Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики
методическая разработка на тему
Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_model_razvitiya_patrioticheskogo_vospitaniya.docx | 39.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики».
Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования повлекли за собой изменения в содержании работы дошкольных образовательных организаций. Одним из аспектов, рассматриваемых в Стандарте, является «…приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства …».
Наше дошкольное учреждение посещают дети разных национальностей, поэтому воспитание чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, а также ценностного отношения к представителям иных социокультурных групп, сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России, является одним из значимых направлений развития образования дошкольников. Помимо всего данный аспект является основополагающим в реализации миссии детского сада – патриотическое воспитание дошкольников.
Анализ обширности контингента воспитанников дошкольной организации по национальному составу представлен на слайде. (контингент воспитанников в процентном соотношении)
Данный факт обосновывает необходимость разработки и реализации модели развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики с учетом контингента воспитанников, особенностей дошкольного учреждения, имеющихся традиций, кадрового потенциала.
Целью реализации модели является - формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Обеспечить положительную динамику формирования у дошкольников основ патриотизма.
2. Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах формирования основ патриотизма:
- разработать технологию формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста на основе метода проектов.
- создать образовательную среду, способствующую формированию основ патриотизма в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
3. Совершенствовать систему оценки качества образования по определению уровня сформированности основ патриотизма у детей дошкольного возраста.
4. Осуществлять мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах формирования основ патриотизма детей дошкольного возраста.
Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики
Основу модели развития патриотического воспитания составляют:
1) актуальные практики патриотического воспитания – это организация деятельности музеев патриотической направленности, являющиеся центром воспитательной работы по патриотическому воспитанию в МАДОУ:
- музей «Русская изба»,
- музей «Русь мастеровая»,
- музей «Мой край – Югра»,
- музей «Дуслык»,
– музей «Войска России».
2) второй специфический ресурс - эффективные технологии патриотического воспитания, в частности, технология формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста на основе метода проектов, содержательный, процессуально-деятельностный модули которой представлены 5-ю проектами:
- «Моя семья»,
- «Мой детский сад»,
- «Край родной»,
- «Большая семья»,
- «Земля – наш общий дом».
Работа проводится в трех направлениях:
- работа с детьми осуществляется в совместной деятельности воспитателя и детей. Разработанное содержание логично интегрируется в различные виды детской деятельности;
- успех реализации технологии обеспечивается построением системы работы с педагогами;
- задачи по формированию основ патриотизма у детей в полной мере невозможно решить без взаимодействия с родителями.
Технология ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде. Данная технология, реализуя принцип развивающего образования, предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
В рамках реализации модели развития патриотического воспитания проводятся мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей:
- с педагогами проводится теоретико-практическая подготовка по вопросам внедрения метода проектов в образовательный процесс; происходит обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов на мастер-классах;
- сотрудничество с родителями подразумевает тесный контакт c семьей, опору на ее традиции и опыт. Вовлечение родителей в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Мы считаем, что работу по патриотическому воспитанию необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, когда сведения усваиваются самым экономным способом – путем запечатления. В дальнейшем это станет фундаментом будущих понятий, представлений, которые будут дополняться, усложняться и развиваться.
Реализация модели развития патриотического воспитания рассчитана на 2 года.
Этапы
- Первый этап – диагностико-организационный (май-август 2013г.):
- Второй этап – практический, этап реализации (сентябрь 2013- апрель 2015 гг.):
- Третий этап - итогово-аналитический (май 2015 г.):
В рамках первого этапа – диагностико-организационного (май-август 2013г.):
- в учреждении создан и действует Координационный совет по реализации модели;
- создана нормативно-правовая база;
- организована предметно-пространственная развивающая образовательная среда, которая выстраивается с учетом национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в соответствие с требованиями Стандарта дошкольного образования и способствует формированию основ патриотизма у дошкольников;
- усовершенствована система оценки качества образования по определению уровня сформированности основ патриотизма у детей дошкольного возраста;
- разработана педагогическая технология формирования основ патриотизма на основе метода проектов;
- был подобран и оформлен материал для музеев патриотической направленности.
