«Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала как часть целостной образовательной среды дошкольной организации»
консультация

Петрова Наталья Александровна

Консультация для музыкальных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_muz_zala.docx22.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

БДОУ г. Омск Детский сад №116 комбинированного вида

«Развивающая предметно-пространственная среда музыкального  зала как часть целостной образовательной среды дошкольной организации»

Выполнила: музыкальный руководитель Петрова Н.А.

2023 г.

Целью музыкальной развивающей среды является развития творческих

проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Задачи музыкальной предметно-развивающей среды:

 Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От

компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого

зависит, станет ли эта среда развивающей.)

Обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную)деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам.

Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.

 Стимулировать развитие творческих способностей.

 Развивать музыкальность, любознательность, стремление экспериментированию.

 Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

содержательно- насыщенной;

полифункциональной;

трансформируемой;

доступной;

безопасной;

вариативной;

большой, светлый, музыкальный зал, оборудован всемнеобходимыми для педагогического процесса.

Здесь проходит образовательная деятельность, досуговые мероприятия,

праздники, театрализованные представления, родительские собрания, а также

педагогические совещания и семинары.

Музыкальное развитие детей осуществляется в музыкальном зале, где созданы все условия для этого.

Обстановка музыкального зала комфортна и эстетична .

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в

музыкальном зале;

 Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей) ;

 Учет возрастных особенностей детей;

 Учет образования детей с ОВЗ, ЗПР, особыми потребностями в обучении, др.

категорий детей (если таковые имеются в группе).

Оснащение музыкального зала.

Оборудование:

Рабочее место музыкального руководителя(стол рабочий, место для

работы с детьми – собственно музыкальный зал, детские стулья);

 Шкаф, стеллаж для хранения документации, папок, литературы;

 Доска переносная магнитная;

 ТСО (DVD, музыкальный центр, ноутбук, экран, проектор);

 Фонотека по группам;

Содержание документации музыкального зала:

 Конвенция о правах ребенка;

 Конституция РФ;

 Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка РФ»;

 Закон РФ «Об образовании»;

 Решение правительства РФ по вопросам образования;

 Образовательные стандарты по музыкальному развитию дошкольников;

 Должностная инструкция педагога;

 Тематический план работы музыкального руководителя на год;

 Основная рабочая программа музыкального руководителя;

Музыкальные журналы(«Справочник музыкального руководителя»,

«Дошкольное воспитание», «Музыкальная палитра», «Музыкальный

руководитель»)

 подборки статей из методических журналов и газет по разделу

«Музыкальное воспитание дошкольников»;

 Нотные сборники;

 Детская художественная литература;

Учебно-наглядные пособия:

 Образцы дидактических пособий;

 Комплексы материалов для проведения занятий по музыкальному

воспитанию;

 Настольно-печатные музыкально-дидактические игры;

 Атрибуты для игр-плясок;

 Кукольный театр;

 Репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям;

 Портреты композиторов;

 Альбомы по творчеству композиторов;

 Музыкальный инструмент для педагога – фортепиано,аккордеон,

синтезатор;

Музыкальные инструменты для детей (со звуком неопределенной высоты –

маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румба, кастаньеты, палочки,

погремушки, колокольчики, бубенцы; издающие один звук – свирели, дудки;

русские народные – ложки, гармошки, коробочки, трещотки; с диатоническим

и хроматическим звукорядом – металлофоны, ксилофоны,колокольчики);

Положения и инструкции:

 инструкция по технике безопасности;ϖ

Разработки:

 Занятий;

Развлечений;

 Мероприятий, проводимых с родителями;

Аудиовизуальные средства обучения:

 Набор DVD-дисков;

 Набор аудиокассет и дисков;

Паспорт музыкального зала:

 Перечень оборудования и документация музыкального зала;

 Перспективы развития музыкального зала;

 Расположение материала музыкального зала в соответствии с паспортными

данными (нумерация шкафов, стеллажей);

 Режим работы музыкального зала;

Соответствие СанПиНам:

Огнетушитель

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в

музыкальном зале.

 Оборудование пространства зала соответствует санитарно-гигиеническим

требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически

привлекательно и развивающее.

 В интерьере зала, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах

обстановки преобладают светлые спокойные тона.

 В зале создана комфортная предметно-пространственная среда,

соответствующая различным возрастным, гендерным, индивидуальным

особенностям детей.

Полифункциональностьпредметной среда пробуждает активное

воображение детей, и они всякий раз по новому перестраивают имеющееся

игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья.

Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому

взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять

активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

В развивающей среде музыкального зала отражены основныенаправления образовательных областей ДО:

 коммуникативно-личностное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;

 физическое развитие.

Пространство музыкального зала имеете различные, хорошо разграниченные

центры развития:

 центр музыкальной деятельности;

 центр слушания музыки;

 центр для музыкально-театрализованных игр;

 центр настольно-печатных музыкально-дидактических игр;

Центр для музыкально-театрализованных игр:

 Кукольный театр (Колобок, Курочка Ряба,Заячья избушка);

 Настольный театр (Колобок, Теремок, Заячьяизбушка);

Театр с игрушками Би-ба-бо;

 Маски персонажей и костюмы;

 Декорации и ширма;

 Картотека музыкальных и театрализованных игр;

Атрибуты для игр-плясок (разноцветные ленты, флажки, цветы,

веера-виолы, листья деревьев, шишки, осенние веточки и др.)

Центр музыкальной деятельности:

Музыкальные инструменты со звуком неопределенной высоты (маракасы,

бубны, барабаны, треугольники, румба, палочки, погремушки,

колокольчики);

 Музыкальные инструменты, издающие один звук (дудки);

Русские народные музыкальные инструменты(ложки, гармошки,

трещотки);

Инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны,

ксилофоны);

 Диски с музыкой и сказками;

Музыкальный центр;

 Фонотека;

 Репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям;

 Портреты композиторов;

 Мультимедийный проектор;

Центр настольно-печатных музыкально-дидактических игр:

 Картотека музыкально-дидактических игр;

Настольно-печатные музыкально-дидактические игры («Лесенка», «Сколько

нас поёт», «Солнышко и тучка», «Кого встретил колобок», «Поющая гусеница», «Теремок», идр);

 Картотека музыкальных пальчиковых игр;

 Магнитная доска;

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечиваетвозможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательнонасыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.

Дляорганизация педагогического процесса музыкального развития дошкольников

имеются и постоянно пополняются необходимые оборудования и материалы -

музыкальные игрушки и инструменты, музыкально-дидактические пособия и игры,игрушки - самоделки, всевозможная методическая литература, различные

костюмы и атрибуты, оборудование для художественно-театральнойдеятельности.

Методическая литература: «Праздник каждый день» (от2-7лет), собрана подписка журналов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в соответствии с примерной основной образовательной программой, выбранной дошкольной организацией»

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, осваивающих примерную основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до шк...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандарто...

Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздоровления в дошкольной образовательной организации"

Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздо...