейшем это станет фундаментом будущих понятий, представлений, которые будут дополняться, усложняться и развиваться.

Реализация модели развития патриотического воспитания рассчитана на 2 года.

Этапы 

  • Первый этап – диагностико-организационный (май-август 2013г.):
  • Второй этап – практический, этап реализации (сентябрь 2013- апрель 2015 гг.):
  • Третий этап -     итогово-аналитический (май 2015 г.):

В рамках первого этапа – диагностико-организационного (май-август 2013г.):

  • в учреждении создан и действует Координационный совет по реализации модели;
  • создана нормативно-правовая база;
  • организована предметно-пространственная развивающая образовательная среда, которая выстраивается с учетом национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в соответствие с требованиями Стандарта дошкольного образования и способствует формированию основ патриотизма у дошкольников;
  • усовершенствована система оценки качества образования по определению уровня сформированности основ патриотизма у детей дошкольного возраста;
  • разработана педагогическая технология формирования основ патриотизма на основе метода проектов;
  • был подобран и оформлен материал для музеев патриотической направленности.

В рамках второго этапа – практического (сентябрь 2013 - апрель 2015 гг.):

  • апробируется педагогическая технология формирования основ патриотизма на основе метода проектов;
  • осуществляется деятельность музеев патриотической направленности–музей «Войска России»,

- музей «Русская изба»,

- музей «Русь мастеровая»,

- музей «Мой край – Югра»,

- музей «Дуслык». Деятельность каждого музея курирует ответственное лицо учреждения.

  • Помимо действия музеев, расположенных в пространстве учреждения, созданы мини-музеи в групповых ячейках. Конечно, в условиях группы невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, отсюда и название «мини-музей». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции. Самое главное, что дети сами были активными участниками в создании групповой музейной экспозиции: они совместно с воспитателем обсуждали ее тематику, приносили из дома экспонаты, пополняли ее рисунками и поделками сотворчества с родителями. В мини – музеях можно самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
  • осуществляется методическое сопровождение педагогических кадров в реализации педагогической технологии: 

с педагогами были проведены: педагогический совет, семинары-практикумы, консультации по организации родительских встреч в нетрадиционной форме, мастер-классы;

  • работа с родителями по повышению уровня компетентности в вопросах формирования основ патриотизма детей дошкольного возраста предусматривает применение различных форм и методов работы:были проведены родительские встречи, идет привлечение родителей в пополнении экспозиций музеев, родители активно участвуют в выставках сотворчества, акциях, праздничных мероприятиях, мы используем  информационно коммуникационные технологии: сайт дошкольного учреждения, выпуск газет, памяток, буклетов;
  • отслеживаются результативность.

В процессе третьего этапа - итогово-аналитического (май 2015 г.):

  • будет проведен анализ результатов внедрения педагогической технологии формирования основ патриотизма;
  • анализ деятельности музеев патриотической направленности;
  • обобщены результаты.

Промежуточные срезы на данном этапе уже позволили выявить позитивные изменения в результате используемой нами модели развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики.

Описание позитивных изменений в результате реализации модели

  1. Показатель уровня сформированности компонентов основ патриотизма у дошкольников имеет устойчивую динамику развития, о чем свидетельствует мониторинг качества образования по данному направлению.
  2. Созданы оптимальные условия (программно-методические - банк методических разработок  по данному направлению; кадровые, материально-технические) для  повышения качества образования по вопросам развития патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
  3. Педагоги и родители (законные представители) активно вовлекаются в деятельность, что способствует повышению компетентности в результате практической деятельности.

Устойчивость результатов. Возможность реализации модели развития патриотического воспитания, включая механизмы ее ресурсного обеспечения.

Возможности модели развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации связаны с довольно высокой гарантией достижения воспитательных результатов всех компонентов патриотизма.

Модель предполагает в конечном итоге продукт осуществленной деятельности, а именно создание практического материала, что впоследствии может быть использовано в качестве наглядного, дидактического материала по формированию основ патриотизма  у дошкольников.

Таким образом, полученные результаты подтверждают необходимость реализации модели развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики, если работа в ДОУ будет комплексной, систематичной и плановой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к развитию одаренного ребенка в условиях образовательной среды

Инновационные подходы к развитию одарённого ребёнка должны стать основным средством работы с талантливыми детьми. Чтобы помочь каждому ребёнку стать многогранно одарённым, необходимо, создать все возм...

Образовательная среда дошкольной организации как фактор позитивной социализации ребенка.

В детском саду для выполнения требований ФГОС дошкольного образования по социализации и индивидуализации дошкольников должны быть созданы условия....

Что такое развивающая образовательная среда дошкольной организации с позиций стандарта дошкольного образования

Cовокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования,...

Педагогический проект «Современное цифровое пространство в образовательной среде дошкольной организации»

Проект разрабатывался в составе проектной команды администрации и педагогов дошкольного учреждения.Деятельность в рамках проекта позволяет сформировать, раскрыть и апробировать механизмы выстраивания ...

Педагогический проект «Современное цифровое пространство в образовательной среде дошкольной организации»

Деятельность в рамках проекта позволяет сформировать, раскрыть и апробировать механизмы выстраивания цифровой образовательной среды в дошкольной  организации. Цифровая образовательная среда - это...

Образовательная среда дошкольной организации как условие духовно -нравственного развития личности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Существенным шагом в понимании задач духовно-нравст...