«Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала как часть целостной образовательной среды дошкольной организации»
консультация
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
БДОУ г. Омск Детский сад №116 комбинированного вида
«Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала как часть целостной образовательной среды дошкольной организации»
Выполнила: музыкальный руководитель Петрова Н.А.
2023 г.
Целью музыкальной развивающей среды является развития творческих
проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Задачи музыкальной предметно-развивающей среды:
Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От
компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого
зависит, станет ли эта среда развивающей.)
Обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную)деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам.
Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.
Стимулировать развитие творческих способностей.
Развивать музыкальность, любознательность, стремление экспериментированию.
Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
содержательно- насыщенной;
полифункциональной;
трансформируемой;
доступной;
безопасной;
вариативной;
большой, светлый, музыкальный зал, оборудован всемнеобходимыми для педагогического процесса.
Здесь проходит образовательная деятельность, досуговые мероприятия,
праздники, театрализованные представления, родительские собрания, а также
педагогические совещания и семинары.
Музыкальное развитие детей осуществляется в музыкальном зале, где созданы все условия для этого.
Обстановка музыкального зала комфортна и эстетична .
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в
музыкальном зале;
Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей) ;
Учет возрастных особенностей детей;
Учет образования детей с ОВЗ, ЗПР, особыми потребностями в обучении, др.
категорий детей (если таковые имеются в группе).
Оснащение музыкального зала.
Оборудование:
Рабочее место музыкального руководителя(стол рабочий, место для
работы с детьми – собственно музыкальный зал, детские стулья);
Шкаф, стеллаж для хранения документации, папок, литературы;
Доска переносная магнитная;
ТСО (DVD, музыкальный центр, ноутбук, экран, проектор);
Фонотека по группам;
Содержание документации музыкального зала:
Конвенция о правах ребенка;
Конституция РФ;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка РФ»;
Закон РФ «Об образовании»;
Решение правительства РФ по вопросам образования;
Образовательные стандарты по музыкальному развитию дошкольников;
Должностная инструкция педагога;
Тематический план работы музыкального руководителя на год;
Основная рабочая программа музыкального руководителя;
Музыкальные журналы(«Справочник музыкального руководителя»,
«Дошкольное воспитание», «Музыкальная палитра», «Музыкальный
руководитель»)
подборки статей из методических журналов и газет по разделу
«Музыкальное воспитание дошкольников»;
Нотные сборники;
Детская художественная литература;
Учебно-наглядные пособия:
Образцы дидактических пособий;
Комплексы материалов для проведения занятий по музыкальному
воспитанию;
Настольно-печатные музыкально-дидактические игры;
Атрибуты для игр-плясок;
Кукольный театр;
Репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям;
Портреты композиторов;
Альбомы по творчеству композиторов;
Музыкальный инструмент для педагога – фортепиано,аккордеон,
синтезатор;
Музыкальные инструменты для детей (со звуком неопределенной высоты –
маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румба, кастаньеты, палочки,
погремушки, колокольчики, бубенцы; издающие один звук – свирели, дудки;
русские народные – ложки, гармошки, коробочки, трещотки; с диатоническим
и хроматическим звукорядом – металлофоны, ксилофоны,колокольчики);
Положения и инструкции:
инструкция по технике безопасности;ϖ
Разработки:
Занятий;
Развлечений;
Мероприятий, проводимых с родителями;
Аудиовизуальные средства обучения:
Набор DVD-дисков;
Набор аудиокассет и дисков;
Паспорт музыкального зала:
Перечень оборудования и документация музыкального зала;
Перспективы развития музыкального зала;
Расположение материала музыкального зала в соответствии с паспортными
данными (нумерация шкафов, стеллажей);
Режим работы музыкального зала;
Соответствие СанПиНам:
Огнетушитель
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в
музыкальном зале.
Оборудование пространства зала соответствует санитарно-гигиеническим
требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически
привлекательно и развивающее.
В интерьере зала, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах
обстановки преобладают светлые спокойные тона.
В зале создана комфортная предметно-пространственная среда,
соответствующая различным возрастным, гендерным, индивидуальным
особенностям детей.
Полифункциональностьпредметной среда пробуждает активное
воображение детей, и они всякий раз по новому перестраивают имеющееся
игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья.
Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому
взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять
активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
В развивающей среде музыкального зала отражены основныенаправления образовательных областей ДО:
коммуникативно-личностное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Пространство музыкального зала имеете различные, хорошо разграниченные
центры развития:
центр музыкальной деятельности;
центр слушания музыки;
центр для музыкально-театрализованных игр;
центр настольно-печатных музыкально-дидактических игр;
Центр для музыкально-театрализованных игр:
Кукольный театр (Колобок, Курочка Ряба,Заячья избушка);
Настольный театр (Колобок, Теремок, Заячьяизбушка);
Театр с игрушками Би-ба-бо;
Маски персонажей и костюмы;
Декорации и ширма;
Картотека музыкальных и театрализованных игр;
Атрибуты для игр-плясок (разноцветные ленты, флажки, цветы,
веера-виолы, листья деревьев, шишки, осенние веточки и др.)
Центр музыкальной деятельности:
Музыкальные инструменты со звуком неопределенной высоты (маракасы,
бубны, барабаны, треугольники, румба, палочки, погремушки,
колокольчики);
Музыкальные инструменты, издающие один звук (дудки);
Русские народные музыкальные инструменты(ложки, гармошки,
трещотки);
Инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны,
ксилофоны);
Диски с музыкой и сказками;
Музыкальный центр;
Фонотека;
Репродукции картин, иллюстрации к музыкальным произведениям;
Портреты композиторов;
Мультимедийный проектор;
Центр настольно-печатных музыкально-дидактических игр:
Картотека музыкально-дидактических игр;
Настольно-печатные музыкально-дидактические игры («Лесенка», «Сколько
нас поёт», «Солнышко и тучка», «Кого встретил колобок», «Поющая гусеница», «Теремок», идр);
Картотека музыкальных пальчиковых игр;
Магнитная доска;
ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечиваетвозможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательнонасыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.
Дляорганизация педагогического процесса музыкального развития дошкольников
имеются и постоянно пополняются необходимые оборудования и материалы -
музыкальные игрушки и инструменты, музыкально-дидактические пособия и игры,игрушки - самоделки, всевозможная методическая литература, различные
костюмы и атрибуты, оборудование для художественно-театральнойдеятельности.
Методическая литература: «Праздник каждый день» (от2-7лет), собрана подписка журналов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в соответствии с примерной основной образовательной программой, выбранной дошкольной организацией»
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, осваивающих примерную основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до шк...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандарто...
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Методические рекомендации по организации развивающей предметно- простанственной среды в ДОУ....
Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздоровления в дошкольной образовательной организации"
Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздо...