Образовательная среда дошкольной организации как фактор позитивной социализации ребенка.
консультация на тему
В детском саду для выполнения требований ФГОС дошкольного образования по социализации и индивидуализации дошкольников должны быть созданы условия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательная среда дошкольной организации как фактор позитивной социализации ребенка.
В детском саду для выполнения требований ФГОС дошкольного образования по социализации и индивидуализации дошкольников должны быть созданы условия.
Одним из факторов позитивной социализации ребенка является предметно-пространственная развивающая среда.
Предметно-пространственная развивающая среда муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» города Балашова Саратовской области» построена с учетом национально-культурных условий, с учетом половых и возрастных особенностей детей. При организации деятельности учреждения особое внимание коллектив уделяет формированию развивающей предметно-пространственной развивающей среде. Мы исходим из самоценности природы дошкольного детства и развития потенциальных возможностей каждого ребенка. Среда доступна, безопасна, приближена к домашней, содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребёнком разнообразных задач. Позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым. Дети, в соответствии со своими интересами и желаниями, могут свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. С помощью ширм, модульного оборудования, предметов-заместителей дети изобретают по своему воображению различные постройки, затем обыгрывают их. В группах имеются зрительные тренажеры по здоровьесберегающей методике А.Ф.Базарного (на потолке для гимнастики глаз) и вертикальных плоскостях (познавательная стена и т.д.).
Предметно-пространственная развивающая среда не обязательно должна быть богатой. Важно не разнообразие, а содержание, качество этой среды: должны быть развивающие игры, возможность сымитировать ситуации, в которые ребенок может попасть, и разрешить эти ситуации с помощью взрослого. Этому служат и игра, и наблюдение, и труд, который, кстати, очень важен для дошкольника. Если воспитатель регулярно и грамотно использует предметно-развивающую среду, то у ребенка развивается познавательная активность.
В нашем детском саду 10 групп, спортивный и музыкальный залы, театральная комната, изостудия, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, медицинский кабинет, изолятор, экологическая комната, русская-изба. Имеется достаточное количество современных развивающих пособий и игрушек. Помимо этого мы стремимся обогатить среду (познавательную, эмоциональную, двигательную для деятельность детей) стимулирующими элементами. Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.
Среда в подготовительной группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями», требующими от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.
Эта среда изменчива, динамична. Характерным для модели этой группы является и «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально - рефлексивной в культурно-коммуникативную.
Предметно-игровая среда групп организовывается таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу комплексного и гибкого зонирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства – принцип эмоциогенности.
В старших группах, где реализуется духовно-нравственная программа Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей» М.: 2014 г., реализация программы определена как культурологическая, развивающая, творческо-игровая, проективная среда - как маршруты духовного краеведения. Духовное краеведение - это интегрированные творческие, игровые, исследовательские формы путешествий по путям святости – страницам Священной истории, ознакомления с окружающим миром на основе ценностей православной культуры. Форма маршрута духовного краеведения для малышей – это вглядывание, вслушивание в окружающий мир, развитие качеств восприятия, внимания, наблюдательности и на этой основе творческое отражение всего красивого, увиденного в окружающем мире. Цель маршрутов духовного краеведения - открыть детям образы доброго мира, православные нравственно- этические ценности, нормы и их отражение в традициях жизни взрослых и детей и объектах культуры: музыке, живописи, произведениях религиозного искусства (наличие православных уголков в группах старшего возраста), произведениях детской субкультуры- играх, песнях, рисунках, детском фольклоре. Детям комфортно, они чувствуют, что их понимают взрослые.
Имеется полный состав учебно-методического комплекта Л.Л.Шевченко « Добрый мир, Православная культура для малышей». Кроме комплекта, руками родителей, педагогов и детьми изготовлены следующие материалы по реализации программы:
Макет «Русская изба»
Макет «Крестьянское подворье»
Макет «Уголок русской природы»
Макет Православного праздника «Рождество Христово»
Куклы в национальных костюмах.
Макеты храмов ;
Альбомы: «Моя семья», «Наша Родина – Россия», «Мой город»
Семейные древа, семейные гербы.