В рамках второго этапа – практического (сентябрь 2013 - апрель 2015 гг.):
- апробируется педагогическая технология формирования основ патриотизма на основе метода проектов;
- осуществляется деятельность музеев патриотической направленности–музей «Войска России»,
- музей «Русская изба»,
- музей «Русь мастеровая»,
- музей «Мой край – Югра»,
- музей «Дуслык». Деятельность каждого музея курирует ответственное лицо учреждения.
- Помимо действия музеев, расположенных в пространстве учреждения, созданы мини-музеи в групповых ячейках. Конечно, в условиях группы невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, отсюда и название «мини-музей». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции. Самое главное, что дети сами были активными участниками в создании групповой музейной экспозиции: они совместно с воспитателем обсуждали ее тематику, приносили из дома экспонаты, пополняли ее рисунками и поделками сотворчества с родителями. В мини – музеях можно самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
- осуществляется методическое сопровождение педагогических кадров в реализации педагогической технологии:
с педагогами были проведены: педагогический совет, семинары-практикумы, консультации по организации родительских встреч в нетрадиционной форме, мастер-классы;
- работа с родителями по повышению уровня компетентности в вопросах формирования основ патриотизма детей дошкольного возраста предусматривает применение различных форм и методов работы:были проведены родительские встречи, идет привлечение родителей в пополнении экспозиций музеев, родители активно участвуют в выставках сотворчества, акциях, праздничных мероприятиях, мы используем информационно коммуникационные технологии: сайт дошкольного учреждения, выпуск газет, памяток, буклетов;
- отслеживаются результативность.
В процессе третьего этапа - итогово-аналитического (май 2015 г.):
- будет проведен анализ результатов внедрения педагогической технологии формирования основ патриотизма;
- анализ деятельности музеев патриотической направленности;
- обобщены результаты.
Промежуточные срезы на данном этапе уже позволили выявить позитивные изменения в результате используемой нами модели развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики.
Описание позитивных изменений в результате реализации модели
- Показатель уровня сформированности компонентов основ патриотизма у дошкольников имеет устойчивую динамику развития, о чем свидетельствует мониторинг качества образования по данному направлению.
- Созданы оптимальные условия (программно-методические - банк методических разработок по данному направлению; кадровые, материально-технические) для повышения качества образования по вопросам развития патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
- Педагоги и родители (законные представители) активно вовлекаются в деятельность, что способствует повышению компетентности в результате практической деятельности.
Устойчивость результатов. Возможность реализации модели развития патриотического воспитания, включая механизмы ее ресурсного обеспечения.
Возможности модели развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации связаны с довольно высокой гарантией достижения воспитательных результатов всех компонентов патриотизма.
Модель предполагает в конечном итоге продукт осуществленной деятельности, а именно создание практического материала, что впоследствии может быть использовано в качестве наглядного, дидактического материала по формированию основ патриотизма у дошкольников.
Таким образом, полученные результаты подтверждают необходимость реализации модели развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики, если работа в ДОУ будет комплексной, систематичной и плановой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы к развитию одаренного ребенка в условиях образовательной среды
Инновационные подходы к развитию одарённого ребёнка должны стать основным средством работы с талантливыми детьми. Чтобы помочь каждому ребёнку стать многогранно одарённым, необходимо, создать все возм...
Образовательная среда дошкольной организации как фактор позитивной социализации ребенка.
В детском саду для выполнения требований ФГОС дошкольного образования по социализации и индивидуализации дошкольников должны быть созданы условия....
Что такое развивающая образовательная среда дошкольной организации с позиций стандарта дошкольного образования
Cовокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования,...
Педагогический проект «Современное цифровое пространство в образовательной среде дошкольной организации»
Проект разрабатывался в составе проектной команды администрации и педагогов дошкольного учреждения.Деятельность в рамках проекта позволяет сформировать, раскрыть и апробировать механизмы выстраивания ...
«Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала как часть целостной образовательной среды дошкольной организации»
Консультация для музыкальных руководителей...
Педагогический проект «Современное цифровое пространство в образовательной среде дошкольной организации»
Деятельность в рамках проекта позволяет сформировать, раскрыть и апробировать механизмы выстраивания цифровой образовательной среды в дошкольной организации. Цифровая образовательная среда - это...
Образовательная среда дошкольной организации как условие духовно -нравственного развития личности ребенка.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Существенным шагом в понимании задач духовно-нравст...