Отличительной особенностью детского сада является наличие уголка казаков в группе, где реализуется программа дополнительного образования детей по духовно- нравственному воспитанию дошкольников на основе православных традиций казачества. В этом уголке дети могут обращаться к картам Саратовской области, Балашовского района, нашего микрорайона; рисовать, рассматривать экспонаты, одежду казаков, шашки, книги и иллюстрации о казаках, создавать коллажи и макеты, играть в сюжетно-ролевые игры. Представленные здесь материалы позволяют приобщать детей к истокам Хоперской культуры и традициям народов, проживающей в нашей местности. Создание уголка казаков является результатом творческой работы всех заинтересованных лиц( педагогов, родителей воспитанников). В будущем планируем открыть в детском саду комнату казачьего быта.
В группах мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью нами используется различная мебель, в т. ч. и разноуровневая: диванчик, кресла, модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группах. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка (Принцип дистанции позиции при взаимодействии).
Принцип стабильности и динамичности даёт возможность использовать в пространстве переменные и заменяемые элементы убранства: сезонные ветки в вазе, материал на познавательной стене, библиотека и книжная выставка.
Принцип открытости – закрытости мы реализуем в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я».
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег, то в старшем дошкольном возрасте происходит его усложнение. В уголках детского экспериментирования дошкольники играют с песком, водой, они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. Знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.) также происходит в центре экспериментирования.
Элементы культуры — живописи, литературы, музыки, театра — входят в дизайн интерьера каждой группы. В раздевальных комнатах организована выставка детского творчества (рисунков, поделок). Воспитатели с уважением относятся к продуктивной деятельности каждого ребенка. Дети знают, где в группе можно хранить игрушки, "драгоценные" для них предметы, принесенные из дома, незаконченные поделки и рисунки – зона приватности.
Открытость обществу и открытость своего "Я" предполагает персонализацию среды группы. Для этого в группах имеются семейные альбомы. Кроме этого группы имеют свое название, которое также обыгрывается в предметной среде группы по принципу эмоциогенности (наличие игрушки).
Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, используя различные предметы и игрушки.
Принцип активности, стабильности и динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования.
Принцип комплексирования предметного мира реализуется с помощью модульного оборудования, которое имеются практически в каждой группе. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками и т. д., предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.
Принцип активности располагает использовать активный фон в горизонтальных (на потолке для гимнастики глаз) и вертикальных плоскостях (познавательная стена и т. д.)
Принцип учёта половых и возрастных особенностей наблюдается в обеспечении полной изоляции мальчиков и девочек в туалетной комнате, обеспечению равноценными по значению игрушками.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Педагоги нашего детского сада постоянно поддерживают элемент новизны т.е. смена материала во всех группах происходит регулярно, дидактические и развивающие игры и пособия часто заменяются; в средней группе смена материала происходит один раз в 2 - 4 недели, в зависимости от удовлетворения познавательных интересов детей.
Дети сразу замечают эти перемены, быстро находят новые пособия и действуют, играют с ними.
Предметно-пространственная развивающая среда, необходима для полноценного развития ребенка - это система материальных объектов его деятельности, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Дети, которые посещают наш детский сад, имеют разные семьи, и соответственно, ни для кого не секрет, что благодаря детским садам появляется возможность для каждого ребенка расширить предметный мир и получить всестороннее развитие.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Таким образом, можно отметить, что степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики
Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики...
Что такое развивающая образовательная среда дошкольной организации с позиций стандарта дошкольного образования
Cовокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования,...
Доклад "Роль предметно-пространственной и образовательной среды в личностном развитии, в позитивной социализации и развитии творческих способностей дошкольников"
Роль предметно-пространственной среды развитии дошкольников....
: Дорожная карта «Цифровая образовательная среда дошкольной организации»
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста....
«Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала как часть целостной образовательной среды дошкольной организации»
Консультация для музыкальных руководителей...
Методическая разработка "Цифровая образовательная среда в ДОО как фактор развития личности ребенка"
Разработка посвящена актуальному вопросу организации цифровой образовательной среды в ДОО....
Концептуальное изложение исследования «Применение инновационной технологии формирования финансовой грамотности в образовательном процессе дошкольной организации, как основы успешной социализации ребенка в обществе»
Одной из важнейших задач ФГОС ДО на современном этапе становится формирование социально подготовленной личности, где подразумевается в дальнейшем умение принимать решения в финансовой сфере, обе...